
Мы часто слышим, что читать Библию надо в традиции святых отцов. Но как сами святые отцы размышляли над текстами Писания? Какие вопросы они перед собой ставили? Какие педагогические цели они при этом преследовали? Попробуем найти ответы вместе с Софьей Сергеевной Пучковой и её циклом бесед «Евангелие со св. Иоанном Златоустом». Софья Сергеевна докторант Лёвенского университета, факультет теологии и религиоведения (Бельгия)
Кратко о жизни св.Иоанна Златоуста
Святитель Иоанн Златоуст родился около 347 года в Антиохии (современная Атакья, Турция) в образованной греческой семье. Он воспитывался одной матерью Анфусой, потому что потерял отца в раннем детстве. Однако у семьи хватило средств на то, чтобы Иоанн получил самое лучшее светское образование. Риторику он изучал у знаменитого Либания. Еще во время обучения будущий Златоуст отличался особым талантом к ораторскому искусству. По легенде, переданной древним историком Созоменом, Либаний хотел оставить Иоанна своим преемником, «если бы его не украли христиане». Дело в том, что Златоуст крестился. Потом еще около 12 лет он изучал Священное Писание у священника Диодора, будущего епископа города Тарса, и у антиохийских отшельников. Именно живя отшельником в пещерах, Иоанн сильно подорвал здоровье, отморозил почки и получил язву желудка.
В 381 году (Златоусту было около 34 лет) его рукоположили в дьяконы в Антиохии и в 386 году – во священники. Здесь, в родном городе, Иоанн начал свою деятельность проповедника. Беседы на Евангелие от Матфея, которые мы будем изучать в нашей рассылке, он произнес именно в Антиохии. Благодаря своему великолепному проповедническому дару и страстности темперамента, он стал очень знаменит. Поэтому царский двор захотел его регулярно слушать. В 398 году он был назначен епископом столицы и тайно увезен в Константинополь, поскольку антиохийцы очень любили своего проповедника и не отпустили бы его.
Но «похищение» Златоуста было большой ошибкой. Вместо ритора, которого просто приятно слушать, константинопольский двор приобрел горячего и бескомпромиссного христианского пастора. В Константинополе новый епископ начал наводить порядок и приводить изнеженную жизнь придворных клириков и императорских приближенных к евангельскому идеалу. Из-за чрезмерного поста Иоанн страдал язвой желудка и не устраивал пышных обедов. Став епископом, он запретил своим клирикам и диакониссам посещать приемы в домах аристократии. Одна из любимых тем проповедей Златоуста – милостыня. Он и сам любил подавать милостыню, так что теперь расходы церкви шли не на роскошные обеды и развлечения, а на помощь бедным.
Сначала императрица Евдоксия сама помогала Иоанну в благотворительности. Но Златоуст в своих проповедях не церемонился с аристократией и критиковал наряды придворных дам, распущенные и легкомысленные нравы императорского двора и злоупотребление богатством. Поэтому вскоре Евдоксия совершенно поссорилась со Златоустом. К тому моменту у него уже было много врагов среди клириков, и не только своих. Св. Иоанн низложил епископа города Эфес за продажу церковных должностей. Он призвал к ответу Феофила, епископа Александрии (Египет), за его обвинения нескольких монахов в ереси. Кроме того, он отказал в богатом приеме епископу Акакию Верийскому. Благодаря поддержке завистливого и властолюбивого епископа Феофила, в 403 году был организован собор на императорской вилле «Под дубом». На этом соборе Златоуст был осужден и позже выслан из города.
Чуть позже по приказу раскаявшейся императрицы он был возвращен, но уже 9 июня 404 года арестован второй раз и сослан в Пициус (современная Пицунда, Грузия). Умер св. Иоанн 14 сентября 407 года от болезни (в 60 лет) в Команах по дороге в ссылку. (Исследователи до сих пор спорят, о каком городе идет речь, потому что существовали три города с именем Команы: Армянские, Абхазские и Понтийские).
Что нужно знать о беседах Златоуста еще до чтения этих бесед?
- Беседы (проповеди) длинные и состоят из вступления, основной части и заключения с поучением на тему отрывка или на близкую тему.
- Беседы Златоуста – чаще всего импровизации, записанные стенографами. Поэтому в них остались следы того, как св. Иоанн общался со своими слушателями. Он обращается к ним. Иногда он вспоминает что-то важное, что хотел сказать, поэтому прерывает самого себя и начинает новую тему. Потом он возвращается к предыдущей теме. Из-за этого в одной проповеди может быть несколько казалось бы несвязанных друг с другом тем.
- Иоанн Златоуст – талантливый ритор, поэтому, проповедуя, он употребляет метафоры, сравнения, задает риторические вопросы и т.д. Текст от этого становится немного сложным, но зато очень красивым. Тем не менее, чем-то св. Иоанн похож на Пушкина – летучестью и легкостью фразы, яркостью и свободой языка.
- Любимые темы бесед Златоуста – нравственные. Он любит проповедовать о милостыни, милосердии, покаянии. Например, в беседах на Евангелие от Матфея св. Иоанн говорит о подаянии милостыни 40 раз. Златоуст также обличал свою паству: например, женщин за ношение дорогих украшений или мужчин за посещение конных скачек, на которых приносились языческие жертвы и которые вообще были жестоким зрелищем.
Что нужно знать о толкованиях Златоуста до их изучения?
- Толкования – это диалог со слушателями: Златоуст отвечает на предполагаемые вопросы слушателей, то, что он считает могло быть им непонятным. В первой беседе из цикла толкований на Евангелие от Матфея святой отец советует заранее читать обсуждаемое место и тщательно поразмыслить, что в этом месте непонятно:
А чтобы слово наше было понятнее, просим и убеждаем вас (как делали мы это при изъяснении и других Писаний) наперед перечитывать тот отдел книги, который мы будем изъяснять; пусть уразумению предшествует чтение, как то было с евнухом (см. Деян 8:28 и далее); это доставит нам большое облегчение. В самом деле, вопросы здесь во множестве возникают на каждом шагу (Беседа 1).
- Златоуст, поскольку был ритором (филологом), пользовался буквальным или буквально-историческим методом толкования. Этот метод включал в себя объяснение прямого смысла непонятных мест Священного Писания. Непонятными могут быть имена, названия городов, события. Златоуст не ищет второго, аллегорического (иносказательного), смысла. Иногда он пользуется другим приемом – типологией.
- Типология (в терминах времени св. Иоанна «теорИя», т.е. «созерцание») – это метод толкования Священного Писания, который говорит нам о связи между людьми и событиями Ветхого и Нового Заветов. Например, ветхозаветный персонаж или событие ‒ это прообраз другого персонажа или события в Новом Завете. Например, Иисус Навин – прообраз Иисуса Христа, не только потому что они носят одно имя, но и оттого, что есть что-то общее в их жизни:
Так как события, коим надлежало совершиться, были дивны [например, воплощение Бога Слова – С.П.], то и самим именам предшествовали образы, чтобы таким способом заранее был устранен всякий повод к ропоту на нововведение. Так преемник Моисея, введший народ в землю обетованную, называется Иисусом. Видишь образ? Рассмотри и истину. Тот ввел в землю обетованную, этот – на небо и ко благам небесным; тот по смерти Моисея, этот по прекращении закона; тот – как вождь, этот – как Царь. (Беседа 2-ая на Евангелие от Матфея)
- Этический урок: все толкования св. Иоанн Златоуст оканчивает поучением аудитории. Такое поучение может быть связано с тем отрывком, которое он толковал, или с другими нравственными примерами из Священного Писания. Часто это поучение занимает 1/3 беседы.
Немного о Евангелии от Матфея словами самого Иоанна Златоуста (из Беседы 1-ой)
Равным образом и Матфей, как говорят, по просьбе уверовавших иудеев, пришедших к нему, написал им то, что говорил устно, и составил Евангелие на еврейском языке. Тоже самое сделал, по просьбе учеников, и Марк в Египте. Вот почему Матфей, как писавший для евреев, не старался показать ничего более, как происхождение Христа от Авраама и Давида… Затем, первый начинает с рождения Иисуса Христа, поскольку для иудея не могло быть ничего приятнее, как сказать ему, что Христос есть потомок Авраама и Давида…
Наш цикл будет состоять из пяти бесед:
- Родословие Иисуса Христа. Мф. 1:1-17
- Пришествие в мир Спасителя. Мф. 1-2 главы
- Крещение Господне и искущение Христа в пустыне. Мф. 3:1-4:11
- Учение Господа Иисуса Христа. Мф. 5:1-12; 6:9-13
- О Страстях и Воскресении Господа Иисуса Христа. Мф. 26-28 главы
Первая беседа на Евангелие от Матфея – предварительная. Кто хочет прочитать ее полностью, может найти ее здесь.
Те, кто хочет почитать подробнее о жизни св. Иоанна Златоуста, могут обратиться к книге о. Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие».
но уже 9 июня 404 года арестован второй раз и сослан в Пициус (современная Пицунда, Грузия).
Сегодня Пицунда- территория Абхазии
Спасибо за комментарий!
Во-первых, хочу поблагодарить за ваш труд.
1) понравилась ёмкость материала, его доступность.
2)новым для меня было в каждом письме что-то своё. Сделала много «открытий».
3)Помогли в понимании Писания приведённые параллели и подробное объяснение ключевых моментов.
4) всего было достаточно, нехватки чего либо я не ощутила.
5) хотелось бы познакомиться с толкованиями других отцев
Спасибо, Ксения!
В этом году Софья Сергеевна будет вести курс по патристической экзегезе в Колледже. Подумаем, может, что-то будет потом опубликовано для широкой аудитории.