Только в детских Библиях истории героев Библии выглядят просто.
Но взрослое чтение нередко оставляют нас с вопросами: как же понять все сказанное? И сегодняшнее чтение о Самсоне – из таких непростых текстов.
История Самсона начинается на фоне народных бедствий, вызванных очередным отступлением от Господа, и эти бедствия длятся необычайно долго.
13:1 Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет.
2 В то время был человек из Цоры, от племени Данова, именем Маной; жена его была неплодна и не рождала.
Как и в истории Сарры и особенно Анны, матери Самуила (мы будем читать его историю через раз), для появления на свет ребенка требуется вмешательство Божие. Эти дети вымолены, и мать понимает, что ребенок – не ее, а Господень.
Про колено Даново существовало пророчество Иакова-Израиля: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. (Быт. 49:16-17) В лице Самсона оно осуществится трижды: он станет и судьей, и тем, кто нападает исподтишка, неожиданно, и тем, кто опрокидывает навзничь.
3 И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына;
4 итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого;
5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.
Ангел повелевает воспитывать мальчика как назорея, т.е. всецело посвященного Господу.
Назореи должны были постоянно поддерживать себя в состоянии ритуальной чистоты, чтобы участвовать в служении Богу. Для этого им требовалось не пить алкоголя и не прикасаться к нечистому, особенно к мертвому телу. Прекращение обета назорейства знаменуется острижением волос (Числ. 6).
Интересно, что и самой женщине сказано хранить особое воздержание до рождения сына. Это одно из библейских свидетельств, что воспитание ребенка начинается до его появления на свет.
6 Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего;
7 он сказал мне: «вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий».
8 Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем.
Некоторые видят здесь недоверие Маноя своей жене. Но не будет ли вернее видеть в этом желание удостовериться, что это откровение от Господа, желание участвовать в судьбе ребенка – ведь это первая молитва, упомянутая в этой истории?
9 И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею.
10 Жена тотчас побежала и известила мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда.
11 Маной встал и пошел с женою своею, и пришел к тому человеку и сказал ему: ты ли тот человек, который говорил с сею женщиною? [Ангел] сказал: я.
12 И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним?
13 Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене;
14 пусть не ест ничего, что производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает все, что я приказал ей.
15 И сказал Маной Ангелу Господню: позволь удержать тебя, пока мы изготовим для тебя козленка.
Маной гостеприимен, он готов предложить гостю свежее мясо, что в условиях филистимского ига весьма щедрый поступок.
16 Ангел Господень сказал Маною: хотя бы ты и удержал меня, но я не буду есть хлеба твоего; если же хочешь совершить всесожжение Господу, то вознеси его. Маной же не знал, что это Ангел Господень.
17 И сказал Маной Ангелу Господню: как тебе имя? чтобы нам прославить тебя, когда исполнится слово твое.
Маной полагает, что этот человек – пророк.
18 Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно.
19 И взял Маной козленка и хлебное приношение и вознес Господу на камне. И сделал Он чудо, которое видели Маной и жена его.
20 Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю.
21 И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его. Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень.
22 И сказал Маной жене своей: верно мы умрем, ибо видели мы Бога.
23 Жена его сказала ему: если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы от рук наших всесожжения и хлебного приношения, и не показал бы нам всего того, и теперь не открыл бы нам сего.
Жена Маноя оказывается и прозорливей, и рассудительней своего мужа. Она с самого начала подозревает, что встретила Ангела, а здесь очень разумно успокаивает своего супруга. Вспомним о ней, если нам будут говорить, что в истории Самсона все женщины выведены в негативном свете.
24 И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь.
25 И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом.
Это упоминание места неслучайно. Пока Самсон находится на территории своего колена, он может рассчитывать на помощь родственников. По-видимому, именно здесь он впервые чувствует особую силу Божию, данную ему.
14:1 И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских.
2 Он пошел и объявил отцу своему и матери своей и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену.
3 Отец и мать его сказали ему: разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем, что ты идешь взять жену у Филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась.
Она мене понравилась… Буквально: «угодна моим очам». Глаза в этом повествовании играют особую роль. Люди делают злое в очах Господа (12:1). Самсон выбирает себе супругу не по ее вере и добродетели (вспомните выбор невесты для Исаака), не по совету родителей, а по желанию своих очей. Как он сможет служить Господу, если его жена будет язычницей? Несмотря на свою избранность, ведет себя Самсон довольно близоруко. Собственно, глазами он в итоге и поплатится, и только в конце жизни его ждет настоящее прозрение.
4 Отец его и мать его не знали, что это от Господа, и что Он ищет случая [отмстить] Филистимлянам. А в то время Филистимляне господствовали над Израилем.
Пожалуй, это самый трудный стих во всей истории. Трудно представить, что Бог может воспользоваться человеком как инструментом, исковеркать ему жизнь ради Своих целей. Да и действительно ли Богу нужно «искать случая», чтобы наказать кого-то? Думается, не надо понимать эти слова поверхностно-буквально.
Есть мнение, что так свой выбор объяснял сам Самсон. Дальнейшее должно пролить свет на это.
5 И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая [идет] навстречу ему.
6 И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал.
7 И пришел и поговорил с женщиною, и она понравилась Самсону.
8 Спустя несколько дней, опять пошел он, чтобы взять ее, и зашел посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мед.
9 Он взял его в руки свои и пошел, и ел дорогою; и когда пришел к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мед сей.
Самсон нарушил одно из назорейских правил – не прикасаться к трупу (в иудейской традиции труп называется «отцом отцов нечистоты» — т.е. самым сильным источником нечистоты). Более того, осквернившись сам, он осквернил и своих родителей, накормив их оскверненной пищей. Отсюда уже видно, что общение с женщиной ослепило разум Самсона.
10 И пришел отец его к женщине, и сделал там Самсон пир, как обыкновенно делают женихи.
11 И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем.
12 И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд;
13 если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд. Они сказали ему: загадай загадку твою, послушаем.
14 И сказал им: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. И не могли отгадать загадку в три дня.
15 В седьмой день сказали они жене Самсоновой: уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас?
16 И плакала жена Самсонова пред ним и говорила: ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее. Он сказал ей: отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю?
17 И плакала она пред ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей, ибо она усиленно просила его. А она разгадала загадку сынам народа своего.
Очевидно, Самсон ошибся в своем выборе женщины. Вместо того, чтобы просить мужа о защите, полностью ему доверившись, филистимлянка обманом выведывает у Самсона ответ.
18 И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки.
Филистимляне не просто отгадали его загадку про льва и мед, но и издевательски загадывают ему свою: что слаще меда и сильнее льва? Ответ очевиден: женские чары. Самсон с горечью замечает, что они поработали над его невестой, чтобы узнать ответ.
19 И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены [платья] их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего.
20 А жена Самсонова вышла за брачного друга его, который был при нем другом.
Воспламенившись праведным гневом из-за хитрости филистимлян и предательства невесты, Самсон убивает первых 30 врагов Израиля. – и бросает невесту, которая, не дождавшись окончания брачной церемонии, выходит за одного из названных «друзей» Самсона.
15:1 Чрез несколько дней, во время жатвы пшеницы, пришел Самсон повидаться с женою своею, принеся с собою козленка; и когда сказал: «войду к жене моей в спальню», отец ее не дал ему войти.
2 И сказал отец ее: я подумал, что ты возненавидел ее, и я отдал ее другу твоему; вот, меньшая сестра красивее ее; пусть она будет тебе вместо ее.
Самсон чувствует себя окончательно преданным и обесчещенным, и желает отомстить. Фактически, он переходит к военным действиям против филистимлян, и тем самым исполняет свое предназначение – начать освобождение земли от филистимлян.
С одной стороны, это соответствует замыслу Божию, с другой – был ли это единственный способ выполнить свое предназначение? Ведь, действуя в одиночку, стихийно, окончательной победы он так и не одержит.
3 Но Самсон сказал им: теперь я буду прав пред Филистимлянами, если сделаю им зло.
4 И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами;
5 и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады [и] масличные.
6 И говорили Филистимляне: кто это сделал? И сказали: Самсон, зять Фимнафянина, ибо этот взял жену его и отдал другу его. И пошли Филистимляне и сожгли огнем ее и отца ее.
Действия филистимлян лишний раз подчеркивают порочность этого народа – они без вины убивают своих же.
7 Самсон сказал им: хотя вы сделали это, но я отмщу вам самим и тогда только успокоюсь.
8 И перебил он им голени и бедра, и пошел и засел в ущелье скалы Етама.
Самсон покинул родные места, он на территории другого колена.
9 И пошли Филистимляне, и расположились станом в Иудее, и протянулись до Лехи.
10 И сказали жители Иудеи: за что вы вышли против нас? Они сказали: мы пришли связать Самсона, чтобы поступить с ним, как он поступил с нами.
11 И пошли три тысячи человек из Иудеи к ущелью скалы Етама и сказали Самсону: разве ты не знаешь, что Филистимляне господствуют над нами? что ты это сделал нам? Он сказал им: как они со мною поступили, так и я поступил с ними.
Задача Самсона – избавить народ не только от физического порабощения, но от самого духа рабской покорности филистимлянам. Но народ этого не понимает.
12 И сказали ему: мы пришли связать тебя, чтобы отдать тебя в руки Филистимлянам. И сказал им Самсон: поклянитесь мне, что вы не убьете меня.
13 И сказали ему: нет, мы только свяжем тебя и отдадим тебя в руки их, а умертвить не умертвим. И связали его двумя новыми веревками и повели его из ущелья.
Как видно из дальнейшего повествования, Самсон мог бы одержать победу и над иудеями. Но он, в отличие от них, ценит братство. Единственное, чего он просит, чтобы они не пытались его убить – в таком случае ему пришлось бы защищаться и убить их самих.
14 Когда он подошел к Лехе, Филистимляне с криком встретили его. И сошел на него Дух Господень, и веревки, бывшие на руках его, сделались, как перегоревший лен, и упали узы его с рук его.
15 Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек.
16 И сказал Самсон: челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек.
Снова в повествовании фигурирует труп, теперь уже осла. Чтение оставляет двоякое впечатление: вроде и подвиг, и одновременно – вопиющее попрание законов о святости назорейских обетов.
17 Сказав это, бросил челюсть из руки своей и назвал то место: Рамаф-Лехи.
18 И почувствовал сильную жажду и воззвал к Господу и сказал: Ты соделал рукою раба Твоего великое спасение сие; а теперь умру я от жажды, и попаду в руки необрезанных.
В своей победной песне Самсон всю победу приписывает себе, не видя, что не смог бы победить без Духа Господня. И только жажда заставляет его немного отрезвиться и вспомнить о Боге.
19 И разверз Бог ямину в Лехе, и потекла из нее вода. Он напился, и возвратился дух его, и он ожил; от того и наречено имя месту сему: «Источник взывающего», который в Лехе до сего дня.
Самсон называет место «Высота челюсти» (Рамат-Лехи), но в памяти народа это место остается как «Источник взывающего» (Эйн-ха-коре).
20 И был он судьею Израиля во дни Филистимлян двадцать лет.
16:1 Пришел однажды Самсон в Газу и, увидев там блудницу, вошел к ней.
Похоже, что предыдущая история Самсона мало чему научила. Он снова ищет женщины, и снова не там, где ее следовало бы искать – среди благочестивых женщин своего народа.
2 Жителям Газы сказали: Самсон пришел сюда. И ходили они кругом, и подстерегали его всю ночь в воротах города, и таились всю ночь, говоря: до света утреннего [подождем, и] убьем его.
3 А Самсон спал до полуночи; в полночь же встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону.
Бог пока с Самсоном. Ему удалось не только проскользнуть мимо засады, но и еще посмеяться над своими противниками. Но сколько это будет продолжаться?
4 После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида.
Предлагались несколько этимологий имени Далилы (так точнее). Одна связана с «распущенными волосами», и это может быть намеком на то, что она недалека от блудницы. Другая этимология видит в этом имени «ночь» (Длила-лейла), и это также знаково, поскольку имя Самсона связано с солнцем (Шимшон-шемеш). Это уже третья женщина в жизни Самсона, и этот выбор для него фатален.
5 К ней пришли владельцы Филистимские и говорят ей: уговори его, и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто [сиклей] серебра.
Филистимляне считают, что сила Самсона связана с чем-то сверхъестественным. «Тысяча и сто» – вероятно, способ сказать, что дадут невероятно много, а если этого недостаточно, то и еще прибавят.
6 И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?
7 Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди.
8 И принесли ей владельцы Филистимские семь сырых тетив, которые не засохли, и она связала его ими.
9 (Между тем один скрытно сидел у нее в спальне.) И сказала ему: Самсон! Филистимляне [идут] на тебя. Он разорвал тетивы, как разрывают нитку из пакли, когда пережжет ее огонь. И не узнана сила его.
10 И сказала Далида Самсону: вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?
11 Он сказал ей: если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочие люди.
12 Далида взяла новые веревки и связала его и сказала ему: Самсон! Филистимляне [идут] на тебя. (Между тем один скрытно сидел в спальне.) И сорвал он их с рук своих, как нитки.
13 И сказала Далида Самсону: все ты обманываешь меня и говоришь мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя? Он сказал ей: если ты воткешь семь кос головы моей в ткань [и прибьешь ее гвоздем к ткальной колоде].
14 и прикрепила их к колоде, и сказала ему: Филистимляне [идут] на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего и выдернул ткальную колоду вместе с тканью.
15 И сказала ему [Далида]: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя.
16 И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти.
17 И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.
Дело не в волосах, а в обете назорейства Богу, который окончится, если волосы обрить.
18 Далида, видя, что он открыл ей все сердце свое, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им: идите теперь; он открыл мне все сердце свое. И пришли к ней владельцы Филистимские и принесли серебро в руках своих.
История Самсона служит наглядным уроков внимательности в выборе второй половины.
19 И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его.
20 Она сказала: Филистимляне [идут] на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него.
21 Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников.
В то время еще не было больших мельниц, поэтому правильнее думать, что Самсон должен был молоть на ручной мельнице, выполняя женскую работу, — что, безусловно, было унижением для такого героя, как он.
22 Между тем волосы на голове его начали расти, где они были острижены.
23 Владельцы Филистимские собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему, и повеселиться, и сказали: бог наш предал Самсона, врага нашего, в руки наши.
24 Также и народ, видя его, прославлял бога своего, говоря: бог наш предал в руки наши врага нашего и опустошителя земли нашей, который побил многих из нас.
25 И когда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона, пусть он позабавит нас. И призвали Самсона из дома узников, и он забавлял их, и поставили его между столбами.
Со слепым можно развлекаться по-всякому: толкать его, подкладывать что-то на пути, бить – ведь он даже не видит, куда дать сдачи…
26 И сказал Самсон отроку, который водил его за руку: подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним.
27 Дом же был полон мужчин и женщин; там были все владельцы Филистимские, и на кровле было до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего [их] Самсона.
28 И воззвал Самсон к Господу и сказал: Господи Боже! вспомни меня и укрепи меня только теперь, о Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам за два глаза мои.
Самсон слеп, но именно в этот момент он наиболее зряч духовно – наконец, он молится. Он не просто не разочаровался в Боге за то, что Тот отступил от него. Нет, Самсон понимает, что недостоин просить о многом – но хотя бы один раз еще пусть Бог вспомнит о нем…
29 И сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был дом, упершись в них, в один правою рукою своею, а в другой левою.
30 И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей.
31 И пришли братья его и весь дом отца его, и взяли его, и пошли и похоронили его между Цорою и Естаолом, во гробе Маноя, отца его. Он был судьею Израиля двадцать лет.
Самсон – действительно неоднозначный герой. Посвященный на служение Богу, он выполняет свое предназначение, скорее, импульсивно, в силу обстоятельств, нежели осмысленно. Воспитанный благочестивыми родителями, он оказывается глух к их увещаниям, и поступает весьма спорно, дойдя даже до того, что Бог отнимает у него свое благословение. И все же в конце жизни он полностью поворачивается к Богу, и готов пожертвовать своей жизнью, чтобы сокрушить врагов народа Божия.
Современники не очень поняли его, не поддержали в качестве вождя, и не пытались освободить из позорного заключения. В каком-то смысле они сами виноваты в том, что освобождение не пришло во времена Самсона.
Истории судей Израиля показывают, как слабы и неоднозначны даже те, кого Бог делает своими избранниками. Но на этом фоне только ярче сияет образ Руфи, к которой мы обратимся в следующем чтении.
============
Рекомендую для углубления прочесть драму Дж. Мильтона «Самсон-борец». Она во многом автобиографична. Мильтон боролся за более справедливое государство, но его сторонники проиграли, он едва избежал смерти, ослеп… Произведения Мильтона, надиктованные вслепую (в т.ч. «Потерянный рай»), удивительно глубоки.
Пожалуйста, поделитесь в комментариях своими размышлениями, вопросами, которые у вас возникли. Для меня это будет лучшим свидетельством того, что и ваше понимание текста углубляется в результате наших общих чтений.