Дорогие братья и сестры!
Когда я готовился к этому докладу, передо мной встала дилемма: говорить ли из книг или из своего опыта. В конце концов решил, что книги вы и сами при желании сможете прочесть, а здесь важнее рассказать о своем опыте участия в различных группах чтения Св. Писания, причем не только о положительном опыте, но и об ошибках, о подводных камнях, которые могут встретиться тем, кто захочет организовать такую группу.
Думаю, мне скорее удастся очертить определенный круг вопросов, обратить внимание на некоторые моменты, а вовсе не дать полноценные ответы на все вопросы. Да и те немногие ответы, которые я предложу, не окончательные, не истина в последней инстанции, я и сам немного меняю свои взгляды с течением времени, с новым опытом – поэтому проверяйте меня, если вам что-то покажется сомнительным, смутит вас, не стесняйтесь сказать об этом, — я буду только благодарен.
Что вообще представляет собой чтение Слова Божия?
К этому вопросу мне приходится возвращаться постоянно – просто когда я думаю, что бы почитать, когда я беру в руки Писание, в процессе подготовки к чтениям, на самих чтениях. Если вы посмотрите любое хорошее введение в Св. Писание, например, в Брюссельской Библии, или же работу монс. Валерио Мануччи «Библия – Слово Божие» (М., 1996), просто возьмете первые главы комментариев святителя Иоанна Златоуста на Евангелия, вы найдете много причин, ради чего стоит читать Писание.
Для меня важно, прежде всего, что это Слово, которое меняет жизнь, придает ей смысл. Сам я пришел в Церковь благодаря чтению Евангелия, тогда еще в современном упрощенном переводе, которое мне тогда показалось чем-то очень светлым, радостным. Я знаю многих, кто обрел смысл жизни благодаря регулярному чтению Св. Писания. Не случайно Слово Божие уподобляется хлебу, без которого человек не может жить. Можно точно сказать, Св. Писание – это один из немногих источников, который поможет пережить разочарование, вновь вдохнет в нас радость жизни, станет источником вдохновения.
Но Слово Божие – это не только слово, способное вызвать восторг, перевернуть душу. Это чрезвычайно практическая книга. Ее можно уподобить верному зеркалу, которое помогает нас видеть себя такими, какие мы есть – без прикрас и ложного уничижения; она покажет нам, в какую сторону меняться – менять свои взгляды, поведение. Иногда это будет радостный призыв, но часто нам придется с собой побороться за победу правды Божией в нашем сердце. И именно в чтении «несмотря на», в преодолении всего, что пока отделяет нас от Бога — залог нашей христианской зрелости.
Однако часто, когда мы берем в руки это Слово, мы относимся к нему без должного почтения. Не в том даже дело, что мы, к примеру, не крестимся перед чтением или слушаем, читаем невнимательно, отвлекаемся на постороннее. Это конечно плохо, но это мы можем видеть и каяться в этом. Хуже, что часто мы читаем сознательно так, чтобы поупражнять свой интеллект, потешить тщеславие, обрести определенную власть над другими, осудить других: «Вот я какой благочестивый/умный/ интересный/ начитанный (добавить по собственному желанию), а вы все… Так что слушайте меня!» Эта ошибка подстерегает в особенности тех, кто имеет мирскую образованность, но пока мало укоренен в благодатном опыте Церкви. Да, для чтения требуется определенный культурный багаж, знания по разным отраслям, которые могут много помочь в уяснении смысла, понять, как текст соотносится с современностью, но это знание не должно становиться самодовлеющим и заслонять нам нашу главную цель – посредством чтения встретиться с Богом, просветить свою жизнь.
А для этого нужна определенная подготовка. Начинается она с правильной постановки цели – искать в Писании не чего, а Кого, искать Бога, искать Христа, искать Его слово, обращенное лично ко мне.
Как искать, как себя настроить? Владыка Вениамин Милов пишет: «Очевидно, чтобы откликнуться на зов Его Божественного Евангелия, надобно что-то делать, какие-то усилия приложить. Нужно сердце свое склонить к спасению, нужно стяжать сердце внимательное, сокрушенное и терпеливое. Когда мы стоим в церкви, надобно слушать внимательно, чтобы сердце было умиленное, чтобы душа сокрушалась, ясно чувствовала свое ничтожество и греховность свою. И тогда молитва наша, растворенная сокрушением и умилением, овеянная Божественной силой, будет возноситься к престолу Всевышнего. И если мы с таким умильным сердцем откроем Евангелие или будем слушать богослужение, то слово Божие как луч ударит в совесть, человек увидит сразу, кто он есть, и заплачет, а уж если заплачет, он стоит у самых врат Царствия Божия».
Читать нужно с несомненной верой, что все так и есть, что все, написанное в Евангелии, несомненная правда, которая и меня касается. И быть готовым на труд, на жертву ради этой правды – читать Евангелие делами, как любил повторять новомученик и исповедник о. Сергий Мечев. И учиться видеть дивную красоту Божиего Царства, учиться благодарить, провозглашать радостную весть.
И наконец, нужно читать вместе с Церковью – т.е. вместе с храмовой молитвой, участием в Таинствах и духовным руководством, рассматривая, как это воплощалось в жизни святых и подвижников благочестия.
Это то, что, как мне кажется, касается нас всегда. Что же касается ведущего, то тут стоит особо обратить внимание на следующее.
Задача ведущего, как мне кажется, не дать ответы на все возникающие вопросы, тем более – не задать свои вопросы и дать свои же ответы, а разбудить поиск, вопрошание, дать импульс росту. Фактически, роль ведущего — как роль жениха на свадьбе – умаляться, помогая другим расти.
Нет единой модели, по которой нужно устраивать такие группы. Нужно пробовать разные варианты и выбирать что-то свое.
Ведущий также должен помнить, что знание надмевает, а любовь назидает, и поэтому на первом месте у него должно всегда стоять братское отношение.
Нужна внутренняя деликатность, священная боязнь навязать свою волю другому. Нужно уметь хранить чужие тайны, следить за своим языком. Ведущий должен позволить другим совершать ошибки, прощать непонимание. Он должен по-настоящему готов быть с другим человеком. Если возникают проблемы у самого ведущего, нужно поделиться, попросить помощи и молитвы. Нельзя живые отношения приносить в жертву мнимой авторитетности.
Деятельность руководителя кружка – это не только образование. В чем-то он помогает священнику, поэтому он должен знать не только богословие, но и иметь молитвенный опыт, знать людскую психологию, разбираться в современности – но все в свете Слова Божия, слова Церкви.
И самое главное – как можно скорее узнать свои границы – границы как личности, границы своего служения учительства. Церковь, по слову Дионисия Ареопагита, построена в определенной иерархии, которую нужно видеть и быть готовым передать человека тем, кто имеет больше благодатного опыта.
Библия, Слово Божие показывает нам цель, в какую сторону меняться. Как его применить к нашей ситуации, учит священник, умудренный опытом святых отцов. А силы для изменений мы получаем в молитве, в Причастии. Поэтому, какая бы приятная, хорошая атмосфера не была, нужно идти дальше.
Кружок не должен замыкать людей в себе – напротив, нужно так построить беседы, чтобы было понятно – нужен следующий шаг, нужно идти дальше, в храм. Это колокол, который призывает многих, но это и передняя, через которую нужно обязательно пройти, но нехорошо только в ней и остаться.