(Очень краткий конспект книги гл.ред. Encyclopedia Britannica А.Адлера).
Подготовил В.С. Стрелов. Рекомендую, безусловно, по возможности прочесть книгу полностью.
Подумайте, ради чего вы читаете книги?
Вы можете читать книгу:
- чтобы убить время,
- для получения информации (только не думайте, что вы сможете кого-то обмануть количеством информации, понимания она не заменит),
- получить удовольствие,
- углубить свое понимание мира, задуматься о жизни.
Задача этого конспекта – подготовить вас к серьезному чтению. Читая ради информации, мы ищем факты. Читая ради понимания, мы ищем смысл. Читать великую книгу только ради фактов – это все равно что выкапывать червей авторучкой.
Дурак набитый, уйму разных книг
Он проглотил, но ни в одну не вник. (Поуп)
Серьезное чтение требует обдумывания, осмысления. Оно не должно быть быстрым.
Несколько лет назад были популярны техники быстрого чтения. Сегодня, напротив, вспоминают о медленном чтении. Д.С. Лихачев вспоминает, что на семинаре ак. Щербы одну строфу из Пушкина они читали полгода (!)
«Получая любовное послание, влюбленные читают между строк и на полях, изучают малейшие детали и текст в целом, тонко чувствуют контекст и двусмысленности, намеки и скрытый смысл. Они улавливают цвет слов, запах фраз и вес предложений. Иногда они даже обращают внимание на пунктуацию. И еще – они перечитывают такое письмо постоянно, как в первый раз» (М. Адлер).
А как вы обычно читаете книги?
Многие думают, что чтение, в отличие от дискуссии, пассивно. Напротив, утверждает Адлер, чтение – это активный процесс. Представьте, что вы стоите на воротах, и в вас летит мяч. Пассивны ли вы? Можно уподобить текст мячу, который нужно правильно принять. Искусство понимания книги, также как и футбол, имеет свои правила и является навыком, над которым нужно трудиться. Признак того, что вы читаете глубоко и эффективно – это усталость. Настоящее чтение – это тяжелая и медленная работа.
Способ чтения научных книг
Нужно научиться читать книги двумя способами: структурным и интерпретационным. Сначала можно делать это последовательно, но впоследствии это происходит параллельно.
- Структурный. Сначала вы пытаетесь составить о книге общее впечатление: понять, что за книга перед вами, как она устроена (разглядеть ее скелет), каким проблемам посвящена. Здесь помогает оглавление и предисловие – всегда внимательно их прочитывайте! Если у книги нет внятного оглавления, стоит самостоятельно прописать ее структуру.
- Интерпретационный. Затем уже вы углубляетесь в содержание, замечаете ключевые термины, идеи, пытаетесь проследить аргументацию. Здесь помогает своя система записей и предметный указатель в конце книги, чтобы проверить, все ли усвоено.
Тип чтения | Правила |
1. Структурный, аналитический (книга имеет сложную структуру, она упорядочена и целостна) – от целого к частному. |
1. знать, какого рода книгу читаете (теоретическая что-то раскрывает, практическая пытается в чем-то убедить), понять ее основной предмет (история, наука или философия), какова проблема книги. 2. осознать, в чем основной смысл книги 3. на какие смысловые или структурные части она делится 4 какие основные проблемы автор стремится решить |
2. Интерпретационный, синтетический (книга как объект с т.зр. изучения лингвистических элементов) – от частного к целому. |
Обнаруживать 1) термины, понять, каково их значение 2) Ключевые предложения –утверждения 3) Логику – систему аргументов: предпосылки и выводы. Понять, какие задачи автор решил, а с какими не справился. |
Недоумевать следует в процессе чтения, а не по его окончании.
Cистема записей – это не просто конспект-повторение, а и свои мысли по поводу прочитанного, система аргументов, схемы и диаграммы, противоречия в тексте.
Препятствия чтению
- Нетерпеливость
- Отсутствие внимания (пробегая текст глазами, думать о чем-то еще), привычка читать все, даже великие книги «по диагонали»
- Привычка бросать книгу, не дочитав, пропуски при чтении
- Чтение «запоем»
- Лень мышления и воображения (например, пропустить аргументацию в научной книге или описание в художественной)
- Чтение без проработки (проработка предполагает не соглашательство, а противопоставление антитезисов, спор с автором)
Как понять, что вы справились с чтением?
А. Попытаться пересказать содержание.
Б. Пересказать ключевые утверждения своими собственными словами.
В. Попытаться проиллюстрировать тезисы автора своими примерами.
Ограниченное и расширенное чтение
Ограниченное чтение – хорошо прочесть книгу. Расширенное – увидеть ее связь с другими книгами, в контексте других книг, связанных с ней по смыслу, а также прочесть книгу в контексте опыта. Следует иметь ввиду, что авторы могут использовать разную терминологию, говоря об одних и тех же реалиях, эти параллели важно научиться видеть.
Читать книги в их взаимосвязи и в хронологической последовательности – основное правило расширенного чтения. Также хорошо обсуждать книгу с другими.
Особенности чтения исторических, научных и философских текстов
Для истории важно следить не только за фактами, стилем их преподнесения, но и понимать концепцию, которой придерживается автор, понимать, в каких условиях формировался его подход. Хорошо читать книги на одну тему, написанные с разных позиций (например, с т.зр. марксизма или этногенеза).
Для научных книг важны факты, ясность. Что-то придется принять на веру – и добросовестный ученый такие моменты проговаривает. Если же ясности недостаточно, надо хотя бы представлять, как проводятся опыты, а еще лучше повторить их.
При чтении философских книг не надо смущаться ошибками в научных представлениях автора, они не снижают ценности книг. Важнее термины, принципы философа, перекличка его идей с другими. Задача здесь – не разделить чужое мнение, а составить собственное суждение.
Критика
М. Адлер: «Я встречал немало «читателей», которые начинали с третьего способа, иногда вообще игнорируя первый и второй. Они брали в руки книгу и вскоре уже уверенно рассказывали, что в ней не так. Их просто распирало от ощущения собственной значимости, а потому книга в их арсенале становилась всего лишь предлогом для самолюбования. Едва ли таких людей можно назвать читателями. Скорее их правильнее будет причислить к тем, кто считает разговор поводом для самоутверждения и монолога. С этими людьми нет смысла разговаривать, слушать их обычно тоже не стоит».
3. Критический (как предмет с т.зр. диалога автора с читателем). Читатель оценивает позицию автора и решает, согласен ли он с его точкой зрения. | Только после первых двух. Вы должны с полной уверенностью сказать: «Я понимаю», перед тем как произнести: «Согласен», «Не согласен» или «Я составлю мнение позже». «Я понял, но не согласен» означает: 1) «Автору не хватает информации»; 2) «У автора неверная информация»; 3) «Автор нелогичен, его аргументация неубедительна»; 4) «Анализ автора неполон». Хорошо после чтения книги прочесть мнения других о книге, сравнить со своим впечатлением. |
Как оценивать художественный текст
Главное различие между научной и художественной литературой состоит в том, что первая обучает и сообщает, а вторая — создает настроение, воспроизводя то, что невозможно сообщить.
Познакомьтесь с персонажами, войдите в воображаемый мир, поживите их жизнью – ездите по их дорогам, наслаждайтесь их едой, дышите их воздухом. Здесь задача – не понять интеллектуально тезисы, а почувствовать, представить, начать сопереживать (требуется серьезная работа воображения). Настоящее переживание художественной книги требует перечитывания. И, чтобы оценить художественное произведение, надо воспитывать вкус на достойных образцах.
- Насколько это произведение целостно?
- Насколько сложна структура частей и элементов, составляющих целое? Насколько динамичен сюжет, хочется ли вам непременно дочитать книгу, не отрываясь? 3. Правдоподобна ли эта история, то есть обладает ли она художественной реалистичностью?
- Поднимает ли вас эта книга от привычного состояния поверхностного созерцания мира к ощущению ясного бодрствования, вызывая эмоции и пробуждая воображение?
- Создается ли в книге новый мир, который вас притягивает и в котором, как вам кажется, вы видите жизнь во всей ее полноте?
Как оценивать дайджест:
О чем этот текст в целом?
Как именно это сообщается, все ли логично?
Правда ли это, согласны ли вы с этим?
Что из этого следует?
Заповеди чтения (С. Поварнин).
Общие:
- Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.
- При чтении для образования: Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».
- Хотя одну из читаемых тобою книг читай с проработкой. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой.
- Вкладывай все силы в чтение.
- Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.
- Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.
- Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
- Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.
- Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.
- Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».
- Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке; делай конспект, заметки, выписки.
- Научись пользоваться оглавлением.
- Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.
- Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
- Чужую критику на книгу читай после книги.
- Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.
О выборе книг для самообразования:
- Читай хотя бы немного, но основательно.
- Читай необходимое, хотя бы неинтересное.
- Читай самое лучшее, что можно достать.
- Читай не слишком легкое, не слишком трудное.
- Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).
Вот на ту же тему рецензия о книге Поварнина http://nauchkor.ru/media/kak-chitat-knigi-57d6ab1c5f1be72d71b5ace9