Сегодня нам предстоит читать о прощальном наставлении Давида Соломону, а также о том, как Соломон исполняет отцовскую волю и становится признанным монархом.
Для меня это трудный текст, и мне пришлось побороться с ним, чтобы увидеть Давида и Соломона не жестокими и мстительными, а проницательными и справедливыми.
Интересно, каковы будут ваши впечатления.
1 Приблизилось время умереть Давиду, и завещал он сыну своему Соломону, говоря:
2 вот, я отхожу в путь всей земли, ты же будь тверд и будь мужествен
3 и храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, и определения Его и постановления Его, как написано в законе Моисеевом, чтобы быть тебе благоразумным во всем, что ни будешь делать, и везде, куда ни обратишься;
4 чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом».
Первая фраза завета Давида повторяет то, что сказано Иисусу Навину: «Будь тверд и мужествен». Тому требовалось завоевать Землю обетованную, этому – удержать завоеванное. Здесь нет места мягкости и трусости, нерешительности.
Второе наставление связано с верностью Господу: хранить Завет, ходить Его путями, соблюдать все написанное в Законе, — чтобы поступать благоразумно. Пожалуй, это один из немногих примеров того, чтобы царь ставил жизнь по воле Божьей в качестве главного условия царствования своему потомку. Большинство последующих царей относились к вопросам веры утилитарно.
И в таком случае династия Давида утвердится над всем Израилем.
А была ли вероятность, что Соломон потеряет трон? Еще какая! Давид недвусмысленно дал понять князьям Израиля, что хотел бы видеть своим продолжателем Соломона, чтобы именно он строил Храм (1 Пар. 22-23). Однако старший брат Адония уже пытался провозгласить себя царем (см. предыд. главу, 3 Цар. 1), и получил поддержку от Авиафара-первосвященника и военачальника Иоава. Был жив и представитель конкурирующей династии, потомок Саула, Семей вениамитянин, уже пытавшийся смущать народ во дни восстания Авессалома.
Суд над ними не был произведен самим Давидом, и он поручает завершить это сыну. Расплата врагам Давида одновременно будет означать и большую безопасность для царствования Соломона.
5 Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:
6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю.
Иоав действительно подло, предательски убил двух военачальников (2 Цар. 3:27; 2 Цар. 20:9-10), которые много сделали для Давида и были прямыми конкурентами Иоава. Он же вопреки приказу царя убил мятежного Авессалома (2 Цар. 18).
Личная неприязнь Давида, его возмущение самоволием Иоава здесь соединилась с законами о восстановлении справедливости, которые требовали наказания преступника (Быт.9:5) и предупреждали о мести Господа за невинную кровь (Втор. 21:1-9).
7 А сынам Верзеллия Галаадитянина окажи милость, чтоб они были между питающимися твоим столом, ибо они пришли ко мне, когда я бежал от Авессалома, брата твоего.
Здесь также восстановление справедливости, но со знаком плюс: за благодеяние следует воздать благодеяниями.
Это важный момент. Если бы Давид не упомянул об этом, можно было бы говорить о мстительности царя. В свете этого правильнее говорить о справедливости: каждому воздается, что заслужил.
8 Вот еще у тебя Семей, сын Геры Вениамитянина из Бахурима; он злословил меня тяжким злословием, когда я шел в Маханаим; но он вышел навстречу мне у Иордана, и я поклялся ему Господом, говоря: «я не умерщвлю тебя мечом».
9 Ты же не оставь его безнаказанным; ибо ты человек мудрый и знаешь, что тебе сделать с ним, чтобы низвести седину его в крови в преисподнюю.
Семей не просто злословил; он проклинал Давида. Правда, потом он принес свои извинения, и царь не стал его наказывать, чтобы не омрачать торжества (2 Цар. 19:18-23), но проклятие не было отменено, и тем более Семей не раскаялся настолько, чтобы благословить Давида.
Некоторые толкователи считают, что единственный способ избавиться от проклятия — это обратить его на голову самого проклинающего, и Давид предлагает найти повод, чтобы так и сделать. Кроме того, Семей — представитель предыдущей династии Саула, его проклятия — это политическая декларация: я тебе не лоялен, царь. Такой человек мог вполне снова заняться политическими провокациями.
Все очень разумно, и все же мне чего-то не хватает. Хотелось бы услышать о милости и любви, прощении. В Давиде же говорит только чувство справедливости и стремление обеспечить преемственность династии.
Для меня здесь — наибольшее свидетельство ограниченности человека. Даже такой великий человек как Давид не идеален.
И без Христа этот идеал недостижим. Только узнав Иисуса как Господа, апостол Павел, будучи сам довольно жестким изначально человеком, сможет дополнить Давида: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» ( 1 Кор. 16:13-14).
10 И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом.
11 Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: в Хевроне царствовал он семь лет и тридцать три года царствовал в Иерусалиме.
12 И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо.
И дальше мы, действительно, услышим о твердом проведении в жизнь того, что сказано его отцом.
13 И пришел Адония, сын Аггифы, к Вирсавии, матери Соломона. Она сказала: с миром ли приход твой? И сказал он: с миром.
14 И сказал он: у меня есть слово к тебе. Она сказала: говори.
15 И сказал он: ты знаешь, что царство принадлежало мне, и весь Израиль обращал на меня взоры свои, как на будущего царя; но царство отошло от меня и досталось брату моему, ибо от Господа это было ему;
16 теперь я прошу тебя об одном, не откажи мне. Она сказала ему: говори.
17 И сказал он: прошу тебя, поговори царю Соломону, ибо он не откажет тебе, чтоб он дал мне Ависагу Сунамитянку в жену.
Все выглядит довольно романтично и невинно, если не знать одной особенности Ближнего Востока: кто унаследовал гарем царя, тот наследует и престол (см. 2 Цар. 16:21-22). Адония, таким образом, вовсе не отказывается от царства, а пытается окольным путем укрепить свое влияние, заполучив последнюю наложницу Давида.
18 И сказала Вирсавия: хорошо, я поговорю о тебе царю.
19 И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его
20 и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе.
21 И сказала она: дай Ависагу Сунамитянку Адонии, брату твоему, в жену.
22 И отвечал царь Соломон и сказал матери своей: а зачем ты просишь Ависагу Сунамитянку для Адонии? проси ему [также] и царства; ибо он мой старший брат, и ему священник Авиафар и Иоав, сын Саруин, [друг].
23 И поклялся царь Соломон Господом, говоря: то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово;
24 ныне же, — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, — ныне же Адония должен умереть.
25 И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его, и он умер.
Адония самовольно провозгласил себя царем еще при живом Давиде, а здесь снова обнаружил свою нелояльность, что вполне могло считаться преступлением, тем более, что Соломон предупредил его (3 Цар. 1:52).
26 А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвлю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцом моим, и терпел все, что терпел отец мой.
27 И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме.
Авиафара в этой ситуации жальче всего, но и наказание его меньше. Его отца уничтожил Саул за преданность Давиду, и вот теперь Соломон отстраняет самого Авиафара от священства. Но это последствия того, что он пошел против воли царя.
28 Слух [об этом] дошел до Иоава, — так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, — и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника.
Скиния могла служить убежищем, и Иоав надеялся, что в скинии его не тронут. Но он считает, что Соломон просто мстит своим неприятелям, тогда как в его случае речь идет о более древних грехах. Закон же гласит: «если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то [и] от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх. 21:14).
29 И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его.
30 И пришел Ванея в скинию Господню и сказал ему: так сказал царь: выходи. И сказал тот: нет, я хочу умереть здесь. Ванея передал это царю, говоря: так сказал Иоав, и так отвечал мне.
31 Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и с дома отца моего;
32 да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечом, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского;
33 да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа!
34 И пошел Ванея, сын Иодаев, и поразил Иоава, и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне.
35 И поставил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском; а Садока священника поставил царь вместо Авиафара.
Соломон укрепил свою власть надежными людьми.
Наконец, наступает время наказания Семею.
36 И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда;
37 и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей.
38 И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время.
39 Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе.
40 И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа.
Хотя проступок Семея не связан с изменой, он показывает, что Семей презрел слово царя. Этого оказывается достаточно, чтобы обвинить его в преступлении.
41 И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился.
42 И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: «знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдешь куда-нибудь, непременно умрешь»? и ты сказал мне: «хорошо»;
43 зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою?
44 И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою!
45 а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки!
46 и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошел и поразил Семея, и тот умер.
Соломон действует разумно, твердо, проницательно, по послушанию отцу – наверное, как и должен поступать государственный муж его масштаба.
И все же у меня такое поведение вызывает неприятие.
Это проблема Соломона, или моя проблема? Вполне возможно, что ценности, на которых воспитан я, также должны пройти переоценку в свете того, что мы читаем в этом тексте. Действительно ли нужно жалеть, прощать и давать второй шанс тем, кто не желает меняться? И как в таком случае управлять государством?
Следующая глава рассказывает о том, как возрастает слава Соломона, но одновременно содержит в себе зародыши позднейшего падения.
1 Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима.
2 Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени.
3 И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах.
Соломон укрепляет свою власть с помощью междинастических браков. Однако именно жены Соломона впоследствии введут Израиль в соблазн многобожия.
И уж совсем двусмысленно выглядит упоминание о том, что и Соломон приносит жертвы на высотах, а не при Скинии.
Только при праведном царе Иосии соблазн многобожия и частных жертвенников будет искоренен (4 Цар. 22:1-2).
4 И пошел царь в Гаваон, чтобы принести там жертву, ибо там был главный жертвенник. Тысячу всесожжений вознес Соломон на том жертвеннике.
5 В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе.
6 И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне;
7 и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа;
8 и раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть;
9 даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?
10 И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.
11 И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, —
12 вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;
13 и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои;
14 и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои.
Так и было. Слава и богатство у Соломона были всегда, но прожил он всего 52 года.
15 И пробудился Соломон, и вот, [это было] сновидение. И пошел он в Иерусалим и стал пред ковчегом завета Господня, и принес всесожжения и совершил [жертвы] мирные, и сделал большой пир для всех слуг своих.
Окончание этой главы показывает мудрость Соломона (3 Цар. 3:15-28), но это мы оставляем для личного чтения.
А этот текст ставит перед каждым один вопрос: чего желать, чего просить у Бога, куда устремлено наше сердце. Господи, научи нас не бояться желать, и желать, что угодно Тебе.