Семинар «На пути в Еммаус»
Семинар Колледжа собрал 27 человек и был посвящен теме безнадежности и надежды. Мы не ставили задачей что-то узнать, «вырастить голову» (хотя среди участников и были преподаватели В.В.Сорокин, Дм.Иванин). Скорее, важнее — открыть сердце. В таком случае важно не столько обучение, сколько общение, свидетельство, взаимная молитва – в простоте. Это возможность, выключившись из московской суеты, прожить один день вместе, как первым христианам, в доброте, открытости, отдавании. Сюда относится все, что мы делаем на семинаре – как мы садимся в круг, общаемся, одеваемся, молимся, готовим еду, поем. Когда мы заботимся друг о друге, Сам Бог присутствует среди нас.
Наша встреча состояла из двух частей. Сначала мы читали Писание, а потом готовили и праздновали.
Отрывок, предложенный для размышления, — Евангелие от Луки, 21:13-35. После прочтения нескольких стихов были паузы, и мы проводили их по-разному: в большой группе и малых, в парах или в одиночестве.
На пути в Еммаус. Откуда возникла такая идея?
С одной стороны, видно, как многим сейчас не хватает радости. Это и конец зимы, и атмосфера в обществе. Да и после нескольких лет жизни в Церкви может случиться так, что опыт тускнеет, а то и наступает выгорание.
С другой стороны, этой теме посвящена книга Д.Смита, переведенная в свое время А. Черняком (в приложении). Она этот же самый текст рассматривает иначе: для Смита это про благовестие, миссию.
Вот два измерения. Где же они сходятся? Этот текст о разочарованиях, поиске, незримом Присутствии Бога, радости Встречи, о надежде и свидетельстве.
После молитвы и первого общего прочтения мы начали читать текст по небольшим отрывкам.
13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус;
14 и разговаривали между собою о всех сих событиях.
Что мы знаем об этих двух спутниках? Какова история их жизни, хотя бы последних нескольких дней? Куда они направляются? Мы в точности не знаем, ни где находится Еммаус (есть минимум три версии), ни кто был спутником Клеопы. Но мы знаем, что Еммаус – это где-то вне Иерусалима, какое-то место, куда они стремятся, будучи полностью разочарованными. Может быть, не случайно место спутника Клеопы оставлено вакантным, чтобы мы могли в определенные моменты жизни увидеть там себя?
Мы знакомились, делились, с чем вы пришли сюда, что было такого, что занимало нас на протяжении последних дней, и говорили о том, почему мы на этом семинаре, как это связано с нашим путем. Одной из двух групп удалось поговорить также об этом тексте в аспекте свидетельства: кого посылает нам Господь, чтобы мы были его спутником на дороге в Эммаус.
15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.
Подобные случаи незримого присутствия Божия рассеяны по всему Писанию… Может быть трудно, — и Бог открывается (Бог, который послал Иосифа в Египет). Кажется, что весь мир против нас – и становятся видимы Божьи полки (Елисей). Может быть, все хорошо, но кто-то о нас заботится – и в этом мы узнаем Его вестников (Товит).
Мы попробовали вспомнить случаи, когда Бог присутствовал в какой-то ситуации, но это становилось понятно только после, через некоторое время. Оказалось, что некоторые чувствовали Бога в детстве, как будто кто-то защищал их. Также ощущение наполненности Богом возникает иногда на природе. Бывает, мы его не видим, а какие-то процессы идут, и дают неожиданный эффект, — надо только потерпеть. А иногда мы ждем от Него действий, — хотя если вдуматься, чудо уже то, что мы живы. Иногда Он от чего-то уберегает (кажется, что я порвал штаны, а на самом деле не попал на встречу, которая плохо кончилась). Иногда появляется чувство, что нужно сделать еще что-то, и это точно не от нас (например, в конфликте), – и плоды явны. Мы нередко говорим о его вмешательствах «повезло!»
Но бывают моменты, про которые до сих пор непонятно: для чего это было, и где был Бог? Это нас сломало, ничему не научило…
Здесь ученики идут вдвоем, и именно к ним приходит Господь Может, это неслучайно, что он приходит не индивидуально, а когда мы вдвоем? Но ведь тогда надо всю практику духовной жизни перестраивать!…
Одновременно мы обратили внимание на это слово «удержаны».
Их глаза удержаны – если Господь удержал, то зачем? М.б. удержаны страхом, печалью? Бывают состояния, не дающие ничего увидеть. М.б. они сами не хотели увидеть, закрыли глаза?
Вообще, если мы нарисовали себе какую-то картинку будущего, как все должно быть, и она рушится, наши желания не исполняются, тут трудно увидеть Бога. Ученики видели Мессию-победителя, потому им было так трудно увидеть его в спутнике… И если у нас есть цель, и все наше внимание – на нее, мы можем Бога по пути не заметить.
17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?
18 Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?
19 И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом;
20 как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его.
21 А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло.
Ученики печальны, потому что их надежды не оправдались. Горевал Иаков, когда ему принесли окровавленную одежду Иосифа. Плакала Анна, будущая мать Самуила. Страдал Иов. Сильно печалился Павел и Иоанн Богослов, видя, что ученики не таковы, какими они надеялись их видеть.
Человек – это существо, которое живет надеждой. Мы можем возлагать надежды на очень разные вещи. По сути, у нас есть две категории надежд: на то, что не Бог, и на самого Бога.
Надежды на государство. Наши родители возлагали надежды на государство, которое не раз их обманывало, и до сих пор мы можем надеяться. Кто-то разочаровался в государстве, и обратил свой взор на Церковь. Но сегодня в Церкви много разочарованных людей. Церковного ренессанса не произошло, в Церкви те же люди, что и в обществе, те же проблемы. На пастырей. Многие люди верят, что устами пастырей говорит Сам Бог. Но пастыри – тоже люди, и могут ошибаться. Мы можем разочароваться в самих себе. Что мы не можем победить грех, достичь поставленных целей, даже просто выбраться из трясины безнадежности. Казалось бы, с этим понятно – надежда на земные институты, на сынов человеческих, в том числе на себя.
Но бывает, что подводит и надежда на Бога. Что Господь возвратит здоровье. Что произойдет избавление от мучающей страсти. Что, если я буду молиться, Он сохранит семью, исправит отношения. Или любимый человек выздоровеет. А надежды не сбываются.
В такой ситуации кто-то становится циником. Кто-то замыкается в себе. Кто-то уходит из Церкви.
Мы в парах говорили о том, что печалило, печалит сейчас, в чем есть несбывшиеся надежды – на себя, на других людей, на Церковь, на Бога. Возможно, это была самая глубокая часть семинара, требующая наибольшего доверия и внимательности. Кто-то делал это в помещении, кто-то пошел гулять. Но в таком разговоре есть две опасности: 1) провалиться в уныние и 2) не выслушать человека. Чтобы избежать этого, было предложено 1) молиться друг за друга, слушая. Молитва – этот тот якорь, который поддерживает нас. И 2) в первую очередь быть слушателями, не думать, что мы знаем, как разрешить ситуацию другого человека. Выразить свое участие можно аскетически – взглядом, дружеским прикосновением, улыбкой, словом поддержки. В конце мы в парах молилсь друг за друга.
Важно заметить: прежде, чем свидетельствовать о чем-то, Неузнанный Спутник предлагает ученикам поделиться, на что они надеялись, о чем мечтали, вообще, что с ними происходит. Невозможно быть свидетелем Евангелия, не войдя в жизнь другого человека.
22 Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба
23 и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив.
24 И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели.
Этот отрывок вводит тему непринятых свидетельств. Женщин не услышали, своим не поверили. Иногда мы предвзяты к тем или иным людям, группам людей. Было предложено поговорить о том, было ли что-то, о чем говорят другие, что мы не принимаем, и почему почему нам бывает так сложно принять свидетельство других. Вот некоторые из ответов:
- Не доверяю, когда жизнь человека не соответствует (но, может, он старается, а не получается воплотить?) Бог действует иногда вне зависимости от качеств человека…
- Я ждал от духовенства открытия воли Божией, а не от супруги, а оказалось, надо наоборот.
- Когда мы в конфликте, трудно поверить другому.
- Когда после свидетельства идет попытка надавить, сочетается с инструкцией «делай так-то», это принимать не хочется.
- Когда подозреваешь в корыстных и др.мотивах.
- Когда это выглядит несколько искусственно,
- Когда это без внимания к человеку.
25 Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!
26 Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?
27 И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.
Незнакомец обращает их к Слову Божию. Интересно, почему Господь не открыл свое инкогнито – все ведь было бы проще? Иногда мы тоже ищем ответы на свои трудности в Слове Божием. Но как различить, что относится именно к моей ситуации?
Заметим еще: Христос входит в славу через страдания. На что мы, если мы его ученики, надеемся – войти в Царство без страданий? Как страдания, трудности влияют на нас, может быть, делали нас ближе к Богу?
В нашей группе мы сначала говорили о том, что Господь не хочет умножать слов – и так довольно сказано в Писании, надо это ценить, — поэтому он и обращает их к Писанию. Также это помогает вырваться апостолам из зацикленности и посмотреть на произошедшее в контексте всего, что они знают. А критерий один – горит сердце.
Затем мы затронули тему страданий. И первое, о чем говорили, что не надо превозносить страдания. Далеко не все страдания ведут к Богу. Если в этом есть опыт любви, сострадание (то есть страдание разделено с Богом, с человеком) – тогда это может вести к Нему, но когда в страдании нет Бога, когда это в одиночестве, — такое страдание отдаляет. Но, с другой стороны, попытка избавиться от страданий, закрыться от них – это попытка уйти от реальности мира (в реальном мире сложно внутри и трудно снаружи). Страдание убирает второстепенные вещи. Правда, некоторые вещи и страданиями объективно не являются, и здесь необходимо различение.
28 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.
29 Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.
Мы просто молились перед иконами и свечами, а напоследок устроили трапезу, где читался последний отрывок:
30 И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.
31 Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.
32 И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?
33 И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними,
34 которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.
35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.
Чем мы можем поделиться друг с другом после сегодняшней встречи? Что остается у нас в опыте?