Сегодняшний текст посвящен становлению Давида — великого царя, поэта и молитвенника, служителя Божия. Согласные его имени (а древние тексты писались без огласовок) также образуют слово дод, что буквально означает «возлюбленный» — возлюбленный народом и Богом. Можно читать Давид, а можно — возлюбленный. Но как всегда, праведник появляется не на пустом месте. Поколения его предков и духовные учителя должны были передать (живое предание) ему свой опыт и веру. И утвердить его в служении суждено всецело посвятившему себя Богу последнему судье Израиля, ясновидцу-пророку Самуилу.
1 И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.
Печаль – это естественная человеческая реакция на потерю. Но если в этом слишком долго оставаться, можно выпасть из окружающей действительности, жить только прошлым. И эта опасность не обошла великого Самуила.
Бог мог поставить нового царя и без Самуила, но Ему важно, чтобы сам пророк увидел надежду для будущего.
2 И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»;
3 и пригласи Иессея к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе.
4 И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой?
5 И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве.
Самуил в немилости у Саула, но и посещение самого Самуила вызывает трепет. Тем не менее, объяснению Самуила верят.
6 И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его!
Самуил почему-то ошибся. При первой встрече с Саулом он духом распознает все в точности, здесь же действует в русле старой логики: высокий и красивый – значит, достоин быть царем. Скрыл ли Господь от Самуила Свое намерение? Или Самуил отчасти потерял свои способности пророка? Мне кажется, проблема в том, что Самуил думает, что все будет, как прежде, но с другим кандидатом. Он не готов к тому новому, что усмотрел Господь. А Господь всегда творит все новое.
7 Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я [смотрю не так], как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.
Если говорить о жемчужинах сегодняшнего отрывка, то она – перед вами: человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце.
Вам приходилось испытывать смущение из-за своих внешних данных, других людей предпочитали вам, потому что они лучше презентовали себя? Главное, что ваше сердце видит Бог.
Вам как руководителю требуется сделать выбор между кандидатами, и вы не знаете, кого предпочесть? Смотрите не только внешним образом, просите Бога открыть, что на сердце у человека.
И давайте не будем никем пренебрегать из-за того, что он, она не производят впечатления. Попробуем разглядеть более глубокие дары, которые есть у каждого.
8 И позвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь.
9 И подвел Иессей Самму, и сказал [Самуил]: и этого не избрал Господь.
10 Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: [никого] из этих не избрал Господь.
11 И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда.
О Давиде попросту забыли, или не посчитали нужным позвать. Это отчасти показывает, каково было отношение к нему в семье. С другой стороны, это также приоткрывает тайну его одаренности: вслушиваться в тишину и славословить Бога его научила пустыня, и в этом он напоминает Моисея, также призванного от овец.
12 И послал [Иессей] и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.
Точнее, он был красного цвета (рыжим), но его глаза были красивы, и сам он – симпатичен. Но на фоне старших братьев он выглядел менее представительно. Тем не менее, именно на нем остановился выбор Господа. Почему – станет понятнее из последующего повествования.
13 И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.
14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.
Давиду открылось призвание, и что-то изменилось: Дух Святой стал пребывать с ним. А Саул одновременно стал испытывать неполноту жизни, как будто что-то важное ушло.
15 И сказали слуги Сауловы ему: вот, злой дух от Бога возмущает тебя;
16 пусть господин наш прикажет слугам своим, [которые] пред тобою, поискать человека, искусного в игре на гуслях, и когда придет на тебя злой дух от Бога, то он, играя рукою своею, будет успокоивать тебя.
17 И отвечал Саул слугам своим: найдите мне человека, хорошо играющего, и представьте его ко мне.
В древности хорошо знали о возможностях музыки влиять на настроение человека. Но странные у Саула советники: вместо того, чтобы искать причины этого состояния и пытаться их устранить (пост, покаяние), они предлагают его лишь облегчать игрой на кинноре (нечто, похожее на небольшую арфу). Впрочем, это понятно, ведь Самуила рядом нет…
18 Тогда один из слуг его сказал: вот, я видел у Иессея Вифлеемлянина сына, умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою, и Господь с ним.
Характеристики, данные Давиду, превышают то, что нужно сообщить об обычном музыканте. Но как могло «совпасть», что вспомнят именно о Давиде, и он попадет во дворец? Для будущего правителя очень важно видеть, как руководят другие, важно пройти эту школу. Конечно, это было не случайно.
19 И послал Саул вестников к Иессею и сказал: пошли ко мне Давида, сына твоего, который при стаде.
20 И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и послал с Давидом, сыном своим, к Саулу.
21 И пришел Давид к Саулу и служил пред ним, и очень понравился ему и сделался его оруженосцем.
22 И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих.
23 И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.
Давид становится не только придворным музыкантом, но и оруженосцем. Ему доверяют, он слышит многое, о чем говорят руководители народа, постепенно узнает людей, характеры, учится различать среди них надежных людей. Когда его возведут на царство, это не будет для него чем-то новым, — он просто посмотрит на все немного с другой стороны.
17: 1 Филистимляне собрали войска свои для войны и собрались в Сокхофе, что в Иудее, и расположились станом между Сокхофом и Азеком в Ефес-Даммиме.
2 А Саул и Израильтяне собрались и расположились станом в долине дуба и приготовились к войне против Филистимлян.
3 И стали Филистимляне на горе с одной стороны, и Израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина.
Проходит некоторое время, и начинается очередная битва между Израилем и филистимлянами, народом, теснившим Израиль с моря. Возможно, это отдельный рассказ, который был присоединен к предыдущей главе в рамках цикла о Давиде.
4 И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он — шести локтей и пяди.
5 Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди;
6 медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его;
7 и древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец.
Рост Голиафа в нынешнем измерении более трех метров, — но, возможно, считали с копьем. Вес его брони – порядка 50-60 килограммов, а наконечник копья – порядка 7 килограмм. Это тяжеловооруженный человек, который кажется неуязвимым.
8 И стал [он] и кричал к полкам Израильским, говоря им: зачем вышли вы воевать? Не Филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы? Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне;
9 если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам.
10 И сказал Филистимлянин: сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем.
11 И услышали Саул и все Израильтяне эти слова Филистимлянина, и очень испугались и ужаснулись.
Как было принято у древних воинственных народов, все мог решить один бой.
12 Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема Иудина, по имени Иессея, у которого было восемь сыновей. Этот человек во дни Саула достиг старости и был старший между мужами.
Снова мы встречаем в повествовании Давида, и теперь вспоминается, что он из Вифлеема Иудина. Это значимое указание, что он из колена Иудина – по пророчеству Иакова-Израиля именно из этого колена произойдет тот, кому будут кланяться представители других колен (Быт. 49:8-10). О прабабушке Давида, Руфи, мы с вами тоже читали.
13 Три старших сына Иессеевы пошли с Саулом на войну; имена трех сыновей его, пошедших на войну: старший — Елиав, второй за ним — Аминадав, и третий — Самма;
14 Давид же был меньший. Трое старших пошли с Саулом,
15 а Давид возвратился от Саула, чтобы пасти овец отца своего в Вифлееме.
16 И выступал Филистимлянин тот утром и вечером и выставлял себя сорок дней.
Сорок, как мы видели, – число полноты. Он выставлял себя достаточно, чтобы все убедились в его мощи и презрительном отношении.
17 И сказал Иессей Давиду, сыну своему: возьми для братьев своих ефу сушеных зерен и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям;
18 а эти десять сыров отнеси тысяченачальнику и наведайся о здоровье братьев и узнай о нуждах их.
Иессей как мудрый человек делает подарки начальникам, чтобы к сыновьям хорошо относились. История, между тем, чем-то напоминает историю Иосифа, которого также отправляет отец к братьям, находящимся в поле. Да и отношение братьев к Давиду предвзятое. Правда, здесь мы видим, что годы воспитания народа не прошли даром, – зла Давиду они не причиняют.
19 Саул и они и все Израильтяне [находились] в долине дуба и готовились к сражению с Филистимлянами.
20 И встал Давид рано утром, и поручил овец сторожу, и, взяв ношу, пошел, как приказал ему Иессей, и пришел к обозу, когда войско выведено было в строй и с криком готовилось к сражению.
21 И расположили Израильтяне и Филистимляне строй против строя.
22 Давид оставил свою ношу обозному сторожу и побежал в ряды и, придя, спросил братьев своих о здоровье.
23 И вот, когда он разговаривал с ними, единоборец, по имени Голиаф, Филистимлянин из Гефа, выступает из рядов Филистимских и говорит те слова, и Давид услышал [их].
24 И все Израильтяне, увидев этого человека, убегали от него и весьма боялись.
25 И говорили Израильтяне: видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля. Если бы кто убил его, одарил бы того царь великим богатством, и дочь свою выдал бы за него, и дом отца его сделал бы свободным в Израиле.
На протяжении этой главы не покидает чувство, что действительно многое изменилось. Самуил теперь опасается за свою жизнь. Слуги не решаются сказать царю истину о его духовном состоянии. Иессей постоянно одаривает власти подарками, а его дети обязаны служить. Получить свободу от царских налогов считается великой привилегией. Не так уж и неправ Голиаф, который зовет израильтян рабами Саула… Последствия установления царства видны наглядно.
Но Давид сейчас думает не об этом.
26 И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живаго?
27 И сказал ему народ те же слова, говоря: вот что сделано будет тому человеку, который убьет его.
Зачем Давид так говорит с людьми? Хочет ли он получить обещанное? Или ему важно укрепить дух народа, вселив презрение к «необрезанному» и напомнив, Кому на самом деле принадлежат израильтяне? Быть может, он так укрепляет не только народ, но и самого себя?
28 И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение.
29 И сказал Давид: что же я сделал? не слова ли это?
Брат упрекает Давида в высокомерии и дурном сердце. Как неправы могут быть люди… До этого Сам Бог засвидетельствовал прямо противоположное – и не мог Елиав не знать об этом! Так можно видеть явного праведника, — и при этом подозревать его в чем-то недобром, особенно если он осмеливается идти против общего течения.
30 И отворотился от него к другому и говорил те же слова, и отвечал ему народ по-прежнему.
31 И услышали слова, которые говорил Давид, и пересказали Саулу, и тот призвал его.
32 И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдет и сразится с этим Филистимлянином.
33 И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.
34 И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,
35 то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его;
36 и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго.
37 И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.
38 И одел Саул Давида в свои одежды, и возложил на голову его медный шлем, и надел на него броню.
39 И опоясался Давид мечом его сверх одежды и начал ходить, ибо не привык [к такому вооружению]; потом сказал Давид Саулу: я не могу ходить в этом, я не привык. И снял Давид все это с себя.
40 И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина.
Давид выступает в этой битве как воин Божий. И для него важны не латы, а доверие Богу. Можно представить себе, как нелепо выглядел Давид в доспехах высоченного Саула! Он отказывается от защиты, впрочем, это не отменяет боевого духа и изобретательности. Давид не хочет заранее открывать своего оружия, пращи, чтобы воспользоваться эффектом неожиданности, поэтому он берет посох, чтобы внимание филистимлянина переключилось на него.
41 Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его.
42 И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем.
43 И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами.
44 И сказал Филистимлянин Давиду: подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым.
45 А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил;
46 ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле;
47 и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.
Если филистимлянин до этого хвастался своей силой, то в устах Давида мы слышим исповедание веры.
48 Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49 И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю.
50 Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
51 Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.
52 И поднялись мужи Израильские и Иудейские, и воскликнули и гнали Филистимлян до входа в долину и до ворот Аккарона. И падали поражаемые Филистимляне по дороге Шааримской до Гефа и до Аккарона.
53 И возвратились сыны Израилевы из погони за Филистимлянами и разграбили стан их.
54 И взял Давид голову Филистимлянина и отнес ее в Иерусалим, а оружие его положил в шатре своем.
55 Когда Саул увидел Давида, выходившего против Филистимлянина, то сказал Авениру, начальнику войска: Авенир, чей сын этот юноша? Авенир сказал: да живет душа твоя, царь; я не знаю.
Почему царь не узнал Давида?
Кто-то считает, что Давид в юности служил Саулу, а потом вернулся к стадам отца, и за это время изменился и возмужал. Возможно. Но бывает так, что человек переживает такое, после чего становится другим человеком. Его взгляд начинает внушать уважение, его осанка и походка приобретают достоинство. Возможно, это произошло и с Давидом благодаря его духовной победе над Голиафом.
56 И сказал царь: так спроси, чей сын этот юноша?
57 Когда же Давид возвращался после поражения Филистимлянина, то Авенир взял его и привел к Саулу, и голова Филистимлянина была в руке его.
58 И спросил его Саул: чей ты сын, юноша? И отвечал Давид: сын раба твоего Иессея из Вифлеема.
Странно, но и после этого Саул как будто не узнает Давида. То ли он загипнотизирован головой Голиафа, то ли он никогда не придавал значения людям, которые его окружают. Зато Ионафан, сын царя, который одержал до этого блестящие победы, теперь видит в Давиде родственную душу.
18: 1 Когда кончил [Давид] разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу.
2 И взял его Саул в тот день и не позволил ему возвратиться в дом отца его.
3 Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу.
4 И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой.
Это акт дружбы, ведь у Давида нет своего оружия и дворцовой одежды. Это акт справедливости, ведь перед битвой говорилось о гораздо больших наградах для героя.
Как странно: там, где Давид не ожидал, он встретил друга, да еще какого! Но для Саула в дальнейшем это будет свидетельством наивности сына и непомерных притязаний Давида.
5 И Давид действовал благоразумно везде, куда ни посылал его Саул, и сделал его Саул начальником над военными людьми; и это понравилось всему народу и слугам Сауловым.
6 Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами.
7 И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!
8 И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства.
9 И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида.
В сердце Саула поселилась зависть и подозрительность, а потом добавится и страх. От всего этого можно было бы избавиться, если бы он признал наличие этих недобрых чувств, исповедал их пред Богом, и начал благодарить за Давида. Но это требует духовных усилий.
10 И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье.
11 И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него.
12 И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил.
13 И удалил его Саул от себя и поставил его у себя тысяченачальником, и он выходил и входил пред народом.
14 И Давид во всех делах своих поступал благоразумно, и Господь [был] с ним.
15 И Саул видел, что он очень благоразумен, и боялся его.
16 А весь Израиль и Иуда любили Давида, ибо он выходил и входил пред ними.
В очередной раз в Библии мы видим, что важна не внешняя сила. Мы видели это в историях освобождения из Египетского рабства, взятия Иерихона, победы Гедеона над мадианитянами, в песне Анны, матери Самуила. Как же научиться полагаться на Бога, как Моисей, как Иисус Навин, как Гедеон, Анна и Давид? Как в Нем черпать уверенность?
Владимир, спасибо за Ваши комментарии — всегда очень жду очередного письма.
Подскажите, пожалуйста, что значит «злой дух от Бога»?
Ирина, вероятнее всего, что раньше человек был как бы защищен, а теперь Бог «попускает» силам разрушения воздействовать на человека.
Но зачем? Мы видим подобное в 1 Кор. 5 гл., и там это явно — для обращения грешника на пути правды.
Однако далеко не все, увы, способны это распознать, и лишь больше ожесточаются и озлобляются.