Исход – центральное событие истории Израиля. В Бытии мы читали об отдельной семье, преданной Богу, а в результате Исхода появится народ. Мы увидим великие Божии деяния, но вначале мы столкнемся с событиями действительно трагическими.
1 Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом, вошли каждый с домом своим:
2 Рувим, Симеон, Левий и Иуда,
3 Иссахар, Завулон и Вениамин,
4 Дан и Неффалим, Гад и Асир.
5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был [уже] в Египте.
6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;
7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
Один Иаков, 12 сыновей, всего 70 непосредственных потомков Авраама (12 и 70 – это красивые числа, показывающие полноту). А ведь еще жены, слуги, рабы… так Господь благословил эту семью! В стихе седьмом четырьмя мастерски подобранными глаголами показано, как растет сила Израиля.
Высказывались суждения, что Израиль сам виноват – слишком долго задержался в Египте, забыл об обетовании Земли, чуть не ассимилировался. С другой стороны, разве не нужно было ждать Божьего повеления выходить? Возможно, проблема в принципе в другом. Пока ты маленький, тебя не видно, ты в любом месте мало кому интересен. Как только ты растешь, твое дело растет, ты начинаешь вызывать зависть, ревность, опасения – где бы ты ни находился.
8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].
11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.
Сменилась династия, новые владыки Египта не признают прежних договоров. Пропагандируется, что народ Израиля опасен, и этим обосновывается угнетение. Все оправдывается государственной необходимостью (восточная дельта Нила уязвима для завоевателей), а правителей считают «в сущности, неплохими людьми». Часто сами правители не видят проблемы в том, что делают.
Так происходит и в наши дни. Так все начиналось в нацистской Германии по отношению к евреям и цыганам. Так поступал Сталин, отправляя в лагеря «врагов народа», «пятую колонну». Сегодня есть способы, не прибегая к прямому истреблению, подавлять неугодных экономически.
Но было бы слишком просто видеть здесь только политику. Проблема в том, что свой фараон сидит в каждом из нас. Не случалось ли, что ради некоего «высшего блага» вам приходилось поступать несправедливо по отношению к тем, кто слабее вас?
12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.
13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам
14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.
Вина не только на фараоне, — но на всех, кто способствовал проведению его решений в жизнь, на народе Египта.
15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,
Имя фараона известно (Рамзес II), но оно настолько гнусно, что недостойно попасть в священную летопись. Зато имена повивальных бабок Библия нам сохранила.
16 и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.
17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.
Как бы вы сформулировали принцип отношения к власти, которым руководствуются повивальные бабки? (ср. Деян. 4:19).
18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых?
19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают.
20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.
21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их.
Не грех и сказать неправду, если это – не для собственной выгоды, а ради спасения жизни. Или все-таки грех? Если интересно, посмотрите дискуссию об этом у Вл. Соловьева в «Оправдании добра», гл. 5, п. 6.
22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
Начинается геноцид народа.
Обычно на этот факт обращают мало внимания, а ужасаются казням Египетским. Но это именно фараон (фараон здесь – имя нарицательное, в принципе египетская власть) начинает раскачивать маховик смерти.
И – одновременно появляется росток спасения, пока еще малозаметный. Когда все плохо, именно в этот момент начинается история Моисея (ср.22 и 1 стихи).
1 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени.
2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца;
3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки,
4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
Для любой матери ее младенец очень красив. И ни один ребенок не заслужил смерти. И все же мать поступает странно. На что она надеется? Была ли ей известна история Потопа, так что она использует такой же способ спасения ребенка (ср. Быт. 6:14)?
5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее.
6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей.
7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца?
8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца.
9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его.
Конечно, мать не только кормила младенца. С материнским молоком впитывалась культура, вера (см. прекраснейшую аллегорическую экзегезу свт. Григория Нисского. «О жизни Моисея Законодателя» в переводе А.С. Десницкого — прежний перевод просто нечитабелен).
Имя Бога ни разу не упомянуто в течение этого повествования. Но разве могло случиться такое совпадение помимо Него? В этом тексте сразу много таких неслучайных совпадений.
10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.
Моисей был воспитан как возможный наследник престола, обучен письму, математике, управлению. Но детей фараона воспитывали также с сознанием, что они – воплощение божества, их воля – закон.
11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его.
12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.
Моисей намерен восстановить справедливость ( это искание справедливости трижды встречается в сегодняшнем отрывке). Но поступает Моисей как фараон, жестоко, по своему произволу.
13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего?
14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.
Вероятно, к этому времени произошло воцарение нового фараона, и Моисей как лишний претендент на престол не нужен. Удобный случай, чтобы обвинить его в государственной измене.
15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя.
16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.
17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.
18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня?
19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец.
20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб.
21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору.
22 Она родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле.
Моисей входит в семью мадианитян. Он не теряет свободы, как Иосиф, но его будущее столь же туманно. Бывший наследник престола, теперь он – никто.
23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.
24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.
25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.
Разве Бог не помнил о народе Своем? Он ждал, что к Нему обратятся.
Владимир,еще раз хочу выразить Вам огромную благодарность!Не первый пост я провожу вместе с Вашими публикациями,открывающими Библию.Читается это с огромным интересом,вопросы,которые Вы ставите по ходу чтения отрывка,дают труд мыслям задуматься о многих душеполезных вещах,осознанно подходить и к своим поступкам,мыслям и отношениям к людям.Ссылки,которые рекомендуются Вами по ходу текста,очень интересны(например,тема-ложь во спасение).Спасибо Вам,очень жаль,что в силу житейских причин не могу участвовать в вебинаре.Спасибо Вам,храни Вас Господь и всех,кто Вам дорог!