Запись блога пользователя «Редактор Блога»

от Редактор Блога - воскресенье, 27 сентября 2015, 13:55
для всего мира

С одной стороны, Библия - сложившийся канон священных книг иудеев и христиан, тот «камертон», по которому обе традиции привыкли сверять себя. С другой стороны, мысль человечества не стоит на месте, но имеет свою историю, где развивается, меняет   акценты, угол зрения - в том числе и на саму Библию.

Цель данных лекций - помочь научиться не бояться этих изменений, увидеть в них не «посягательство на основы», но свидетельство того, что Библия живет в истории, что ее смыслы и, в конечном счете, сам вопрос о том Боге, о Котором она свидетельствует, по-прежнему не оставляют человеческий разум равнодушным.  

Характеризуя общую интенцию своего курса, я бы определил его как спор с Паскалем, в свое время противопоставившим «Бога Авраама, Исаака и Иакова» «Богу философов». Скорее я разделяю пафос Пауля Тиллиха, уже в ХХ веке вопреки Паскалю утверждавшего: это - один и тот же Бог. Философ или просто человек философского склада ума - странное существо, которое ставит неудобные вопросы, которое не удовлетворяется традиционной аргументацией по типу «ибо сказано». Означает ли это, что такой человек обречен иметь «какого-то своего» Бога или не иметь Бога вообще? Предполагает ли вера наличие «закрытых» вопросов? Ведь, в конце концов, разве сама мысль христианства статична, разве ее понятия, главные из которых укоренены в Новом Завете, не претерпевали дальнейшего переосмысления? Взять историю таких новозаветных терминов, как «благодать», «оправдание», «искупление» и др. - о них впору писать книгу под названием «Необычайные приключения слов в богословии». Крайне важным для нас будет еще одно ключевое библейское понятие - «откровение» и история размышлений о том, что это такое и как оно вообще возможно. И, конечно, важнейшая для нас часть истории мысли состоит в осмыслении новозаветного свидетельства об Иисусе Христе - свидетельства, которое изменило и саму эту мысль, и весь мир.

Как уже, наверное, можно теперь понять, данный курс - не катехизис и не лекции по «школьному» догматическому богословию, и уж, конечно, не конфессиональная апологетика. Вряд ли стоит требовать от него одного, второго или третьего - это просто попытка думать и приглашение думать. Вряд ли стоит ожидать от него окончательных ответов, а вот если он поставит на новом уровне вопросы - это будет нашей общей удачей.

 

О преподавателе

Дмитрий Борисович Матвеев, родился в 1964 г. в Москве.

Кандидат технических наук (Московский институт стали и сплавов, 1992), магистр богословия (Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2008). С 2006 по 2010 гг. был внештатным обозревателем прессы в журнале «Континент» (философская, социологическая и политологическая мысль). Публиковался в журналах «Континент», «Страницы», «Христианос», «Истина и жизнь», в газетах «НГ-Религии» и «Кифа». Также продолжает работать в области рентгеновских приборов и технологий неразрушающего контроля. Области интересов - богословие, философия, литература, музыка, компьютерное программирование.

Комментарии