И.Я. Гриц

Быть учеником Христа

Лекция для первого курса Колледжа «Наследие». 15 октября 2018 года.

 

Начнем с молитвы, как всегда. Тропарь Покрова.

Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,

и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом

и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

 

Аминь. Добрый вечер. Надеюсь, что у вас тоже вечер, дорогие друзья. Как я понимаю, вы первокурсники. Ну, что же, я очень рад. Меня зовут Илья Яковлевич Гриц. Я в общем имею некоторое отношение к колледжу. Мне было приятно получить просьбу Владимира Сергеевича встретиться с вами, рассказать, что такое Библия, чтение Библии, и зачем она нужна. Если вы готовы, давайте начинать. Справа на мониторе есть колонка — это чат, и там можно задавать вопросы, написать свои вопросы, если они возникнут. А я буду стараться отвечать.

Архимандрит Виктор Мамонтов

Итак, когда-то наша семья организовала этот колледж. Это было уже много лет назад. И наш замечательный наставник, святой, ныне усопший архимандрит Виктор Мамонтов нас благословил на это дело, просто на подвиг, и мы это вспоминаем всегда с большой радостью. Это имя я советую вам записать – архимандрит Виктор Мамонтов. Мы издавали в Москве, а потом и в других городах его книги. Я сейчас скажу, как они называются. Одна книга называется «Таинство детства». Книги, может быть, уже не продаются, я не знаю, что в Москве сейчас творится. Но в интернете они точно есть. Так что вы можете это скачать и прочитать. Другая книга тоже совершенно замечательная, она называется «Таинство жизни». Есть еще у него прекрасная книга, которая называется «Господь – Пастырь мой». Это сборник его выступлений, докладов, размышлений. Советую вам.

Господь даровал мне возможность личного знакомства с очень многими прекрасными людьми, я бы даже сказал, святыми людьми. Мне доводилось неоднократно встречаться с покойным митрополитом Сурожским Антонием Блюмом, с архимандритом Таврионом Батозским, с архимандритом Серафимом Тяпочкиным. Это все прекрасные, достойные, святой жизни люди. Почему именно эти имена я называю? Потому что очень давно в Церкви дан такой совет святителем Феофаном Затворником: старайтесь встречаться, читать или наставляться от святых вашего времени. Конечно, в Церкви огромное количество святых, святителей, преподобных, тех, которые наставляли нас, и много книг их издано. Но многие из них жили в другой политической, социальной, культурной ситуации. Их советы могут показаться даже странными.

Я помню, как в моей молодости в Москве вдруг стали продавать книгу, и мои друзья звонили друг другу и говорили о ней. Был такой книжный магазин, назывался «Дружба», там продавали книги издательств так называемых социалистических стран. Много было разных отделов – отдел болгарской книги, книги чешской, польской, румынской, ГДР и т.д. Вот, в болгарском отделе продается книга замечательного болгарского святого Феофилакта Болгарского. Он действительно был святым, епископом, жил достаточно давно. И все бросились покупать. Болгарский язык совсем не трудный, фактически это тот же церковно-славянский и даже проще. И начали читать, и все пришли в недоумение, потому что советы и наставления, которые он давал, казались очень странными. Вот, он рекомендовал никого не убивать, например. Если кто убил там кого-то, а речь шла в основном о турках, которые держали в оккупации Болгарию, запрещено причащаться 20-25 лет. В общем, страшные какие-то были предписания. И мало кто что мог понять, почему так. Это вроде как противоречит Евангелию, а тем более, древним отцам. А потом мы поняли. Турки, которые были на территории Болгарии, творили ужасные вещи как любые оккупанты. Могли убивать людей просто так, могли войти в дом и все отобрать. Значит заповедь «не кради» они не исполняли. Могли прийти, этот дом сломать, отобрать самое драгоценное, что было в семье – стадо баранов, овец, коров. И могли даже осквернить храм. И понятно, что православные, христиане болгарские отвечали тем же, по возможности, они этих турок убивали.

И Феофилакт жил в такую эпоху в такой ситуации. Но для христиан невозможно никого убивать. Поэтому он начинал с простейших вещей: не кради, не убивай, не обижай никого, и т.д. Когда через какое-то время, уже привлекая разные исторические книги, мы это поняли, стало понятно, что он действительно, великий муж, он — святой болгарской Церкви. И жил в очень трудное время. Ну что делать, вот какое время выпадает нам для жизни. Я бы не сказал, что наше время гораздо более легкое. Зачем я вам это рассказал? Только для того, чтобы вы поняли, что надо принимать всех святых, но ориентироваться на тех, кто жил недавно, которые понимают, знают особенности нашей ситуации, нашей жизни. И тогда их наставления, их советы становятся для нас ясными и прозрачными.

Есть еще одна книжка, но я уже много лет ее не видел, а в интернете вы ее найдете. Отец Виктор Мамонтов был большим почитателем преподобного Силуана Афонского. Надеюсь, это имя вам знакомо. Такой русский монах, который жил на Афоне, не был ни дьяконом, ни священником, но был несомненно святым. Он написал книгу, а потом его ученик написал книгу о нем. И вот, прекрасная книга. Отец Виктор Мамонтов собрал из разных его писем, из разных его книг все молитвы в одну маленькую книжечку. Она так и называется «Молитвы и псалмы преподобного Силуана Афонского». Потому что многие его молитвенные воздыхания сделаны в жанре псалма. Очень советую, найдите в интернете. Это можно не только читать, можно молиться, и это замечательно. Я постараюсь, если вам это будет трудно, сам найти и пришлю ссылки, но думаю, что вы и сами без труда найдете.

Почему колледж – библейский?

Значит, наш колледж существует не просто потому, что каким-то людям стало нечего делать, а по благословению святых наших, по их вразумлению нам, к тем, кто это делал. Почему – «библейский колледж»? Почему Библию мы взяли за основу основ? Слава Богу, что сейчас есть много разного уровня учебных заведений – и институтов, и университетов, и курсов, где преподают и богословие, и историю Церкви, и историю святых, что в общем-то тоже есть история Церкви. Но мы поняли одну простую вещь – это все прекрасно, мы радуемся, что много таких учебных заведений. Я не могу их назвать по именам, потому что я уже давно по состоянию здоровья в Москве не живу. Я знаю Свято-Тихоновский университет, институты, разные курсы, иногда они организуются при каких-то приходах, иногда при монастырях. В Петербурге такие есть, в Киеве. Слава Тебе, Господи.

Но основа жизни христиан — это конечно Сам Христос и то, что Он нам оставил. А что Он нам оставил? Он нам оставил Слово Свое – Евангелие, и Тело и Кровь Свою. Это основа нашей жизни, это надо точно знать, и на это надо опираться. Все остальное — сокровища, которые есть в Церкви, это наше богатство, это замечательные вещи, но есть основа основ. Если мы с вами не прибегаем к слову Божьему, очень трудно нас считать христианами. Вы скажете – «ведь это ж Евангелие, а зачем нам еще что-то другое, Ветхий Завет?». Да, так часто говорят. Но слово Божие, оно едино. То, что Господь нам оставил, заповеди Свои, нередко их называют – заповеди Моисеевы, хотя их гораздо больше, чем только у Моисея. Вот Завет, такое слово, наверное, вы уже слышали. Обычно заветы делят на два. Старый, по-русски его принято называть Ветхий Завет, а в других языках он просто звучит, как «старый» или «древний» — Old Testament, например, по-английски. И Новый Завет. На самом деле, заветов гораздо больше. Заветы заключались Богом всегда по Его инициативе с какими-то людьми.  И важно отметить, что заветы друг другу не противоречат, они как «матрешки», входят друг в друга, и они все действуют и живы до сих пор. Мы выделяем завет Адама, он первый человек, который начал жить по заповедям Божиим. Завет Ноя, завет Авраама, завет Моисея, завет Давида, завет Иисуса, Господа нашего, Который оставил нам Свои заповеди, и этот завет нам известен. Это то, на чем строится наша жизнь просто как людей, и людей, которые хотят быть учениками Христовыми.

Ученики

Вот это слово «ученик» я тоже советую записать. Если вы читали Деяния Апостолов, то первое имя, которое последователям Господа вменилось, не слово «христиане», а слово «ученики». «Ученики» — это слово живо и действенно до сих пор. Мы хотим быть учениками Христовыми. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35). Понимаете, что это слово подарил нам Сам Господь. Мы — Его ученики. Ученики — это те, кто учатся и не стесняются учиться. Многие дети или молодые люди стесняются сказать, что они ученики такой-то школы или такого-то учебного заведения. Им кажется, что это мало слишком. Нет, это одно из самых высоких титулов, наименований, которые нам доступны — быть учениками Христовыми. Огромное количество эпизодов мы читаем, например, в Деяниях апостолов, в Посланиях святого апостола Павла, когда он приходит куда-то, и там появляются ученики. Ученики кого? Они себя часто называли – «мы — Павловы, мы — какого-нибудь другого апостола». Он говорит – «разве я за вас умер, я за вас распялся? Христос. Вы — ученики Христовы». Это то, о чем можно радоваться. Учеников очень много. Кто-то называет себя православными, а кто-то себя называет другими именами, часто это по имени каких-то основателей. Ученики преподобного Серафима Саровского так и звались – «мы Серафимовы ученицы, монахини, сестры».

Но это все вторично. Главное, мы — ученики Христовы, а через кого нам переданы эти наставления — это важно. Я не могу сказать, что это не важно. Это только-только как бы источник, так человек, который получил образование какое-то – языки выучил или инженерное образование. Где ты учился? У кого ты учился? И он говорит, у кого. Понятно, что его профессора вовсе не были изобретателями механики, математики, медицины. Мы стоим и опираемся на огромную череду наших наставников. Вот я назвал некоторых наших прекрасных современников. Но есть и другие более ранние – преподобный Серафим Саровский, Оптинские старцы, монахи, которые наставляли и учили нас, и еще раньше, еще раньше. Это все единство. И конечно, это Матерь Божья, Которая, можно сказать среди них, нас всех покрывает Своим покрывалом, благословляет нас и зовет нас идти и быть учениками Христовыми.

Ветхий Завет

И огромное количество книг первой части Библии, которую мы называем Ветхий Завет. Старый Завет. Я не очень люблю словосочетание «Ветхий Завет», потому что в нашем современном языке «ветхий», что такое «ветхий»? Ветхая рубашка, ветхие купюры у вас нашлись в кармане или в кошельке, ветхие, изношенные, их уже не принимают ни в магазинах, ни в банках. Ветхая рубашка или платье, которое уже просвечивает, в дырках. Что с ним делать? Можно превратить в какие-то домашнего пользования тряпочки, а можно и выбросить. Я радуюсь, когда приходится куда-то переезжать или куда-то ехать, и надо вещи складывать с собой. Это хороший повод избавиться от ненужных вещей, из которых вырос или которые стали ветхими. Это так звучит сегодня по-русски. А вообще, старый друг совсем не хуже нового, правда же? Совсем не хуже. И мы это отлично с вами знаем.

Вот, что нам оставил Господь: Ветхий Завет и книги прекрасные. Вы уже, как я слышал, знаете про Пятикнижие, традиционно это называется Тора на еврейском языке. Тора переводится как Завет, как учение, как бы правила, наставления жизни. Много есть возможных переводов. И другие есть книги. Псалмы, например. Псалмы — это наше сокровище. Мы много уже столетий их используем. Без псалмов мы жить не можем. Псалмы – это одновременно и поэзия, и молитвы, и некий особый жанр. Если вы ходите на богослужения в храмы, то, наверное, вы знаете, их за каждой службой читают или поют.

Это зависит от каких-то традиций, возможностей данной церкви, данного прихода, есть ли люди, которые умеют петь, знают ли они традицию церковную. Это важно, но необязательно, их можно и читать. Можно читать самому, очень часто советуют люди учить их наизусть. Зачем? Не для того, чтобы развить память, а для того, чтобы можно было читать, т.е. молится этими прекрасными текстами, и чем-то заниматься, чем угодно. Мало найдется таких дел, при которых нельзя читать псалмы. Уборка дома, прогулка с детьми — это все разные дела. Вы сидите за рулем машины, тоже можете читать.

Сегодня люди не очень-то это знают наизусть. Но в каждой машине есть всякие приспособления аудио, и можно ехать, включить, поставить диск или что-то еще, что у вас есть, и слушать и молиться этими псалмами. В монастырях их используют гораздо больше и чаще. Я это говорю, зная, потому что бывшие наши ученики, есть у нас такие ученики замечательные, которые сейчас уже в разных обителях пребывают – в Соловецком монастыре, еще где-нибудь, в Валаамском. И когда я с ними встречаюсь или они присылают письма, я их спрашиваю: «А как вы молитесь, как вы читаете Писание? – Псалтирь, псалтирь, псалтирь». Не только псалтирь, разумеется.

Псалтирь

Есть поразительный рассказ из древности. Может быть, вы слышали, что монашество зародилось в Египте, в Нижнем Египте, в пустынях, куда приходили люди, жили вокруг святых мужей. Когда новые приходили люди – «Что ты хочешь? – Я хочу жить с вами, хочу быть монахом». Им сразу задавали вопрос. Современные люди удивляются, когда я озвучиваю этот вопрос.

Сегодня, когда какой-нибудь человек приходит в храм и говорит – «хочу креститься», его тоже обычно спрашивают. Вопрос довольно странный сегодня задают – «знаешь наизусть Символ веры, знаешь наизусть «Отче наш», иди учи, если не знаешь». Хорошие наставления. Но на самом деле и «Символ веры» и «Отче наш» — очень непростые тексты, и нужно немало времени и опыта церковной жизни, опыта чтения Писания, чтобы не просто их знать наизусть, это не сложно. Я много раз видел, когда родители некоторые любят наставлять маленьких детей странным образом. Какие-нибудь стихи с ними учить наизусть, совсем не детские, не просто стихи, а стихи Пушкина, Мандельштама, Гумилева, Пастернака. И когда гости приходят, они демонстрируют своих детей. Выучить наизусть это не сложно, особенно маленьким детям, а вот понимать, о чем идет речь, это совсем другое дело. Я не считаю, что это и для нас такое легкое дело — понимание.

Так вот, пришел однажды такой человек, простой человек из пастухов, говорит – «я хочу быть с вами, возьмите меня в монахи». Ему задают вопрос – «грамоте обучен?». Почему грамоте? Потому что христианин не может быть не грамотным, ученик Христов не может быть не грамотным. «Обучен? – Да. – Хорошо». «Не обучен? Ну что ж, не беда. Мы к тебе сейчас приставим наставника, он тебя научит читать». А как же иначе? И с этого всегда все начиналось, с того, что люди учились грамоте. И потом возникала привычка учиться дальше.

Монахи — это люди, которые не просто ученики Христовы. Монахи — это люди, которые всегда жили как бы по двум простым заповедям. По латыни это звучит так – «Ore et labore» – молитва и труд. Каждый должен был трудиться. А как же ты можешь не трудиться? А кто же тогда тебя будет кормить? Labore — работай. Что делать? Что-то простое. Вот, что делали там монахи – ходили в те места, которые немножко заболоченные, срывали тростник, вымачивали его и из этих ветвей, высохших уже, плели корзины. Это их учили, это совсем не сложно. А потом кто-то относил это в город на рынок, и продавали или меняли на продовольствие. Нельзя не работать. Кто не работает, пусть не ест. Это еще Павел написал. А вообще было известно и до него.

И вот пришел такой человек – «Грамоте обучен? – Да. – Вот тебе книга». Дали ему Псалтирь. «Иди, учи наизусть». Почему? А чтобы, когда руки заняты плетением корзин или что-нибудь в этом духе, ты мог молиться. Молиться надо непрерывно. В эту эпоху каждый строил сам себе келью как комнатку. Камней было огромное количество. Их складывали, можно было даже без цемента, без гвоздей, без ничего. И такая получалась хижинка. Живи вот здесь, работай и молись. Раз в неделю все собирались вместе, нередко в храме, на общее дело – молитву, Евхаристию (благодарение) и причащались. Как правило, никто из этих великих мужей не был священником. Священника приглашали из другого места. Они пришли в монашество не для священства. А пришли для того, чтобы встретиться с Господом. Без молитвы угодить Господу невозможно. И вот пришел такой человек, он грамотный был. Вот ему дали книгу. Книга — это не в современном понимании, тогда это были такие свитки. «Иди учи наизусть. – А потом? – Когда выучишь наизусть, приходи, мы тебе скажем, что делать дальше. Что читать, что изучать и прочее». И он начал жить. Раз в неделю приходил в храм, сдавал результаты своих трудов, корзины какие-то, другие изделия, что там просили сплести. Это довольно быстро все осваивается. Но проходит год, другой, третий, а он все не приходит. То есть приходит на богослужения раз в неделю, а так не приходит. Тогда эти отцы немножко стали за него переживать, волноваться. Пришли, позвали его, говорят – «как у тебя дела, как живешь? – По вашим молитвам все хорошо, работаю, молюсь. – А псалмы учишь? – Учу. – Молодец. Какой псалом сейчас учишь? – Первый. – Хорошо. Какой стих учишь? – Первый».

Если вы читали псалмы и первый псалом слышали, или хотя бы где-то в храме, или сами читали, то вы помните, как он начинается – «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых». Да, они говорят – «хорошо, прочти этот первый стих, который ты учишь сейчас, мы послушаем». Он прочел вот этот стих и зарыдал. Зарыдал, потому что он так глубоко вошел в этот текст, что этот текст его обличал – «Блажен муж, который не идет на совет нечестивых». Отцы его отпустили – «ну продолжай». И говорят – «его чтение – совершенно». Вот так они рассудили. Довольно скоро Господь его призвал к Себе. И он вошел в историю Церкви с таким удивительным именем – Павел его звали, и где-то его называли еще дополнительным именем – Павел Препростой, то есть сверх простой, который достиг святости удивительным образом, в такой простоте, уча один единственный стих псалма. Вот такая история была, совершенно правдивая история.

Что для нас – Священное Писание

И сегодня, как мне сообщают мои друзья, те, которые в разных обителях, псалмы у них на первом месте. Это не значит, что другие книги они не читают. Читают, конечно, и Евангелие обязательно, и заповеди Моисеевы, то есть Пятикнижие, и Деяния, и Послания. Это наша пища. Мы питаемся. Тело питается какой-то едой, хлебом или чем-то еще, тем, что мы едим, а душа питается словом Божиим. Без него мы обойтись не можем. Помните, как писал ап. Павел, слово Божие — это меч обоюдоострый. Обоюдоострый, то есть двусторонняя у него заточка. Мечи разные бывают, как и ножи, его с одной стороны можно сделать острым, а можно двусторонним, по-славянски это «обоюдо» – двусторонний. Проникает до самых глубин нашей души и отсекает все ненужное. Вот, что такое для нас слово Божие или Священное Писание, это все синонимы для нас. Еще это называется Библия. И это великое счастье и великая радость, что у нас это есть. Я не могу себе представить жизнь без такого чтения. Как можно жить, что мы делаем тогда? Просто несчастны люди, у которых этого нет.

Кстати, образование в России всегда строилось именно на этом. Мы знаем, что когда подростков, молодых людей учили, им давали Псалтирь. Например, Петр I знал всю Псалтирь наизусть. На самом деле, такое было во всех школах несколько сот лет назад, именно на этом строилось все образование. И мы это видим, если кто-то занимается историей, указы Петра изучает. Он цитирует Писание направо и налево безошибочно, включает это в свои постановления, в свои указы, в свои речи, которые кто-то записывал. Это я говорю именно про Петра I, но совсем необязательно, что он для нас образец и наставник. У него была очень непростая жизнь, много чего он делал не так. Я говорю не в смысле политики, а в смысле нравственности, в смысле исполнения заповедей.

Что такое для нас Священное Писание. Очень важное слово — Священное Писание. Почему оно важное? В Церкви много записанного, много есть наставлений разных людей, но ни одно из них не называется священным. Вот писания, допустим, Иоанна Златоуста, замечательные и очень разные книги Василия Великого. Он тоже один из немногих учителей Церкви, наставников, который вошел в историю с таким титулом «Великий». И его величие еще откроется впереди, оно еще сегодня не очень открылось. Может быть, кто-то из вас занимается науками или науковедением, есть такая наука о науках. То, что написал Василий Великий, – это не меньше чем Аристотель или Платон, это основа науки будущего, можете мне поверить. Мне приходилось довольно много заниматься науками. Сегодня если вы встретите каких-нибудь людей такого высокого уровня, они говорят, что основы науки устарели. Ну что ж, это очень похоже на правду. Но это не значит, что вся наука устарела. Это значит, что эта формальная логика, на которой строится наука, действительно уже немножко устарела. Но все впереди. Даже вот писания Василия Великого не называют священными. Но иногда, чтобы показать свою любовь к его книгам или книгам какого-то другого святого, говорят – «вот священные книги наших наставников, наших великих учителей».

Это хорошо, всегда хорошо иметь почтение к тем, кто вас наставляет. Но учитель у нас один — Сам Господь Иисус Христос. «Никого не называйте учителями. Учитель у вас один – Христос» – вот такое у нас есть наставление в Новом Завете. Оно кажется странным и трудным, потому что похоже на наставление – «никого не называйте отцами». Но, как же мы называем священников? Вот отец такой-то – отец Федор, отец Иоанн, и т.д. Да, это знак уважения. Но отец у нас один — Отец Небесный. Все расставляется по своим местам через слово Божие. Слово Божие нам говорит, что дает нам наставления. Сегодня это очень важно.

Вперед к Библии

Примерно около ста лет назад великие русские богословы, которые уже не в России жили, а в эмиграции, отец Георгий Флоровский и другие выдвинули удивительный лозунг – «вперед к отцам». Может быть, вам доводилось это слышать? А если нет, то послушайте. Ведь отцы наши как бы основа, это правда. Великие отцы, наставники, учителя, даже есть такой титул редкий – «учитель Церкви», вот Василий Великий, Иоанн Златоуст, есть еще и другие. Но сегодня и это немножко уже не то, что устарело, а просто мало. Сегодня лозунг, по которому живет Церковь – «вперед к Библии, вперед к Священному Писанию». Как отцы, они не сзади, не когда-то, а еще впереди нас. Почему? Потому что люди прошлых поколений их осваивали, их мысли, их труды, а нам еще предстоит. Поэтому для нас они еще впереди. Но и этого мало. Основа основ — это Священное Писание. Библия — Книга высшего авторитета, непрелагаемого авторитета. Когда вам доведется, может быть, заниматься историей Церкви, историей богословия, это все зависит только от вас, от вашего желания, вы увидите, какие были поразительные споры между разными святыми отцами. Не просто между теми, кто ошибался, и что-то говорил неверное, утверждал неверное. Верное, но споры были грандиозные. Что ж, это хорошо. Павел пишет – «надлежит иметь разномыслие, чтобы открылась истина». Не бойтесь спорить, не бойтесь спрашивать – «а что тут написано, что эти слова означают?». Это нормально, потому что ученик — это тот, кто задает вопросы, тот, кто начинает спорить, обсуждать, а не тот, кто все знает наизусть.

Так вот, когда люди между собой обсуждают что-то – «а, вот этот святой сказал вот так. – Хорошо, а этот святой сказал иначе. Кто же из них прав?». И ответ известен – все правы. Просто они всегда говорили адресно, обращаясь к людям своего времени, обращаясь к современникам, отвечая на их вопросы. Первые школы христианские появились, по-видимому, в Александрии. Они были открыты для всех. Совсем никого не понуждали ходить в храм, молиться. Тебе интересно, да? Вот богословие, философия. Приходи, слушай. Великие учителя там были. А через какое-то время люди понимали, что мало что-то уметь обсуждать, мало уметь это обдумывать, даже спорить, надо войти, как говорят. Слова Божьего одного мало, нужно еще Тело и Кровь Христовы. Им об этом говорили. Были вопросы, они задавали. Не было вопросов, они продолжали учится, сколько хотели. Иногда эта учеба длилась годами. Но вот наступал момент, когда они приходили и говорили – «я хочу стать учеником Христовым, то есть я хочу креститься. – Ну, что ж, хорошо». И с ними начинали заниматься отдельно, и объясняли и Евангелие, и Псалтирь, и молитвы, и это тоже длилось не один год.

Но начало начал — это Священное Писание, это основа. Когда возникали в Церкви споры, пререкания, всегда брали за основу Священное Писание. Обсуждали это все на соборах. И когда такие соборы собирались, приходили самые мудрые, самые опытные церковные люди из разных мест, и даже из разных стран и разных языков. И первый вопрос – собрали несколько сот человек, а кто будет председательствовать? Кто будет вести? Обычно, если это Византия, то император. Но он не был самым умным и самым выдающимся учеником, просто для порядка. Это такой был организационный момент. На всех древних иконах есть удивительная вещь: в таком-то городе собор, впереди трон, а на нем не императора изображали, не какого-то великого святого, Василия или Иоанна, а книга лежала -Священное Писание, слово Божие руководит собором.

И даже современные иконы. Есть один выдающийся современный иконописец, может быть, вы это имя слышали, архимандрит Зенон. У него много есть прекрасных икон на эту тему, и он всегда изображает во главе собрания слово Божие, эту книгу просто изображает.

Избери жизнь

Значит, это основа основ, это основа нашей жизни. И сегодня, когда меня спрашивают – «а, вот в Библии много заповедей, что вы считаете самым важным?». В зависимости от того, кто спрашивает, я не всегда даю одинаковые ответы. Но нередко даю вот такой ответ, если это люди, которые становятся только учениками. Их еще, может быть, и нельзя назвать учениками, но они хотят быть. Это цитата из книги, которая называется Второзаконие, там есть такие удивительные слова, Господь говорит своему народу через Моисея – Я вам предлагаю жизнь и смерть, выбирайте, благословение и проклятие, выбирайте. Изберите жизнь. Смысл любой заповеди — это жизнь, и жизнь, чтоб ее было больше, умножение жизни.

О чем надо молиться, что надо просить? Здоровье — хорошее дело, конечно. Не очень хорошо болеть, хотя есть разные мнения. Благополучие, чтобы семья была, можно просить, чтобы детки родились, чтобы был дом, и прочее-прочее. Это все прекрасно. Но это все можно назвать простым словом. Мы молимся об умножении жизни, чтобы жизнь умножилась. Само по себе благополучие материальное — не такая уж важная вещь. А что важно? Важно, чтобы у нас были деньги, чтоб мы могли другим помогать. Тогда жизнь умножается в нас и вокруг нас. Понимаете, вот что, оказывается, важно – «избери жизнь». Каждый раз, когда человек говорит – «я хочу исполнять вот эту заповедь», он избирает жизнь. И это самое важное для нас – «избери жизнь». Избрать жизнь — это избрать самого Христа, потому что Он — источник жизни, Он — основа жизни. И, в конце концов, Он и есть эта самая жизнь. Все, что мы знаем о Нем, мы знаем из Священного Писания. Это совершенно удивительно и совершенно радостно для нас.

Но не все нам там сказано. Евангелие вы читали? Читали, наверное. Где-нибудь описано, каков был Господь Иисус, Его внешность? Нигде, ни разу. Ни разу ничего не сказано. А где сказано? Немножко совсем, в Ветхом Завете, у пророков, допустим, у великого пророка Исаии. «Не было в Нем, — пишет Исаия о Господе, — ни вида, ни величия». То есть, когда мы встречаем какого-то человека, он может быть какого-то величественного вида, или вообще какого-то заметного вида, выделятся красотой, ростом или еще чем-то. А Исаия пишет – «Не было в Нем ни вида, ни величия. И мы не знали, относились к Нему, как к обычному человеку». Вот это все вас ждет впереди, вот такие радостные для вас открытия, встречи со словом Божиим через пророков, через другие книги Священного Писания, в конце концов, через Евангелие, через апостолов. Вот, что такое Священное Писание в нашей жизни. Это самое важное. Или одно из самых важных, по крайней мере. Это пожалуйста, запомните.

Есть ли у вас ко мне вопросы сегодня? Если есть, я готов их принять и постараться ответить. Если сейчас вопросов нет, это не беда. Наверное, вас уже познакомили с тем, как работает сайт школы, колледжа, вы можете присылать туда мне вопросы. В следующий раз я непременно на них отвечу. Значит, не стесняйтесь спрашивать. Помните, ученик — это тот, кто имеет вопросы, тот, кто спрашивает, а иначе — это не ученик. А я почему-то думаю, что вы хотите быть учениками Христовыми, раз вы пришли учиться в колледж «Наследие». Я прав, наверное, или не очень. Писать, читать все из вас умеют. Присылайте ваши вопросы. И не стесняйтесь, что вот, а вдруг я спрошу что-то не то. Так не бывает. А вдруг я какую-нибудь глупость спрошу? Не бывает глупых вопросов, бывают только глупые ответы. У меня есть привилегия отвечать неверно, неправильно, и даже глупо. Но я буду стараться этого не делать, разумеется. Но запомните, никогда не смущайтесь. Глупых вопросов нет, и быть не может. Все, что связано с жизнью во Христе, все, что связано со Священным Писанием, это не глупость, это очень важно и умно. Хорошо? Договорились.

Будем молиться, благодарить Господа. Это важно, всегда кончать благодарением. Господи, я благодарю Тебя за начало нового учебного года. Я благодарю Тебя за всех людей, которые пришли сюда, чтобы стать Твоими учениками. Я прошу Тебя, открой сердца и разум каждого. Благослови каждого быть учеником, стремиться идти путем учеников Христовых. Я очень рад, что здесь среди нас есть и диакон. Это у нас не первый раз. У нас довольно много было за эти годы и священников. Потому что священство, диаконство — это очень важное и потрясающее, нужное для Церкви служение. Но при этом очень важно также войти на путь ученика Христова. Он открыт для всех – для мужчин и женщин, для девушек и юношей, для старых и молодых, и даже юных. Каждый может стать учеником, каждый может идти этим путем, и я открою вам секрет – этот путь не короткий, он длится всю жизнь. Когда я слышу слова – «я уже все Писание знаю, мне больше ничему учиться не надо», у меня просто сердце замирает, я в ужасе становлюсь. Как же так? Великие апостолы, великие учителя всю жизнь продолжали эту учебу. И вам я этого желаю, потому что это огромная радость. Благослови каждого в его жизни, благослови каждого на его пути, благослови семьи тех, кто пришел сегодня учиться, и все дела их. И пребудь, Господи, с нами. Аминь.

Читайте Псалтирь, читайте Евангелие. Помните, что сегодня самое главное — это начинать читать Писание. Я с вами прощаюсь, и храни вас Господь. Аминь.

 

 

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий