Сегодня нам предстоит прочесть большой отрывок в 5 глав, он целиком посвящен так называемым «казням». Попробуйте записать сейчас, что вы думаете о казнях (зачем они потребовались, в чем заключались, были ли они чудесны и справедливы) и сравните с тем, какое впечатление будет у вас после внимательного изучения отрывка.
Десять чудес (казней): 1) кровь в реке, 2) жабы, 3) мошка, 4) песьи мухи (слепни), 5) моровая язва скота, 6) воспаления, 7) град, 8) саранча, 9) затмение, 10) смерть первенцев.
28 Итак в то время, когда Господь говорил Моисею в земле Египетской,
29 Господь сказал Моисею, говоря: Я Господь! скажи фараону, царю Египетскому, все, что Я говорю тебе.
30 Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон?
Бог говорит с ним не через знамения и сны, но непосредственно; между ними диалог, очень простой, без лишних слов, как друга с другом. Оказывается, вот какой может быть молитва.
7:1 Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:
2 ты будешь говорить все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей;
3 но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской;
Часто высказываются недоумения, неужели Бог мог сначала ожесточить сердце, а потом за это наказывать? Некоторые говорят о том, что это инверсия, особенность библейского языка, когда следствие стоит впереди причины. Можно найти места, где сам фараон ожесточается; в таком случае, сердце фараона ожесточается в ответ на действия Божии. Но может быть и так, что Бог послал ожесточение фараону как наказание: нет в твоем сердце снисхождения – так дойди же до конца, познай, к чему это тебя ведет!
Древним комментаторам, однако, не было интересно выяснять подобные вопросы. Они видели в этом тексте практический урок: если Бог что-то говорит, нужно быть послушным, не колебаться, а выполнять.
4 фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими;
5 тогда узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их.
Бог заявляет здесь Свою цель: чтобы египтяне узнали, что Он – Господь. Вся дальнейшая борьба – это не борьба с фараоном, а борьба с языческими богами Египта, и утверждение подлинного могущества Бога Израиля.
6 И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь, так они и сделали.
7 Моисей [был] восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону.
8 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
9 если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном — он сделается змеем.
10 Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
11 И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:
12 каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.
Змей в библейском повествовании является символом Египта (см. Ис. 51:9, Иез. 29:3, переведено как «крокодил»), а жезл – символом руководства (Пс. 2:9).
Волхвы (Библия даже сохранила их имена – Ианний и Иамврий, 2 Тим. 3:8) прибегают к магии. Как произошло это чудо и его повторение волхвами – не ясно. Но уже здесь видно, что великие мудрецы и чародеи Египта могут только подражать, и не в силах превзойти действие Бога (жезл Аарона поглотил их жезлы). В дальнейшем все их подражания будут лишь ухудшать ситуацию.
13 Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
14 И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ.
15 Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою
16 и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.
Почему не сказано прямо: чтобы покинуть страну? Фараон все понимал, но в такой формулировке ему было бы легче дать согласие («Вот, я им поверил, а они оказались лжецами» — лучше, чем «Я оказался слабым правителем, и пошел на поводу у рабов»).
Но вероятнее, что эта формулировка — для сынов Израиля, читающих текст. Бог освобождает их не для того, чтобы они жили по своим наклонностям, а для того, чтобы они служили Богу.
17 Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь,
18 и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки.
19 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: возьми жезл твой, и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.
20 И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь,
21 и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.
Было предложено объяснение «механизма» этого чуда и восьми последующих: разлив реки смыл красную глину, в которой размножились бактерии, отчего вода приобрела красный оттенок и сделалась непригодной для питья. Пресмыкающиеся вылезли на сушу и стали гибнуть, заражая сушу и водные источники. Появились насекомые, переносящие заразу, начался падеж скота, стали болеть люди. В это же время случился сильный град, нашествие саранчи и солнечное затмение. Лишь десятая казнь, смерть первенцев не может быть объяснена естественнонаучными причинами.
Но если так, были ли эти казни чудесами Божьими? Как раз это и придает им убедительность. Чудо – не обязательно в изменении законов природы, а в том, что нечто случается именно тогда, когда особенно нужно.
22 И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь.
23 И оборотился фараон, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось и сим.
24 И стали копать все Египтяне около реки [чтобы найти] воду для питья, потому что не могли пить воды из реки.
25 И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку.
8:1 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
2 если же ты не согласишься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою жабами;
3 и воскишит река жабами, и они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои,
4 и на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих взойдут жабы.
5 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую.
6 Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
7 То же сделали и волхвы чарами своими и вывели жаб на землю Египетскую.
8 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ [Израильский] принести жертву Господу.
В Египте Нил почитали как божество, совершали особые ритуалы, связанные с разлитием вод великой реки. Также почитались боги, изображаемые в виде рептилий, ответственные за плодородие, имеющие власть над насекомыми.
Все происходящее заставляет людей усомниться: а боги ли они? Кто же на самом деле Бог?
После второй казни (жабы) фараон начинает обращать внимание на происходящее и периодически просит молитв, передышки.
9 Моисей сказал фараону: назначь мне сам, когда помолиться за тебя, за рабов твоих и за народ твой, чтобы жабы исчезли у тебя, в домах твоих, и остались только в реке.
10 Он сказал: завтра. [Моисей] отвечал: [будет] по слову твоему, дабы ты узнал, что нет никого, как Господь Бог наш;
11 и удалятся жабы от тебя, от домов твоих, и от рабов твоих и от твоего народа; только в реке они останутся.
12 Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навел на фараона.
13 И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях;
14 и собрали их в груды, и воссмердела земля.
15 И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь.
16 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается [персть] мошками по всей земле Египетской.
17 Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.
18 Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте.
19 И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.
После третьей казни (мошки, или вши) волхвы не в силах повторить этого, и признают, что это от Бога.
Интересное выражение, «перст Божий». Пока Господь лишь касается Египет кончиком мизинца. Что будет, если Он прострет всю руку (9:3)? Но нарастание бедствий вовсе не свидетельствует о том, что Бог не знает, как совладать с фараоном, и потому использует новые стратегии. Помните, мы говорили о маятнике? Фараон запустил маятник греха, он должен вернуться. Скорее, Бог оттягивает наступление главного бедствия – возмездие за истребление еврейских младенцев.
20 И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение.
21 а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они [живут];
22 и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли;
23 Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение.
Начиная с четвертой казни (слепни), появляется разделение между евреями и египтянами.
24 Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.
25 И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле.
26 Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями?
Египтяне почитали быков в качестве священных животных, такое жертвоприношение привело бы к столкновениям.
27 мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам.
28 И сказал фараон: я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне.
29 Моисей сказал: вот, я выхожу от тебя и помолюсь Господу, и удалятся песьи мухи от фараона, и от рабов его, и от народа его завтра, только фараон пусть перестанет обманывать, не отпуская народа принести жертву Господу.
30 И вышел Моисей от фараона и помолился Господу.
31 И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной.
32 Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа.
Человеческая память коротка. Часто то, что мы были готовы исправить, надеясь на помощь свыше, перестает быть актуальным, как только наступает послабление…
Но Бог не отступается. Пятая казнь, которая будет дальше, – это уже не просто неудобство, а потеря скота.
9:1 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
2 ибо если ты не захочешь отпустить и еще будешь удерживать его,
3 то вот, рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая;
4 и разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего [скота] сынов Израилевых не умрет ничего.
5 И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей.
6 И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.
7 Фараон послал [узнать], и вот, из скота Израилевых не умерло ничего. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа.
Шестая казнь (нарывы) касается уже здоровья людей.
8 И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона;
9 и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской.
10 Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте.
11 И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.
12 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею.
Седьмая казнь – град, который сопровождался, возможно, метеоритным дождем.
13 И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона, и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
14 ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твое, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле;
15 так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле;
17 ты еще противостоишь народу Моему, чтобы не отпускать его, —
18 вот, Я пошлю завтра, в это самое время, град весьма сильный, которому подобного не было в Египте со дня основания его доныне;
19 итак пошли собрать стада твои и все, что есть у тебя в поле: на всех людей и скот, которые останутся в поле и не соберутся в домы, падет град, и они умрут.
20 Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы;
21 а кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле.
Постепенно прозрение приходит не только к жрецам. Простые люди начинают прислушиваться к тому, что говорит Моисей и Аарон.
22 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской.
23 И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую;
24 и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее.
25 И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал;
26 только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града.
27 И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны;
28 помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град; и отпущу вас и не буду более удерживать.
Фараон очень близок к раскаянию, но…
29 Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу; громы перестанут, и града более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля;
30 но я знаю, что ты и рабы твои еще не убоитесь Господа Бога.
31 Лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился;
32 а пшеница и полба не побиты, потому что они были поздние.
Моисей предупреждает, что голод близок, но еще есть возможность избежать его (т.е. избежать массовой гибели людей).
33 И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Господу, и прекратились гром и град, и дождь перестал литься на землю.
34 И увидел фараон, что перестал дождь и град и гром, и продолжал грешить, и отягчил сердце свое сам и рабы его.
35 И ожесточилось сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых, как и говорил Господь чрез Моисея.
Восьмая казнь, саранча. Это для России саранча – просто насекомое. На территориях, где бывает нашествие саранчи, не остается буквально ничего – это самое тяжелое природное бедствие.
10:1 И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои,
2 и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.
3 Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;
4 а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область:
5 она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле,
6 и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. [Моисей] обратился и вышел от фараона.
7 Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?
Люди осмеливаются указывать фараону, как ему поступить. Фараон перестал быть богом в их глазах!
8 И возвратили Моисея и Аарона к фараону, и [фараон] сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет?
9 И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу.
10 [Фараон] сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!
11 нет: пойдите [одни] мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона.
12 Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и пусть нападет саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную [и] все, что уцелело от града.
13 И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, [продолжавшийся] весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.
14 И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;
15 она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской.
16 Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами;
17 теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть.
Удивительно, потом точно такими же словами будет просить о прощении царь Саул пророка Божия Самуила. И всегда он будет повторять «Бог Твой». А вот для Давида это будет «Бог мой». Пока Бог не стал «Бог мой», пока я сам не стал молиться Ему, спрашивать Его воли, — это не настоящее раскаяние.
18 [Моисей] вышел от фараона и помолился Господу.
19 И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской.
20 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых.
Близится девятая казнь, солнечное затмение. В Египте особо почитался бог солнца, Ра. С его низвержением казни над богами Египта завершены.
21 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма.
22 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня;
23 не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.
Почему же египтяне не зажигали светильников? Они потеряли надежду. Если боги умерли, на что надеяться?
24 Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.
25 Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему;
26 пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу.
Приступая к служению, мы еще не знаем, чего это потребует, но если мы не сделаем первый шаг, так и не узнаем.
27 И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их.
28 И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь.
29 И сказал Моисей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего.
И вот близка последняя, 10 казнь: смерть первенцев. Первенцы могут быть и у скота. У человека же первенец – это надежда семьи, тот, кого специально воспитывали, готовили к руководству домом.
11:1 И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда;
2 внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых.
3 И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа.
4 И сказал Моисей (фараону): так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;
6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;
7 у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.
8 И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду. И вышел [Моисей] от фараона с гневом.
9 И сказал Господь Моисею: не послушал вас фараон, чтобы умножились чудеса Мои в земле Египетской.
10 Моисей и Аарон сделали все сии чудеса пред фараоном; но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей.
Как вы сейчас оцениваете действия Божьи? Можно ли сказать, что Бог в Ветхом Завете выглядит жестоко?
Если вы тоже, как израильтяне, страдаете от какой-то несвободы, готовы ли вы обменять ее на служение?
Для Израиля 10 казней всегда являлись свидетельством могущества Бога. А что для вас является таким свидетельством?