Мы продолжаем читать по 2 главы из Евангелия. Моя цель по-прежнему — не сделать новый комментарий, а услышать, что этот текст говорит мне, какие вопросы ставит, о чем заставляет задуматься — и при этом сохранить разумный объем. Если вам хочется чего-то большего, во-первых, присоединяйтесь в комментариях, во-вторых, можете попробовать себя в качестве автора такого текста с небольшими заметками на полях.
1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее,
2 при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.
Власти имперские, власти местные, власти религиозные… И вдруг, посреди этого — глагол Божий, гораздо более властный.
Иоанн начинает проповедовать не по своему произволу, а по призванию свыше. Современному же человеку часто не хватает терпения, — оттого и нет результатов «дел». А как происходит призвание на служение (прежде всего, пророка), описал Илья Яковлевич Гриц в своей книге «Внимая голосу пророков»
3 И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
5 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
6 и узрит всякая плоть спасение Божие.
Что во мне мешает тому, чтобы Бог пришел ко мне и мог использовать меня в служении?
- Пустота — сердце, в котором мало Слова, любви?
- Высоты — самомнение, не оставляющее Богу места, превозношение над другими?
- Кривизны — всякое отклонение от путей праведности?
- Неровности — мое непостоянство, изменчивость?
Если все это исправлять, действительно, всякая плоть, в т.ч. и неверующие близкие (к которым не знаешь, как подступиться), увидят, как Господь творит спасение.
7 [Иоанн] приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8 Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9 Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Про плоды хорошо разбирали на молитвенном чтении в четверг (Ин. 15:1-11), что-то удалось потом восстановить в памяти (см. запись ниже).
10 И спрашивал его народ: что же нам делать?
11 Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
13 Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
14 Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.
Что бы ответил Иоанн человеку моего рода деятельности? Что подсказывает сердце?
15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —
16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
Почему здесь стоит «и»? Крестить Духом — опытом новой жизни в общении с Богом. А огнем — переживанием этого Духа в Пятидесятницу (Деян. 2:3)? Очищением совести и преображением души (отцы)? Или еще, как сегодня прочлось, и испытаниями (1 Петр. 4:12), которые проверяют стойкость призвания?
17 Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым.
18 Многое и другое благовествовал он народу, поучая его.
19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого,
20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Иногда, мне кажется, не обязательно выискивать параллели с сегодняшним днем, — достаточно просто посмотреть на Господа очами веры. Следующие строки, например, для меня — о его укорененности в человечности. Что Он — не просто Бог с небес, Он еще и всецело человек, такой же, как мы, только без греха — Божий.
23 Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев,
24 Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,
25 Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,
26 Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,
27 Иоаннанов, Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев, Нириев,
28 Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,
29 Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,
30 Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,
31 Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов, Давидов,
32 Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,
33 Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,
34 Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров,
35 Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,
36 Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,
37 Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,
38 Еносов, Сифов, Адамов, Божий.
1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
Как-то уже поистерлось в памяти с начала поста, зачем и о чем, собственно, пост. Для Иисуса это время испытания, подготовки к служению.
Боюсь после Пасхи расслабиться, как почти всегда было. А ведь смысл-то — наоборот, в большем подвиге после.
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
Надеюсь, те, кто читают Писание регулярно вместе, ощутили некие перемены внутри себя — действительно, Слово Божие начинает действовать изнутри.
5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
Сатана предлагает власть, Иисус говорит о служении Богу. Похоже, только так можно победить властолюбивое желание, замкнутое в конечном счете на себя, — вспомнить о более высоком, о Боге. Причастность к Нему дает ощущение настоящего величия, — но оно не мое, я ему только причастен, и в этом есть свобода и нет страха, что кто-то может отнять это.
9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
Сегодня для меня это — не подставляйся под искушение в надежде, что Бог поможет.
13 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.
14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
15 Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
Иисус проповедует, учит, но это проповедь не правил, не догматов, а того, что пришло избавление, спасение! Исцеление, освобождение, прозрение, прекращение мучений — как мало, на самом деле, мы сегодня об этом вспоминаем. А ведь основная весть Иисуса — в этом: с Богом, с Иисусом, с Духом теперь это все возможно.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
Интересно, чего они ждали? Что Он продолжит о дне мщения язычникам (Ис. 61:1-2)? Что Он будет расписывать достоинства Мессии или рисовать картины светлого будущего — а Он взял и заявил, что Он и есть Мессия, и будущее напрямую зависит от их ответственности — верить Ему или нет, соучаствовать или нет в Его деле?
Чего я обычно жду от проповеди или вкладываю в свои слова?
Печально, но это место исключено из синагогальных чтений современного иудаизма: предыдущая гафтара (чтение из Пророков) заканчивается последним стихом предыдущей 60-й главы Исайи, а новая гафтара начинается только с 10 стиха.
31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди [синагоги], вышел из него, нимало не повредив ему.
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
37 И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.
38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
40 При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.
41 Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
42 Когда же настал день, Он, выйдя [из дома], пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
44 И проповедывал в синагогах галилейских.
Все, о чем он прочел из Исайи, подтверждается.
Молитвенные чтения (Ин. 15:1-11)
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
Спасибо Тебе, Господи, за радость, которая иногда бывает на молитвенном чтении! И за то, что Ты действительно отвечаешь — через наших братьев и сестер!
В сцене искушения Иисуса я многого не понимаю. То, что стало ясно сейчас, это то, что дьявол лжет и притворяется. Он говорит «если ты Сын Божий». Но ведь он знает что это так, и предлагает усомниться в этом. И интересно как Иисус отвечает, Он не спорит, что Он действительно Сын Божий, а приводит то, что написано, то есть Он даже не что-то от Себя говорит, а цитирует. Кажется, что Иисус не хочет вступать в спор с искусителем. И другое, что искуситель предлагает, это власть над всеми царствами. У него же нет настоящей власти. И Иисус с ним по этому поводу не спорит, а цитирует Писание. Значит, такая сила в словах Писания, и это действительно важный инструмент, к которому даже Сам Иисус прибегает. И я думаю о том, какие искушения, какая ложь предлагается мне. «Если бы Бог тебя действительно любил, Он не допустил бы того-то, помог бы в том-то…», «если бы ты верила, ты была бы уже давно исцелена, делала бы то-то и так-то». И действительно в такие моменты важно обращаться к тому, а «как написано» и что же правда.
Хотелось бы вспомнить один из первых опытов встречи с Богом, правда тогда мне это так не казалось. Лет 13 назад, это было время падений и поисков, у меня был очень сложный период , когда я ушел с прежней работы и устроившись на новое место, не знал ,что будет дальше, познакомился со своей будущей женой, но не думал о том ,что у нас будут серьезные отношения и вообще я не понимал куда двигаюсь. Вдобавок мои близкие родственники были против отношений с моей будущей супругой, и мне нужно было делать выбор — оставаться в своей прежней, «облегченной» жизни, приняв сторону родственников, либо избрать , что-то новое ,неизвестное .Был такой момент , когда у меня в руках оказалось Евангелие, прочитав залпом от Матфея, я испытал какой-то ужас от того как я живу и , что срочно необходимо менять вектор своего жизненного пути. Я сделал этот выбор, и продолжаю его делать до сих пор — это жизнь с Богом. Я благодарю Господа, что тогда , когда я его не осознавал, он был рядом ,послав мне как дар те обстоятельства ,человека который впоследствии станет моей женой, кстати с Анжелой связан первый опыт молитвы, также благодарю за родственников , которые своим отношением, того не осознавая, закаляли ,таким образом, мой характер и веру в то что Бог знает, помнит и ведет меня.