Вы также можете скачать этот текст в формате .doc ниже.
Обращение к читателю
Дорогие братья и сестры! Если вам в руки попал этот текст, значит, вы можете или уже согласились участвовать в семинаре по книге Исход.
Я не специалист по Ветхому Завету, поэтому для меня самого изучать книгу Исход – некоторый вызов. Но надеюсь, вместе у нас получится вчитаться в этот текст и получить через это некое благословение.
Наверное, меня будут читать и сестры, и братья. Я постараюсь учитывать интересы и тех, и других.
Чтобы получить наибольшую пользу от семинара, прошу вас заранее к нему подготовиться. Эта подготовка включает в себя предварительное ознакомление с книгой Исход и ее контекстом. Я попробую помочь вам со вторым, но чтение, вдумчивое чтение текста можете обеспечить только вы сами.
Задания для самостоятельной подготовки набраны курсивом и имеют знак ►. Хорошо, если вы прямо сейчас возьмете блокнот, куда будете записывать ответы, посетившие вас мысли, остающиеся недоумения и важные вопросы, темы, которые хотелось бы обсудить на семинаре. Лучше при этом делать ссылки на текст, чтобы легче ориентироваться в записях.
И, пожалуйста, молитесь перед чтением, чтобы Господь открыл глубины Своего слова, и помог действовать по нему. Молитесь и о нашем семинаре, чтобы все, кому это действительно нужно, собрались на него, и мы вместе получили пользу и стали ближе друг другу.
Владимир Стрелов
Достоверность исхода
Как пишет крупнейший сегодняшний исследователь Исхода профессор Нахум Сарна (+2005), сейчас в библеистике наступил век минимализма. Многие думают, что исхода вообще не было. Они руководствуются тем, что до сих пор не найдено ни одной крупной стоянки в пустыне, по которой народ бродил столько времени, есть трудности с тем, чтобы археологически подтвердить завоевания эпохи Иисуса Навина и Судей. Да и сами события, описанные в Исходе, не подтверждаются независимыми источниками (Египетскими и пр. летописями). Некоторые доходят до того, что ставят под сомнение само существование Израиля в предполагаемый период (1380-1200 гг. до Р.Хр.), считают его одним из ханаанских племен, которое выдумало себе прошлое.
Сторонники достоверности Исхода указывают на то, что далеко не вся пустыня исследована, и от кочевников мало что остается (они не строят капитальных зданий), ну а разрушение городов, особенно тех, которые не раз меняли свое местоположение – в принципе дискуссионная тема. Ни один народ не увековечивал своих поражений (кроме Израиля!). Зато окружающие народы любят хвалиться. В 20 веке археология приподнесла два сюрприза скептикам. Найдена т.наз. стела фараона Мернептаха (13 в. до Р.Хр.), где сказано: «Израиль опустошен, у него не стало семени». И на Моавитском камне (9 в.) сказано: «Израиль уничтожен навсегда». Значит, в указанное время народ существовал и был известен. Есть и косвенные подтверждения вторжения новой культуры в Ханаан в это время (появляются цистерны, новый тип керамики, террасное земледелие).
Но где сейчас египетская цивилизация, моавитяне? Как можно объяснить появление этого великого рассказа об Исходе, затронувшего все аспекты жизни Израиля? Как можно объяснить строжайший монотеизм евреев среди окружающих народов-язычников, не прибегая к понятию Откровения?
Исторический контекст книги
История Исхода начинается с Иосифа, который пришел в Египет и занял там весьма великий пост. Вероятно, это произошло в момент завоевания Нижнего Египта гиксосами, пришлыми народами, которые могли дать такой пост чужаку, как и они сами.
Коренные египтяне, сохранив контроль над Верхним Египтом, ревновали о том, чтобы восстановить контроль над всей страной, и небезболезненно для них самих (первый борец за объединение был жестоко убит, как показывает его мумия) все-таки это удалось. Так что нет ничего удивительного, что новый фараон «не знал Иосифа». Он был представителем старой династии, не желающей делиться властью с чужаками. (Кстати, фараон – не обязательно личность. Это термин, который буквально переводится как «Великий дом», и аналогичен тому, что мы подразумеваем под «Кремлем» или «Белым домом»).
Точно мы не знаем, кто правил Египтом во время описываемых событий. Возможно, все началось при Рамзесе II, который руководил страной 66 лет (1290-1224). При нем в стране были предприняты грандиозные стройки в дельте Нила для увековечения культа Сета в противовес Амону. После смерти его сына Мернептаха страна погрузилась в анархию. Рамзес III вынужден был восстанавливать контроль над страной и вести борьбу с новыми угрозами – ливийцами и народами моря. Ему было не до Ханаана, который был вассалом Египта, а с его смертью власть Египта над Ханааном была и вовсе утрачена. Это могло бы объяснить, почему израильтянам относительно легко удалось проникнуть в Ханаан.
Правда, эта версия небезупречна. В таком случае израильтяне провели в Египте 100-150 лет, а не 400/430 (Быт. 15:13/Исх. 12:40). И до строительства Храма всего два века, а не 480, как утверждается в 3Цар.6:1 (если считать от Храма, то Исход д.б. при при Тутмосе III и Аменхотепе II, когда упомянутые в тексте города не были построены, и обстоятельства для исхода были неблагоприятны). С другой стороны, это как раз время жизни 4 поколений (Быт. 15:16). Приходится думать, что цифры здесь скорее символические, чем реальные (400=40*10, 480=40*12, полнота).
То же самое нужно сказать и о численности Исхода. Цифра в 600 тысяч мужчин, не считая женщин и детей, и иноплеменников, и скота (Исх. 12:37-38), настолько большая, что один критик шутил по этому поводу: если их выстроить в ряд по дороге, то они как раз растянутся между Египтом и Синаем. И здесь цифру 600 нужно понимать символически – как полноту вышедших (так она выступает и в др.местах Библии).
► Исторические основания исхода мы рассмотрели. Но почему исход и завоевание Ханаана происходят именно в это время согласно Библии? Были ли в вашей жизни какие-то события, которые происходили так же неслучайно, и как это было связано с планами Бога и вашими отношениями с Ним? Согласны ли ваши ощущения с фразой архиеп. У.Темпла: «Когда я перестаю молиться, случайности перестают происходить»?
Богословское значение книги
Критики историчности Исхода не совсем уж неправы. В Пятикнижии действительно преувеличена численность вышедших из Египта, события, возможно, даются не в четком хронологическом порядке, а данные, интересные объективному историку-исследователю, просто опущены (например, существуют как минимум три реконструкции маршрута израильтян к Хориву, и точное местонахождение этой горы неизвестно).
Это связано с тем, что автор не ставил перед собой задачу дать объективную хронику. Ему было важно подчеркнуть, донести некоторые богословские истины.
Исход – это не просто какое-то событие в истории. Исход – наравне с Творением – два момента, в свете которых Израиль осмысляет свою судьбу. И даже Евангелия во многом построены как аллюзии на события Исхода.
► Предлагаю вам самостоятельно поискать, где в Писании Ветхого и Нового Завета звучат прямые отсылки или аллюзии на события Исхода из Египта, Моисея, Закон? Как Евангельская история связана с Исходом? Что предшествует Исходу, следует за ним?
► Каково, если можно так выразиться, богословие, которое вырастает из этой книги? (вы можете высказать не только свои мысли, но и воспользоваться каким-то введением, например, учебником Исагогики о.Александра Меня). Попробуйте выделить несколько пунктов, и вернуться к этому вопросу в конце изучения. Вот, например, какие богословские положения книги видит Н.Сарна:
- Бог не является частью природы, но властвует над природой (казни, чудеса)
- Бог властвует над людьми, и никто не в силах перечить Ему (фараон),
- У Бога есть замысел о Своем народе, в истории есть смысл (исполнение Завета), и Бог заранее открывает Аврааму, что будет,
- Бог небезразличен к несправедливости, Он спасает от угнетателей, Он – освободитель и целитель,
- Исход становится моделью отношений с Богом, он повторяется, когда в кризисе народ прибегает к Богу,
- Исход пронизывает всю жизнь еврея (от праздников до еды),
- От человека требуется соразмерный нравственный ответ на то, то совершил Бог (забота о пришельцах, свобода в субботний день и субботний год, справедливость к ближнему).
Структура книги
Всю книгу можно разделить на 4 или 7 частей (тогда 4 пункт дается более подробно):
- Главы 1-15, История Израиля в Египте, Моисея, борьба и освобождение
- 15-18, путь к Синаю
- 19-24, завет и заповеди Закона
- 25-40, повеление создать Скинию, выполнение этого и Божие Присутствие в ней (с вставкой 32-34 глав, о грехе идолопоклонства).
Более подробный план выглядит так:
- Избавление от Египетского плена 1. -15.21
- Введение 1 – 1.22
- Израиль растет в Египте 1 – 1.7
- Тяжкое иго рабства 8 – 1.14
- Геноцид фараона и повивальные бабки 15 – 1.22
- Моисей – избавитель народа 1 – 4.31
- Рождение Моисея 2.1 – 2.10
- Грех Моисея и его бегство 2.11 – 2.15
- Моисей в Мадиаме. Его женитьба 2.16 – 2.25
- Призвание Моисея 3.1 – 4.31
- Неопалимая купина 1 – 3.6
- Беседа с Моисея с Богом 7 – 3.22
- Моисей получает знамения от Бога 1 – 4.9
- Моисей колеблется. Аарон дается в помощь 10 – 4.17
- Моисей возвращается в Египет 18 – 4.23
- Сепфора спасает Моисея 24 – 4.26
- Встреча с Аароном 27 – 4.31
- Бог избавляет народ Свой 1 – 12.36
- Моисей и Аарон перед фараоном 5.1 – 7.7
- Фараон отказывается отпустить Израиль 1 – 5.9
- Гнет народа усиливается 10 – 5.21
- Бог обещает избавление 22 – 6.27
- Бог вновь посылает Моисея 28 – 7.7
- Знамения Моисея: жезл превращается в змея 7.8 – 7.13
- Казни Египетские 7.14 – 12.36
- 1-я казнь: вода становится кровью 14 – 7.24
- 2-я казнь: жабы 25 – 8.15
- 3-я казнь: мошки 26 – 8.19
- 4-я казнь: песьи мухи 20 – 8.32
- 5-я казнь: моровая язва 1 – 9.7
- 6-я казнь: воспаления 8 – 9.12
- 7-я казнь: град 13 -9.35
- 8-я казнь: саранча 1 – 10.20
- 9-я казнь: тьма 21 – 10.29
- Возвещение Моисею от Бога 11.1 – 11.10
- Установление Пасхи 12.1 – 12.28
- 10-я казнь: смерть первенцев египетских 29 -12.36
- Начало Исхода 37 – 14.21
- Опресноки 37 – 12.42
- Устав Пасхи 43 – 13.2
- Наставление Моисея 3 – 13.16
- Столп облачный и столп огненный 17 – 13.22
- Переход через Чермное море 1 – 14.29
- Два стана 19 – 14.20
- Песнь Моисея 14.30 – 15.18
- Песнь Мариами 15.19 – 15.21
- На пути к Синаю: в пустыне 22 – 18.27
- Мера: горькая вода 22 – 15.29
- Манна и перепелы 1 – 16.36
- Ропот сынов Израилевых 16.1 – 16.3
- Бог обещает хлеб и мясо 16.4 – 16.12
- Бог посылает перепелов и хлеб 16.13 – 16.21
- Постановление о субботе 16.22 – 16.30
- Гомор манны для хранения 16.31 – 16.36
- C. Вода из скалы в Рефидиме 1 – 17.7
- Поражение Амаликитян 8 – 17.16
- Встреча Иофора и Моисея 1 – 18.27
- Посещение Иофора 18.1 – 18.9
- Всесожжение Иофора 18.10 – 18.12
- Назначение судей 18.13 – 18.27
- Завет, Закон и заповеди 1 – 24.18
- A. Заключение Завета 1 – 19.25
- Израиль у подножия Синая 19.1 -19.9
- Освящение народа 19.10 – 19.15
- Моисей пред Богом на горе Синай 19.16 – 19.25
- B. Дарование Закона: Десять Заповедей 1 – 20.17
- 1-я заповедь, О Боге 1 – 20.3
- 2-я заповедь, об идолах 3 – 20.6
- 3-я заповедь: об Имени 7
- 4-я заповедь: о субботе 8 – 20.11
- 5-я заповедь: о родителях 12
- 6-я заповедь: об убийстве 13
- 7-я заповедь: о прелюбодеянии 14
- 8-я заповедь: о воровстве 15
- 9-я заповедь: о лжествидетельстве 16
- 10-я заповедь: о желании 17
- C. Народ в страхе и трепете 18 – 20.20
- D. Законы Завета 21 – 23.19
- О жертвеннике 21 – 20.26
- О рабах 1 – 21.11
- О наказании смертью 12 – 21.17
- О телесных повреждениях 18 – 21.36
- О собственности 1 – 22.15
- О прелюбодеянии 16 – 22.17
- О смерти за идолопоклонство 18 -22.20
- О милосердии к пришельцам и бедным 21 – 22.27
- О почтении к начальствующим 28
- О первородном 29 – 22.30
- О святости, запрет растерзанного в пищу 31
- О справедливости и отношении к врагам 1 – 23.9
- О субботнем дне и субботнем годе 10 – 23.13
- О трех главных праздниках 14 – 23.19
- E. Обетования 20 – 23.33
- F. Израиль принимает на себя Закон Божий 1 – 24.18
- Заключение завета кровью 1 – 24.11
- Трапеза на горе Синай 12 – 24.18
- Повеления о богослужении в Скинии 1 – 31.18
- Повеление о строительстве Скинии 25:1 – 27.19
- Приношения для Скинии 1 – 25.9
- Ковчег Завета 10 – 25.22
- Стол и хлебы предложения 23 – 25.30
- Золотой светильник (семисвечник) 31 – 25.40
- Скиния 1 – 26.30
- Завеса 31 – 26.37
- Медный жертвенник 1 – 27.8
- Двор Скинии 9 – 27.19
- Приношения елея 1 – 27.21
- Устав Богослужения 1 – 30.39
- Одежды для священников 1 – 28.43
- О посвящении священников 1 – 29.46
- Одеяние и помазание 1 – 29.9
- Жертва за грех 10 – 29.14
- Всесожжение 15 – 29.18
- Освящение кровью 19 – 29.21
- Жертва мирная с трапезой 22 – 29.35
- Освящение жертвенника 36 – 29.46
- Жертвенник кадильный 1 – 30.10
- Приношения Господу 11 – 30.16
- Медный умывальник 17 – 30.21
- Миро для священного помазания 22 – 30.33
- Фимиам 34 – 30.38
- Назначение работников 1 – 31.11
- Суббота – знак между Господом и Израилем 12 – 31.18
- Идолопоклонство и возобновление завета 1 – 34.35
- Грех золотого тельца 1 – 32.35
- Аарон делает золотого тельца 32.1 – 32.6
- Моисей ходатайствует за народ 32.7 – 32.14
- Моисей уничтожает тельца и разбивает скрижали 32.15 – 32.20
- Суд над Аароном и развратившимся народом 32.21 – 32.29
- Второе ходатайство Моисея 32.30 – 32.35
- Возобновление Завета 1 – 34.35
- Бог велит отправляться в путь 1 – 33.6
- Скиния собрания вне стана 7 – 33.11
- Молитва Моисея о присутствии Божьем 12 – 33.16
- Моисей видит славу Божью 17 – 33.23
- Вторые скрижали: возобновление Завета 1 – 34.10
- Заповеди в дополнение к завету 11 -34.28
- О союзах с язычниками и Боге Едином 11 – 34.15
- О брачных союзах с иноплеменниками 16
- Об идолах 17
- Об опресноках 18
- О первородном 19 – 34.20
- О субботе 18 -22.20
- О праздниках трижды в год 22 – 34.24
- О Пасхе 25
- О первых плодах 26а
- О козленке в молоке матери 26б
- Сияние лица Моисея 29 – 34.35
- Сооружение Скинии 1 – 39.31
- Собирание материалов 35.1 – 35.29
- Веселеил и Аголиав 35.30 – 36.7
- Покрывала для Скинии 36.8 – 36.19
- Брусья для Скинии 36.20 – 36.38
- Ковчег Завета 37.1 – 37.9
- Стол для хлебов предложения 37.10 – 37.16
- Золотой светильник 37.17 – 37.24
- Жертвенник кадильный 37.25 – 37.28
- Миро и фимиам 37.29
- Медный жертвенник 38.1 – 38.9
- Двор 38.10 – 38.20
12 Исчисление употребленного материала 38.21 – 38.31
- Облачения для первосвященника Аарона 39.1 – 39.31
- Моисей благословляет всю работу 39.32 – 39.43
- Поставление и освящение Скинии 1 – 40.38
- Повеление Божье о поставлении Скинии 1 – 40.15
- Послушание Моисея 16 – 40.33
- Слава Божья наполняет Скинию 34 – 40.38
► Распечатайте этот план или составьте свой. Любой подробный план поможет вам ориентироваться в тексте, но даже не это не главное. Автор что-то имел ввиду, когда закладывал такую композицию книги. Посмотрите, может быть, вам удастся выявить какие-то закономерности в ней (параллели, противопоставления, более сложные композиционные линии). Зачем они понадобились автору, что он хотел ими сказать?
Расписание семинара
Соответственно, наш семидневный семинар будет примерно выглядеть так:
- Вступление, Начало Избавления
- Казни, Пасха
- На пути к Синаю, Заключение Завета, подготовка к 10 заповедям
- 10 заповедей, Законы Завета
- Грех и возобновление Завета
- Устройство Скинии, служение священства
- Полнота Божьего Присутствия, Исход в нашей жизни
Обратите внимание!
Я сознательно пропускаю некоторые моменты, чтобы подчеркнуть самое важное. Надеюсь, тем не менее, детали повествования не ускользнут от вашего внимания, и вы наберете мысли и вопросы для общего обсуждения.
И еще раз: вашего собственного вдумчивого чтения Слова Божия никто и ничто не заменит. Уже несколько раз я перечитываю и правлю этот текст, и вижу, что это лишь бледная тень того, что открывается в самой Библии.
Замечания и вопросы для размышления
1
Глава начинается перечислением сыновей Иакова, возможно, чтобы напомнить о том, что в Египет вошли свободные люди. Но постепенно они становятся государственными рабами: очищают ирригационную систему, заняты на строительстве, на сельскохозяйственных работах. О тяжести строительных работ еще будет, а вот что говорится в источниках о сельском хозяйстве в тексте того периода: «Червь съест половину, другую – бегемот, а что останется, унесут воры. И когда приходит чиновник, нечего отдать, и крестьянина бьют, а семью продают».
Собственно, первая глава – это история того, как одни расстаются со своим достоинством и скоро обнаруживают себя в положении рабов, а другие потакают разворачиванию несправедливости. Здесь можно видеть много параллелей – и предупреждений – против тоталитарных режимов будущего, но также в этом тексте должны быть и решения.
В «Историческом контексте» мы уже рассмотрели, чем обоснованы поступки фараона. И все же, был ли какой-то другой путь? Мог ли он поступить иначе? Как вы считаете, почему Бог попустил Израилю попасть в такие обстоятельства? Это наказание, испытание, или урок?
Случалось ли вам попадать в зависимость, рабство? Самому становиться для кого-то таким фараоном?
Другими значимыми героями выступают повивальные бабки, они даже названы по имени. Имена еврейские («Прекрасная» и «Девушка»), но текст оставляет неясность, еврейки они, или египтянки. Кстати, что это меняет? Руководствуясь страхом Божиим, они отказываются повиноваться фараону (но при этом не вступают с ним в противостояние).
Эта глава вся пропитана темой «страха». Страх фараона, страх, внушаемый египтянам, страх бабок перед фараоном и Богом. Что вы можете сказать о своих страхах? Случалось ли вам поступать как эти женщины? Где для вас граница, когда нельзя слушаться?
Видите ли вы в этом повествовании Бога? Как Он проявляет себя? (Этот вопрос я предлагаю вам задавать самостоятельно к каждой последующей главе).
2
Рождение Моисея не сопровождается знаками, чудесами. Но сама его жизнь представляется чудом – мать не побоялась скрывать его, сестра – сопровождать, он выжил, попал к своим врагам, и они же оплачивают его выкармливание! Оказывается, забота, простая человеческая забота может быть чудом. Имя Моисея символично. Это имя египетское («Рожденный», подобно Тутмосу – «Рожден бог Тот»), но на евр. оно означает «Вынутый из воды».
По-видимому, читателям этого рассказа была знакома легенда о Саргоне, Аккадском царе. Если у вас будет время, можете сравнить два текста. Вы увидите, что рассказ о Моисее имеет совсем другие акценты, и это как раз выявляет уникальность библейского рассказа. Текст явно построен как аллюзия на Бытие. Мать видит, что ребенок хорош (И увидел Бог, что это хорошо), его опускают в корзинку, которая обозначена тем же словом, что и ковчег. Чего этим хочет достичь автор?
В доме фараона Моисей получает образование, которое потом ему очень пригодится. Но неосторожное поведение (без Божьего благословения) заставляет его бежать. И все же, в этой главе Моисей трижды проявляет свой характер. Какую бы доминирующую черту вы в нем выделили? Что вы можете сказать о себе: в каких ситуациях лучше всего проявился ваш характер, и как они определили курс вашей жизни? Были ли в вашей жизни моменты спасения, за которые вы испытываете благодарность?
3-4
Моисей полностью натурализовался среди мадианитян. Мадианитяне — сообщество кочевых племен, которое в дальнейшем будет враждовать с Израилем (и это придает дополнительную убедительность рассказу, он не придуман позже). Тесть Моисея выступает под разными именами: Рагуил («друг Бога»), Иофор и Ховав. В летописях того времени не придавали особого значения различению родства («сын» означал просто «потомок»). Есть вероятность, что упоминается как собственно тесть (Ховав, см. Числ. 10:29), так и его отец, глава всего рода (Рагуил). Иофор могло обозначать титул священника, близкое к «вашему превосходительству». Как вы думаете, случайно ли, что Бог взывает к Моисею не тогда, когда он совершил свои первые деяния, а только после того, как он потерял надежду вернуться в Египет?
И вот Моисей подходит к Хориву (или Синаю). Он видит куст, горящий огнем, и слышит голос, повелевающий снять сандалии (до сих пор мусульмане снимают обувь перед входом в мечеть). Это образ того почтения, которого требует всякая подлинная молитва-встреча.
Существует множество объяснений, почему Бог явился Моисею именно в кусте терновника, который горел, но не сгорал. А как вы сами думаете?
Что вам говорит эта работа Лилии Николаевны Ратнер?
(Для одних терновник – это Израиль, которого не может пожрать пламя Египта, для других – это сам Египет, куда легко войти, но гораздо труднее выйти, не поранившись, для третьих Присутствие в терновнике – это образ сострадания Бога Своему народу).
Сначала Моисей видит куст, потом слышит голос, потом он видит Ангела, наконец, понимает, что рядом с ним – Божье Присутствие. Казалось бы, это должно было сделать Моисея более благоговейным и послушным. Но Моисей по-своему переживает этот диалог. Сначала это удивление, трепет. Затем – любопытство. Когда становится понятно, что поручение всерьез, его охватывает смущение, даже стыд (его начинает волновать, что скажут другие). Наконец, он чувствует собственную неадекватность и начинает сопротивляться Богу. Может быть, я не прав, но он очень сосредоточен на себе, ему трудно посмотреть на ситуацию глазами Бога или хотя бы проникнуться страданиями народа. Как вам кажется, появление Аарона – это последствие его упорства, или Аарон изначально был в замысле Божием? А если последствие, хорошее ли оно?
Моисей хочет знать, как зовут Бога. Но Бог не до конца открывается. «Я есть кто есть» (3:14), Бог отцов. Что должны были услышать люди в таких именах Бога?
Бог обещает Моисею 3 знамения. Почему первое знамение, которое дает Бог без всякой просьбы, именно такое? Что оно должно было означать для Моисея?
Но момент призвания Моисея на этом не заканчивается. Господь готов его умертвить (дети не обрезаны), и только вмешательство супруги спасает Моисея. Этот опыт близкой смерти меняет Моисея. В Египет он входит обновленным человеком.
Что вы узнаете о Боге из этого общения с Моисеем, какими качествами вы могли бы охарактеризовать Его?
►Если есть время, сравните призвание Моисея с призванием Амоса (Ам. 7:14-15), Исайи (Ис. 6:1-10), Иеремии (Иер. 1:1-19, Иер. 20:7-18), Ионы (Ион. 1:1-2), апостолов, особенно Петра (Лк. 5:11) и Павла (Деян. 9:1-20). Что схоже, а что различается?
Было ли у вас что-то похожее на встречу с Богом? Знаете ли вы, к чему вас призвал Господь? Не боретесь ли вы с Ним, чтобы не делать сказанного? Как вы к Нему обращаетесь, каким Именем зовете? Есть ли Имена, которые вы почему-то избегаете? Насколько вы сосредоточены на себе – даже в молитве? Есть ли что-то в вашей памяти, похожее на первое знамение Моисею?