Автор: Ирина Логвинова
Вера — понятие универсальное, объединяющее различные объекты. Это может быть вера в Бога, в социальную справедливость, в идеал (эстетический, например), в чудесное и т. п.
Все романтики были верующими людьми — они верили в Бога, в революционные и демократические идеи (русский романтизм, декабристы), в высокие нравственные идеалы, в могущество человеческого духа и т.п. И недаром французская революция была так вдохновенно воспринята именно теми, кого впоследствии назовут романтиками. Они нашли в себе силы и отвагу изменить мир, изменить направление развития искусства, литературы, науки.
Вера романтиков, если можно так выразиться, универсальна. Для них Бог — это не только конкретная личность (Бог-Отец или Бог-Сын), а понятие, в котором слиты идеал, природа, универсальная человеческая личность. Такой взгляд идет от универсализма романтиков, ориентирующихся на универсализм эпохи Возрождения и античные представления о природе и человеке. Романтики поставили важнейшие проблемы эстетики, над которыми продолжают работать последующие поколения. Это универсализм как стремление искусства к охвату разнообразных и различных явлений в их взаимосвязи — идея универсальной прогрессивной поэзии (Ф. Шлегель), синтетическая природа искусства (смешение жанров и эстетических категорий), принцип историзма, народности, романтическая ирония, положение о преобразующей роли искусства (оно впервые было сформулировано А. Шлегелем в 1798 г. в рецензии на поэму И.-В. Гёте «Герман и Доротея»). Романтики размышляли о формировании новых жанров (фрагмента, драмы для чтения, романтической комедии, лирического цикла, психологической повести, лирической и драматической поэмы и др.), выдвинули концепцию мировой литературы (одновременно с И.-В. Гёте её разрабатывали Фр. и А. Шлегели).
Заслуга романтиков и в утверждении преобразующей роли искусства, о чем справедливо писал А. С. Дмитриев[1]. Главное назначение романтической поэзии теоретики романтизма видели в универсальном охвате действительности. Причем, преобразующая роль искусства идет от личности творца, поэта.
Истинно романтическая личность — это Поэт. Романтики видели в нем наиболее совершенное выражение творческой личности.
Поэт, по словам Новалиса, всеведущ, являет собой вселенную. Ф. Шлегель считает, что не только поэт, но каждый образованный человек должен стремиться к универсальному взгляду на мир, т.е. «уметь настроиться по желанию философски или филологически, критически или поэтически, исторически или риторически, на античный или современный лад, совершенно произвольно, подобно тому как настраивают инструмент, в любое время и на любой тон»[2].
Поэту подвластны чужие культуры и эпохи, и все средства для выражения своих эмоций и мыслей. Он создает, по Ф. Шлегелю, универсальную прогрессивную поэзию, призванную объединять все явления бытия, разные жанры, а также поэзию с философией и риторикой. Романтическая поэзия основывается на идее синтеза, претендует на показ универсальной картины мира. Новалис по этому поводу рассуждал так: «Все законченное выражает не только себя самоё, оно выражает и весь сродный мир»[3]. В каждом фрагменте действительности отражена, по мысли романтиков, целостная картина мира. Вместе с тем в нем выражена идея незавершенности и даже принципиальной незавершимости мироздания. Представление о творческом акте как выражении незавершенности и вечных метаморфоз мира, принципиальный отказ от жестких дефиниций, стремление видеть любое явление, любое понятие как развивающееся и становящееся, — являются важнейшими положениями романтической эстетики. Н.Я. Берковский отметил, что романтики не признавали точности и завершенности как фальшивых по сути понятий. Жизнь никогда не бывает завершена, а вещи — «весьма относительные точки покоя, временные узлы постоянного движения, пауза ради отдыха и нового собирания сил»[4]. Недосказанность, незавершенность предоставляет свободу творческой фантазии читателя.
Романтическая личность — универсальный человек.
Романтическую личность можно охарактеризовать по следующим параметрам:
1. Это личность деятельная. Вспомним хотя бы Новалиса. За свою короткую жизнь он изучил юридическую науку, горное дело. Деятельный характер
2. Это целостная личность, универсальная, откликающаяся на гармонию мироздания, гармоничная личность. Можно сравнить с гармонией человека во время молитвы. Универсальная личность воплощает полноту и целостность жизни. Это личность, живущая полноценной жизнью, т.е. свободная и в гармонии с собой. Любой верующий, ощущая себя ребенком Великого Отца, также живет полноценной
жизнью, в общении в Богом и созданным им миром. Для него — радость жить на Земле, чудесно сотворенной Богом для него и для таких же людей, как он.
3. Романтическая личность не терпит унижения других людей. Она встает на их защиту. Таковы многие герои, например, А.С. Пушкина, А. Грина, А. Дюма, Ф. Купера, В. Скотта, Г. Байрона и др.
4. Романтическая личность способна к глубокой и беззаветной любви.
5. Это личность увлеченная.
А теперь обратимся к характеристике личности верующего человека. Для верующего человека образцом, идеалом выступает Иисус Христос. При этом Христос — романтическая личность. Он принял смерть на кресте, пострадал за грехи всего человечества. И сама христианская религия романтична в своей основе, в отличие от иудаизма, который более прагматичен. Романтическое христианство разрушает догмы старой религии, ее каноны, чтобы освободить человечество и показать ему путь к спасению, то есть к духовной свободе. Духовная же свобода означает знание личности о том, что Христос уже искупил ее грехи и Бог всегда готов простить раскаявшегося преступника.
Портрет верующего человека можно воссоздать по Новому Завету.
1. Верующий — человек, безоговорочно подчиняющийся заветам Бога.
2. Верующий противостоит искушениям дьявола.
3. Это человек деятельный, потому что он постоянно работает над собой, совершенствуя свой дух и постигая заповеди Бога.
4. Это человек кроткий, прощающий своих врагов, молящийся за них.
5. Это человек милосердный.
6. Это человек, который ищет Царства Божия и правды его.
7. Это человек бесстрашный.
Как видно из приведенных характеристик, у верующего и романтической личности много общего. Поэтому мы считаем, что верующего человека можно называть истинно романтической личностью.
[1] Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А.С. Дмитриева. — М., 1980. — с.15, 18.