Прошло 40 лет с момента бегства из Египта. Моисей сорок лет в Египте считал, что он Некто важный. Еще сорок в пустыне – узнавал, что он – никто. А последние сорок видел, что Бог может сделать через него.
1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.
2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
В общем смысле свет и огонь – всегда знак Божьего Присутствия. Некоторые видели в этом явлении символ Израиля, объятого гневом Египта, но не уничтоженного. Позднее у преп. Ефрема Сирина так будет изображаться Богоматерь – объятая пламенем Божества, но неопалимая.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
Как и Аврааму, Бог является Моисею на склоне лет. При этом Моисей не потерял интереса, способности удивляться. Как же нужно устроить свою жизнь, чтобы оставаться таким открытым новому, как Моисей?
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Некоторые «современные» верующие склонны считать, что Бог будет доволен ими в любом состоянии — лишь бы пришли, лишь бы что-то делали, показывали результаты. Но это повеление четко показывает: Богу не все равно, каковы Его служители. Нечистота несовместима со служением Богу.
6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.
7 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его
8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.
10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
Странно: Бог говорит, что Он выведет народ, — но посылает Моисея. Кто же все-таки будет выводить народ? У Бога нет других рук, кроме человеческих.
11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?
12 И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.
Как и в случае с Иаковом, знамение, которое дает Бог, касается будущего.
13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?
Вопрос закономерен. У египетских богов есть имена. А как зовут Бога, с которым общается Моисей, как к Нему обращаться? Праотцам не нужно было Имя, потому что они знали Бога лично, переживали Его Присутствие. Изучение любого богословия – ниже непосредственного опыта Богообщения.
14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.
15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.
Ответ не сильно проясняет дело. «Эхье ашер Эхье». «Я есть Тот, Кто есть», или «Я, Кто буду». Я Тот, Кто был, есть и будет, Тот, Кто обладает подлинным бытием, является источником всякой жизни. Это – не имя в нашем понимании, скорее – описание действия. Философы бы сказали, что у Него – бытие, у нас – только существование; у Него – первичная реальность, у нас – ее отблеск. И все наше существование – лишь поскольку мы каким-то образом к Нему причастны. Здесь – полемика с богами Египта: Бог Авраама – есть, а их – нет.
Но мы не в Египте, возможно, вам не нужно доказывать реальную реальность Бога. Каким же Именем Бог открывается вам? Может быть, Он — Тот, Кто слышит, или Источник жизни, …?
16 Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и [увидел], что делается с вами в Египте.
17 И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.
Молоко — земля прекрасна для животноводства, мед (сладкие медовые финики) — для земледелия. Это — более простые стимулы, чем у Авраама, но именно они сейчас могут подействовать на народ, томящийся в рабстве. В дальнейшем Бог откроет более высокое призвание народа. Бог со всеми действует постепенно, сообразуясь с нынешним состоянием.
18 И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.
19 Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою;
20 и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.
Бог открывает Моисею, что фараон будет сопротивляться. А о том, что такое упорство фараонов, Моисей знал не понаслышке.
21 И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками:
22 каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.
Это – возвращение того, что Египет получил, обратив израильтян в рабов.
1 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: не явился тебе Господь?
2 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.
3 [Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
4 И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его.
5 Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.
6 Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег.
7 [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его.
8 Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого;
9 если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.
На фараона должно подействовать Божье Присутствие, на старейшин – знание Имени, на простой народ – чудеса. Змея – символ власти (кобра на короне Египта), короста и ее исчезновение – символ смерти и выздоровления, кровь в воде – символ победы над божеством великой реки Нил.
10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
11 Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?
У нас могут быть самые разные недостатки. Но ни один недостаток (кроме греха) не может помешать исполнению Божьего призвания.
12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
Моисей пять раз задает вопросы, ищет путь, чтобы отказаться. Он действительно разочаровался в себе и не слышит, что Бог говорит: Я буду с тобою.
Моисей выглядит неуверенным и не слишком доверяющим Богу. Но Бог не отступается, Он верит в Моисея больше, чем Моисей сам в себя.
14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем;
15 ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;
16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога;
17 и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.
Привлечение Аарона к делу спасения увеличивает количество посредников и, соответственно, возможных ошибок (именно с Аароном будет связан грех золотого тельца). Служение священника будет вызывать зависть, дополнительные проблемы (Моисею как пророку, общающемуся с Самим Богом, ревновать бесполезно). Изначальная мечта Бога — о том, чтобы любой верующий был священником (Исх. 19:6). Возможно, если бы Моисей иначе ответил, вся религия Древнего Израиля была иной. Так имело ли смысл отказываться Моисею?
Сегодня мы живем не в пустыне, кустов терна поблизости нет, — а служители Богу по-прежнему нужны. Собственно, именно в призвании от Бога верующие и обретают высший смысл своей жизни. Но как услышать, распознать Его призвание?