Михаил Зелёный

Книга пророка Исаии, по словам блаж. Иеронима Стридонского – «не столько пророчество, сколько Евангелие». Если так можно охарактеризовать всю книгу, то тем паче – её 53-ю главу, пик пророческого прозрения Исаии, которому открывается величайшая тайна искупления человечества страждущим Рабом Господним. Подобно 21-му псалму, ещё одному великому прозрению Ветхого Завета, она написана как будто бы у подножия Креста Христова.

Но сначала скажем несколько слов о контексте 53-й главы. Главы с 40-й по 55-ю книги пророка Исаии нередко называют «книгой утешения» по первым словам 40-й главы: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис 40:1). Содержание «книги утешения» в историческом плане – пророчества об Избавлении, т. е. о возвращении народа Израильского из вавилонского плена. Но, разумеется, этим прямым историческим смыслом её содержание не ограничивается, так как возвращение из плена является образом куда более значимого явления – окончательного эсхатологического Избавления всего мира в последние времена.

В «книге утешения» не раз появляется загадочная фигура Раба (Отрока[1]) Господня, с которым таинственным образом связано Избавление. «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова» (Ис 42:1–4). Служение Отрока Господня дарует спасение всем народам: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;[]И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис 49:1, 6).

Постепенно начинает открываться, что в своём служении Раб Господень должен претерпеть страдания: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ис 50:6). И наконец смысл этих страданий раскрывается в 53-й главе: Раб отдаст душу свою за оправдание многих, в жертву умилостивления, взяв на Себя их грехи, и мы не можем не узнать в Рабе Исаии Господа нашего Иисуса Христа, который Сам во дни Своей земной жизни неоднократно ссылался на слова 53-й главы как на пророчество о Его грядущих страстях. Не раз встречаются прямые или косвенные ссылки на эту главу и в апостольских посланиях. Таким образом, мы имеем дело с одним из важнейших, ключевых мест Ветхого Завета.

Понятно, что православное богослужение не могло пройти мимо столь значимого текста. В ряде богослужебных текстов он цитируется или в них есть аллюзии на него, а в Великий Пяток 53-я глава читается в качестве паремии на Царских Часах и вечерне, в конце которой совершается вынос Плащаницы, – службе, известной в народе как служба Погребения Спасителя. Кроме собственно 53-й главы, в паремию входят последние 3 стиха 52-й главы и 1-й стих 54-й.


Синодальный перевод
Перевод П. Юнгерова c Септуагинты
52:13Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. 14Как многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих! 15Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали. 52:13Вот уразумеет Отрок Мой, и возвысится и прославится дивно 14Как многие ужаснутся смотря на Тебя: так вид Твой будет обесславлен от людей и слава Твоя от сынов человеческих! 15Так удивятся многие народы о Нем. и заградят цари уста свои, ибо они увидят то, что не было возвещено о Нем, и узнают то, чего не слышали.

Будет благоуспешен – можно перевести «будет действовать мудро» («уразумеет» согласно переводу Семидесяти). Это один из двух главных смысловых моментов стиха. Второй – в том, что Раб Господень возвысится и прославится.

Как многие изумлялись… – крестные страдания, которые обезобразят лик Спасителя, как и позорная смерть Его, послужат к продолжению нареканий и неверия в Него. Это и понимается под изумлением или ужасом многих.

Многие народы приведет Он в изумление… А вот это изумление (удивление), в отличие от сказанного в предшествующем стихе, уже совсем иного свойства – удивление не уничижением Раба, а Его величием: обезображенный Раб – одновременно Тот, перед Кем онемеют все сильные (цари) земли. То, что с точки зрения мира сего кажется безумием и бесславием, на самом деле оказывается высшей мудростью и высшей славой: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.[]Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1:18, 22–24) – пишет апостол Павел, чьи слова из 1-го Послания к Коринфянам прозвучат на богослужении вечерни Великого Пятка вслед за пророчеством Исаии. Еще одной важной параллелью у Павла является известное место из Послания к Филиппийцам, в котором сказано, что Христос «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп 2:7–9).


Синодальный перевод
Перевод П. Юнгерова c Септуагинты
53:1[Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? 2Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. 3Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. 53:1Господи! Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? 2Мы возвестили, что Отрок пред Ним, как корень в. жаждущей земле: нет у Него ни вида, ни славы, и мы видели Его: и не имел Он ни вида, ни красоты. 3Но вид Его бесчестен, умален более всех сынов человеческих; человек, находящийся в язве, умеющий претерпевать болезни, так что отвращались от лица Его, Его бесчестили и ни во что не ставили.

Кто поверил слышанному от нас… – продолжается тема изумления, удивления. Кажется невозможным принять то, о чём говорит пророк, – настолько это удивительно, настолько может показаться не совпадающим с привычными представлениями о воздаянии и правосудии Божием. Видимо, до явления Христа было очень трудно, почти невозможно понять, как могут совмещаться слава и страдания, да ещё и в одном Лице, и пророчество о Страждущем Рабе оставалось таинственным, «запечатанным». Это может объяснить то, почему Израиль не принял Иисуса как Христа – в Евангелии от Иоанна[2] это неверие истолковывается как исполнение пророчества, изреченного в этом стихе. И тем не менее – пророк подчёркивает это, – в служении Раба является мышца Господня, т. е. Его сила.

Ибо Он взошел[]как отпрыск и как росток из сухой земли… Нет в Нём не вида, ни величия… Отпрыск, или по-славянски «отроча», младенец (соответствующее слово в оригинале имеет оба значения) – молодое растение, побег. Пророк объясняет, почему так трудно поверить его словам: в Рабе, о котором он говорит, нет «ни вида, ни величия», он невзрачен, как растение, выросшее в безводном месте.

Из сухой земли, или в жаждущей земле – ещё одним возможным переводом является «из непроходимой земли»: сухая, жаждущая земля = пустыня, т. е. земля, через которую нельзя пройти. При таком понимании в словах пророка можно усмотреть намёк на бессеменное рождение Христа от Пречистой Девы[3]: отпрыск, росток, «корень в земле жаждущей», как в переводе Семидесяти, заставляет вспомнить о «жезле из корене Иессеева и цвете от него»[4] – «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис 11:1). Древо Дома Давидова будет срублено, но тем не менее в урочное время явится Мессия Сын Давидов подобно тому, как рядом с пнём неожиданно появляется побег, вырастающий из оставшегося живим корня. Так оказываются связанными пророчества о Рождестве Христовом и о Его Страстях.

Он был презрен и умален пред людьми… Он был презираем, и мы ни во что ставили Его – здесь уместно вспомнить слова 21-го псалма «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс 21:7) и евангельское «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими» (Мф 27:39), в котором исполняются слова двух пророчеств (Исаии и 21-го псалма).

Муж скорбей и изведавший болезни – уничижение Раба связано с тем, что Он претерпевает страдания. Многие, подобно друзьям Иова, готовы видеть в этом наказание от Бога, но действительная причина их совсем иная, и пророк говорит о ней ниже.


Синодальный перевод
Перевод П. Юнгерова c Септуагинты
4Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. 5Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились 6Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. 4Он грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он находится в бедствии и язве и страдании — от Бога. 5Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши, наказание мира нашего (было) на Нем., язвою Его мы исцелились. 6Все мы, как овцы, блуждали: каждый заблудился со своего пути, и Господь предал Его за грехи наши.

Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни или, согласно переводу Семидесяти, грехи наши носит и о нас болезнует – Раб, т. е. Христос, страдает не за свои грехи, как можно было бы подумать, а за грехи других ради их исцеления и спасения. А евангелист Матфей видит в словах пророка не только указание на Страсти Христовы, но и на исцеления, совершенные Христом в Его служении: «Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8:17).

Раною Его мы исцелились – говоря словами апостола Павла, Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:25), и потому мы можем видеть в исцелении, о котором говорит пророк, дар воскресения из мёртвых, являющийся плодом Страстей Христовых: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор 15:22). А в 1-м Послании Петра делается важный этический вывод – исцелившись Жертвой Христовой, необходимо жить соответственно этому: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет 2:24).

Все мы блуждали, как овцы… – образ заблудших овец, не имеющих пастыря, нередок у пророков в качестве метафоры бедственного положения: «Поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря» (Зах 10:2) или «и рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому» (Иез 34:5). Говоря от первого лица, пророк покаянно отождествляет себя со всем грешным человечеством: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс 13:3) – может он повторить вслед за Псалмопевцем. Но каков же выход? Он в том, что Пастырь Добрый, столь необходимый овцам, полагает за них Свою душу:

Господь возложил на Него грехи всех нас – в этих словах мы видим ещё один важный образ – жертвы, на которую возлагаются грехи: «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню» (Лев 16:21). Ниже, в стихе 10, Раб будет прямо назван «жертвой умилостивления».


Синодальный перевод
Перевод П. Юнгерова c Септуагинты
7Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. 8От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. 9Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. 7Он, несмотря на мучение, не отверзает уст Своих: как овца веден был на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. 8Во уничижении Его суд Его совершился. Род же Его кто разъяснит? Ибо берется от земли жизнь Его, за беззакония народа Моего отведен на смерть. 9И предам лукавых за погребение Его и богатых за смерть Его, ибо Он не совершил беззакония и не было лести в устах Его.

Он истязуем был, но страдал добровольно – подчёркивается добровольность страданий Раба, что согласуется с Евангелием: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин 10:17–18).

И не открывал уст Своих – отмечается кротость Раба, что также согласуется с Евангелием, например «И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал» (Мф 27:12). Кротость Раба подчёркивается сравнением с агнцем.

Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих – очень важный стих, так как является одним из источников именования Христа Агнцем Божиим, берущим грех мира (другой образ, повлиявший на это, – пасхальный агнец). Аллюзии на этот стих есть в ряде богослужебных текстов – так, например, его произносит священник при совершении проскомидии, когда начинает резать копиём агничную просфору, или в одной из воскресных стихир 5-го гласа мы слышим: «Воскресение даяй роду человеческому, яко овча на заколение ведеся».

От уз и суда Он был взят или в соответствии с переводом Семидесяти во уничижении Его суд Его совершился – Раб будет лишен справедливого суда. Именно так и случилось со Христом, как мы знаем из Евангелия.

Но род Его кто изъяснит? – одно из самых сложных для понимания мест 53-й главы. Одно из пониманий, укорененных в святоотеческой экзегезе, – эти слова указывают на тайну предвечного рождения от Небесного Отца.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого – если читать это место по еврейскому тексту, как в синодальном переводе, то мы не можем не увидеть в нём пророчество об обстоятельствах погребения Христа: приговоренный к смерти лишался права на почётное погребение – Его должны были похоронить без всяких почестей на отдельном участке, отведенном для погребения преступников, но, как известно, Христос был похоронен Иосифом Аримафейским и Никодимом в новом гробе со всеми возможными в тех обстоятельствах почестями. Если же читать по переводу Семидесяти, то мы видим иной смысл – виновники смерти Раба («лукавые» и «богатые») не останутся без возмездия от Бога за своё преступление.

Потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его – объяснение сказанного выше: почётное погребение, которого, казалось бы, был недостоин грешник, – следствие того, что на самом-то деле Раб грешником не был. Ниже, в стихе 11, Он прямо называется праведником.


Синодальный перевод
Перевод П. Юнгерова c Септуагинты
10Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. 11На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. 12Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. 10Господу угодно очистить Его от язвы; а когда Он предан будет за грех, душа ваша узрит долговечное потомство. 11Господу угодно Своею рукою удалить страдание от души Его, явить Ему свет и даровать разум, оправдать Праведника, послужившего ко благу многих. И грехи их Он понесет. 12Посему Он получит в наследие многих и разделит добычу с сильными, за то что на смерть предана была душа Его и Он причтен к беззаконникам, и Он грехи многих понес и за беззакония их предан.

Но Господу угодно было поразить Его – ответ на то недоумение, которое, по словам апостола Павла, было для иудеев соблазном: может показаться, что невинных страданий не существует, так как Бог их никогда не допустил бы – иное противоречило бы Его правосудию. Но пророк говорит, что в данном случае мы имеем исключение, потому что страдания и смерть Невинного происходили не вопреки воле Его Небесного Отца, но в полном согласии с нею: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

В переводе Семидесяти это место звучит иначе: Господу угодно очистить Его от язвы. Большинство комментаторов этого текста устанавливают его непосредственную связь с концом 6-го стиха, где говорилось, что Господь возложил на Него грехи всех людей. Эта-то тяжесть всеобщего греха и составляла ту болезнь, или «язву», для избавления от которой Мессии и должно было принести искупительную жертву в виде крестной смерти.

Когда же душа Его принесет жертву умилостивления или, согласно переводу Семидесяти, Когда Он предан будет за грех – в еврейском оригинале употреблено слово assam, означающее т. н. «жертву повинности», называемую ещё «жертвой умилостивления». Это литургический, богослужебный термин ветхозаветного ритуала: согласно Закону Моисееву такая жертва приносилась в знак покаяния в грехе ради его прощения: «Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности[], за грех, и очистит его священник от греха его» (Лев 5:5–6). Пророк раскрывает смысл невинных страданий Раба – претерпевая их, Он таинственным образом оказывается Жертвой за грехи многих.

Он узрит потомство долговечное – плодом жертвенного подвига Раба является «оправдание многих». Эти «многие» и называются здесь «потомством», или иначе «наследием». При таком понимании мы можем увидеть в псалмах 2 и 21 параллели к данному месту: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс 2:8) и «Потомство [мое] будет служить Ему, и будет называться Господним вовек» (Пс 21:31). В переводе Семидесяти несколько иначе – душа ваша узрит долговечное потомство, т. е. смысл более ограниченный (во всяком случае, в переводе): говорится не о том, что Раб увидит Свое «потомство» в лице оправданных Им «многих», а о потомстве этих «многих». Впрочем, и в греческом переводе всё равно говорится о «наследии» чуть ниже, так что смысл последних стихов главы в конечном итоге оказывается тем же самым: результатом страданий Раба будет то, что искупивший многих получит искупленных Им в наследие, т. е. что они становятся Его народом, Церковью.

И воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его – ещё раз подчёркивается, что в служении Раба исполняется воля Господня.

Он, Праведник, оправдает многих и грехи их на Себе понесет – эти слова пророка Христос имел в виду, когда сказал, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:45). Праведник – ещё раз подчеркивается праведность Раба, непричастность Его греху, о которой говорилось выше. Интересно, что хотя для нас это и звучит несколько непривычно[5], Христос неоднократно в Новом Завете называется «Праведником», например: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника» (Деян 7:52), «Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его (Деян 22:14), «Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам» (Иак 5:6), «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет 3:18), «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин 2:29). Скорее всего, подобные места – аллюзия на слова пророка.

И к злодеям причтен был – сбылось в Евангелии: «И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» (Мк 15:28) и «Сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен» (Лк 22:37).

И за преступников сделался ходатаем – о том, что Христос ходатайствует за нас пред Отцом, неоднократно говорится в Новом Завете: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8:34), «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр 7:25), «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин 2:1).


Синодальный перевод
Перевод П. Юнгерова c Септуагинты
54:1Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. 54:1Возвеселись неплодная, нерождающая, возгласи и воскликни не болевшая родами, ибо у оставленной более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.

Строго говоря, этот стих 54-й главы относится уже не к пророчеству о Страждущем Рабе Господнем, а к другому разделу, где говорится о ближайшей исторической перспективе, т. е. возвращению Израиля из вавилонского плена и о восстановлении обновленного Иерусалима. Но включение этого стиха в богослужебное чтение более чем уместно – в общем контексте он ставит эффектную точку, подчёркивая тему «потомства», «наследия», звучащую в последних стихах 53-й главы подобно тому, как она звучит и в последних стихах 21-го псалма.

По прямому своему историческому смыслу слова 1-го стиха 54-й главы относятся к возвращающемуся из плена народу Израильскому, который и именуется бесплодной женой, оставленной мужем: образ Народа Божия как «жены» своего Господа обычен у пророков (заметим, что и в Новом Завете эта метафора сохранилась и применяется к отношениям Христа и Церкви). Бесплодной она называется потому, что Бог не получил от Своего народа должных плодов, а «оставлена Мужем» (т. е. отведена в плен) она за духовное прелюбодеяние – идолопоклонство и прочие грехи, за которые Израиль и был отправлен в вавилонское пленение. Прощение же грехов изображается в такой метафоре возвращением Мужа к своей жене, т. е. Бога к Своему народу, плодом чего и является многочисленное потомство.

Но читая пророческие книги, ограничиваться только прямым историческим смыслом не следует – необходимо смотреть глубже, и мы можем усмотреть в многочисленном потомстве «бесплодной» тех, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1:13) и кому в силу этого дана власть быть чадами Божиими. В этом многочисленном духовном потомстве мы с полным основанием можем видеть то возвеличение и прославление Страждущего Раба, со слов о котором начинается пророчество о Нём.

[1] Славянское «отрок» означает не только юношу определённого возраста, но и слугу, раба. Оно использовано для перевода греческого «pais», дитя, которое, в свою очередь, в переводе Семидесяти передает слово «ebed» еврейского оригинала, означающего слугу, служителя (нередко молодого юношу).

[2] Ин 12:38 – «да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас?»

[3] В таком ключе это место толкуют, например, свт. Иоанн Златоуст и блаж. Иероним Стридонский.

[4] Ирмос 4-й песни канона Рождества Христова прп. Космы Маюмского.

[5] Христос, разумеется – выше, чем просто праведник.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий