Сегодняшний отрывок повествует о поражении колесниц фараона в Чермном море. Существуют несколько возможных реконструкций пути и, вероятно, Чермное море – это не Красное море, а тростниковое озеро где-то к северо-востоку, один из заливов Средиземного моря. Впрочем, география является только фоном, на котором будут разворачиваться трагические и одновременно спасительные события.
17 Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет.
Даже кратковременные стоянки на прибрежной дороге могли бы привести к стычкам с местным населением из-за пастбищ и источников, а по дороге стояли еще сторожевые крепости. И хотя, как говорится в следующем стихе, народ вышел вооруженный, это – бывшие рабы, никогда не проходившие воинской подготовки. Они просто не ушли бы далеко.
18 И обвел Бог народ дорогою пустынною к Чермному морю. И вышли сыны Израилевы вооруженные из земли Египетской.
19 И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо [Иосиф] клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда.
Упоминание Иосифа и Моисея одновременно неслучайно. Сбывается пророчество Иосифа о Божьем посещении. А Моисей, как и Иосиф в свое время, — тот, через кого Бог спасает Израиль.
20 И двинулись [сыны Израилевы] из Сокхофа и расположились станом в Ефаме, в конце пустыни.
21 Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью.
22 Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа.
Иногда кажется: если бы мы видели бы Его Присутствие, мы жили бы совершенно иначе. Нам легче было бы воздерживаться от греха, мы ничего бы ни боялись и всегда поступали по совести.
Столп огненный и облачный – это зримое Божие Присутствие. Но помогает ли это присутствие израильтянам? Моисею оно служит укреплением, остальные, похоже, привыкли к необычному явлению, и не видят в этом Бога.
Спустя много веков, рядом с народом будет находиться Иисус, Воплощенное Присутствие. И снова, помогало ли это тем, кто находился рядом? По-разному.
Дело не в присутствии как таковом, а в способности видеть, верить, — наконец, в способности пустить это Присутствие в свое сердце и жить Им.
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.
Это повеление ставило Израильтян в стратегически невыгодную позицию. Они должны были возвращаться обратно (навстречу возможной погоне), и расположиться так, чтобы с одной стороны была пустыня, с другой – море, впереди – египетские крепости.
Иногда Бог может поставить нас на уязвимое место, и даже не потому, что хочет проверить нашу веру (хотя и так бывает, см. Исх.15:22-27), а из-за того, что других путей достичь цели просто нет.
3 И скажет фараон о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня.
4 А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.
5 И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?
После всех чудес у фараона все равно сознание возвращается к привычному стереотипу: рабы должны работать, чтобы экономика страны процветала. Мощное государство важнее счастья конкретных людей – это логика именно фараона. И она не раз будет повторяться в истории, в том числе – и в недавнем прошлом нашего народа (ГУЛаг).
6 [Фараон] запряг колесницу свою и народ свой взял с собою;
7 и взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими.
8 И ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми; сыны же Израилевы шли под рукою высокою.
9 И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном.
10 Фараон приблизился, и сыны Израилевы оглянулись, и вот, Египтяне идут за ними: и весьма устрашились и возопили сыны Израилевы к Господу,
11 и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?
12 Не это ли самое говорили мы тебе в Египте, сказав: оставь нас, пусть мы работаем Египтянам? Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне.
В словах израильтян звучит сарказм и упрек. В Египте действительно много усыпальниц; чтобы умереть, далеко ходить не нужно. Но стоит ли говорить так Моисею, которому и без того трудно? Они не плохие люди, они не питают вражды к Моисею, просто они напуганы. Страх стоит за многими неблаговидными поступками и высказываниями. В своем отчаянии они договариваются до того, что желали бы даже оставаться в рабстве. Все это похоже на знаменитый Стокгольмский синдром: люди с психологией «жертвы», рабской психологией часто не видят выхода даже там, где он есть.
13 Но Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне, ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки;
14 Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны.
Моисей – другой. Он был воспитан в свободе и достоинстве, он может и умереть по-царски. Но помимо воспитания в нем есть уверенность в Господе, и это делает его настоящим вождем народа.
15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,
Знаменательная фраза: «Что ты вопиешь ко Мне?» Моисей не произносит ни звука, но это один из лучших примеров молитвы во всей Библии. Собственно, это и есть выход.
16 а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше;
17 Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его;
18 и узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.
Дважды повторяется цель Бога – показать славу Свою. Если задаться вопросом, зачем это Богу, — окажется, что незачем. О Его славе проповедуют небеса, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18:2).Это нужно народу Израилеву, чтобы иметь уверенность, надежду. Это нужно египтянам, чтобы избавиться от пагубных иллюзий язычества.
19 И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их;
20 и вошел в средину между станом Египетским и между станом Израилевых, и был облаком и мраком [для одних] и освещал ночь [для других], и не сблизились одни с другими во всю ночь.
Это двоякое видение Бога повторяется и в истории. Одни видят Его как Источник жизни, подлинной реальности, справедливого, милостивого, любящего, заботливого. Другие – как выдумку, манипуляцию, средство эксплуатации, жестокого и безразличного. А что вам помогает видеть в правильном свете?
21 И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды.
В этом стихе – объяснение чуда. С одной стороны, это жест Моисея (в первую очередь, для людей, чтобы показать неслучайность происходящего), с другой – ветер, всю ночь отгонявший воду и открывший брод. В таком случае «воды стали стеной» – вероятно, поэтическое описание, и указание на то, что воды не переходили определенной границы; нет нужды видеть в этом голливудский спецэффект в стиле «Принца Египта».
22 И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
23 Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его.
24 И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного и привел в замешательство стан Египтян;
25 и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне:
побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян.
Египтяне в замешательстве, стоит ли дальше преследовать. Тяжелые колесницы начинают вязнуть, и становится очевидным, что погоня – неверное решение.
26 И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их.
27 И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря.
28 И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них.
29 А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды [были] им стеною по правую и по левую сторону.
30 И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря.
31 И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь.
Эта песнь, приведенная в следующей главе, прочно вошла в богослужение как иудейское, так и христианское, и стала лейтмотивом красивейшей первой песни канона. Для иудеев это событие стало переходом из рабства к окончательной свободе. Позднее христианская традиция будет смотреть на крещение как на аналог такого перехода — от духовной смерти — к подлинной, настоящей жизни.
Мы говорили здесь о многих качествах, способностях верующего:
- видеть Присутствие Божие в своей жизни;
- пустить это Присутствие вовнутрь себя, уметь отыскивать этот остров покоя, мира в глубине сердца;
- признавать страхи, но не действовать по ним;
- ощущать себя свободным, ценить достоинство своей личности;
- верить, что у Господа есть решения, и прежде всего другого молиться Ему в любых трудностях,
- благодарить и искренне выражать это пред Богом.
Что из вышеперечисленного более всего актуально для вас сейчас?
Мы уже прошли с вами 20 отрывков. Я буду вам благодарен, если вы поделитесь в комментариях, какой способ комментирования вам кажется наиболее удачным (вопросы, рассуждения, недоговоренности, справки, и пр.) Хватает ли пояснений? Читаете ли вы приводимые в тексте ссылки, понятны ли связи с ними? Может быть, у вас есть какие-то особые пожелания? По возможности я постараюсь учесть все, что вы напишете!
Да, спасибо Вам большое за труд! Нравится, когда комментарии в тексте! Ссылки смотрю, все очень грамотно. Благодарю!