О том, какое наводнение дало начало рассказу о великом потопе, до сих пор спорят. Вместе с тем, в преданиях многих народов (и у австралийцев, и у индейцев) живет память о потопе. Эта память отразилась даже в легенде об Атлантиде.
Но в библейском повествовании потоп – лишь сцена для разговора о грехе, праведности, смерти и спасении. Может ли человек настолько пасть, что и спасать будет нечего?
5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
Бог скорбит и раскаивается. Это не холодность, не безразличие, и точно не жестокость. Что чувствует врач-инфекционист, понимая, что его домочадцы заразились смертельно опасным вирусом?
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
Земля не виновата. Животные не виноваты. Дети – не виноваты. Но они — под ответственностью человека. Часто человек настолько незрел, что не берет ответственности даже за себя, но и в этом случае ответственность за творение никуда не уходит.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
Краткая, но емкая характеристика «ходил перед Богом» может означать, что:
- он помнил о Боге, Его словах, молился Ему, приносил жертвы,
- он хранил чувство Его Присутствия,
- он поступал по воле Божией (жизнь в Библии описывается как путь, а шаги – поступки) и был послушен во всем.
Его праведность — не врожденная, а результат его сознательного выбора. А вот как нам в наших обстоятельствах ходить перед Богом? Это – серьезный вопрос для молитвы.
10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
12 И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
Может быть, вам хочется большей конкретики, как это было? Попробуйте прочесть начало главы с хорошим комментарием.
13 И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
В отличие от ближневосточных сказаний (эпос о Гильгамеше и др.) катастрофа наступает не по прихоти богов, а из-за греха.
14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].
Эти подробности и сейчас поражают – построить корабль длиной в дом с 8 подъездами! Возможно, эти и последующие инструкции указывают, как внимательно Бог заботится о выживании Ноя. И все же эта забота Божья не отменяет кропотливого труда самого человека.
17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
Завет будет заключен после. Перед лицом трудностей Бог часто открывает детали будущего. Это поддерживает надежду.
И вводится тема остатка, спасающегося праведника. Мы привыкли, что Бог добрый, Его «профессия» – спасать. Но и Сам Иисус использует рассказ о Ное для того, чтобы предупредить: Суд Божий – это не шутка (Мф. 24:39).
19 Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20 Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
Если читать буквально, что вся плоть извратила свои пути, то как Ною удалось найти такое количество неоскверненных животных? Может быть, их призвал Бог. А может, животные были как все, но от общения с праведником они вернулись в прежнее доброе состояние, он освятил их своим присутствием?
21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
22 И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.
Ной строил ковчег много лет. У окружающих была возможность спросить, задуматься. Им некого винить.
Для самого же Ноя это было испытанием веры: строить ковчег на суше бессмысленно. Некоторые наши задачи в жизни могут выглядеть так же абсурдно, и при этом быть столь же важными для спасения.
1 И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем;
2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,
4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал все, что Господь повелел ему.
Дважды повторяется эта фраза (см. ст. 22). Рассказчику важно подчеркнуть послушание Ноя.
6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю.
7 И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
8 И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из всех пресмыкающихся по земле
9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.
10 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю.
11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
Сорок – символическое число полноты. Когда-то из воды появилась жизнь. Теперь вода смывает скверну с земли.
13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
14 Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
15 и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
16 и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.
Бог как бы до последнего ждал, не захочет ли кто еще войти… Не захотели.
17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что [было] с ним в ковчеге.
24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
Зачем тратить так много места (6 стихов) на описание смерти: вода трижды усиливается, все лишается жизни, умирает, истребляется? Думаю, автору важно подчеркнуть катастрофу, еще раз напомнить, что отношения с Богом – это важно, именно от этого зависит вопрос жизни и смерти.
Думаю, что в нашем сегодняшнем времени важно понимать, что всё, что случается с обществом, людьми, всё во владении Бога. Как рыбы не могут существовать без воды, земные создания — без воздуха, так и душа человека не способна быть без Духа. Каждое дыхание, каждая мысль человеческая имеют собеседование Божие.