Блог пользователя Редактор Блога

от Редактор Блога - воскресенье, 23 августа 2015, 21:50
для всего мира

Занятия в колледже проходят три раза в неделю, по две пары, с 19.00 до 22.00.

В 2015-2016 учебном году для москвичей занятия будут проходить два раза в неделю очно, и один в онлайне. Занятия начнутся с октября. Дни недели уточняются.

Учиться у нас можно очно в Москве и в онлайн режиме. Существуют и открытые курсы, оповещение о которых можно получать, подписавшись на рассылку.

Существует и подготовительное отделение, или катехизация (раз в неделю).

В течение трех лет проходится около 15-20 дисциплин (набор спецкурсов варьируется), что составляет 1080 аудиторных ак. ч.

Важной составляющей обучения в Колледже является участие в молитвенных чтениях Св. Писания и выездных семинарах.

Что включает в себя программа основного обучения?

После предваряющих курсов (Введение в Ветхий Завет, Введение в Новый Завет, Историко-культурный контекст Священного Писания) идут курсы по отдельным блокам книг (например, Книги пророков или Корпус посланий ап. Павла) и отдельные семинары (например, Ветхозаветные основы Нагорной проповеди, апокрифы межзаветного периода), основы древнегреческого и древнееврейского.

Начиная со второго курса мы предлагаем дополнительные курсы по христианскому искусству, философии и педагогике, а также даем практические навыки для миссионерского служения.

Так, закончившие обучение в 2015 г. проходили следующие дисциплины:

1. Введение в Ветхий Завет (64 ак.ч.)

2. Введение в Новый Завет (128 ак.ч.)

3. Историко-культурный контекст Священного Писания (64 ак.ч.)

4. Введение в Пятикнижие (64 ак.ч.)

5. Введение в корпус книг ранних пророков (64 ак.ч.)

6. Введение в кн. Деяний и корпус книг Ап. Павла (128 ак.ч.)

7. Введение в Соборные послания (32 ак.ч.)

8. Ветхозаветные корни Нагорной проповеди (32 ак.ч.)

9. Иудаизм межзаветного периода (64 ак.ч.)

10. Библейская археология (64 ак.ч.)

11. Библия в истории мысли (64 ак.ч.)

12. Библия в искусстве (64 ак.ч.)

13. Основы ближневосточной письменности (64 ак.ч.)

14. Семинар по посланию к Евреям (64 ак.ч.)

15. Семинар по Посланию к Филиппийцам (40 ак.ч.)

16. Медленное чтение книги Руфь (40 ак.ч.)

17. Медленное чтение книги Товит (40 ак.ч.)

И могли посещать дополнительные курсы: Основы научных исследований (64 ак. ч.), Основы подготовки к служениям, или курс практической миссии (40 ак. ч.), педагогический семинар «Ты из детства знаешь Священные Писания» (60 ак.ч.), "Методический семинар о катехизации для катехизаторов".

Более подробно о педагогической концепции Колледжа вы можете прочесть здесь.

Теги:
[ Изменено: воскресенье, 23 августа 2015, 22:03 ]
 
от Редактор Блога - воскресенье, 23 августа 2015, 21:42
для всего мира

Помимо основной программы обучения, студентам и друзьям Колледжа предлагается принять участие в зимне-весенних (конец февраля-начало марта) и летних (август) выездных семинарах.


Семинар — это не просто углубленное изучение чего-либо; это определенная школа совместной духовной жизни.

За прошедшие годы проходили трехдневные семинары по следующим темам:

  • Как читать Св. Писание, 
  • Десять Заповедей, 
  • Благословение, 
  • Царство, священство, пророчество как призвание христианина,
  • Свобода славы детей Божиих,
  • Будьте святы,
  • Мир,
  • Время в духовной жизни.

Также углубленно на семи / десятидневных дневных семинарах изучались следующие книги:

  • Исход,
  • Числа,
  • Послание к Ефесянам, Евреям, Филиппийцам,
  • Книга Псалмов.

Семинары проходят раз в полгода. Трехдневный семинар в феврале/марте посвящен определенной теме, а летний недельный семинар — определенной книге Писания.

Мы готовы организовать подобные семинары по темам или библейским книгам для заинтересованных приходов и епархий. 

В 2015 году с нами сотрудничала Белгородская епархия (программа в епархиальном молодежном лагере "Молодое дело"), с 2010 года регулярно участвуем в библейских школах, проводимых Новгородской епархией. Подобные семинары могут сочетаться с обучением организаторов молодежного служения в рамках курса "Миссия возможна"

Материалы подготовки последнего семинара по Псалмам можно посмотреть здесь 

Разговор о псалмах проклятия на берегу Оки с преподавателями В.С.Стреловым и А.Б. Сомовым

Финальная презентация о мире и человеке, с 9 минуты - о самом семинаре

Теги:
 
от Редактор Блога - четверг, 20 августа 2015, 21:45
для всего мира

Владимир Сергеевич Стрелов, ректор, 

+7 (926) 526-37-39  rector@nasledie-college.ru 

Если у Вас не получается зарегистрироваться, пишите на почту техническому администратору Виталию Рагулину vitaly.ragulin@gmail.com

Занятия Колледжа проходят по адресу:

Христианский культурный центр «Встреча» Москва, улица Дербеневская, 14 корпус 3 (123) Телефон / факс (499) 235-1150

Пешком 20-25 минут от метро Павелецкая или Пролетарская.

 

Проезд от м. Павелецкая радиальная (выход из вокзала): автобусы 13, 106, 158, 632, 3-я остановка «Дербеневская ул.», вернуться назад к повороту в 1-й Дербеневский пер., перейти через Дербеневскую ул., повернуть налево и идти по Дербеневской ул. около 200 м. Проезд от м. Пролетарская: трамваи 35, 38 в сторону м. Павелецкая, 2-ая остановка «Новоспасский мост», далее пешком по Дербеневской улице.

 


Теги:
[ Изменено: четверг, 1 сентября 2016, 23:06 ]
 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

7 заповедь Декалога

В.С. Стрелов

 

Не прелюбодействуй

"Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том, что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу, мы распыляем так, что она направлена анархично, во все стороны, так, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам. Разве не все мы заражены этой болезнью блуда? Разве мы цельны сердцем, не разделены умом? Разве воля наша не колеблется?

Митр. Антоний Сурожский

Для людей Ветхого Завета эта заповедь звучала революционно: вокруг – ритуальная проституция, вседозволенность извращений – а заповедь говорит: «Не прелюбодействуй». Именно за грехи хананеев, за их разврат земля сбросила их и была отдана народу Израильскому (Втор. 9:4-5). Но и сейчас, спустя три с лишним тысячелетия, эта заповедь не потеряла актуальности. Мы не будем углубляться в вопросы отклонений и незрелой сексуальности. Очевидно, что брак, установленный Богом, предусматривает реализацию сексуальности между мужчиной и женщиной. «Не посягай на личные отношения других людей, не занимайся развратом, блудом», – так можно было бы в первом приближении переформулировать эту заповедь в своей негативной формулировке.

Но, как и остальные заповеди, эта направлена не на ограничение, а на сохранение и умножение жизни. Ценность брака очевидна во всех повествованиях книги Бытия, задолго до дарования Синайского завета. Согласно иудейской традиции, человек вне брака не полон, ему необходимо найти свою вторую половинку, чтобы стать цельным, исполнить первую заповедь «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), и приблизиться к святости (отсюда название помолвки «киддушин», т.е. освящение). Задачи брака – не просто наслаждаться отношениями, но и взаимно дополнять друг друга, помогать друг другу осуществить свое призвание, участвовать в продолжении жизни через рождение детей.

Однако на этом пути к святости есть свои подводные камни.

Первый камень преткновения – никак не оформлять такие отношения, просто сожительствовать. Почему люди выбирают такой путь? Многие считают, что отношения нуждаются в испытании, не стоит вступать в брак слишком поспешно. Правильная в целом мысль, однако, часто маскирует за собой желание и «попробовать вкусненького», и одновременно неготовность действительно доверять друг другу, оставляет возможность обратного хода.

Второе препятствие к исполнению этой заповеди – чувства, желания к тем, кто не является законным супругом. Но заповедь говорит: ты не животное, ты должен жить не инстинктами, а выбором. Учись стоять в своем выборе, храня отношения завета.

Влюбленность в кого-то помимо своей второй половинки, или влюбленность в человека, состоящего в супружестве – это не грех, но ситуация, потенциально опасная. Если я по-настоящему люблю, я буду желать любимому человеку спасения, буду стараться уберечь от греха, жертвовать собой в любви, эти отношения будут нас возвышать. Если я просто вожделею, я хочу просто лакомиться, пользоваться другим как средством, а сам другой человек мне не важен, не ценен, и в этом смысле страстное вожделение – полная противоположность любви, ее темный двойник. В жертву страсти приносится все: доброе имя, семья, дети… Литература премудрости содержит много предупреждений, касающихся нарушения этой заповеди. Если ты нарушаешь границы другой семьи, ты просто глуп: тебе придется кормить два дома (Притч. 5:10), ты познаешь ярость мужа (Притч. 6:32-35), сам не будешь мирен – это не просто слова, это реальный опыт. Самые лучшие люди не защищены от страстей, но есть способы совладать с этим: это и разделение внутренних борений с братом или сестрой по вере, и границы в общении и некоторая временная отстраненность, но главное – больше времени в искренних отношениях со своей законной половиной и Богом.

Третье препятствие в исполнении этой заповеди – освободиться от обязательств, потому что “любовь ушла”. Многие современники в таком случае выбирают развод, но развод даже в Ветхом Завете – всего лишь попущение по жестокости сердца людей (Мф. 19:8). Древние не знали такого культа чувств, для них любовь являлась не началом, а результатом лучшего узнавания друг друга и совместной жизни (Быт. 24:67). Христос чрезвычайно прям в отношении этого: развод – повод к прелюбодеянию (Мф. 5:32). В фильме «Париж, я тебя люблю» есть сюжет про мужчину, который собирается порвать с женой ради любовницы,  но выясняет, что у жены рак. Он делает свой выбор, оставаясь с супругой – и вновь в нее влюбляется. В конце концов она уходит, но каждый раз, когда он видит красное пальто, это служит для него напоминанием о любви, которая никуда не ушла.

Лучше всего, когда в брак вступают оба верующих человека, это закладывает общий фундамент их отношений, и для верующего человека это, должно быть, главный критерий (об говорит и ап. Павел – 1 Кор. 7:39). Однако если супруги вместе не знали Бога, а потом кто-то один обратился, это не должно стать поводом для развода: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1 Кор. 7:14).

Евангелие одновременно и устрожает эту заповедь, и занимается профилактикой падений в подобных случаях, обращая внимание не на дело, а уже на взгляд: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:28-30). Разумеется, сказано это в форме притчи, но сказано достаточно ясно. Человек, сумевший избежать всего этого, называется целомудренным, т.е. внутренне цельным. Его цельность проявляет себя во всем: и в поведении, и в мыслях, и в поступках, и в речи, и в отношениях. В таком человеке может обитать Дух Святой, и он сам через это освящается и преображается (1 Кор. 6:13-20).

Все человечество после грехопадения – как осколки прекрасной хрустальной вазы, о каждого из нас можно уколоться и порезаться. Брак в Господе – удивительный дар тем, кто хочет восстановить изначальную цельность и научиться любить так, чтобы не ранить, а исцелять и преображать.

 

Предлагаю послушать беседу И.Я. Грица, основателя Колледжа Наследие, о мужчине и женщине и их взаимоотношениях в браке

 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

5 заповедь Декалога

В.С. Стрелов

 

12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

 

Почитай

Заметим, что эта заповедь безусловна, т.е. ее необходимо исполнять в любом случае, как бы сами родители не относились к своим детям. Именно поэтому не сказано «Люби», потому что над чувствами мы не властны (Как можно требовать любви к тому, кто бросил, издевался), но почитай – это то, что можно исполнить.

Почитай – прежде всего, не злословь (Исх. 21:17). Смерть за злословие родителей неслучайна – человек, не желающий благословлять родителей, не сможет благословлять и Бога. Причем злословие может проявляться не только в злой речи - даже насмешка над родителем, открытие его немощи уже является недопустимым (см. историю о Хаме Быт. 9). 

Далее – слушайся, подобно Иисусу (Лк.2:51), однако – кроме греха. Предполагается, что заповедь обращена к обществу, где все чтут Бога. В случае же. что родители предлагают нечто, с чем нельзя согласиться, ребенку советуют не противоречить и спорить, а задать простой вопрос: "Так ли учит Писание?"

Заботься во время старости. Во времена земной жизни Господа пенсионной системы не существовало, и заботиться о пожилых родителях должны были дети, однако некоторые то, что должны были давать родителям, посвящали на храм, и таким образом и в храм вносили краденое, и нарушали заповедь о почитании родителей, за что и были обличаемы (Мк. 7:9-13).  

Оказывай внимание, не забывай – думается, сегодня именно это измерение заповеди оказывается наиболее актуальным. Родители в западных обществах обеспечены, но что они могут сделать с собственным одиночеством?

 

Отца твоего и мать твою

Впрочем, и сегодня есть люди, которые не имеют достаточного довольства, чьи дети умерли или забыли о них. Оказывается, эта заповедь относится и к ним тоже. Вот что говорит об этом свт. Николай Сербский:

"Поистине, чада, вы делаете не много, если почитаете своих отца и мать, а других отцов и матерей презираете. Уважение своих родителей должно стать для вас школой уважения всех мужчин и всех женщин, которые в муках рождают, в поте лица своего растят и в страданиях любят своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Господь Бог вас благословил на земле.

Поистине, чада, вы делаете не много, если почитаете только личности своих отца и матери, но не труд их, не время их, не современников их. Подумайте, что, уважая своих родителей, вы почитаете и их труд, и их эпоху, и их современников. Так вы убьете в себе фатальную и глупую привычку презирать прошлое. Чада мои, поверьте, что дни, отданные в ваше распоряжение, не дороже и не ближе Господу, чем дни тех, кто жил до вас. Если вы гордитесь своим временем перед прошлым, не забывайте, что вы и глазом не успеете моргнуть, как станет расти трава над вашими могилами, вашей эпохой, вашими телами и делами, а другие станут смеяться над вами, как над отсталым прошлым.

Любое время полнится матерями и отцами, болью, жертвами, любовью, надеждой и верой в Бога. Поэтому любое время достойно уважения".

Более распространенной точкой зрения, однако, является то, что здесь нужно подразумевать не только родителей, но и всех, кто принимал участие в воспитании, становлении человека. Это, в первую очередь, учителя. Уважение к учителю – это и залог того, что вообще что-то можно от него получить, и проявление благодарности за его труд. Не случайно основное наименование Иисуса в Евангелиях – Учитель.

Катехизис митр. Филарета Дроздова расширяет список еще далее:

"Кто для нас может быть вместо родителей? Вместо родителей для нас являются: Отечество, потому что оно есть великое семейство, в котором Государь есть отец, а подданные — дети Государя и Отечества; пастыри и учителя духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; старшие по возрасту; благодетели; начальствующие в разных отношениях". Там же рассматривается более подробно, как именно проявлять почтение к вышеозначенным лицам и структурам http://predanie.ru/lib/book/read/68266/

(Чтобы тебе было хорошо) и чтобы продлились дни твои

Именно так эта заповедь заканчивается в тексте Второзакония. Как говорит ап. Павел, это первая заповедь с благословением – т.е. эта заповедь не просто сохраняет жизнь, она еще приносит благословение.

В древности это воспринимали весьма серьезно, отсюда - истории о борьбу за благословение родителей у Исава и Иакова. Правла, благословение - это не данность. Над ним нужно трудиться, прикладывать усилия, чтобы оно реалзовалось. Тем не менее, психология знает, что воспитание детей с любовью и благословением, а не с проклятием, действительно помогает потом детям легче идти по жизни, позитивно относиться и преодолевать трудности. Напротив, люди, которые не в мире со своими родителями, мучаются от этого, страдают, и часто не могут воспитать и своих собственных детей – все это не может не сказаться на здоровье и счастье человека.

Новый Завет открывает нам великую тайну: помимо земных родителей у нас есть Отец, который никогда не предаст, не проклянет, любовь которого не зависит от наших успехов или поражений. Он любит просто потому, что мы - творение Его рук, и ради нас Он отдал Сына Своего единородного, чтобы верующий в Него не погиб, но все мы имели жизнь вечную (Ин. 3:16). Полнота благ и радостей открывается тому, кто познал любовь Отчую и пребывает в ней.

Прекрасным литературным примером почитания родителей является главный герой романа Дж. МакДональда «Сэр Гибби» http://predanie.ru/lib/book/69804/ 

 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

4 заповедь Декалога

В.С. Стрелов

8 Помни день субботний, чтобы святить его;

9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,

10 а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Есть блуд труда и он у нас в крови.

О. Мандельштам

Существуют две редакции этой заповеди – здесь и в книге Второзакония, 5 гл. Там она заканчивается иначе: «15 и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]».

Текст Исхода отсылает нас к творению мира, тогда как Второзакония – к освобождению из рабства.

Суббота – это последнее из творений Божиих, день, который Господь особо благословил и освятил (Быт. 2:3). Как Бог в день седьмой пребывал в покое, озирая все сотворенное и радуясь ему («Вот, хорошо весьма»), так и человек, созданный по образу Божию, призван к тому, чтобы в день седьмой отложить заботы и обратить свое внимание на мир, сотворенный Богом, возблагодарить за него, - а также подвести итог своим трудам, проверить, хорошо ли то, чем он занимался предыдущие шесть дней.

Также человек призван к тому, чтобы освободиться от дел, забот и тревог, от всего того, что пытается держать его в плену, освободить и других, кто от него зависит, и почувствовать подлинную свободу в Боге. Возможно, именно этот день, в который вы откажетесь от интернета или телевизора, от погони за покупками и прибылью, станет вашим первым шагом к свободе.

Когда римляне познакомились с иудеями, три момента вызывали у них удивление: Храм, самый большой в мире, в котором нет никаких изображений Бога, море, в котором невозможно утонуть, и отношение к субботе, когда весь народ не делает никакой работы, даже не защищается от врагов.

Этот день предназначен для празднования.

Современные иудеи именно так относятся к субботе. Накануне субботы они надевают лучшие одежды, зажигают свечи и идут на совместную молитву, чтобы, вернувшись, насладиться трапезой, где вино переливается через край (символ полноты Божиих благословений). Субботу же они проводят в беседах о толковании Торы, и в Израиле не позволяют себе никакой работы (за исключением того, что касается спасения жизни) – в том числе, чтобы не соблазнить остальных.

Если обратиться к Евангелиям, мы увидим, что Господь Иисус соблюдал субботу, а многочисленные споры, которые мы встречаем в Евангелии, касаются понимания нюансов исполнения этой заповеди, отделения главного от второстепенного, смысла заповеди (ради единения Бога и человека) от преданий старцев – но сама заповедь при этом остается. Когда Иисус говорит, что Он больше субботы, Он не отменяет субботу, но таким образом показывает свое достоинство Сына Божия, Господина Субботы.

Также и церковные каноны 1-3 веков подтверждают необходимость христианам праздновать субботу (христиане до Константиновой эпохи пребывали в покое в субботу, затем, собравшись на трапезу-вечерю любви и ночную молитву, праздновали Воскресение Господа и шли работать). После воцерковления империи воскресение становится нерабочим днем, но это не умаляет значения субботы – она также выделяется и в богослужебной, и в постовой практике (пост в субботу запрещен); впрочем, стремление отмежеваться от иудейских корней вскоре приводит к забвению изначального смысла празднования субботы.

Большинство христиан сегодня считают, что суббота теперь просто перенесена на Воскресение. Но, во-первых, далеко не все из них празднуют даже Воскресный день как субботний, позволяя себе любые дела в этот день. Во-вторых, Воскресение имеет самостоятельное значение, когда мы празднуем именно победу нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа над смертью, и в таком случае изначальный смысл субботы может теряться. Перед этими верующими стоит вызов – заново осмыслить то, что вложено в текст заповеди.

Другие буквально воспринимают эту заповедь (мессианские евреи, адвентисты и пр.), и действительно, остаются в покое в течение субботы, работая в воскресный день. Иногда эти группы, однако, резко критикуют тех, кто празднует именно воскресение, забывая о том, что пишет ап. Павел: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:6-10).

Третьи говорят о том, что эта заповедь предполагает выделение в принципе времени для Бога, когда ты не занимаешься ничем другим. В перспективе, как они считают, все ваше время, а не только один день, должны быть посвящены Богу. На практике же, увы, это зачастую ведет к тому, что вера человека становится его личным делом, он попросту не участвует в литургическом собрании, да и слова о том, чтобы все свое время, а не только одну субботу, посвятить Богу, остаются благим пожеланием.

Тем не менее, эта идея может принести добрый плод. Можно посмотреть: как, через что я лучше всего чувствую себя в Божием присутствии (для кого-то это может быть вечерняя прогулка в молитвенном одночестве, для кого-то - служение бедным)- и расширять это в своей жизни. С другой стороны, особенно для тех, кто занимается церковным служением, пик которого приходится на воскресный день, такой подход с выделением какого-то другого дополнительного дня для отдыха и времени наедине с Богом кажется вполне оправданным. 

Как же лучше понять эту заповедь?

Помни день субботний, чтобы святить его

Если Храм – это святилище в пространстве, то суббота – святилище во времени. Святить – означает выделять, посвящать Богу и никому иному. Этой заповедью Бог желает от человека времени, посвященного именно Ему. Это не просто день для себя, для своей пользы и выгоды – это день, принадлежащий Богу.

шесть дней работай и делай всякие дела твои,

Без полноценного труда не может быть и полноценного отдыха. Труд был в замысле Божием – но труд творческий, ведущий не к расходованию, но к собиранию сил. Это в предназначении человека – возделывать и хранить сад Едема. Однако после грехопадения характер труда изменился, труд стал тяжек для человека, и воспринимается как проклятие. Тем не менее, Книга Притч неоднократно говорит о важности труда. Господь Иисус освящает труд своим примером, и по его образу делает это и ап. Павел. Средневековые готические строения, где декор верхних этажей не может быть виден никому, кроме Самого Бога, или современная сельскохозяйственная революция в Израиле (сделать из пустыни цветущий сад) наглядно показывают, каким прекрасным может быть труд.

суббота Господу, Богу твоему

Одна пожилая и мудрая монахиня, живущая в Иерусалиме, определяет субботу как "медовый месяц с Богом". Как супружеским парам необходимо проводить друг с другом время наедине, - так это и в отношениях с Богом. Отсюда понятно, что субботствовать - это не просто отдыхать.

А день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих

Заповедь поистине революционна: она освобождает от труда не только свободных людей, но и рабов, и скот, полагая пределы человеческой жадности, стремлению к прибыли. Если кто не хочет ее соблюдать – он свободен, но пусть идет в другое место, с народом Божиим в одних жилищах ему не быть. Соблюдение этой заповеди дает возможность людям, животным восстановиться. Как показывают современные исследования, от непрерывного труда без перерывов и входных производительность оказывается ниже, чем с разумным отдыхом, люди могут даже умереть. Кстати, в традиции Ветхого завета есть и седьмой год, когда отдыхает вся земля, аннулируются все долги и возвращается утраченная свобода, и юбилейный год, когда даже земля, отданная в аренду (как правило, из-за бедности), возвращается к своему исконному владельцу.

В субботу нельзя было собирать дрова, манну – за нарушение человек карался смертью. Доверяй Богу, Он даст вдовое накануне. Более того, даже ради строительства Скинии, Святилища Божия, нельзя прерывать покой субботнего дня!

Но что подразумевать под делом, работой? Ученые иудейской традиции сначала провели параллель с 39 видами работ, которые предполагались при постройке Скинии, а потом расписали их в подробностях. Спаситель обличал в этой мелочности своих оппонентов, и сегодня у ультраортодоксов это доходит порой до смешного – нельзя работать лифтам, потому что может проскочить искра, а искра – это высекание огня, что запрещено. Но ревность, с которой они стараются выполнить эту заповедь, может быть укором для тех, кто относится в ней с холодным безразличием.

Один из современных богословов определяет работу как то, что делается ради пользы, выгоды, - а не потому, что это приносит радость. Вычитывать книгу и править ее для публикации – работа, но можно читать в радость. Заниматься огородом, чтобы восстановить связь с творением – совсем не то же, что трудиться ради урожая. Если же говорить об идеале, который дает нам Сам Спаситель, то для Него суббота – это время исправления Творения: Он учит, исцеляет, прощает грехи, воскрешает – дает новую жизнь и доводит ее до совершенства. Только дела для Господа Бога, направленные к славе Его, являются делами, достойными субботы, и именно жизнь со Христом вводит нас в подлинный покой (Евр. 4 гл.).

 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

3 заповедь

В.С. Стрелов

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

 

Имя

Эта заповедь ставит в центр Имя Божие. Имя необходимо для обращения, диалога личностей. Имя выделяет человека и превращает толпу в коллектив (напротив, в концалегрях людей обезличивают, лишая имени). Творение без имен не завершено, и Бог поручает Адаму дать имена всему живому – это величайшее творчество. Дать имя означает нечто понять, обрести власть и определить назначение (термин в науке, диагноз болезни). В книге Откровения есть видение, как Бог каждому дает уникальное имя (Откр. 2:17). Грех же меняет имена (клички в банде, революционные переименования; Ева получает имя, когда теряет единство с Адамом). 

 

Имя Господа

Открыть другому свое имя означает довериться. Бог доверяет Свое Имя человеку. Это Имя, состоящее из букв йод-хе-вав-хе (в русской Библии передаваемое как Яхве, или Иегова), сложно переводится на другие языки, и означает оно Того, Кто был, есть и будет, Того, Кто обладает подлинным бытием, является источником всякой жизни. Очень приблизительный русский эквивалент этого имени – Сущий. Имя Бога в Ветхом Завете считалось настолько святым, что не произносилось никем, кроме первосвященника, да и он мог произнести Имя всего лишь раз в году, находясь в Святая Святых Храма в День трепета.

В Ветхом Завете Имя Божье одно, а именований много. Вот эти именования: Господь (Адонай), Всевышний (Эль Эльон), Бог воинств небесных (Саваоф), и др. В дальнейшем Бог открывается как Эммануил (С нами Бог), Иешуа, или Иисус по греч. (Ягве спасает), Отец.

 

Напрасно

Как исполнять эту заповедь? Напрасно – т.е. лживо, безрезультатно, всуе.

Возьмем молитву или разговор на богословские темы. Если они проходят без страха Божия, просто ради того, чтобы что-то прочесть или занять время, - это нарушение заповеди. А молитва, которая противоречит истинным намерениям жизни? Тоже. 

Использование имени Божьего как средство получить желаемое без встречи с самим Богом (любые формы заговоров, амулеты и прочие формы магического отношения к Его Имени) – это также нарушение заповеди.

В практике древних обществ было скреплять договоры клятвой с упоминанием имени божества. Если ты не собираешься исполнять договор, не примешивай к этому Бога, как бы говорит заповедь. Отсюда, когда верующие христиане хотят подчеркнуть свою искренность, они могут сказать: «Говорю перед Богом, не лгу, свидетель мне Бог».

 

А как можно?

Отсюда – мост к новозаветному пониманию этого. В некоторых текстах ап. Павла имя Иисус – самое часто встречающееся, и это не грех – просто он так живет Богом, что не может о нем не говорить. Западный святой Средневековья Бернар Клервоский писал: «Пиши или говори что угодно, - я не придам этому никакого значения, пока не услышу сладчайшее имя Иисуса. Иисус – мед на губах, музыка в ушах, сладость в сердце». Еврейский философ ХХ века Мартин Бубер считал, что говорить о Боге в третьем лице – кощунство, с Ним можно только на Ты (Ата). Имя – это как незримый ковчег Присутствия Божия. 

 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

10 заповедь Декалога

В.С. Стрелов


Исх. 20:17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Втор. 5:21  Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего.

 

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!

(Пс. 41:2)

Есть ли смысл в порядке заповедей?

Заповеди Декалога, без сомнения, можно рассматривать в произвольном порядке, поскольку каждая из них важна для сохранения и умножения жизни. Вместе с тем, неслучайно, что они даны так, а не иначе. Психологи знают, что в любой последовательности тезисов лучше всего помнится первый и последний. Значение первой заповеди очевидно: если для человека Бог – не Господь, все остальное уже не важно, ведь отчуждение от Бога – это и есть самая суть греха. Но что мы можем сказать о значении последней, десятой заповеди? Почему все оканчивается именно ей, а не запретом убийства, к примеру? Что же может быть важнее напоминания о ценности человеческой жизни?

Дело в желании  

С первого взгляда кажется, что эта заповедь, подобно седьмой и восьмой, касается отношений и собственности: перечисляются жена, дом, рабы, волы, ослы, поле... В чем же отличие? Присмотревшись внимательнее, мы видим, что основное ударение здесь на слове «не пожелай». Центр внимания переносится с дел на желание, намерение. Из намерений уже рождаются и слова, и дела. Можно сказать, что в этом смысле эта заповедь – ключ к остальным, связанным с практикой жизни. От желания до попытки отобрать, «отбить», обмануть или убить, чтобы завладеть, путь весьма короток. История Библии знает много тому примеров: от Каина через Давида с Вирсавией до Иуды.

Не просто не завидуй - не сравнивай

Многие перефразируют эту заповедь просто как «не завидуй», однако И.Я. Гриц предлагает более энергичное и радикальное: «Не сравнивай!». Как «не сравнивай», почему?! Разве это плохо, смотреть, как у соседа? Как же тогда понять, правильно ли я живу – быть может, я просто ленив, или руководствуюсь неверными целями? Заповедь запрещает не учиться у соседа, а желать того, что принадлежит соседу. И все же многие люди сегодня живут, сравнивая свою ситуацию с тем, «как у других». К сожалению, такое сравнение редко приводит к благодарности, чаще же побуждает людей невротически стремиться к тому, чтобы увеличивать свои потребности. А если исправить положение нельзя? Рождается ропот или уныние.

Но давайте еще раз пристально вчитаемся в текст. Как верят христиане, Библия – это Откровение Божие, ни одного слова в ней не сказано напрасно, и если нам что-то кажется устаревшим или неадекватным, это не проблема Библии – это проблема нашего понимания. В свете этого попробуем проанализировать, что имеется ввиду под каждым словом в этом списке запретных желаний.

Жена – она служит образом просто близкого человека, родного, друга. Кто-то окружен друзьями, а кто-то одинок. Но - не сравнивай.

Поле (в тексте Исхода его нет, оно появляется во Второзаконии, когда народ готовится стать оседлым) – это, собственно, место работы, источник дохода – как и вол. У кого-то работа приносит серьезный доход, кто-то перебивается. Не сравнивай.

Дом можно понимать во многих смыслах: и как жилище, и как семью, атмосферу в ней, и как приход, общину. Ты в гостях у друзей – дружная семья, дети, помогающие родители, а тебя дома ждет отец-алкоголик. Ты зашел в чужую церковь, но тебе так здесь рады, как в своей никогда не встречали. Под домом можно понимать даже человеческое тело, – у кого-то оно молодое и здоровое, а у кого-то поражено болезнями… В такие минуты хочется перестать быть собой, быть там, где нас нет... Не сравнивай. 

Раб, рабыня – это сотрудники, а осел – средство передвижения, от иномарки до электрички. Не сравнивай.

Может быть, что-то оказалось неучтенным? Именно для этого и добавлено: Не желай… ничего, что у ближнего твоего.

Есть и еще одна опасность в сравнениях: Бог нас всех сотворил разными, уникальными, с разными потребностями, и человек, постоянно оглядывающийся на других, рискует никогда не встретиться со своими подлинными желаниями, с самим собой. А ведь так важно найти свой путь, отыскать свои желания, а не подражать другим!

Что же делать вместо этого?

Во-первых, «Не сравнивай, а благодари за то, что уже есть». Благодарность – это первое положительное прочтение данной заповеди, и одновременно – переход к исполнению первой заповеди, ведь главная благодарность всегда обращена к Богу.

Во-вторых, ищи себя, свои собственные желания. Библия нигде не поощряет амебного существования, когда человеку все равно. Авраам страстно желает продолжения жизни в сыне. Моисей – спасения народа. Даниил назван мужем желаний. А как горячо может вести себя ап. Петр: «Вели мне пойти к Тебе по воде!»…

И Господь Иисус не подавляет желания, а пробуждает их – в разговоре с самарянкой у колодца (Ин. 4 гл.), в сирофиникиянке (Мк. 7:24-30), в расслабленном у купели Силоамской: «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6)

Желания нужно не только искать, но и открывать их перед Богом с благодарностью, и «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:7). «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (Пс. 36:4-6).

И ученики Христовы, апостолы, призывают развивать и воспитывать в себе правильные желания: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший…Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать…Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви, - пишет апостол Павел (1 Кор. 12:31, 14:1,12).

О чем мечтать, чего желать и о чем молиться – большие и важные вопросы в духовной жизни, ответы на которые для каждого будут его собственными, личными, - хотя искать эти ответы можно и вместе.

Ты, Ты, Ты...

И все же самое главное желание, стремление верующего – это желать Его Самого. Искать не Бога ради Его даров, а Его Самого. Диалога, общения с Ним. Не обязательно даже в словах – просто предстояния, присутствия:

«А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15)

Это желание Бога открывает путь не только к первой заповеди, но и перекидывает мостик в Новый Завет, к Евангельским блаженствам.

***

Рассказывают. Бердичевский равви часто пел песню, в которой были такие слова:

Все, о чем я мечтаю, – Ты! Все, о чем я думаю, – Ты! Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты!

Когда я радуюсь – Ты! Когда я грущу – Ты! Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты!

Небо – Ты! Земля – Ты! Ты наверху! Ты внизу! В каждом начале, в каждом конце, Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты!

[ Изменено: вторник, 25 августа 2015, 13:23 ]
 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

Чтение Священного Писания, как важнейшая составляющая христианской жизни, известно со времен рождения Церкви. Более того, именно в первые века это Чтение являлось основным признаком (помимо преломления Хлеба) принадлежности к сообществу учеников Иисуса Христа.

Мы не так много знаем про обыденную, негероическую жизни ранней Церкви. Но нет никаких сомнений, что роль Св. Писания в эту эпоху была огромной. Любой человек мог стать христианином, независимо от его социального положения, политических взглядов, языковой принадлежности и степени образованности. Но известно, что если такой человек был неграмотным, то его непременно учили читать - а иначе, как он мог бы читать слово Божие?

Это чтение было необходимо не только для ознакомления с текстом, но для нормальной, повседневной жизни со Христом, ибо все Писание воспринималось как Его слово. Поэтому христиане вступали в общение с этим словом как с Самим Спасителем.

Из Евангелия можно увидеть, что община учеников Самого Иисуса также читала и обсуждала различные тексты Библии. И это не воспринималось ни ими, ни их современниками и, подчас, оппонентами, как нечто новое. Наоборот, это было вполне традиционным и благочестивым делом. Обсуждение текстов Священного Писания признавалось во все времена жизни верующих иудеев как дело первостепенной важности.

Традиция Церкви Христовой также относит изучение Библии как слова Божьего к занятиям первостепенной важности.

Почему, например, преп. Серафиму Саровскому было так важно много десятилетий еженедельно перечитывать Новый Завет? Этот факт широко известен, но иногда из него пытаются сделать вывод, что Ветхий Завет в его жизни не играл никакой роли. Но из воспоминаний его современников становится ясным, что Ветхий Завет он знал ничуть не хуже, т.е. также регулярно читал и его.

Интересно, что это хорошо понимала Римская полиция и службы безопасности, которые во времена открытых гонений на христиан в первую очередь разыскивали и старались уничтожить свитки и манускрипты Священного Писания, причем как Нового, так и Ветхого Завета.

Это уже не очень хорошо понимают многие наши современники, в том числе, и являющиеся христианами. Зачем так внимательно, регулярно, постоянно и непрестанно читали в древности Библию? Почему именно это чтение, при всем многообразии его форм, неизменно являлось центром новой Жизни? Что означало это чтение для древних? И, наконец, как именно они читали, и что давало им это чтение? Попытке найти ответ на эти вопросы, посвящено данное сообщение.

TalmudTorah, как способ чтения, известен очень давно. Суть этого метода чтения состоит в том, что два или трои ученика, изучающие Тору, начинают читать различные тексты и обсуждать их вместе. Иногда их число бывает большим, но двое или трое - это минимум. При этом, они читают различные авторитетные толкования, обращаются - каждый самостоятельно! - в серьезных случаях к своим учителям за советом. И эта группа совместно читающих - «хаверим», товарищей, друзей, составляла «хавруту», товарищество, содружество, если переводить буквально, которая сохранялась на долгие годы, а иногда на всю жизнь.

Одной из задач такого длительного совместного чтения учителями Торы сравнивалась с процессом взаимной шлифовки камушков на берегу моря: неровные камни с острыми краями морскими волнами трутся друг о друга и постепенно становятся ровными и гладкими. Ученики здесь уподобляются неровным и острым камням, а морские волны, которые заставляют их тереться друг о друга, соотносятся с изучением Торы. Гладкость и обтекаемость вовсе не означают «всеядность» и готовность соглашаться с любым мнением, но невозможность поранить своими острыми гранями других людей.

Обсуждение прочитанного и споры приветствуются, но не все споры, но только такие, которые признаются учителями как «споры во имя Небес». Под этим выражением понимаются споры ради Истины, ради большего приближения к Ней, ради того, что может прославить Имя Творца. По поводу всех остальных споров признается, что они ведутся не «во имя небес» и потому традицией не поощряются.

Но эта «шлифовка» не является главной целью чтения в хавруте. В Вавилонском Талмуде приводится очень древняя поговорка, которая уже во времена земной жизни Иисуса считалась достаточно древней. «Если двое или трое собраны во имя Торы, Шехина пребывает среди них». Шехина - слово, означающее видимое присутствие Божие, которое традиционно переводится на русский язык как «облако». (См., например, соответствующие главы Исхода или 4-й книги Царств). Тора же, в данном случае, не только обозначает Закон Моисеев, или же шире - все пять книг Моисеевых, но все Священное Писание.

Для доказательства достаточно вспомнить, что евангелист Иоанн, который всегда точно приводит слова Иисуса, Которого даже Его недруги называли Учителем, в которых слово «Закон» понимается именно в этом смысле. «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин 10.34), цитируя шестой стих 81-й Псалма «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы».

Главная же цель такого чтения в хавруте - присутствие Шехины в этом мире. Ученики Торы, своим непрестанным молитвенным вниманием к тексту и сосредоточенным чтением, которое делается осмысленным в процессе обсуждения и споров, как бы «сводят» Шехину с небес на землю, тем самым, благословляя эту землю, всех людей ее населяющих и все их праведные дела.

Ицхак Баал Шем Тов, знаменитый Бешт, один из великих хасидских цадиков - праведников, живший в Российской империи в конце XVIII века и основатель движения хасидизма, однажды сказал о важности TalmudTorah: «Если бы русский царь знал, насколько полезно для его страны изучение Торы, он бы приставил к каждому еврею жандарма с саблей, который стоял бы над ним и постоянно твердил - учи Тору! Учи Тору!».

В данном его высказывании, сохраненном его учениками, «учи!» означает вовсе не «учи наизусть», или «изучай», но именно процесс молитвенного чтения, который привлекает Шехину на землю. В таком изучении, TalmudTorah, вклад каждого ученика уникален и неповторим. Каждая хаврута, какой бы малой она не была, сводит Шехину, уникальным и неповторимым образом. Поэтому такой процесс, в соответствии с пониманием хасидских мистиков, позволяет продолжить существование земли и даже всего Творения, т.е. приобретает космическое значение.

Более того, он позволяет продолжиться Откровению, так как каждый раз, когда происходит глубокое понимание слов Торы, Оно совершается (осуществляется) в полноте. Без такого углубленного понимания Откровение, слова Торы, пребывают в этом месте как бы в заключении, томятся под спудом. TalmudTorahпозволяет освободить слова Торы, дать ее смыслу пребывать в этом месте на земле. И эта задача непрерывная, завещанная каждому поколению учеников, на каждом месте их обитания, чтобы исполнились слова Псалма, понимаемые ими как Его Заповедь: «Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его» (Пс 102.22). Изучая Тору, ученики делают дело Им заповеданное, благословляя, тем самым Творца.

Только поняв важность TalmudTorah, мы можем понять, почему они продолжали обсуждать слова Торы в нацистских концлагерях, не прекращая споры «во имя небес» даже на пороге смерти, когда их вели в газовые камеры. Это не легенды, сохранилось много документальных свидетельств тому. Реальность TalmudTorah, реальность Божественного Присутствия была для этих учеников и праведников Торы более важной и значимой, чем близость смерти.

Только «отшлифованный» Торой ученик может начать учить других, стать настоящим учителем Торы, который позволит своим ученикам идти своим путем.

Заметим, что в Евангелии в этой связи, особое значение приобретает сцена беседы двенадцатилетнего Иисуса с учителями Закона в Иерусалимском Храме (от Луки, 2-я глава, ст.46-49). Евангелист многими точными деталями повествования подчеркивает, что они приняли и признали отрока как равного себе. Хотя по Закону, 12 лет - возраст до религиозного совершеннолетия, и учителя должны были отнестись к Нему как талантливому ребенку, т.е. снисходительно и, поощряя Его интерес к Торе, они беседуют с Ним несколько дней как с учителем равным им.

Евангелист тем самым показывает, что Иисус уже был напитан Торой как словом Божиим, что Он уже готов выйти на проповедь и учить народ. Но по глубочайшему смирению, с которым Он принимает обычаи и традиции Своего народа, Он умаляет Себя и продолжает жить еще многие годы в тишине и неизвестности, пока не входит в возраст, с которого позволялось самостоятельно служить Богу и учить других Его Закону.

Иисус, несомненно совершенно сознательно изменил слова известной поговорки, повернув ее на Себя: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18.20), показав тем самым Своим ученикам, что Он и есть Слово Божие, истинная Тора, а Его присутствие среди учеников - подлинная Шехина.

Эти слова Иисуса, были восприняты Его непосредственными учениками как заповедь, одна из Его новых заповедей, равно как и другие Его слова: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне» (Ин 5.39). «Исследовать» и означает молитвенно входить в дух и смысл слов Писания, т.е. заниматься TalmudTorah. Это отношение к чтению унаследовала и раннехристианская Церковь. Апостолы, и в первую очередь, Павел, строит свое возвещение, что Иисус и есть Сын Божий, Мессия, на словах Писания, на призыве самим, исследуя Писания, убедиться в этом. Вот пример его проповеди в Вереи: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деян 17.11).

Ранняя Церковь назвала такое чтение LectioDivina- Божественное Чтение, поскольку верила, и, главное, опытно знала, что читая в молитвенном духе Священное Писание, вступает в Общение с Самим Сыном Божиим, получая Его наставления и, главное, Его невидимое, но реальное присутствие в Общине.

Поэтому LectioDivinaбыла одной из главных составляющих жизни христианской Церкви. Иисус оставил Своей Церкви два драгоценных дара: Свои Тело и Кровь и Свое Слово. И в истории Кафолической церкви первое не оскудевало никогда; внимание же к Его слову, увы, остывало многократно.

С IV века, с возникновением монашеского движения, в ответ на оскудение глубины жизни церкви, когда она стала государственной, LectioDivinaстановится преимущественно достоянием монашества. Причины этого переноса в настоящее время достаточно хорошо известны, но здесь не мест их разбирать - это совсем другая тема.

Можно только сказать, что каждый раз, когда мы наблюдаем такое оскудение, оно свидетельствует об ослаблении глубины и интенсивности жизни Церкви. И наоборот: поворот церковной жизни к большему вниманию в молитвенном чтении Св. Писания, к Lectio Divina, знак надежды ее обновления.

Церковь накопила огромный опыт разнообразных форм проведения LectioDivina. Хорошо известны древние аскетические формы, рассчитанные на чтение только одним человеком в глубоком уединении. Брат Энцо Бьянки, настоятель монашеской общины в Бозе на севере Италии, много сделал для того, чтобы этот опыт стал в последней четверти двадцатого века достоянием многих. Но есть и иные формы, рассчитанные на чтение в христианской общине или, например, группе катехуменов. Есть и другие формы, рожденные как в прежние века, так и в наше время. Все они составляют подлинное богатство Церкви, причем неразделенной, ибо, как показывает опыт, такое молитвенное чтение открыто для христиан всех церквей и конфессий. Не споры и ссоры - кто правее богословски, исторически или канонически лежат в их основы, но все тот же «спор во имя небес», желание реальной встречи с Христом, голос Которого можно услышать через братьев и сестер.

При всем огромном разнообразии форм молитвенного чтения, у них много общего.

Во-первых, признание, что мы читаем не просто замечательный и даже святой текст, но слово Бога Живого.

Во-вторых, то, что все эти встречи должны проходить в молитве. Без этого такое чтение принципиально меняет свой смысл и предназначение.

В третьих, одна из важнейших задач таких чтений - услышать голос Божий, понять то, что Он хочет открыть нам здесь и сейчас. В четвертых, - дух благодарения, который является одновременно условием проведения LectioDivinaи их плодом.

И, наконец, самое важное: проводя такие Чтения, участвуя в LectioDivinaмы реально открываем возможность Духу Святому пребывать среди нас, действовать в этом мире.

Иными словами, во время таких Чтений актуализируется Божественное Откровение, которое, действуя «здесь и сейчас», всегда творит из самых простых и обычных людей Церковь Божию.

Что же общего между TalmudTorahи LectioDivina, и можно ли вообще говорить об их общности, учитывая, что они принадлежат к разным традициям, которые столь долгое время были в состоянии непримиримой вражды?

На наш взгляд не только можно, но и должно. Отказываясь от своих корней, отрекаясь от своих предков - несметного числа праведников Ветхого Завета, которые молитвенно читали Св. Писание, мы оказываемся, с одной стороны, сиротами, появившимися на свет неизвестно откуда и от кого. А с другой стороны, мы становимся нарушителями Пятой заповеди.

Итак, общим является самое главное: дать возможность Божественному Присутствию пребывать среди нас и преображать этот мир, сотворенный Им, включая нас самих. Общим является также то, что и TalmudTorahи LectioDivinaмогут проходить только в молитвенном духе, точнее - в духе благодарения.

В заключении хочется вспомнить слова одного из великих учителей неразделенной Церкви - блаженного Иеронима, епископа Стригонского, который перевел Библию на латинский язык. Он работал над переводом в Вифлееме и, уже, будучи епископом Церкви, не стеснялся брать уроки еврейского языка у местного раввина, обсуждая с ним понимание тех или иных мест священного текста. Кроме того, он был выдающимся пастырем и писал письма своим духовным детям, которые жили в различных городах империи. Разумеется, разным людям он давал различные советы и наставления, но в каждом письме всем своим близким он всегда писал одну фразу: «Читайте Библию днем и ночью!».

[ Изменено: вторник, 25 августа 2015, 13:14 ]
 
от Редактор Блога - пятница, 10 июля 2015, 20:44
для всего мира

Дорогие братья и сестры!



От души поздравляю вас с Пасхой Христовой!
Всю эту неделю вместо обычного молитвенного правила принято петь стихиры Пасхи. Не читать, а именно петь.
Пусть всего на неделю, но покаянные тексты уходят, чтобы дать место исключительной радости.
По-хорошему, такой в итоге должна стать вся наша жизнь.

В образах святых, например, преп. Серафима, мы это улавливаем: в любое время года он встречал гостей словами "Христос воскресе, радость моя!"
Эта радость - не только позитивный настрой, не просто душевное чувство или ощущение удовлетворения (хотя это и важно).
Это что-то большее, это - иная реальность.
Это твердое знание, что Любовь Божья сильнее смерти, что Господь Иисус жив, Он слышит нас, и что нас ничто не может сокрушить, пока мы идем за Ним.
Это также и надежда на личную Встречу лицом к лицу, как встречали Его ученики по Воскресении...

Эта надежда, этот опыт любви в свое время взорвали вселенную, и вера маленьких людей неожиданно покорила себе варваров и ученых, женщин и мужчин, рабов и царей.
Когда мы смотрим на историю христианства, создается впечатление, что временами эта вера выдыхалась, но потом неожиданно вспыхивала заново и проникала в те сферы, о которых раньше никто и не мог помыслить.

Одни люди впереди видят одну апостасию, уклонение и падение.
Другие не боятся будущего, надеясь, что история христианства только начинается, что христиане могут вновь стать больше окружающего их мира, что и сегодня можно отыскать радость единства, и вместе двигаться к исцелению и преображению жизни.
Таковы свидетели Божии наших дней - о. Александр Мень, владыка Антоний, Жан Ванье.

Мне тоже хочется верить, что впереди у человечества - и у нас - еще есть свет, еще есть надежда.

И наш Колледж свою вносит малую лепту в то, чтобы эта надежда не гасла: каждый раз, когда человек с верой и молитвой открывает Писания, он может причаститься этой веры, этой надежды - встретиться с Господом, с Его Словом.

Многим хотелось бы методик, которые бы мгновенно дали ответы на волнующие жизненные вопросы, помогли бы решить стоящие перед нами проблемы - семейные, профессиональные, бытовые. Это все важно, и этим нужно заниматься.
Но ценность Слова - в другом.
Преп. Серафим не сразу стал таким, каким мы его знаем по житию. Этому предшествовали годы молитвы и регулярного, ежедневного изучения Писаний.
Как пишет брат Энцо Бьянки, молитвенное чтение Писания отражается на жизни не столько в смысле совершения одних определенных действий вместо других, сколько в том смысле, что оно проливает и сохраняет тот уникальный свет, в котором вся деятельность верующего становится свидетельством и благовествованием людям: "Так да светит  свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного" (Мф. 5:16).
Это как малая закваска, которая квасит все тесто. Как соль, которая предохраняет от гниения и придает вкус пище. Как пение птиц в вышине, предвещающее рассвет.

В одиночку бывает сложно внимательно вчитываться в Слово в нашем раздерганном мире.
Вместе мы можем в этом держаться и помогать друг другу вставать, обращаться и идти вперед - за Христом и к Нему.
Все мы станем в глубине души по-настоящему счастливы, если Колледж будет для нас таким пространством Встречи.
А для этого давайте держаться вместе.

Христос воскресе!
Христос воскресе!
Христос воскресе!

---------
Владимир Стрелов,
от лица преподавателей и сотрудников Колледжа

[ Изменено: вторник, 25 августа 2015, 13:21 ]