Сегодняшнее чтение касается двух больших тем: священство и 10 заповедей.
После странствий по пустыне народ, наконец, приходит к Синаю, как Господь и обещал Моисею (Исх. 3:12).Часть пути пройдена, но то, что предстоит (принять Закон и заключить Завет), в действительности превосходит все предыдущее.
1 В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую.
2 И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы.
3 Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым:
Откровение дается на горе. Путешественники знают, как горы меняют наше восприятие. Уже по мере восхождения заботы отступают, величие природы позволяет посмотреть на жизнь с другой точки зрения. В тишине гораздо отчетливее слышится глас Божий.
4 вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе;
Орлы, когда учат своих птенцов летать, парят рядом, и поддерживают, когда те выбьются из сил. Так и Бог заботится о Своем народе, поддерживает его.
5 итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля,
6 а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым.
В кратких и емких словах говорится о невероятно важном – призвании народа, смысле его существования, требованиях к нему.
«Будете Моим уделом» — никто иной не будет претендовать на вас, никто иной не будет господствовать над вами, вы — Мои.
«Будете у Меня царством». Если царство, то кто царь? Не люди, Сам Бог. Привычнее, чтобы государством руководили люди. Воля земного царя хоть и несовершенна, но явна в его указах и распоряжениях. Когда же Бог дает заповеди, еще нужно понять, какую когда и как применить. Невозможно жить только прошлыми пониманиями, требуется ежедневно вслушиваться, учиться различать Его голос… Это совсем не похоже на земные институты власти и на традиционную религиозность, и сколько требуется доверия, чтобы жить так!
Это призвание остается актуальным и для новозаветной Церкви. Авторы Нового Завета видят в этом стихе еще один оттенок смысла: каждый христианин сам призван обрести царственное достоинство (1 Петр. 2:9; Откр. 1:6).
«Царство священников и народ святой». Священство – огромная тема (см. подробнее отд. статью). Священник в изначальном смысле – человек, который освящает земную материю, возвращает отпавшее Богу; через него окружающие народы узнают Единого и Истинного Бога. Для такого служения он сам должен быть отделен (свят) и непричастен нечистоте и злу. Призвание быть Божьими свидетелями для мира другими словами сформулирует Сам Господь Иисус: «Вы – свет мира».
К сожалению, это призвание осталось мечтой для ветхозаветного народа Божия. Видите ли вы, как это реализуется в Церкви, как это относится лично к вам?
И еще раз подчеркнем: чтобы все это осуществилось, Бог хочет одного – доверия. На первом месте — даже не заповеди. Главное – слушаться Его гласа.
7 И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь.
8 И весь народ отвечал единогласно, говоря: все, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу.
«Все, что сказал Господь, исполним». Это – главный ответ, которого ждет Господь. Его воля доступна и понятна (Втор. 30:11-14), единственное, что требуется, — понять, как она звучит применительно лично к нам, – и исполнять ее.
9 И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу.
10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои,
11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай;
12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти;
13 рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору.
Эти повеления – не для того, чтобы убивали животных и тем более людей, как может показаться на первый взгляд. Это предостережение. Встреча с Богом может быть смертельной, если человек считает себя «вправе» на встречу, забывая о том, что это всегда милость, или если человек просто неподготовлен, не очищен так, чтобы выдержать это Присутствие (случай Надава и Авиуда — Левит, 10 гл, и восстание Корея — Числа, 16 гл).
14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою.
15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.
16 На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане.
17 И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы.
18 Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась;
19 и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.
20 И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей.
21 И сказал Господь Моисею: сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть [Его], и чтобы не пали многие из него;
22 священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь.
Странный и загадочный факт: священство еще не учреждено, но уже упомянуто. Говорится ли здесь о первородных, кто на данный момент является посвященным Господу (Исх. 13:12)? Или в этом следует видеть наставление священству вообще, на будущее (в свете Лев. 10, Числ. 16)? Быть может, все объясняется проще, соединением нескольких рукописных традиций, как полагает библейская критика? Это – один из вопросов, которые невозможно решить исключительно умом, без молитвы.
23 И сказал Моисей Господу: не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерег нас, сказав: проведи черту вокруг горы и освяти ее.
24 И Господь сказал ему: пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их.
25 И сошел Моисей к народу и пересказал ему.
Следующая глава – квинтэссенция Закона. Любознательный читатель может поразмышлять, что уникального эти заповеди внесли в мир, и правомерно ли считать, что законы Хамураппи или кодекс строителей коммунизма действительно мало чем отличаются от сказанного на Синае.
Подробный разбор этих заповедей можно найти в отдельной публикации по 10 заповедям, здесь будут только азы понимания.
1 И изрек Бог все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Эта заповедь о том, что у нас в жизни на первом месте: Бог – или что-то или кто-то еще; кому ты служишь и повинуешься.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Если человек ставит на место Бога что-то еще, его жизнь искажается, и искажается жизнь его потомства. Но Бог милостив, и исправление жизни приносит намного больше благословений.
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Это заповедь о соответствии слов и внутренних намерений, о том, что именем Божиим нельзя пользоваться в своих целях, оно не для этого.
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Здесь – о выделении времени для Бога, и напоминание о свободе, к которой призван каждый.
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
О родителях, вторых после Бога, с почитанием которых связано благословение. Смысл этой и последующих заповедей будет заново открыт Господом Иисусом в Нагорной проповеди.
13 Не убивай.
Напоминание о ценности, святости человеческой жизни (см. Завет с Ноем).
14 Не прелюбодействуй.
О верности и любви (в настоящем понимании), о святости брака.
15 Не кради.
О праве личной собственности.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Запрет сплетен, клеветы и злого умысла на ближнего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Способ стать счастливым: не сравнивать себя с другими, не жить фантазиями о будущем, благодарить за то, что уже дано. И одновременно нарушение этой заповеди открывает дверь ко всем остальным грехам.
18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали.
19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили.
21 И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.