Блог пользователя Редактор Блога

Страница: ()   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  ()
Изображение пользователя Редактор Блога
от Редактор Блога - Суббота, 29 Август 2015, 19:24
для всего мира

Наследие... Это слово не раз повторяется в книгах Закона, Пророков и в Псалмах, в книгах Нового Завета. 

Мы видим удивительную диалектику развития этого понятия. 

Начинается все с очень простых вещей. 

Наследие -- это земля и дети. Возможность участвовать в продолжении жизни -- это наследие от Господа (Пс. 126:3). Авраам, Моисей испрашивают, а Бог обещает землю Своему народу в наследие (Исх. 6:8). Постепенно народу открывается, что это не просто имущество, но Земля обетованная, Земля святая. Это -- земля, которую наследуют кроткие сыны Царства (Мф. 5:5). Да и наследник, которого все ждут -- это не просто человек; это обетованный Спаситель мира, Христос.

Но и сам народ открывает о себе, что у него высокая миссия -- быть наследием Божиим, принадлежать Богу (Исх. 34:9). Ни про какой другой народ нельзя сказать, что он -- народ избранный, наследие Божие. С пришествием Спасителя это начинает относиться не только к народу Израильскому, но и ко всем христианам (1 Петр. 5:3). Церковь усвоила этот момент, и многие молитвы (см., напр., молитвы Утрени) говорят о верующих как о наследии Божием.

Апогей же можно увидеть в псалмах, где автор говорит о Самом Боге как части своего наследия, о возможности соединяться с Ним в жертвенной Чаше (Пс. 15:5), и в посланиях, где каждому верующему обещан Дух Святой как залог нашего наследия в вечности (Ефес. 1:12).

Когда мы называем наш колледж «Наследием», мы свидетельствуем о своей принадлежности к великому телу Церкви, о том, что мы верим в те обетования, которые были даны народу Божию, а значит, и нам.

 
Изображение пользователя Редактор Блога
от Редактор Блога - Суббота, 29 Август 2015, 19:23
для всего мира

Эмблема, в своем изначальном варианте разработанная преподавательницей нашего Колледжа Л.Н. Ратнер, сочетает в себе также несколько богословских смыслов. 

logo1.jpg

Образом выбран корабль, издревле ассоциирующийся к Церковью, ковчегом спасения. Вся наша жизнь -- это путь по волнам житейского моря. 

Что помогает двигаться кораблю? Парус, который изображается в виде свитка Торы, Закона. Этим мы свидетельствуем, что для нас Закон, заповеди Божии по-прежнему актуальны, и книги Ветхого Завета необходимо изучать не менее, чем книги Нового.

Парус держится на Кресте, символе нашего спасения. Мы спасаемся не своими собственными делами, но единой жертвой Господа нашего Иисуса Христа. 

Во втором варианте эмблемы, подготовленной студентом нашего Колледжа, А. Морозом, читается еще и якорь, который всегда ассоциировался с безопасностью, надеждой и спасением (Евр. 6:9). И мы хотели бы жить этой надеждой.

logo2.jpg


 
для всего мира

Интервью с Ильей Грицем, профессором, основателем библейского колледжа «Наследие» (Москва)

gritz.jpg

--Люди часто говорят о духовной жизни. Что такое, на ваш взгляд, духовная жизнь?

-- Тут надо очень точно определиться. Ведь есть огромное количество людей, которые читают книжки, ходят в театр и так далее, и все это они называют духовной жизнью. Для них духовная жизнь -- это жизнь эмоциональная, интеллектуальня, и спорить с ними по этому поводу совершенно не интересно. Но для людей, которые называют себя христианами, духовная жизнь -- это жизнь с Христом, с Духом Святым. Это не значит, что для христиан закрыта литература, искусство и все остальное. Нет, но без Христа, без Духа Святого все теряет смысл. Поэтому духовная жизнь -- это жизнь с Богом, общение с Богом, это молитва. И качество духовной жизни не зависит от того, кем человек работает, какой у него социальный статус, образование. Мы прекрасно знаем, что люди, которых мы называем действительно духовными, часто не имели формального образования, оно было минимальным. И есть огромное количество людей, у которых три, четыре диплома, всякие степени и прочее, а духовности никакой.

-- То есть это не связанные между собой вещи?

-- Есть духовность, и есть суррогат духовности. И это очень точно надо знать. Несколько дней назад ко мне пришла девушка -- выпускница богословского факультета одного из институтов. Она хочет учиться в нашем колледже. Я начинаю ее расспрашивать, что она читала, какие библейские книги. Выяснилось, что практически ничего. Бывает. Но при этом у нее диплом теолога. И это бывает сейчас. Я спрашиваю ее: «Чем бы вы хотели заниматься в жизни?» Отвечает: «Я хотела бы остаться на кафедре и преподавать патристику». -- «А вы знаете, чему учили отцы церкви, в чем стержень их учения?» -- «Да, конечно, богословию, духовности, Священному Писанию».

Я думаю, что, скорее всего, ее возьмут на кафедру. Но будет ли она при этом нести духовность студентам? Очень сомневаюсь. Я встречал огромное количество неверующих преподавателей богословских дисциплин. Если вы занимаетесь педагогикой, вы ведь не обязаны любить детей, это -- профессия. И ужас не в том, что эта девочка ничего не знает -- узнает, если захочет, конечно. А в том, что она уверена, что этого достаточно. И эту уверенность она станет передавать совсем молодым людям, и они будут выходить с уверенностью, что они все знают о духовности. Знать о духовности и пребывать в ней -- совсем не одно и то же.

-- Откуда происходит само понятие «духовность»?

-- От слова «дух». Мы читаем в Библии, с самых первых ее стихов, о том, что «Дух Божий носился над водою». Иногда этот Дух Божий настолько сильно входит в сердце человека, что человек начинает светиться! Вот это и есть духовность. Мы это знаем из опыта, из Библии, из истории церкви. На иконах этот свет пытаются символически изобразить в виде нимбов, каких-то свечений. Вы помните эпизод из Евангелий о восхождении Иисуса с учениками на гору Фавор и Его Преображении? Там Он стал светиться так, что ученики даже смотреть на Него не могли, у них болели глаза. Это был свет Духа Святого. Кстати, Христос взял с собой на гору не всех, а выбрал троих. Если бы Он привел с собой толпу в несколько тысяч человек, то большинство из них не увидело бы Преображения: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». То есть, чтобы какой-то уровень духовности иметь, нужно очистить сердце. Христос выбрал троих, о которых Он знал, что они увидят. Со временем начали видеть все ученики, когда Дух Святой на них сошел, -- но не сразу, это пришло постепенно, это процесс. Помните диалог, когда Иоанн Креститель беседует с Иисусом, кому от кого креститься? Там есть эпизод, когда услышал Иоанн голос с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Но это слышит Иоанн, остальные говорят: «Гром гремит», большего не слышат.



-- Как понять, в чем проявляется духовность, как ее увидеть?

-- Духовность, Дух Святой, присутствует во всякой жизни: живет человек, зеленеет трава, растут цветы -- это все деяния Духа Святого, но далеко не все это видят. Надо сначала очистить сердце, и тогда глаза сердца это увидят. И самое трудное, я еще раз это повторю, -- это не дать себя обмануть. Не духовностью и антидуховностью, здесь все просто: человек думает все время о новой одежде, о новой квартире, новом автомобиле, о поездках -- в общем, о том, что мы называем материальным. Это как раз нетрудно отличить. А вот духовное от псевдодуховного -- гораздо сложнее. Многие люди даже обидятся, когда прочтут эти слова: ну как же, я так хорошо знаю поэзию, инструментальную музыку. Такой человек искренне считает себя очень духовным.

-- Мне кажется, что многие поэты и художники в своих лучших творениях прикасаются к духовности...

-- Несомненно, только я бы сказал, что не они прикасаются к духовности, а Дух прикасается к ним. Но Он может прикасаться, а может и не прикасаться. Тут требуется ежедневная работа над своим сердцем. А сейчас очень многие люди не хотят трудиться таким образом, они хотят только потреблять, и бегают везде: там интересный проповедник, тут хороший хор, здесь лектор читает что-то интересное... В Москве, слава Богу, есть где и есть кого послушать. Я ничего не хочу сказать, их жизнь тоже может измениться, в один прекрасный миг они могут пробудиться. Пока человек жив, есть надежда, что он встретится с духовностью.

Духовность есть во всем живом, во всем, что Бог благословляет присутствием Духа, в любой форме жизни. Бог мертвого не творит. Но мы привыкли традиционно делить весь мир на живое и неживое, и детей так учим: цветы, деревья, птички, белочки, грибы -- живые, камни, вода, горы -- не живые. Но Бог творит только живое. Если мы не видим в чем-то жизни, то это еще не значит, что там ее нет. В Библии все время говорится, что великие подвижники, Авраам, Иаков, ставили камни в память: этот камень будет свидетелем того, что Бог здесь мне что-то сказал. «Свидетель» -- строгое слово. Свидетель обычно говорит тогда, когда его спрашивают. На суде его спрашивают -- он говорит. Когда будет то, что на бытовом уровне называют Пришествием Христовым, или Страшным Судом, свидетели заговорят. Помните эпизод, когда Господь входит в Иерусалим, -- его встречают, срезают ветви, бросают под ноги и кричат: «Осанна Сыну Давидову!»? Люди, которые к Нему никакой симпатии не испытывали, потребовали от учеников: «Скажите им -- пусть замолчат!» Иисус отвечает вместо учеников: «Если они замолчат -- камни возопиют». Почти всегда мы воспринимаем эти слова как метафору, а это -- правда. Представьте только -- Сам Сын Божий входит в Иерусалим. Не встречать Его -- значит проявить к Нему, к Творцу всего, просто жуткое неуважение и непочтение. Тогда камни стали бы кричать: «Осанна!» Я говорю это совершенно серьезно, и это не шутка и не метафора. Это абсолютная правда. Мы не видим в них жизни, но она есть. Мы просто это должны знать.



-- В чем вы видите воплощение подлинной духовности?

-- Я считаю, что преподавать Библию я не умею и заявляю об этом своим студентам. Я говорю им, что постараюсь передать им любовь к Священному Писанию. Если вы не полюбите его, то, какими бы ни были ваши познания -- филологические, историко-культурные, толку не будет никакого. Только любовь вам откроет что-то реальное, коснется вашего сердца и изменит вашу жизнь. Понимаете, подлинная духовность меняет жизнь. Меняет так, что человек видит себя не очень симпатичным. Когда он только приходит к вере, то ему кажется, что он вообще замечательный, ему только надо что-то немного исправить в себе. А все не так. И если он всерьез молится и просит Бога прийти, то происходят серьезные вещи. В Штатах я слышал однажды замечательную проповедь, вкратце суть ее такова: мы считаем себя вполне пристойными людьми и просим Бога, Духа Святого, прийти, вселиться в дом нашего сердца и жить там. Ну да, немножко он покосился, крыша прохудилась. Но Ты, Господи, поправь это и живи. И если мы серьезно просим об этом, то Он приходит, и первое, что Он делает, -- все разносит вдребезги. И это больно. Мы начинаем кричать: «Что же Ты делаешь? Я Тебя просил немножко крышу починить, а Ты весь дом вдребезги разбил!» А Он отвечает: «Я -- Царь и в этой жалкой лачуге жить не хочу. Я построю дворец в твоем сердце. Но сначала Мне нужно все разнести в клочья и весь этот мусор убрать». То есть начало жизни в Духе, духовности, может быть очень непростым и даже болезненным. Многие даже отходят, потому что начинаются испытания, такие проблемы открываются. Вдруг бездны в себе видишь. Далеко не всем это нравится. Но без этого невозможно.

У меня есть близкий друг, Джозеф, он живет в Бельгии. Он всю жизнь учился богословию: окончил семинарию, колледж, университет в Лувене, получил степень доктора богословия и... впал в депрессию. У него, как он говорил, стала огромная голова, набитая всякой всячиной, -- он разводил руки и делал из них круг над головой, и маленькое сердце -- величиной с грецкий орех. Потребовалось много времени, прежде чем он сумел выйти из этой депрессии. И помог ему в этом опыт пребывания в общине Жана Ванье. Кто-то ему посоветовал пойти туда. Там жили очень больные дети, дауны, которые даже говорить не умели. Его, тогда уже доктора богословия, взяли на самую скромную должность -- кормить этих детей. Он рассказывал, как кормил одного мальчика лет десяти, который ничего сам делать не мог: ни ложку держать, ни говорить. Когда Джозеф его кормил, тот ложку задерживал во рту очень долго. Кормление занимало страшно много времени. Джозеф начинал нервничать, возмущаться и был готов чуть ли не убить подопечного -- ему казалось, что мальчик над ним издевается. У него были еще другие дела, а мальчик его тормозил. Джозеф страшно злился, он говорил, что увидел тогда в себе и Гитлера, и Сталина. Все это продолжалось до тех пор, пока Жан Ванье не сказал ему, что мальчик так долго ест, потому что для него это единственный способ общаться. «Ты можешь говорить, читать, писать, а он, -- говорил Жан, -- может с тобой общаться только так, посредством кормления. Забудь, что у тебя где-то не помыт пол или что-то еще, -- ребенок важнее. Корми его. Сколько? Хоть весь день, но с любовью». И это перевернуло Джозефа. Он увидел, что эти дети понимают только язык любви. Он говорил, что знал о богословии почти все, но там, в общине, он начал учиться у этих детей языку любви, потому что другого они не знают. Это стало началом его исцеления. Сейчас мой знакомый просто светится: он учит людей читать Слово Божье, принципиально забыл все богословие и старается говорить только сердцем.

Есть много разных языков -- науки, музыки, литературы и другие. Они все нужны, но если в них нет любви, то все это пустое. Язык любви -- это сверхъ¬язык. Недавно мы праздновали День сошествия Святого Духа -- одновременно во всех церквах -- и читали о том, как Дух сошел, апостолы свидетельствовали, и их стали понимать люди, говорящие на разных языках. Мне кажется, что никакого чуда мгновенного обучения иностранным языкам там не было -- просто в них вошел Святой Дух, вошла Любовь, и -- поверх языка, поверх слов -- это до людей доходило.

-- Это чудо говорения языками, которые все понимали, наверное, антипод разделения языков, случившегося при строительстве Вавилонской башни, когда все перестали понимать друг друга.

-- Совершенно верно. Потому что тогда каждый думал лишь о себе. А если что-то говорится с любовью, вы всегда это поймете, на каком бы языке к вам ни обращались.

-- Спасибо, Илья Яковлевич. Пожелаем вам успехов в вашей такой нужной для людей деятельности и здоровья.

С Ильей Яковлевичем Грицем беседовала Екатерина Гуляева

фото Елизавета Астрецова

[ Изменено: Суббота, 29 Август 2015, 19:25 ]
 
Изображение пользователя Редактор Блога
от Редактор Блога - Суббота, 29 Август 2015, 19:11
для всего мира

Сын мой, ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим. 3:15-17)


Слова апостола Павла из его прощального письма к любимому ученику -- это завет для всей Церкви на все времена. Чтобы эти слова исполнялись в жизни современных христиан, и был создан наш Колледж.

Колледж «Наследие» -- это уникальное для России учебное заведение. Созданный по благословению архим. Виктора (Мамонтова) в 2003 году, вот уже десять лет он готовит «квалифицированных читателей Библии». Некоторые из проектов (семинары, миссионерские и педагогические курсы) Колледж осуществляет совместно с Миссионерской комиссией при Епархиальном совете г. Москвы и порталом Предание.

Главная цель обучения в Колледже -- вдохновить людей к чтению Библии, помочь полюбить Слово Божие. Учиться можно как очно, так и в онлайне.

В процессе обучения студенты избавляются от поверхностного восприятия Ветхого Завета, заново открывают для себя Новый. В Колледже изучают все книги Священного Писания в полном объеме, без сокращений. Программа по библейским дисциплинам по количеству часов превосходит курсы семинарий и теологических факультетов вузов.

Атмосфера в Колледже дружелюбная, нацеленная на сотрудничество. Преподаватели и студенты относятся друг ко другу поистине по-братски, с глубоким вниманием и взаимным уважением.

При обучении в Колледже важен результат, а не оценка. И выражается это в том, что уже в процессе обучения студенты и выпускники Колледжа ориентируются на служение, соответствующее дарам и призванию каждого.

Для поступления в Колледж важны три условия. Это любовь к Писанию, предварительная подготовка (катехизация) и готовность сделать обучение приоритетом на три года.

Как в настоящей школе, мы ожидаем от студентов готовности изучать различные подходы к пониманию Слова Божия -- от святоотеческого до современного историко-критического, а главное -- выработки собственного вдумчивого и молитвенного отношения к чтению.

Отсюда становится понятен профиль студента колледжа. Этот человек не первый год в Церкви, как правило, имеющий высшее образование и пришедший не за корочкой, а за знаниями. Самое главное, этот человек очень желает учиться и познавать волю Божию, выраженную через Священное Писание.

Однако Колледж не закрывает дверей и для тех, кто не удовлетворяет данным требованиям.

Так, не имеющим достаточной базы, но очень жаждущим познавать Св. Писание, можно предложить пройти у нас курс катехизации.

Все, присматривающиеся к Колледжу, но не готовые пока на полноценное обучение, приглашаются на молитвенные чтения Св. Писания раз в неделю.

Наконец, для тех, кто очень занят в труде на ниве Божией, мы готовы предложить обучение по индивидуальному плану и участие в выездных семинарах колледжа.


[ Изменено: Воскресенье, 21 Август 2016, 16:43 ]
 
для всего мира

Каждый христианин призван служить Богу и ближним.

Для того, чтобы лучше это сделать, нужно понять три вещи:

1. К чему меня призывает Господь, где мое поле служения, каким оно может быть.

2. Что мне необходимо из знаний, навыков, чтобы это сделать.

3. С кем мне это делать.

В нашем Колледже студенты могут выбрать для себя различные направления служения:

• Молитва о колледже.

• Расшифровка лекций и написание вопросов к лекциям.

• Верстка газеты, переводы.

• Помощь в катехизации, проведении семинарских занятий для младших курсов.

• Подготовка и проведение выездных семинаров.

• Организация праздников, программ для детей и подростков.

• Организация библейских кружков на приходах.

• Распространение информации о колледже, приглашение людей.

• Финансовая поддержка.

Навыки совместной работы

Все вышеперечисленное — это уже существующие служения. Но начинается все с малого. Сначала найти группу людей, которые вообще заинтересованы в том, чтобы хоть что-то делать, приобрести некоторые базовые навыки, и, через молитву и практический опыт, искать свое место в служении.

Часто благие намерения делать что-то с кем-то разбиваются о невнимательность друг ко другу и неумение конструктивно работать вместе. Попробуйте поработать с человеком, который увлечен своими идеями и не слышит других. Или с тем, кто будет критиковать все, что бы вы ни предложили. Или с тем, кто злится на вас, но при этом утверждает, что это никак не влияет на работу. Вам будет трудно. А если вы сами не осознаете, что происходит, через какое-то время вы просто разбежитесь в разные углы. Или же будете копить недовольство, время от времени сетуя, что вокруг так мало настоящих христиан.

А ларчик, на самом деле, открывается просто. Именно этому посвящены первые темы, которые мы проходим на курсе: это знакомство, групповое соглашение, распределение ролей в команде, внимательность к своим чувствам и чувствам других людей, умение поддерживать друг друга и помогать друг другу увидеть какие-то вещи через позитивную обратную связь.

Эти вещи составляют суть простой христианской добродетели — почтительности друг ко другу. А почтительность — это ступенька к любви. Если все участники этому обучены, совместный труд становится проще.

Выработка конкретных навыков

Навыки — это привычки поступать определенным образом. Например, навык организации — от лагеря до праздника, от учебного семинара до посещения дома престарелых, и так далее. Или навык выступления перед публикой. Или подготовки духовной беседы с определенными людьми.

Навыки невозможны без практики. А возможностей для практики у нас много.

Есть нужда в помощниках по организации жизни Колледжа, по выездным семинарам.

Есть конкретные места, где можно себя попробовать — в детском служении, в служении бедным, в больнице, и т.п.

Осмысление

Для большинства служений потребуется не просто «уметь» делать, но и понимать смысл. Поэтому будут включения — педагогический семинар, встречи с людьми, которые будут осмыслять опыт своего служения — катехизации, патронажной службы, библейской работы с детьми...

Мы также будем пытаться распознать собственные дары и таланты (иногда это возможно, когда осмысляешь свою жизнь, молишься и читаешь Писание, иногда об этом говорят другие), пытаться понять, куда расти в этом плане.

Продолжение служения

С окончанием колледжа служение не заканчивается, но продолжается по слову апостола: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петр. 4:10).

 
для всего мира

(2Тим.3:15)

Программа педагогического семинара

Религиозное образование, воспитание и развитие детей — все это важные, но далеко не простые задачи, стоящие перед любым христианским педагогом. В современном мире вопросы духовного развития человека приобрели особую остроту и противоречивость.

Как приобщить детей к духовной культуре человечества, ввести в православную христианскую традицию, помочь обрести свой путь в жизни? Как объяснить им в доступных понятиях, что библейские образы обращены к нам сегодняшним? Как показать людей и события Священного Писания, чтобы они стали интересными, привлекательными, созвучными современному молодому человеку? Как ответить для себя на вечные вопросы педагогики? Почему именно в детстве душа может так пытливо и без всяких сомнений обращаться за поиском ответов на «вечные» вопросы? В чем смысл и своеобразие самого детства? Как по-настоящему понять своего ребенка, услышать его вопросы, признать в нем неповторимую и не во всем зависящую от родителей личность?

Все, кто заинтересован в поисках ответов на эти вопросы, — родители, педагоги, кто просто неравнодушен в общении с детьми, — приглашаются к участию в педагогической обучающей программе «Ты из детства знаешь священные писания» (с использованием дистанционных технологий для интерактивного общения).

Программа предполагает:

• рассмотрение ключевых тем христианской педагогики,

• ознакомление с библейскими текстами, помогающими увидеть педагогическую парадигму в чтении Священного Писания,

• приобщение к опыту воспитания и образования, учитывающему как современные достижения детской педагогики и психологии, так и вековые традиции передачи непреходящих человеческих ценностей.

В программу включены тематические лекции с вопросами и обсуждением. Семинар будет транслироваться в онлайн режиме вебинаров для городов России и СНГ; запланированы два выездных семинара продолжительностью 2-3 дня и 7 дней, в которые входят теоретическая часть и практические занятия.

В качестве подготовки к каждой теме для чтения и размышления предлагаются отрывки из Священного Писания и соответствующие тематические материалы.

В подготовке и проведении лекций и семинаров принимают участие ведущие специалисты Москвы и Санкт-Петербурга, авторы книг и учебников, ученые, преподаватели, практические педагоги, священники.

Организаторы программы:

Миссионерская комиссия при Епархиальном совете г.Москвы,

Библейский колледж «Наследие» (г.Москва),

Исследовательский педагогический центр им. Я.А.Коменского (г.Санкт-Петербург),

Центральная городская юношеская библиотека им. М.А.Светлова (г.Москва),

Благотворительный фонд и интернет-портал «Предание».

Основные темы и ориентировочные сроки

1. Религиозное образование в современном мире. Что такое религиозное образование? Как не надо учить религии? Современная ситуация в России. (январь, лекция с обсуждением)

2. Цели и задачи христианской педагогики. Экскурс в историю церковной педагогической традиции. Содержание и особенности христианской педагогики, ее место и задачи в жизни Церкви. Основные исторические и смысловые вехи в церковной педагогической традиции христианства. (февраль, лекция с обсуждением)

3. Духовное образование, воспитание и особенности возраста ребенка. Феномен детства. Понятие о воспитании, обучении и развитии. Основные психофизические закономерности развития ребенка и особенности его духовной жизни в различные возрастные периоды. (март, лекция с обсуждением)

4. Практические вопросы религиозного образования в современной школе. Вопросы формирования у школьников целостного миропонимания, включающего в себя как научные, так и христианские представления, смыслы и ценности. Нивелирование надуманного «конфликта науки и религии», утверждение школьников в мысли, что научная и религиозная картины мира могут и должны быть едины. Примеры учебных программ и методик, способствующих становлению целостного мировоззрения с использованием культурологического и историко-научного подходов (апрель, лекция с обсуждением)

5. Вопросы коррекционной детской психологии. Учет возрастных потребностей и психофизических возможностей детей в процессе воспитания. Подходы, выработанные специальной психологией и специальной педагогикой. Примеры практических ситуаций. (май, лекция с обсуждением)

6. Игра в христианском воспитании. Роль и значение игры в период детства, коррекционные возможности игры в решении многих проблем ребенка. Знакомство с разнообразными подвижными играми для разного возраста. (июнь, выездной двухдневный семинар-тренинг)

7. Чтение Священного Писания с детьми. Основные принципы и подходы к чтению Священного Писания с детьми. Особенности чтения библейских текстов в группах разного возраста. (август, в рамках выездного недельного семинара)

8. Детская литература и разговор о христианстве. Детское чтение и «вечные» вопросы человека. Роль детской литературы в религиозном образовании. Христианский контекст литературного произведения. (август, в рамках выездного недельного семинара)

9. Изобразительное творчество как важная часть духовного образования ребенка. Знакомство с программами творческих занятий с детьми: театр, танцы, рисование и проч. (август, в рамках выездного недельного семинара)

10. Формы организации христианского воспитания. Работа над составлением практических программ деятельности. Особенности воцерковления детей нашего времени, возможности, проблемы. Значение устроения среды для воспитания в ней подрастающего поколения. Разнообразные формы организации воспитания в этой среде: скауты, воскресная школа, семейное движение, общинная жизнь, гимназии, клубы и кружки, и т.п. (август, в рамках выездного недельного семинара)

Программа рассчитана на январь-август 2013 года и в дальнейшем может быть продолжена. Для участия в программе нужно заполнить электронную форму и, для желающих участвовать в очном режиме, пройти собеседование.

Участие в лекционной части программы возможно за добровольное пожертвование, в выездных семинарах — с самостоятельной оплатой проживания и питания.

 
для всего мира

Цель Колледжа —

вдохновлять людей к совместному чтению Св. Писания и – через это –

к встрече с Богом.

Полное название нашего учебного заведения — Колледж библейских основ подготовки к церковным служениям. Соответственно, в жизни Колледжа существуют четыре направления:

  1. Учеба

А. Катехизация, или подготовительный курс - основы православной христианской веры с акцентом на изучение Св.Писания.

Б. Собственно учебный процесс — трехгодичное изучение книг Библии и всего, что с этим связано.

В. Свободное посещение любых спецкурсов после окончания обучения.

  1. Научная жизнь Доклады, семинары, конференции, стажировки.
  2. Церковное общение Братские отношения, взаимная забота и молитва друг о друге, 
  3. Подготовка к служениям Ознакомление с опытом разнообразных церковных служений, начиная со служения внутри Колледжа друг другу.

 

Наш подход к обучению можно описать рядом принципов, и о них полезно знать всем, кто думает об обучении в Колледже.

  1. Колледж — одно из возможных мест, где можно повысить свои знания о вере Христовой. Но это не просто учебное заведение; это школа духовной жизни. Для нас одинаково важен как образовательный процесс, так и атмосфера, взаимоотношения в Колледже,  молитва и забота друг о друге — все то, что способствует становлению подлинно церковных людей.
  2. Цель всего – жизнь в общении с Господом нашим Иисусом Христом. Всегда есть искушение искатьзнания ради знаний, искать служения ради самих служений, искать общения ради самого общения. Мы стараемся, чтобы у нас не было так; чтобы все, что происходит в Колледже, вело к лучшему познанию себя, Божьего замысла о себе, к послушанию Богу и к более тесному единению с Господом. Если человек по-настоящему честно ищет Бога, он поймет, что ни он сам, никто другой, ни одна церковная группа или организация не могут Его заменить. Ему нужен Сам Господь Иисус Христос, подлинный Бог и подлинный Человек, ему нужно богообщение. Если человек это поймет, придут и знания, и общение, и служения – и они будут на подобающем месте.
  3. Колледж – лишь одно из мест для восприятия полноты жизни в Церкви.  Колледж, наряду с приходом, семьей или монашеской общиной может быть лишь одним из тех мест, где человек ищет Христа. Лучше всего, если выбор места духовного возрастания не будет выбором по принципу «или-или», но по принципу «и-и». Так, очевидно, если человек не участвует в церковно-приходской жизни, его духовная жизнь будет неполноценной, сколько бы курсов он ни посетил. Нагрузка по учебе должна быть разумной, чтобы ни в коем случае не страдала семейная жизнь. Но не стоит и недооценивать важность Колледжа. Провалы в понимании библейского Откровения всегда негативно отражаются и на церковно-приходской, и на семейной жизни, и на служениях. 
  4. Центральное место в Колледже занимает изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Это основа, из которой вырастает все остальное – святоотеческие писания, церковная история, литургика и церковное искусство… Знание Писаний – это мерило церковности. Как говорил свт. Кирилл Иерусалимский: «Если я буду учить против Писания, мне не верь». Все остальные дисциплины у нас обязательно связаны со Св. Писанием. Мы не вводим новых курсов до тех пор, пока не находим преподавателя, который бы смог осмыслить их в библейском ключе, в соотнесенности со Св. Писанием.
  5. Писание может пониматься очень по-разному, и у преподавателей Колледжа могут быть весьма разные подходы к тому, как его понимать и преподавать – от святоотеческого до историко-критического (впрочем, в этом всегда соблюдается мера церковности). Задача студентов — учиться смотреть на это не как на противоречие, а как на симфонию, и в  разнообразии подходов находить то, что помогает возрастать в вере.
  6. В основе общего подхода в Колледже к Св. Писанию – молитва и стремление жить по Слову Божию. В Колледже всерьез относятся к тому, чтобы передать студентам понимание и культурного контекста Св. Писания, и церковной традиции толкования (этому посвящено большинство учебных часов). Однако, как и в древности, мы убеждены, что для правильного понимания Св. Писания важны не столько внешние знания, сколько стремление изучать Священное Писание молитвенно, и согласовывать Писание с действительностью, читать Писание жизнью. Писание задает нам перспективу, а способы его осуществления можно увидеть в практике церковной жизни. В том, чтобы выработать такое отношение, помогает изучение аскетического опыта Церкви, полноценное участие в церковно-приходской жизни и служении.
  7. Учиться можно ради информации, ради знаний, и ради внутренних изменений. Те, кто учится ради информации, должны много запоминать, быть на всех лекциях, много читать. Такие люди становятся ходячими энциклопедиями. Им все удивляются, но подлинных знаний у них нет. Те, кто учится ради знаний, понимания, читают немного, но вдумчиво, качественно, и больше стремятся понять прочитанное, чем набраться фактов. Такие становятся настоящими учеными. Те, кто учится ради внутренних изменений, порой даже не так много понимают, но зато то, что понимают, что им открывается, обязательно стараются воплотить в жизнь. Такими должны быть все думающие христиане. Мы ориентированы на второй и третий тип обучения.
  8. В Колледже поощряется самостоятельность мышления. Мы убеждены, что разум — это дар Божий, и мы должны им научиться пользоваться, просвещая его светом Откровения. Особенно сегодня, когда существует большое количество мнений и авторитетов, взаимно противоречащих друг другу, весьма важно научиться думать самостоятельно, на основе Библии. Понимание Писания предыдущими поколениями верующих, безусловно, важно, но оно не может заменить формирования собственного взгляда, позиции. Соответственно, мы поощряем дискуссии с преподавателями, когда студенты отстаивают свою позицию, используя методы цивилизованного спора. При этом для нас важно, чтобы дискуссии возникали ради лучшего понимания истины, а не ради абстрактных разговоров, и тем более не ради того, чтобы демонстрировать свое превосходство. Самостоятельные работы, которые предлагаются студентам, также преследуют именно эту цель — сформировать навык самостоятельного мышления и выражения своих взглядов.
  9. Таким образом, задачи в области обучения предполагают, что слушатель сможет:

·                    узнать информацию, которая помогает при толковании, и научиться ее находить (это лекции, учебники);

·                    научиться читать разные по жанрам тексты Библии: вчитываться в них, т.е. ставить хорошие вопросы, самостоятельно размышлять, особенно молитвенно;

·                    научиться проводить исследовательскую работу с источниками, выстраивать линию мысли, и доносить ее, в т.ч. в письменном виде, видеть многогранность понимания библейского текста (этому способствуют подходы разных преподавателей, а также работа с классическими толкованиями);

·                    научиться применять Библию к разным ситуациям – в педагогической и молодежной работе, катехизации, в апологетике и миссионерской работе, в социальном служении;

·                    учиться применять Св. Писание к собственной жизни, чтобы с молитвой искать ответы на свои вопросы в Слове Божием, и, не умаляя разума, видеть взаимосвязь современной картины мира и библейского Откровения.

  1. Мы учитываем духовный возраст и индивидуальность каждого, и верим в способность студентов принимать ответственные решения. Если человек не прошел настоящего воцерковления, мы рекомендуем пройти полноценную катехизацию, прежде чем приступать к обучению в Колледже. Далее, мы понимаем, что у каждого человека – свой церковный опыт, разные стартовые возможности, свой темп освоения материала – и учитываем это. Например, при подготовке самостоятельных работ одного человека даты и сроки подстегнут, а кому-то покажутся очередным бременем неудобоносимым. В области библейских исследований особенно важны интерес и  собственная инициатива, которые проявляются не сразу, у всех – в свое время. Форму работы, руководителя, сроки студент определят сам в сотрудничестве с тьютором. Мы не случайно предлагаем вариативность, многоообразие форм, оставляем возможность самостоятельно сформулировать тему и определить объем работы – для нас важно, чтобы работа оказалась своевременной и посильной. Если это нужно только для отчета, как форма контроля «сдал и забыл» - давайте будем честными: это не нужно ни нам, ни Богу. Конечно, и в библейском обучении есть некий минимум, который должны освоить все, но мы уверены, что для развития и настоящего творчества подход, основанный на обязательности чего-либо, работает плохо или не работает вовсе. Все – взрослые люди, у каждого ответственность перед самим собой и Богом. Наша задача – создать среду, где изучать Писание было бы плодотворно и радостно.                                                                                                                            
  2. Поэтому мы против оценок. Мы все вышли из советской школы, и привыкли к тому, что нас оценивают, сравнивают с другими, требуют что-то из того, что нам, возможно, и не интересно вовсе. Вряд ли это соответствует библейскому взгляду на человека как на существо, носящее в себе образ Божий, наделенное разумом, свободой, совестью, уникальное и неповторимое. В Колледже мы попытались уйти от традиционного подхода, связанного с оцениванием. Мы не ставим баллов и не сравниваем студентов друг с другом. Единственное сравнение, которое имеет здесь смысл – это сравнение себя вчерашнего и сегодняшнего. Конечно, нас заботит конечный результат – но как можно оценить, хорошо ли человек читает Писание? Это проверяется только жизнью.
  3. Вместе с тем, мы понимаем, что определенная совместная рефлексия и дисциплина учебы все же нужны. Они помогают сохранять ритм, не выпадать из процесса. Для этого мы проводим тьюторские встречи, на которых всесторонне обсуждаем учебу, организуем индивидуальное тьюторство[1], а также учитываем посещаемость и активность студентов при выдаче сертификатов об окончании обучения. Для проверки усвоения информации используются тесты, результаты которых знают только сами студенты. Так вы сможете самостоятельно оценить, что вы хорошо усвоили, а что не очень. Наша ответственность — дать вам инструменты для этого, например, обучить поиску вопросов и нерешенных проблем, работе с книгой, дискуссии, логике самостоятельного исследования, предоставить возможности для формирования навыков совместной деятельности и служения.
  4. Наш Колледж называется Колледжем подготовки к служениям, и в этом смысле он существует:чтобы подготовить к служению (зародить интерес, помочь осознать свои силы, волю Божию о себе, дать необходимые знания и заложить фундамент церковного подхода к служению, научить видеть духовные основы служения, делиться опытом деятельной жизни во Христе, уберегающими от «выгорания»), а также чтобы помочь уже служащим. При том, что у нас учатся и священнослужители, и приходские работники, мы не рассматриваем служения как деятельность только при храме. Рассказывать больному мужу о интересной лекции — служение. Молиться за кого-то — служение. Радостно встречать сокурсников и поить их чаем — служение. Организовать праздник для многодетной семьи – служение. Мы предоставляем нашим учащимся возможность попробовать себя в разных служениях через погружение в деятельность под руководством лучших профессионалов. Мы уверены: если в сердце будет жить благодарность Богу, служение обязательно родится.
  5. Колледж живет на пожертвования. У нас нет фиксированной платы, учиться могут все, кому это важно, вне зависимости от своих финансовых возможностей. Вместе с тем, «трудящийся достоин пропитания», и мы просим студентов не забывать о том, что именно от пожертвований зависит размер зарплаты преподавателей, возможность оплачивать помещение и приглашать отдельных интересных лекторов, обеспеченность учебного процесса (сайт, печатные материалы, интернет-обучение, библиотека) и возможность принимать малообеспеченных участников на выездные семинары. Таким образом, отношение к вопросу пожертвований показывает подлинную меру ответственности учащихся за Колледж как общее дело.
  6. Для нас очень важна обратная связь. Мы нацелены на постоянное совершенствование учебного процесса, и для нас очень важно понимать, что получается хорошо, а чего не хватает, что можно было бы добавить или изменить, чтобы было еще лучше. Мы проводим регулярное анкетирование, чтобы узнать, насколько студенты удовлетворены учебой, и приветствуем любые предложения, выдвинутые лично, в письме или через форум, а особенно приветствуем непосредственное включение студентов в созидание общей жизни Колледжа. Так что, дорогие студенты, если что-то в обучении вам кажется нуждающимся в изменениях, проговорите это. Если вы хотели бы сами что-то предложить – тем более проговорите, а еще лучше – сделайте!

 



[1]     Вопросы для саморефлексии могут включать:

·                        удалось ли выбрать интересную тему и сохранить интерес, увлечение, что этому помогало,

·                        как я ощущал себя, что было легко, а что трудно, доволен ли я процессом и почему,

·                        испытывал ли я дефицит знаний/умений/навыков, и где мои сильные стороны,

·                        были ли попытки взаимодействия с преподавателями и другими студентами, кто помог, поддержал, с кем было легко или сложно работать и почему,

·                        удалось ли завершить дело, приложил ли я достаточно усилий, что удалось достичь, смог ли я выразить то, что хотел,

·                        открыл ли я для себя что-то, и что мне дала эта работа в целом.

 
Изображение пользователя Редактор Блога
от Редактор Блога - Пятница, 28 Август 2015, 18:58
для всего мира

Колледж «Наследие» - учебное заведение для тех, кто хочет знать истоки своей веры и жить по Слову

Корреспондент Правмира О.Головко беседут с В.С. Стреловым, ректором Колледжа библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие».

Почему у вашего колледжа такое название?
Служить друг другу - это призвание каждого христианина. В Евангелии мы видим, как Сам Господь говорит о себе как о служащем (Лк. 22.27), и все первые христиане живут Его примером. Где и как я призван и могу служить - вот вопрос, который ставит перед нами Евангелие. И оно же помогает видеть путь, дает надежду и укрепляет, чтобы стоять в избранном пути.
Обучающиеся у нас студенты не просто приходят и слушают лекции по Священному Писанию, многие из них полученные знания используют на практике: как основу в деле миссии и катехизации, в преподавании общегуманитарных дисциплин, в священническом служении (у нас в онлайн режиме учатся три священника).
Однако мы не «заточены» на какую-то определенную специализацию. По слову апостола, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3.16-17). Если наш студент просто живет так, что через него становится видно, что христиане - люди иные, он уже выполняет служение свидетельства. Ну а про слово «Наследие» я не буду пояснять, кому интересно, сами найдут, что оно означает, как раз будет опыт изучения Св. Писания.
Илья Яковлевич Гриц, основатель нашего колледжа, как-то на вопрос, « кого вы готовите», ответил, что мы готовим квалифицированных читателей Библии. Я думаю, что это очень точное определение. Студенты нашего колледжа освобождаются от поверхностного чтения Нового Завета, открывают для себя Ветхий Завет, и Библия становится для них целостной книгой.

А что дает такое погружение в Св. Писание, особенно в Ветхий Завет, для духовной жизни?
Сегодня среди православных христиан нередко виден разрыв между богословием и жизнью.Например, сейчас нередко говорится о важности покаяния, в том числе и по поводу прошлого. Но вряд ли это означает, что мне нужно каяться в убийстве царской семьи или сталинских репрессиях - нас тогда на свете не было. Менять отношение к прошлому нужно, поняв, что некоторые формы мышления советского времени и поведения проникли и в нашу жизнь. Например, если человеку что-то не нравится, в том числе и в церковной жизни, он идет и докладывает вышестоящему начальству, - вместо того, чтобы подойти и просто поговорить с тем, на которого собрался жаловаться.  Об этом нам Евангелие и говорит: «Если   же   согрешит   против   тебя   брат   твой,  пойди   и   обличи   его   между   тобою   и   им   одним;  если   послушает   тебя,  то   приобрел   ты   брата   твоего» (Мф 18.15).Или, например, почти нормой в современной церковной жизни является злословие, когда кто-то на основании слухов публично пишет о том, что такой-то человек - враг Церкви, тогда как в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь» (Сир. 19.15,16). Вот почему для нас важен, в том числе, и Ветхий Завет: он дает эти самые базовые нормы жизни.Прежде чем научиться любить до отдания своей жизни за врагов своих, нужно хотя бы научиться следить за своим языком, по-братски помогать даже врагу, попавшему в беду, заботиться о бедных (во всех смыслах этого слова), и так далее. И вот когда человек начинает читать сам Священное Писание и разбираться, он вдруг видит, что этого базового уровня у него нет. И каяться нужно в том, что моя жизнь по очень простым вещам не соответствует ни Евангелию, ни даже нормам Ветхого Завета.
Но Библия - это не только сборник норм поведения. Это, если можно так выразиться, послание Божие Своему народу. В нем можно найти и ободрение, и надежду, и радость. В Колледже мы вместе учимся это видеть, но объяснить это непросто - это нужно пережить опытно.

Каковы особенности учебного процесса в колледже?
Для нас важно, чтобы студенты не просто получали знания, но чтобы колледж давал и некий образ взаимоотношений, которые могут быть в Церкви. Знаете, есть учебные заведения, нацеленные на усвоение знаний, а есть, как выражаются педагоги, «атмосферные», где учит сама обстановка, отношения. Мы хотим принадлежать к школе второго типа.
В чем это выражается? В частности, у нас проводятся выездные семинары:летом и зимой мы на несколько дней выезжаем со студентами для того, чтобы вместе читать книги Священного Писания, молиться. И преподаватели, и студенты общаются между собой. Занятия становятся не просто чтением, но проблемным изучением, когда можно ставить вопросы о том, как читаемое относится к нашей современной жизни. Часто люди делятся тем, что им препятствует, например, воплотить в жизнь то, о чем говорится в Священном Писании.Это становится определенной школой духовной жизни.
Недавно мы выезжали к о. Антонию Лакиреву, преподавателю курса по Новому Завету, чтобы вместе участвовать в Литургии и говорить о молитве - мы стараемся несколько раз в год проводить такие пастырские встречи. Так вот, первые пятнадцать минут о. Антоний ничего не говорил, а все участники беседы формулировали вопросы и думали над ними. Это размышление углубило потом уровень разговора. Людям, воспитанным в постсоветском пространстве, хочется готовых ответов, рекомендаций. Тогда как очень важен сам процесс размышления, личностного поиска, возможность шире взглянуть на проблему.
Еще одна наша особенность заключается в том, что у нас не ставятся оценки. Как можно оценить знание Писания? Это жизнь показывает, усвоил человек изложенное там или нет. Если он выучил все, что было ему предложено, но при этом его жизнь не соответствует заповедям, отличная оценка будет только вводить его в заблуждение. Да и оценка часто ведет к тому, что один, оценивающий, становится как бы выше другого. Я думаю, авторитет учителя не в этом должен проявляться.
А как влияют оценки на саму жизнь? Мы привыкли со школы, что нас постоянно оценивают. Хотелось бы, чтобы, когда люди приступали к изучению Слова Божия, у них не было страха, что они могут не дотянуть до какой-то планки. Здесь каждый может, в ту меру, которую Господь ему дает, прочесть текст.

Сейчас ведутся споры между сторонниками буквального прочтения библейского текста, или исключительно по толкованиям святых отцов, и теми, кто предполагает, что Писание нужно читать с использованием всей современной научной методологии. Какой позиции в этом придерживаетесь вы?
Только что прошла общецерковная конференция «Современная библеистика и Предание Церкви», и мне запомнился образ, который дал зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры М.Г. Селезнев. Он уподобил традицию понимания Св. Писания живому древу, и тогда разные подходы к толкованию будут подобны срезам в разных местах, но по сути все растет от одних корней и питается одними соками.
Когда мы проводим вступительное собеседование, мы предупреждаем студентов, что им придется непросто: в колледже мы стараемся одновременно совместить различные подходы, и порой у студентов «голова идет кругом», какой же подход выбрать. А к концу уже первого курса становится понятно, что не нужно выбирать что-то одно, такая полифония интерпретаций как раз помогает более полно увидеть текст, он представляется уже не плоским, а объемным.
Каждый преподаватель в колледже подходит к преподаванию Священного Писания по-своему.
Скажем, Владимир Владимирович Сорокин, читающий курс историко-культурного контекста Св. Писания. Выпускник историко-филологического факультета РУДН, он повышал свою квалификацию в Иерусалимской библейской школе, и сегодня у него можно учиться тому, как работает с текстом профессиональный ученый, используя методы исторической критики.
Алексей Борисович Сомов, который сейчас защищает докторскую диссертацию по библеистике в голландском университете VU, показывает, как можно обогатить понимание Священного Писания с помощью привлечения текстов периода второго храма, которые стали доступны нам только в ХХ веке. На его курс ходят профессионалы в области религиоведения и библейских исследований.
Совершенно другой подход у Ильи Яковлевича Грица, основателя нашего колледжа.Илья Яковлевич часто прибегает, в том числе, к иудейской экзегезе Ветхого Завета, потому что эта традиция также может значительно обогатить наше понимание текста. В своих лекциях он не только размышляет о тайнах Писания, но и старается связать текст с жизнью слушателей, оттого его беседы всегда такие жизненные.
Когда я читаю курс по Деяниям и Посланиям апостола Павла,для меня важно обратить внимание студентов на святоотеческие источники толкования, но также и связать, собственно, миссионерскую деятельность апостола Павла с тем, что мы видим в современной жизни Церкви.
О других преподавателях и их курсах я не буду сейчас так много говорить, хотя каждый достоин отдельного разговора. Скажу только, что у нас студенты могут увидеть, как библейский текст живет в искусстве, философии, в диалоге с научным знанием, как изучение языков помогает лучше чувствовать смыслы, заложенные в тексте.

Есть ли какой-то отбор при поступлении? Могут ли у вас учиться люди из других городов?
Мы принимаем студентов в результате собеседования, которое включает в себя заполнение анкеты, из которой можно понять, насколько человек знаком с текстом Священного Писания. Скажем, прочел ли он весь Новый Завет и Пятикнижие, если у него любимый псалом,что он помнит из жизни определенных персонажей Библии. Для нас также важно, чтобы человек имел уже определенный опыт жизни в Церкви, не был неофитом. Если же он совсем недавно в Церкви, мы предлагаем ему подготовительное отделение, своего рода катехизацию. У нас совместная катехизаторская программа с храмом свв. Космы и Дамиана на Маросейке, да и в помещении нашего колледжа, который сейчас располагается на Павелецкой, в христианском культурном центре «Встреча», можно пройти такой курс в течение года. На подготовительное отделение может поступить любой человек, с любым знанием Библии или совсем без этого знания.
В колледже есть возможность и онлайн-обучения, мы считаем это очень важным направлением развития. Больше половины тех, кто сейчас учится на первом и втором курсе - это люди из разных регионов России, некоторые наши учащиеся - из стран СНГ, Балтии, Западной Европы, в основном это эмигранты. Таким образом, мы можем включить в свое обучение как людей, у которых в своем регионе просто нет возможности получать богословское образование, так и тех, кто имеет физические ограничения. И зачастую оказывается, что это не мы учим их, а они могут многому нас научить.Те люди, которые мужественно преодолевают свою болезнь, при этом ещё могут заниматься миссионерской деятельностью, преподавать, организовывать сообщества для людей, которые имеют также ограничения, и помогать им встроиться в обычную жизнь. Мне кажется, что это важно, и колледж здесь, хочется надеяться, также вносит свою лепту в то, чтобы такие люди поддерживали надежду.

Вы говорите об онлайн обучении, это требует определенных затрат. За счет чего живет Колледж?
С самого начала мы приняли, что Колледж живет на пожертвования. Мы здесь руководствуемся двумя принципами, которые оставлены нам первенствующей Церковью, с одной стороны, что «трудящийся достоин пропитания» (1 Тим. 5.18), с другой стороны, «если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8.12,13). У нас может учиться и студент, который ничего не зарабатывает, и бизнесмен, который добровольной жертвой это покрывает. Впрочем, сейчас для развития Колледжа на портале Предание открыт сбор пожертвований, и мы благодарны всем, кто нас поддерживает - как молитвой, так и материально.

А как относятся семьи ваших учащихся к тому, что они отсутствуют дома три дня в неделю на протяжении трех лет?
Мы стараемся создать пространство, где было бы уютно не вопреки семье, а вместе с семьей. К примеру, дети - это неотъемлемая часть колледжа. Когда мы проводим выездные семинары, мы специально думаем о том, каким образом организовать детскую программу.Взрослые порой слишком зацикливаются на знаниях и теряют живое восприятие жизни, а дети, общение с ними его помогают вернуть.

Видите ли вы изменения в отношении к Священному Писанию в нашей Церкви?
Когда в 2003 году совместные чтения Священного Писания были предложены на лагере-форуме «Федоровский городок», для многих людей, несмотря на то, что там присутствовали священники, такие чтения все равно казались каким-то новаторством. Но сегодня кружки по изучению Священного Писания распространены по всей России, и на портале Предание можно найти группу в своем регионе. На конференции, о которой я упоминал, звучали доклады, посвященные современной интерпретации Св. Писания в Церкви, был поставлен ряд вопросов, в том числе о новом переводе Св. Писания. Такой интерес свидетельствует о том, что отношение к Св. Писанию в Церкви в целом становится качественно иным.
Библейские кружки, новые переводы, научные конференции по Св. Писанию... На мой взгляд, следующий шаг для Церкви - чтобы Св. Писание вошло в жизнь не только ученых и активных взрослых прихожан, но и в жизнь детей, подростков, чтобы Библия с ранних лет сопутствовала человеку. Порой сталкиваешься с тем, что некоторые родители боятся с детьми читать Священное Писание, а вот Библию, изложенную для детей, - нет, хотя вернее было бы наоборот. Детская Библия зачастую дает очень однозначное и далеко не полное прочтение того или иного эпизода. У ребенка может сложиться впечатление: «ну вот, я всё понял, книга прочитана, основные события я знаю». И когда он вырастет, не будет знать,что у этого текста может быть несколько уровней прочтения.
Мы два года вели при колледже специальный педагогический семинар, где родители могли прийти и поучиться тому, как читать Писание вместе с детьми. Какие отрывки можно брать в определенном возрасте, какие не стоит, как настраивать ребенка, какими приемами можно пользоваться для того, чтобы что-то получилось. Родители, которым нужна дополнительная практика, могли, и до сих пор могут посещать занятия, которые проводит организатор семинара Маргарита Белотелова в культурном центре «Покровские ворота». Сами дети, подростки могут принять участие в специальных зимних и летних лагерях, которые проводятся таким образом, что изучение Священного Писания там действительно играет основную роль.
Мне кажется очень важным, чтобы настоящее знакомство со Священным Писанием не откладывалось до взрослого возраста, не рассматривалось как нечто дополнительное в духовной жизни. Важно с самого начала знать: есть текст, к которому я могу обратиться со своими вопросами, и ответы будут совсем небанальными.
Илья Яковлевич Гриц в свое время сказал такую вещь, может быть, несколько провокационную. В XX веке отец Георгий Флоровский провозгласил лозунг: «назад, к Отцам». И вот это вот обращение к Отцам действительно в нашей Церкви в каком-то смысле произошло - выходят новые переводы, появляются качественные патрологические исследования. Но вот XXI век, с точки зрения Ильи Яковлевича, должен добавить к этому «назад, к Писанию!»Отцы - они не сами по себе богословствовали, а на основании Священного Писания. Если мы посмотрим на святителя Иоанна Златоуста, то он весь Новый Завет знал наизусть, и Ветхий Завет очень активно использовал. Меня подчас поражает, как отцы пустыни, не имея ни симфоний, ни современных компьютерных справочников, могли найти место, очень точно подходящее к тому или иному вопросу. Конечно, они не просто зубрили Писание; они им жили, ­- и это они завещали и нам.

В.С. Стрелов, ректор Колледжа библейских основ подготовки к церковным служениям «Наследие», преподаватель библеистики. В прошлом - сотрудник Синодального отдела по делам молодежи, глав.ред. портала Предание, завуч Епархиальных миссионерских курсов г. Москвы. Автор методических материалов по работе со следопытами, организации Евангельских чтений и миссионерской работе. Награжден Патриаршим знаком св. цесаревича Алексия «За успехи в духовно-нравственном воспитании молодежи»

Отзывы о Колледже

Преподавание интересное, глубокое и свободное, атмосфера братского общения... Разве могли бы мы встретиться где-то еще? Слово объединяет - и это потрясающе! Спасибо. Сергей и Мария Г., Екатеринбург, семья

Нравятся все педагоги. Лекции трезвят, дают знание и потенциал, учат самостоятельно мыслить. Лариса Щ., Резекне, Латвия, режиссер театра

Интерес не пропадает, т.к. нет пресыщения, а скорее голод. Помогает Бог и хорошие преподаватели. Иногда так всё по-новому видишь и в словах Писания, и в своих душевных процессах. Т.е. новизна и удивление. Константин Х., Калужская обл., врач-педиатр

Узнаю столько нового интересного, что хотя это и не скромно, но умнею на глазах. Очень достойные преподаватели. Появляется чувство что кто-то действительно ведёт и оберегает от греха в жизни. Это не мистическое, а реальное ощущение, основанное на наблюдении и осмыслении. Олег П., Москва, ведущий группы самопомощи для зависимых

Впечатление такое, что до этого читал другую Библию. Сразу видно БИБЛЕЙСКИЙ колледж! Священник Сергий Д., Белгород

Преподавание через интернет - это " маленькая форточка" в маленьком городе в большой мир. Валентина Щ., Карсава, Латвия, пенсионерка

Учиться интересно. Вообще, мне учиться интересно всегда. Учеба помогает понять опыт других людей и оценить их усилия. Именно учеба в колледже, общение с преподавателями Писания научает понимать людей, видеть их глубину, учит терпению и милосердию. Спасибо. Лидия П., Екатеринбург, редактор журнала, регент

Очень помогает доброжелательная обстановка в колледже, туда всегда приятно и радостно приходить. Наталья С., Москва, катехизатор
[ Изменено: Четверг, 3 Сентябрь 2015, 12:57 ]
 
Изображение пользователя Редактор Блога
от Редактор Блога - Пятница, 28 Август 2015, 18:42
для всего мира

С октября 2012 года в Колледже существует сервис онлайн (дистационного) обучения.

Программа обучения — такая же, как и при обычном обучении.

Технически вам потребуется лишь компьютер, гарнитура (наушники с микрофоном) и Интернет-канал.

Учащиеся могут:

• смотреть видеотрансляции занятий (или слушать их) в прямом режиме, задавая лектору вопросы в чате,
• использовать специально разработанные и подобранные учебно-методические и научные материалы,
• вести обсуждение в специальных разделах форума,
• рассчитывать на поддержку и получение обратной связи по тому, насколько успешно они усваивают материал.

Для того, чтобы почувствовать атмосферу жизни в Колледже, все студенты приглашаются на выездные семинары. Это важная составляющая процесса обучения.

Обучаться в онлайне можно индивидуально, но мы особенно рады, когда в онлайне учатся несколько человек из одного прихода или местности. Это открывает дополнительные возможности поддержки и помощи друг другу в обучении, духовной жизни; в организации выездных мероприятий именно у Вас.

Желающим обучаться необходимо заполнить заявку на обучение, после чего Вам будет предложено пройти собеседование по скайпу, и в результате предложен оптимальный уровень, с которого стоит начинать обучение, а также даны инструкции для доступа в систему.

Внимание! Он-лайн обучение предполагает регулярное участие в вебинарах наравне с московскими студентами. Единственное различие — в том, что свои вопросы преподавателю Вы сможете задавать в режиме чата.

[ Изменено: Пятница, 28 Август 2015, 18:43 ]
 
для всего мира

Катехизация часто понимается просто как сообщение некоей информации о вере Церкви. Однако такие учителя современности, как митр. Антоний Сурожский, проф. А.И. Осипов, архим. Платон (Игумнов) и др. говорят о важности передачи опыта жизни в Церкви, подведении человека к встрече с Богом — в первую очередь, через Священное Писание. Очень важно, чтобы катехизация была целостной, включала научение основам веры и жизни.

Поэтому предлагаемый план катехизации включает не только прослушивание лекций (в этом принципиальное отличие от лекториев с приглашением известных людей), — но живые беседы, прояснения вопросов, встречи со священниками, совместное чтение Священного Писания и молитву. И, конечно, это предполагает свободное и личное желание человека сознательно вступить на путь христианской жизни.

Можно условно выделить три основные группы людей, которые приходят и будут приходить на катехизацию:

а) некрещеные;

б) те, кто крещен, но не был сознательно верующим человеком;

в) регулярно участвующие в таинствах Православной церкви и желающие восполнить отсутствующий по тем или иным причинам опыт катехизации.

Катехизация будет проводиться, условно говоря, в три основных этапа.

I этап — цикл встреч и бесед по трем главным направлениям:

1) Библейская история и жизнь по заповедям Божиим:

o Ветхозаветная история человечества (Бытие, Исход, Второзаконие — самые общие вопросы)

o Этика Ветхого Завета (в основном по учительным книгам)

o Ветхозаветные пророчества о Христе (пророк Исайя, «малые» пророки).

o Евангельская этика Нового Завета (по синоптическим Евангелиям).

2) Вопросы по храмовому богослужению и всему, что с ним связано, с целью полного в нем участия.

3) Вопросы, связанные с личной молитвой.

Продолжительность этого этапа обычно составляет около 6 месяцев.

II этап — цикл тематических встреч, построенных как раскрытие Символа веры Православной Церкви.

Продолжительность — 2 месяца.

После окончания этого этапа происходит подготовка к исповеди за всю жизнь у священника и совершается воцерковление через Таинство Крещения для некрещеных, через совместное участие в Таинстве Евхаристии для тех, кто уже вел церковную жизнь.

III этап — введение в Таинства Церкви.

Цикл встреч, посвященных беседам о литургических Таинствах и о Таинствах веры — догматах Православной Церкви.

Продолжительность обычно 40 дней, но может быть сокращено.

Полный цикл занимает почти год, но может быть адаптирован в соответствии с уровнем подготовки слушателей.

[ Изменено: Суббота, 29 Август 2015, 18:32 ]
 
Страница: ()   1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  ()