Запись блога пользователя «Редактор Блога»

от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

4 заповедь Декалога

В.С. Стрелов

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,

10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Есть блуд труда и он у нас в крови.

О. Мандельштам

Существуют две редакции этой заповеди – здесь и в книге Второзакония, 5 гл. Там она заканчивается иначе: «15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]».

Текст Исхода отсылает нас к творению мира, тогда как Второзакония – к освобождению из рабства.

Суббота – это последнее из творений Божиих, день, который Господь особо благословил и освятил (Быт. 2:3). Как Бог в день седьмой пребывал в покое, озирая все сотворенное и радуясь ему («Вот, хорошо весьма»), так и человек, созданный по образу Божию, призван к тому, чтобы в день седьмой отложить заботы и обратить свое внимание на мир, сотворенный Богом, возблагодарить за него, - а также подвести итог своим трудам, проверить, хорошо ли то, чем он занимался предыдущие шесть дней.

Также человек призван к тому, чтобы освободиться от дел, забот и тревог, от всего того, что пытается держать его в плену, освободить и других, кто от него зависит, и почувствовать подлинную свободу в Боге. Возможно, именно этот день, в который вы откажетесь от интернета или телевизора, от погони за покупками и прибылью, станет вашим первым шагом к свободе.

Когда римляне познакомились с иудеями, три момента вызывали у них удивление: Храм, самый большой в мире, в котором нет никаких изображений Бога, море, в котором невозможно утонуть, и отношение к субботе, когда весь народ не делает никакой работы, даже не защищается от врагов.

Этот день предназначен для празднования.

Современные иудеи именно так относятся к субботе. Накануне субботы они надевают лучшие одежды, зажигают свечи и идут на совместную молитву, чтобы, вернувшись, насладиться трапезой, где вино переливается через край (символ полноты Божиих благословений). Субботу же они проводят в беседах о толковании Торы, и в Израиле не позволяют себе никакой работы (за исключением того, что касается спасения жизни) – в том числе, чтобы не соблазнить остальных.

Если обратиться к Евангелиям, мы увидим, что Господь Иисус соблюдал субботу, а многочисленные споры, которые мы встречаем в Евангелии, касаются понимания нюансов исполнения этой заповеди, отделения главного от второстепенного, смысла заповеди (ради единения Бога и человека) от преданий старцев – но сама заповедь при этом остается. Когда Иисус говорит, что Он больше субботы, Он не отменяет субботу, но таким образом показывает свое достоинство Сына Божия, Господина Субботы.

Также и церковные каноны 1-3 веков подтверждают необходимость христианам праздновать субботу (христиане до Константиновой эпохи пребывали в покое в субботу, затем, собравшись на трапезу-вечерю любви и ночную молитву, праздновали Воскресение Господа и шли работать). После воцерковления империи воскресение становится нерабочим днем, но это не умаляет значения субботы – она также выделяется и в богослужебной, и в постовой практике (пост в субботу запрещен); впрочем, стремление отмежеваться от иудейских корней вскоре приводит к забвению изначального смысла празднования субботы.

Большинство христиан сегодня считают, что суббота теперь просто перенесена на Воскресение. Но, во-первых, далеко не все из них празднуют даже Воскресный день как субботний, позволяя себе любые дела в этот день. Во-вторых, Воскресение имеет самостоятельное значение, когда мы празднуем именно победу нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа над смертью, и в таком случае изначальный смысл субботы может теряться. Перед этими верующими стоит вызов – заново осмыслить то, что вложено в текст заповеди.

Другие буквально воспринимают эту заповедь (мессианские евреи, адвентисты и пр.), и действительно, остаются в покое в течение субботы, работая в воскресный день. Иногда эти группы, однако, резко критикуют тех, кто празднует именно воскресение, забывая о том, что пишет ап. Павел: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:6-10).

Третьи говорят о том, что эта заповедь предполагает выделение в принципе времени для Бога, когда ты не занимаешься ничем другим. В перспективе, как они считают, все ваше время, а не только один день, должны быть посвящены Богу. На практике же, увы, это зачастую ведет к тому, что вера человека становится его личным делом, он попросту не участвует в литургическом собрании, да и слова о том, чтобы все свое время, а не только одну субботу, посвятить Богу, остаются благим пожеланием.

Тем не менее, эта идея может принести добрый плод. Можно посмотреть: как, через что я лучше всего чувствую себя в Божием присутствии (для кого-то это может быть вечерняя прогулка в молитвенном одночестве, для кого-то - служение бедным)- и расширять это в своей жизни. С другой стороны, особенно для тех, кто занимается церковным служением, пик которого приходится на воскресный день, такой подход с выделением какого-то другого дополнительного дня для отдыха и времени наедине с Богом кажется вполне оправданным. 

Как же лучше понять эту заповедь?

Помни день субботний, чтобы святить его

Если Храм – это святилище в пространстве, то суббота – святилище во времени. Святить – означает выделять, посвящать Богу и никому иному. Этой заповедью Бог желает от человека времени, посвященного именно Ему. Это не просто день для себя, для своей пользы и выгоды – это день, принадлежащий Богу.

шесть дней работай и делай всякие дела твои,

Без полноценного труда не может быть и полноценного отдыха. Труд был в замысле Божием – но труд творческий, ведущий не к расходованию, но к собиранию сил. Это в предназначении человека – возделывать и хранить сад Едема. Однако после грехопадения характер труда изменился, труд стал тяжек для человека, и воспринимается как проклятие. Тем не менее, Книга Притч неоднократно говорит о важности труда. Господь Иисус освящает труд своим примером, и по его образу делает это и ап. Павел. Средневековые готические строения, где декор верхних этажей не может быть виден никому, кроме Самого Бога, или современная сельскохозяйственная революция в Израиле (сделать из пустыни цветущий сад) наглядно показывают, каким прекрасным может быть труд.

суббота Господу, Богу твоему

Одна пожилая и мудрая монахиня, живущая в Иерусалиме, определяет субботу как "медовый месяц с Богом". Как супружеским парам необходимо проводить друг с другом время наедине, - так это и в отношениях с Богом. Отсюда понятно, что субботствовать - это не просто отдыхать.

А день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Заповедь поистине революционна: она освобождает от труда не только свободных людей, но и рабов, и скот, полагая пределы человеческой жадности, стремлению к прибыли. Если кто не хочет ее соблюдать – он свободен, но пусть идет в другое место, с народом Божиим в одних жилищах ему не быть. Соблюдение этой заповеди дает возможность людям, животным восстановиться. Как показывают современные исследования, от непрерывного труда без перерывов и входных производительность оказывается ниже, чем с разумным отдыхом, люди могут даже умереть. Кстати, в традиции Ветхого завета есть и седьмой год, когда отдыхает вся земля, аннулируются все долги и возвращается утраченная свобода, и юбилейный год, когда даже земля, отданная в аренду (как правило, из-за бедности), возвращается к своему исконному владельцу.

В субботу нельзя было собирать дрова, манну – за нарушение человек карался смертью. Доверяй Богу, Он даст вдовое накануне. Более того, даже ради строительства Скинии, Святилища Божия, нельзя прерывать покой субботнего дня!

Но что подразумевать под делом, работой? Ученые иудейской традиции сначала провели параллель с 39 видами работ, которые предполагались при постройке Скинии, а потом расписали их в подробностях. Спаситель обличал в этой мелочности своих оппонентов, и сегодня у ультраортодоксов это доходит порой до смешного – нельзя работать лифтам, потому что может проскочить искра, а искра – это высекание огня, что запрещено. Но ревность, с которой они стараются выполнить эту заповедь, может быть укором для тех, кто относится в ней с холодным безразличием.

Один из современных богословов определяет работу как то, что делается ради пользы, выгоды, - а не потому, что это приносит радость. Вычитывать книгу и править ее для публикации – работа, но можно читать в радость. Заниматься огородом, чтобы восстановить связь с творением – совсем не то же, что трудиться ради урожая. Если же говорить об идеале, который дает нам Сам Спаситель, то для Него суббота – это время исправления Творения: Он учит, исцеляет, прощает грехи, воскрешает – дает новую жизнь и доводит ее до совершенства. Только дела для Господа Бога, направленные к славе Его, являются делами, достойными субботы, и именно жизнь со Христом вводит нас в подлинный покой (Евр. 4 гл.).