После провозглашения 10 заповедей Моисей восходит на гору, где Бог дает ему более подробные постановления Закона, в том числе о том, как сделать Скинию, передвижной храм, где будет обитать Божье Присутствие.
1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
Народу не хватило терпения – всего одного дня! Не дожидаясь откровения воли Божией, люди сами решают, как им быть, и по-своему, своими силами решают обеспечить себе Божье Присутствие!
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
То ли Аарон сделал бога по образу египетского бога-быка Аписа (но только телец поменьше, и в этом ирония рассказчика), то ли он сделал подножие для Божьего Присутствия в виде быка, как это было принято в Месопотамии (и как потом сделает Иеровоам, царь-отступник – 3 Цар.12:28), — но народ понял это весьма буквально.
5 Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
Еще нет никаких постановлений о служении Богу (кроме Десятисловия), но народ спешит устроить жертвоприношения, по образу прошлого и «как у других». Некоторые толкователи считали, что Бог не нуждался в подобном служении (см. Пс. 49), но раз уж человек испытывает потребность в этом, Бог вводит это в рамки – иначе получается «как у других». А «у других» жертвы сопровождаются игрищами (играть – эвфемизм для разврата во время празднований богам Ханаана).
7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
Обратите внимание, как меняются местоимения: теперь это народ не Бога, а Моисея. Бог как бы отказывается от Израиля.
8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный;
10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
Был ли Бог готов действительно уничтожить народ, и произвести новый от Моисея? Для Моисея это испытание.
11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;
13 вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно.
Моисей в своей молитве не стесняется апеллировать к тому, как на Бога будут смотреть окружающие народы, и к завету с праотцами. Отсюда в иудейском богослужении, а позднее – и в христианском, воспоминание праведников и святых, на чьи заслуги перед Богом и молитвы уповают молящиеся.
14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
15 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его [были] две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;
16 скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.
17 И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.
18 Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.
19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;
В знак того, что завет нарушен.
20 и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
Стер — в знак того, что идол – ничто, просто пыль. Дал пить – как образ последствий греха, которые придется вкусить.
21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
22 Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.
23 Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
24 И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.
Какие неуклюжие оправдания … Иудейские комментаторы стараются всячески оправдать Аарона – будто бы буйный народ его принудил (ст.22), а он тянет время (ст.5), и здесь не обошлось без магии (конец ст.24)… Но это ничтожные объяснения в свете следующего стиха и особенно Втор. 9:20. Аарон в этом эпизоде оказался не на высоте, он ввел народ во грех.
К счастью, это не все, что мы знаем об Аароне. Библия показывает, что человек может измениться. В эпизоде книги Чисел, 16:47, Аарон готов пожертвовать собой, чтобы спасти этот народ.
25 Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.
Большинство народа не захотело признать, что совершили грех. Если вы представите себе пьяную толпу, которую кто-то берется учить добродетели и принуждать каяться, вы сможете понять, что происходит в Израильском стане. Оставить их в таком виде – и что дальше? Моисей решает отделить верных от неверных.
26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, — ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
29 Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.
Трудный отрывок.
Сколько ни рассуждай о грехе и его губительных последствиях, внутри слышится: и все равно это жестоко, где же милость? Что с ценностью человеческой жизни? Уж Бог-то мог бы и простить!
А.И.Черняк полагает, что для правильного прочтения Библии важно принять несколько аксиом, одна из которых – в том, что Бог благ. Если я читаю и этого не вижу, значит, не так читаю.
В чем же здесь благость Бога? Парадокс в том, что мы рассуждаем об отрывке по новозаветным стандартам: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Но люди при этом – еще даже не ветхозаветные (они только что этот завет предали, они – предатели, отступники). Они не просто не каются, а еще и упорствуют в своем грехе! Это не слабость, а сознательный выбор взрослых людей. Если их в этом оставить, не будет возможен ни Синайский завет, ни, тем более, завет Христов.
Из текста неясно, что чувствовал Сам Бог. Не потому, что это неизвестно (о переживаниях Бога будут позже много говорить пророки), а потому, что рано с этим народом говорить об этом – не поймут, попытаются использовать в свою пользу – и окончательно погубят себя.
А что чувствовал Моисей? Поверхностное прочтение оставляет впечатление, что Моисей действует в порыве гнева. Однако, из 27 стиха мы узнаем, что он действует по повелению Божию. А 32 стих показывает: Моисей не видит жизни без народа.
Для тех, кто послушался Моисея, это также был непростой выбор – ведь среди развратившихся оказались их родственники. С этого момента левиты становятся особыми служителями и в этом заменяют первенцев.
Сегодня пастырям Церкви нет необходимости пользоваться физическим оружием. Но может случиться так, что им придется отлучить, отсечь мечом Слова Божия кого-то от церковного общения – до сознательного покаяния. И это – также непросто; если человек близок тебе, — то это как резать по живому.
Я немного хочу рассказать о своем чтении этого текста. Зная, что отрывок часто вызывает критику Бога и Библии, я сразу ринулся оправдывать Бога и Моисея, — но все выглядело как-то беспомощно. Только затем я сам вдумался в текст, впустил его в себя, и эти вопросы со всей ужасающей ясностью встали передо мной. Я молился, смотрел комментарии, искал объяснения и аналогии. Многое пришлось отвергнуть, пока я не нашел ответы, представленные выше. Но и они меня полностью не удовлетворили. Наверное, самое внятное для меня здесь было про связь с сегодняшним днем, пастырство, о чем я сначала подумал сам, а потом нашел подтверждение своим мыслям у свт. Григория Великого. Я решил на время оставить это место и идти дальше. Я дочитал до 6-8 стиха 34 главы (о том, каким Бог открывается Моисею) и попытался впустить эту весть в себя. На следующий день я понял, что очень по-человечески — быть либо милостивым и забывать о верности, истине, либо слишком справедливым, забывая о милости. А в Боге это едино. Люди часто обвиняют Бога: когда Он наказывает, они обвиняют в жестокости; когда Он оставляет без наказания, — в несправедливости… И я задался вопросом, а имею ли я право судить Бога. Я понял, что само мое состояние препятствовало мне услышать нечто важное: часто я бываю слишком мягок и снисходителен к неверности, греху, и, наоборот, слишком суров там, где можно было бы быть милостивее; это мне нужно учиться такому совершенному балансу милости и истины, какой есть в Боге. И сердце успокоилось.
30 На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.
31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
Это – признак доброго пастыря: готовность умереть за овец. В этом Моисей – прообраз нашего Господа.
33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;
34 итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.
35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.
Чтобы отношения восстановились, требуется полное раскаяние, как мы видели в истории Иосифа и его братьев. Пока не видно и намека на раскаянии со стороны народа, и беды продолжатся (поражение народа). «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» — будет взывать к ним Бог через пророка.
33:1 И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее;
2 и пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев,
3 [и введет он вас] в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный.
4 Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих.
5 Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами.
6 Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива.
Начинается осознание последствий: Божье Присутствие больше не с ними. Да, есть Ангел, но и тот – только до момента вступления в Землю. Произошло прямо противоположное тому, на что они рассчитывали несколькими днями ранее.
А кто не понял, тот должен задуматься через снятие всех украшений, общенародный траур.
7 Моисей же взял и поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана.
8 И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию.
9 Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем.
10 И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой.
11 И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии.
Вместо скинии появляется шатер собрания, особая палатка Моисея, где тот, кто искренне ищет Бога, все же имел возможность такого общения через Моисея.
Как вы думаете, зачем могли искать Бога люди в пустыне?
12 Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: веди народ сей, а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: «Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих»;
13 итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ.
Моисей высказывает три просьбы:
- открыть путь Божий (либо действие Промысла Божьего в этом мире – Ис. 55:9, либо путь праведности для самого Моисея – Пс. 1; 26:11 ) и понять, как обрести благоволение перед Ним,
- снова относиться к народу как к Своему,
- открыть славу Свою (т.е. явить Самого Себя) – ст.18.
Почему Моисей просит именно об этом? Здесь есть о чем размышлять.
О чем просили бы вы?
14 [Господь] сказал: Сам Я пойду, и введу тебя в покой.
15 [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда,
16 ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле.
Бог обещает Свое Присутствие Моисею, а Моисей ненавязчиво настаивает, что в Божьем Присутствии нуждается не только он, но и весь народ.
17 И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени.
Когда приобрел благоволение? В том числе сейчас, когда думаешь не о себе, пытаешься понять Меня и защищаешь этих людей. Знаю тебя по имени – ты стал Мне другом.
18 [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою.
Немало людей читает, интересуется и спорит о видении Бога в исихазме и других мистических традициях. Но далеко не для всякого увидеть Самого Бога – последнее желание, вообще входит в список желаний. Часто я только читаю, но не живу. И это при том, что Бог открылся нам уже в образе кроткого Сына.
Желание Моисея могло быть продиктовано только любовью.
19 И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею.
Слава – сияющий свет, окружающий Бога.
Имя, имена – квинтэссенция бого-словия, отражение Его сущности в слове.
Милость – главное действие, по которому Бог хочет быть знаемым в этом мире.
20 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
21 И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;
22 когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;
23 и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо.
34: 1 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил;
2 и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы;
3 но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей.
4 И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные.
5 И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7 сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]
В своих Именах Бог открывает Себя. Это – подлинное библейское богословие. Мы, христиане, часто проходим мимо таких строк в Библии, а иудеи серьезно размышляют над ними, используют эти строки как обращение к Богу (13 атрибутов милости).
9 и сказал: если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим.
10 И сказал [Господь]: вот, Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя;
Происходит возобновление Завета, и это сопровождается заповедями, которые должны регулировать поведение израильтян в сфере культа.
11 сохрани то, что повелеваю тебе ныне: вот, Я изгоняю от лица твоего Аморреев, Хананеев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев;
12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.
13 Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите [священные] рощи их.
14 ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель.
15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;
16 и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.
17 Не делай себе богов литых.
18 Праздник опресноков соблюдай: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта.
19 Все, разверзающее ложесна — Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
20 первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай; пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками.
21 Шесть дней работай, а в седьмой день покойся; покойся и во время посева и жатвы.
22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания [плодов] в конце года;
23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева,
24 ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа Бога твоего три раза в году.
25 Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра.
26 Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.
27 И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем.
28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие.
Толкователи считают, что к 10 заповедям 20 главы были добавлены заповеди богослужения, приведенные выше. Если бы народ был более послушен и ревностен к тому, чтобы исполнять сказанное, возможно, этого бы устава не потребовалось. В дальнейшем к этим заповедям будут прибавлены другие, а на них – толкования и толкования толкований (то, что в Евангелиях называется преданиями старцев).
И хотя ап. Павел попытается освободить народ Божий от подобных предписаний и постановлений (см. особенно посл. к Галатам), схожий процесс будет происходить и в Церкви.
Сегодня некоторые считают наличие подробной регламентации жизни особым достоинством Православия, даже тем, через что народ спасается. Но в реальности правила – совсем не показатель благочестия, а внешняя узда для тех, у кого недостает ревности и послушания. Спасение – совсем в другом: в верности, в послушании гласу Божию.
29 Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что [Бог] говорил с ним.
Лучи или рога – все зависит от нюансов понимания еврейского текста. Иероним перевел как «рога» (образ власти, силы в Библии), и отсюда в Средневековье пошла традиция изображать Моисея с рогами.
30 И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему.
31 И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними.
32 После сего приблизились все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае.
33 И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало.
34 Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было.
35 И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним.
Прямой смысл этого текста в том, что общение с Богом меняет человека, на нем остается отблеск славы Божией. Возможно, вам посчастливилось встречать таких сияющих людей.
Ап. Павел, правда, вносит важное уточнение. Сияние лица Моисеева имело несовершенный характер, исчезало со временем, ведь Моисей не пребывал с Богом постоянно, – и потому-то Моисей и клал покрывало, чтобы не смущать этим народ. А христианам открыта постоянная слава Божия: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». (2 Кор. 3:11-18) О, если бы в действительности было так!