Друзья, сегодняшний текст получился довольно объемным, при этом я до сих пор не уверен, что правильно перепрыгнул сразу через несколько глав. В частности, мы не читаем о том, как в Иерусалимской церкви решали вопросы сборов для нуждающихся приезжих (6 глава, это вообще о церковном способе принятия решений). Мы пропускаем проповедь и мученичество первого диакона Стефана (Деян. 6:8-7:60). Между тем, он предвосхитил то, о чем более подробно будет говорить апостол Павел: ни Земля, ни Храм, ни принадлежность к Израилю по крови не спасительны, если иудеи отвергнут Мессию, Христа.
Но в сегодняшнем чтении мы затронем одну из самых главных тем книги Деяний: как растет Слово Божие и как Церковь преодолевает национальные границы, – потому что спасение во Христе предназначено для всего человечества.
1 В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
2 Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.
3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
4 Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.
Спокойные дни Церкви подошли к концу. Проповедь о Христе с самого начала вызывала разделение. Апостолов уже вызывали в Синедрион и запрещали учить о Христе. Однако после яркой проповеди Стефана отношения обострились настолько, что гонение коснулось даже рядовых членов Церкви.
Впрочем, это имело неожиданный эффект. Пока все было спокойно, ученики как будто забыли о повелении Господа быть Ему свидетелями не только в Иерусалиме, но и распространять благовестие до пределов земли. Гонение невольно способствует тому, что Церковь вновь обретает ясное видение своего предназначения. Трудные времена несут с собой не только трудности. С Господом они могут стать точкой новых возможностей для роста Церкви.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
Филипп, диакон, поставленный в помощь двенадцати, творит чудеса, подобно Самому Господу. Очевидно, дар чудотворения не ограничен только первым поколением учеников, лично знавших Господа, он дается и тем, кто идет за ними.
И, что еще важнее, Бог не изменился. Он и сегодня совершает чудеса в Церкви. Люди, начинающие активно служить Богу, могут это засвидетельствовать – как могут засвидетельствовать и многие новообращенные. Я лично знаю и о чудесах исцеления, и о даре особого творческого вдохновения, и о неслучайных (промыслительных) совпадениях, которые случались в жизни моих друзей, братьев и сестер.
Однако важно уточнить: в Новом Завете на первом месте всегда идет слово, свидетельство о спасении через веру в Господа Иисуса Христа, — а чудеса даются лишь в подкрепление веры. Продолжим ли мы верить, быть верными Господу, если наше желание чуда не исполнится?… Самое настоящее искушение – искать в христианстве лишь чудеса, сверхъестественные способности, ставить их на первое место, в ущерб богообщению или даже вместо него, «использовать» Бога для укрепления собственного величия, — вместо того, чтобы в простоте искать Его воли.
Это не такое очевидное различие, и пример такой подмены можно увидеть в судьбе Симона-волхва:
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
Симон упоминается и в нехристианских источниках как человек, обладавший сверхспособностями (как и сегодня это бывает среди людей, занимающихся соответствующими практиками Востока и пр.). Однако, показывает Лука, его сверхспособности померкли в свете проповеди Филиппа, и многие его приверженцы уверовали во Христа.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
К сожалению, сегодня между христианами сохраняются этнические разделения (например, на Святой Земле некоторые греки пренебрежительно относятся к арабам-христианам, а в церквях России и Украины можно встретить нетерпимость к евреям). Специально чтобы устранить всякий намек на подобное, Иерусалимская Церковь посылает Петра и Иоанна в Самарию. Их приход призван показать, что Церковь воспринимает самарян как своих возлюбленных братьев во Христе. И происходит повторение Пятидесятницы – только в Самарии. Дух Святой зримо подтверждает, что Бог выше национальных разделений, Ему угодно обращение самарян и включение их в новый народ Божий (для некоторых ревнителей это было отнюдь не очевидно).
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
Синодальный перевод не очень ясно передает реакцию Петра. «Ты думаешь, что за деньги можно приобрести дар Божий? – поразился Петр. – Серебро твое сгинет с тобой вместе», — так передан этот диалог в переводе под ред. М.П.Кулакова. Увы, обличение Петра не привело к раскаянию Симона – напротив, он будет упоминаться как один из гностиков, злейших врагов благовестия, а попытки прибретения церковного сана за деньги с тех пор стали называться симонией.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
Апостолы завершают свою проповедь и возвращаются в Иерусалим – и это понятно, их там ждут. Но вот Филипп мог бы и дальше трудиться в Самарии. Однако, вопреки всяким ожиданиям, он чувствует, что нужно двигаться дальше. Но как и куда? Во-первых, идти нужно в полдень, самое жаркое и неудобное для путешествий время. Во-вторых, идти нужно по дороге, которая пуста, т.е. редко используется. Зачем ему просто идти по этой дороге??? И ведь мы не знаем, как именно Филипп получил весть от Ангела: было ли это во сне, или некто обратился к нему наяву, а, быть может, это ощущалось как внутреннее побуждение. Многие на его месте могли бы задаться вопросом: «А не привиделось ли мне? Разумно ли оставлять людей, жаждущих слова, ради непонятно чего?» Однако
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
Послушание Филиппа приносит свои плоды. Удивительным образом он встречает министра финансов Эфиопии. Вероятно, он — «боящийся Бога» или прозелит (верит в Единого Бога, старается исполнять заповеди). Еще он назван евнухом – не исключено, что в буквальном смысле. Но в таком случае надежды на полноту жизни с Богом у него мало, ведь, согласно Торе, такие ущербные люди не могут «войти в общество Господне» (Втор. 23:1)…
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
В древности не умели читать про себя, поэтому Филипп смог расслышать, что читал евнух, а читал он 53 главу пророка Исайи, которую мы разбирали ранее (см. 47 текст) – одно из самых поразительных пророчеств о страдающем Мессии. Филиппу было довольно просто перейти от этого текста к истории Господа.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий (стих отсутствует в самых др.рукописях).
Некоторые приводят этого евнуха в пример того, что он крестится без особой предварительной подготовки, всего одна беседа – но мы уже показали, что это неверно: человек прошел большой путь, если уже читал Исайю.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
Отчего же радовался евнух? Можно высказать несколько предположений:
1) он радовался, очистившись от греха в крещении и уверовав в спасение во Христе,
2) он радовался, получив Духа Святого, Духа любви и радости,
3) а еще он радовался, потому что его ущербность теперь не имеет никакого значения, о чем он прочел на том же свитке Исайи чуть далее:
«Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево». Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.
И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего, Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов. (Ис.56:3-7)
Согласно церковному историку Евсевию Памфилу, этот евнух стал первым благовестником среди народов Африки.
Некоторые исследователи видят здесь литературные параллели с историей Неемана сириянина (3 Цар. 5 гл.), а Филиппа, соответственно, сравнивают с Елисеем, — но также и с Илией (особенно в связи с тем, как Филиппа сначала направил, а потом восхитил Ангел – 3 Цар. 19, 4 Цар. 2). Что ж, возможно, Лука и хочет намекнуть, что среди первых христиан есть люди, не уступающие великим пророкам прошлого. А быть может, он хочет всего-навсего сказать, что вначале Божье дело требует преодоления сомнений, собственного труда, пути. Зато после того, как оно завершено, появляется легкость, а иногда и в буквальном смысле находится добрый человек (Бог посылает) для того, чтобы поддержать и облегчить путь служителей Слова.
40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.
Кесария — морской порт с прекрасным театром и ипподромом, отстроенный Иродом Великим в честь Кесаря (здесь, кстати, сохранилась каменная табличка, упоминающая Понтия Пилата как прокуратора Иудеи – косвенное подтверждение историчности Евангелия). Этот город, где квартировалась римская армия (язычники!), становится следующим местом, где будут происходить обращения.
10:1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
Один комментатор заметил, что сотники в Новом Завете — сплошь положительные герои. Они строят синагоги и являют чудеса веры (Лк. 7:1-10), провозглашают Иисуса Сыном Божьим (Мк. 15:39), спасают апостола Павла (Деян. 27:43). Это люди, умеющие руководить и повиноваться, и, если, они обращаются, то всей душой повинуются благовестию.
Но Корнилий удостаивается того, чтобы нам стало известно даже его имя! Он – образец добродетели: он (1) активен в помощи ближним и (2) постоянен в молитве, и, как мы увидим далее, (3) практикует воздержание (постится). Но этого оказывается недостаточно. Для спасения ему нужно узнать об Иисусе.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
Дома в то время в основном имели плоскую крышу, на которой, например, спали. Петр поднимается наверх, чтобы совершить полуденную молитву, не мешая работникам кожевенной мастерской и женщинам.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Апостол Петр был воспитан как иудей. Для иудеев язычники – как собаки. Без них вряд ли возможно вести дела, среди них попадаются порядочные люди, — но они нечисты, молиться с ними нельзя, нельзя вместе вкушать пищу, — более того, после общения с ними хорошо бы ритуально омыться. В точности так же апостол должен был различать чистую и нечистую пищу: краб, говорят, хорошая вещь, а жареная свинина так аппетитно пахнет, — но нам, иудеям, нельзя.
И вдруг в видении происходит нечто странное. Как будто упраздняются границы между чистой и нечистой пищей. Что бы это значило?
17 Когда же Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,
18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?
19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;
20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
Иногда Бог действует через Своих вестников, иногда – через видения в особом состоянии, а иногда – непосредственно говорит к сердцу человека. Научиться слышать этот Голос и различать его среди множества других, не обманываясь, – один из важнейших навыков в духовной жизни.
21 Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы?
22 Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих.
23 Тогда Петр, пригласив их, угостил. А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий Иоппийских пошли с ним.
Петр уже здесь преступает границы того, что было предписано устным преданием, пуская неиудеев в дом.
24 В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей.
Корнилий радеет не только о собственном спасении.
25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его.
26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек.
Ни один человек, тем более верующий, не должен заслонять собой Творца.
27 И, беседуя с ним, вошел [в дом], и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
30 Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде,
31 и говорит: Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом.
32 Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе.
33 Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел. Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога.
Для чего Лука второй раз рассказывает нам эту историю устами Корнилия? Возможно, чтобы еще раз подчеркнуть добродетнельность этого человека. Здесь появляется упоминание о посте, мгновенном послушании Корнилия, и готовности с трепетом внимательно слушать, что скажет Господь через Петра.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
Это один из ключевых моментов повествования.
Мы склонны делить людей на «наших» и «не наших». Некоторые дерзостно судят, кто спасется, а кто нет. Как правило, спасутся, конечно, те, кто принадлежат к нашей церкви, нашему движению…
Но Бог любит иначе, он любит, не взирая на лица. Если эту мысль додумать до конца, получается… что и среди кришнаитов может быть такой человек? И среди мусульман? И среди католиков? И даже среди свидетелей Иеговы?
Похоже, именно такого человека имеет ввиду Клайв Льюис в Хрониках Нарнии, Последней битве. Он даже дал ему говорящее имя – Эмет, что переводится с евр. как Истина.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
Впрочем, не будем уж слишком расширять границы спасения. Есть неизменное условие, и это вера в Иисуса как Господа (т.е. подчинение Ему своей жизни).
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Петр, понимая, что имеет дело с людьми, лишь немного знающими иудейскую веру и даже язычниками, не цитирует перед ними Писание. Свою проповедь он делает максимально простой и доступной для слушателей. И снова происходит повторение Пятидесятницы:
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
Обычно в книге Деяний иной порядок: сначала крещение, потом – дар Духа. Но осмелился ли бы Петр крестить этих людей, даже если бы они изъявили желание? Ведь они не обрезаны, не наставлены в Законе! Бог судит иначе, и излияние Духа призвано засвидетельствовать всем и каждому, что спасение открыто и язычникам. Крещение Корнилия знаменует собой новый этап в истории Церкви, — но трудиться над обращением язычников предстоит уже другому апостолу, Павлу, о котором мы будем читать в следующей серии.
Сегодняшний текст оказался довольно объемным.
Что вам показалось самым главным в нем?
Может быть, как трудности с Богом неожиданно могут стать новыми возможностями?
Или то, что для понимания путей Божиих одной логики недостаточно, и нужно учиться доверять Ему и распознавать Его голос?
Хватает ли вам чудес и благовестия?
И что в христианстве побуждает вас больше всего радоваться?