
Продоолжаем разбираться в наследии свт. Иоанна Златоуста вместе с Софьей Пучковой, докторантом Лёвенского университета (Бельгия). Сегодня разговор пойдёт о Беседах 5-9 на Евангелие от Матфея.
Размышляя о пришествии Спасителя и Его рождении, Иоанн Златоуст ставит вопросы, которые, как он считал, могут быть интересны его слушателям. Вот эти вопросы:
- Христос был реальным человеком?
- Почему Иосиф хотел тайно отпустить беременную Марию?
- Почему ангел явился Марии до зачатия Иисуса, а Иосифу после?
- Почему же Младенец назван Иисусом, а не Эммануилом?
- Были ли у Марии и Иосифа еще дети?
- Зачем волхвы поклонились Младенцу Христу?
- Зачем Бог попустил избиение младенцев в Вифлееме?
- Почему евангелист Матфей цитирует пророка Иеремию «Глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих…»?
Давайте разбираться.
Христос был реальным человеком?
Христос – человек, такой же, как мы. Он родился от Марии, которая также была обычным человеком. Св. Иоанн Златоуст, в согласии с образом мысли своего времени, говорит, что Христос имел одну с нами человеческую природу: это значит, что Он был реальным человеком во всём (конечно, кроме греха, ведь Иисус не грешил).
А что точно произошел из плоти Девы, евангелист ясно показал это словами: «От Которой родился» (Мф 1:16); и Павел словами: «Который родился от жены» (Гал 4:4). От жены, говорит он, – заграждая уста тем, которые утверждают, что Христос прошел чрез Марию, как бы сквозь некоторую трубу. Если это справедливо, то нужна ли была и девическая утроба? Если это справедливо, то Христос не имеет с нами ничего общего; напротив плоть Его различна с нашею, не одинакового с нею состава. И как же назвать Его тогда происшедшим от корня Иессеева? Жезлом? Сыном человеческим? Как и Марию назвать Матерью? Как сказать, что Христос произошел от семени Давидова? Воспринял зрак раба? Что «Слово стало плотию» (Ин 1:14)? Почему же Павел сказал римлянам: «От них Христос по плоти, сущий над всем Бог» (Рим 9:5)? Из этих слов и из многих других мест Писания видно, что Христос произошел от нас, из нашего состава, из девической утробы; а каким образом, того не видно (Беседа 4)
Почему Иосиф хотел тайно отпустить беременную Марию?
Иосиф был праведным, и поэтому мудрым и свободным от ревности. Однако он не сразу поверил в то, что Мария родит Сына Божьего. Узнав, что Мария забеременела, он не выставил Ее на позор и не наказал, а решил отпустить тайно. Иосиф был совершенно не ревнив, поэтому не хотел причинять Марии никакого зла. Св. Иоанн говорит, что оставить Ее в своем доме Иосиф не мог, потому что это было против иудейского закона. По закону Мария была бы достойна смертной казни как блудница, но Иосиф поступает выше закона. Именно тогда, когда он уже был склонен отпустить Ее, ему является Ангел и избавляет его от подозрений в неверности Марии. Он говорит Иосифу: «Не бойся принять Марию, жену свою». «Принять» здесь значит «оставить у себя в доме», потому что мысленно он уже отпустил Ее. Ангел называет Марию женой Иосифа, указывая на то, что Она была верна ему и не согрешила прелюбодеянием. Евангелист называет здесь «женой» обрученную.
Почему ангел явился Марии до зачатия Иисуса, а Иосифу после?
Ангел не пришел к Иосифу до того, как стало явно, что Мария забеременела, чтобы Иосиф не усомнился в чудесном рождении. Гораздо легче было поверить тому, на что намекали признаки беременности. По этой же причине и сама Дева не рассказала Иосифу о явлении Архангела Гавриила, а также о том, что он говорил ей о будущем рождении Христа.
Св. Иоанн считает, что Ангел явился Марии до зачатия Иисуса, чтобы избавить Ее саму от смущения, когда она обнаружила, что беременна. Богородица была строгой нравственности, поэтому могла не перенести стыда и покончить жизнь самоубийством или сойти с ума от печали, не имея надежды, что кто-то поверит ей, что она не изменяла Иосифу.
Надобно было, чтобы не знала смущения та, в чью утробу взошел Творец всяческих; чтобы свободна была от всякого смятения душа, удостоившаяся быть служительницею таких тайн. Вот почему ангел возвещает Деве до зачатия, а Иосифу во время беременности Ее (Беседа 4 )
Почему же Младенец назван Иисусом, а не Эммануилом?
Ангел, явившись Иосифу Обручнику во сне, благовествует о рождении Иисуса Христа и, в подтверждение своих слов, напоминает ему пророчество Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14). Почему же родившийся Младенец был назван Иисусом? Иоанн Златоуст считает, что Эммануил – имя символическое, которое означает будущее пришествие Сына Божьего к людям. Не Иосиф должен был назвать сына Марии Эммануилом, но люди будут говорить, что Бог пришел к своему народу.
Потому, что не сказано «наречешь», но «нарекут», т. е. народы и самое событие. Здесь заимствуется имя от происшествия, как и свойственно Писанию – происшествия употреблять вместо имен. Итак, слова: «нарекут Еммануил» означают не что иное, как то, что увидят Бога с человеками. Хотя Бог всегда был с человеками, но никогда не был так явно (Беседа 5)
Св. Иоанн приводит другие примеры символических имен, встречающихся в книге пророка Исайи: по повелению Бога пророк называет своего сына «Магер-шелал-хаш-баз», что означает «скоро пленил, нагло расхитил» (Ис 8: 3), что указывает на грядущее разорение Палестины ассирийцами. Или Иерусалим называется «град правды, мать городов, верный Сион» (Ис 1: 26), потому что жители его покаялись и исправили свою жизнь.
Были ли у Марии и Иосифа еще дети?
Иисус – воплотившийся Сын Божий ‒ не был, конечно, кровным сыном Иосифа. Но, возможно, после рождения Христа Мария и Иосиф завели еще детей? И кто же называется «братьями Иисуса» (Мф 12: 47; Лк 8: 19; Ин 7: 5)? Мы знаем их имена: Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф 13: 54). Св. Иоанн считает, что они были не родными братьями, но евангелист не говорит об этом прямо, чтобы скрыть Его чудесное рождение (как будто бы у Иисуса были настоящие братья, потому что в то время было естественно иметь большие семьи). Как Иосиф не был родным отцом Иисусу, так и Иаков и другие не были братьями по крови. Златоуст не объясняет, кем они были. Но существуют два предания, согласно которым «братья Иисуса» были либо детьми Иосифа от первого брака, либо сыновьями двоюродной сестры Марии (оба предания упоминает Иероним Стридонский в своем толковании на Евангелие от Матфея; сам Иероним – сторонник второго предания).
С точки зрения св. Иоанна, Мария осталась девой и после рождения Иисуса, не имея детей от Иосифа. Если бы у Нее были свои дети и Иосиф был бы Ее настоящим мужем, то Иисус не поручил бы Богородицу своему ученику Иоанну, и тот после смерти Учителя не забрал бы Ее к себе (Ин 19: 26-27). До рождения Иисуса у Марии и Иосифа тоже, конечно, не было плотских отношений. Об этом говорит и то, что Иосиф был праведным, и то, что сказано в 25 стихе: «И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца». Предлог «пока» или «до тех пор пока» (ἕως), который стоит в греческом тексте Евангелия, не означает, что одно кончилось после того, как началось другое, а только то, что что-то точно было до какого-то момента времени: например, Мария точно была девой до рождения Иисуса. О том, что было после рождения, мы уже поговорили.
Зачем волхвы поклонились Младенцу Христу?
Св. Иоанн удивляется, зачем же пришли волхвы – персы, язычники? Зачем они пришли поклониться Царю, который никогда не будет царствовать в их стране? Поклонившись царевичу, персидские волхвы могли бы оказать уважение отцу-царю. Но Иисус не был сыном иудейского царя, поэтому поклонение волхвов не было политическим шагом. И, кроме того, придя в Палестину, они подвергли свою жизнь опасности, когда возвестили Ироду о другом родившимся царе. Зачем они пошли на это?
Златоуст считает, что этим Бог хочет обличить иудеев и напомнить им о пришествии Христа, о чем они должны были знать через изучение пророческих книг Священного Писания, но не заботились об этом. Поэтому Бог обличает их, послав язычников поклониться родившемуся Спасителю, и через этих персов-язычников возвещает о пришествии Мессии.
Но почему волхвы подумали, что нужно идти за звездой? Св. Иоанн считает, что Сам Бог послал им эту мысль. Эти волхвы были готовы встретить Христа, а другие – нет, поэтому весть о рождении Младенца была дана только им.
Мне кажется, что это было делом не одной звезды; но сам Бог подвиг их сердце, подобно тому, как поступил Он с Киром [царем вавилонским], расположив его отпустить иудеев. Впрочем, Он сделал это не нарушая свободного произволения, подобно тому как и Павла призвав гласом свыше, вместе явил Свою благодать и открыл его послушание. Но, скажешь, почему не всем волхвам открыл это? Потому, что не все бы поверили, а эти были готовы более других (Беседа 6)
В 8-ой беседе Златоуст говорит, что волхвы принесли дары Младенцу Христу как Богу, потому что ладан и смирна (благоухающая смола миррового дерева) приносились только Богу. Познав от Бога, кто по-настоящему есть рожденный Младенец, они приходят и, несмотря на то, что они видят перед собой бедных Марию и Иосифа и их скромное жилище, они поклоняются Ему как Богу.
Зачем Бог попустил избиение младенцев в Вифлееме?
Ни Бог, ни родившийся Младенец Христос не виновны в смерти вифлеемских младенцев, считает Златоуст. Разгневавшись на то, что волхвы не исполнили его приказа и не вернулись к нему, Ирод срывает свой гнев на невинных детях. Но почему Бог попустил этому случиться? Святой Иоанн говорит, что через перенесение обид и страданий человек получает либо прощение грехов, либо (если грехов нет) награду на небесах. Так, смерть безгрешных младенцев была попущена, чтобы удостоить их вечной жизни. Если бы эти младенцы должны были стать великим людьми на земле, Бог не попустил бы их смерти и оставил бы их жить.
Почему евангелист Матфей цитирует пророка Иеремию «Глас в Раме слышан, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих…»?
Святой Иоанн отвечает на этот вопрос с помощью исторических сведений, которые были известны ему не только из Ветхого Завета, но из других источников. Рама – город на территории колена (рода) Вениаминова, также как и Вифлеем. Рахиль ‒ мать Вениамина, поэтому и убитых вифлеемских младенцев Матфей называет «детьми Рахили».
Рахиль была мать Вениаминова, и по смерти погребена на пути ипподрома (Быт 35: 19) близ Рамы. Итак, поскольку и гроб ее был близ Рамы, и это место досталось в удел Вениамину, сыну ее (Рама была в колене Вениамина), то и по родоначальнику, и по месту погребения евангелист справедливо называет избитых детей – детьми Рахили (Беседа 9)
Если Вы хотите прочитать беседы 5-9 на Евангелие от Матфея полностью, их можно найти здесь: Беседа 5, Беседа 6, Беседа 7, Беседа 8, Беседа 9.
Здравствуйте!
«Богородица была строгой нравственности, поэтому могла не перенести стыда и покончить жизнь самоубийством или сойти с ума от печали, не имея надежды, что кто-то поверит ей, что она не изменяла Иосифу.» Как Она могла совершить самоубийство? Разве оно не считалось тогда худшим грехом? Странно выглядит это.
И удивилась, что про смирну написано, что ее тоже приносили только Богу. Наоборот, обычно говорят, что смирну как человеку принесли, т. к. ею помазывали умерших при погребении.