Желание построить храм пришло на сердце Давиду, но Господь не благословил его начать строительство. Тем не менее, Давид подготовил место, собрал основные материалы, договорился о дополнительных поставках. Строительство Храма осуществил уже Соломон.
Вероятно, не все были довольны реформой: консерваторы считали, что стационарное святилище уподобляет Израиль прочим народам, а простые люди жаловались на увеличение налогов. Тем не менее, сооружение Храма могло исправить многие недостатки местного богопочитания и обеспечить единство веры.
3 Цар. 6 описывает, как выглядел Храм. Это была небольшая по сегодняшним меркам постройка (30 м. в длину, 15 в высоту, 10 в ширину, не считая пристроек — боковых комнат). Но он поражал воображение современников, своим белым с золотом силуэтом возвышаясь над всеми строениями города. Внутри Храм был богато украшен драгоценными породами дерева и золотом, затейливой резьбой. Храм был разделен на три части. Во внутреннем дворе могли присутствовать мужчины и приносились жертвы, средняя часть предназначалась для каждения священству, а в самое святое место, Дебир, где находился ковчег Завета, первосвященник мог входить только раз в год. Описание Храма должно было подчеркнуть великолепие постройки, созданной с той же тщательностью, что и Скиния при Моисее. Сердца людей трепетали, когда они подходили к этому священному месту. Восходя на храмовую гору, они должны были читать особые псалмы восхождения (Пс. 119-133), у входа их встречали левиты, поющие и читавшие входные псалмы (например, Пс. 14). После очищения можно было приступать к принесению жертв.
1 Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона.
2 И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц.
3 И пришли все старейшины Израилевы; и подняли священники ковчег,
4 и понесли ковчег Господень и скинию собрания и все священные вещи, которые были в скинии; и несли их священники и левиты.
5 А царь Соломон и с ним все общество Израилево, собравшееся к нему, шли пред ковчегом, принося жертвы из мелкого и крупного скота, которых невозможно исчислить и определить, по множеству их.
Храм имеет смысл лишь тогда, когда в нем можно встретить Божье Присутствие. А ковчег завета – это то место, откуда Бог обещал открывать свою волю, Присутствие являть (Исх. 25:22). Но многие забыли об этом, по-своему чтя Бога в домашних условиях (а на деле часто делая то, что Богу просто мерзко).
Общенародное празднование должно было еще раз напомнить Израилю о важности правильного богопочитания.
6 И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья херувимов.
7 Ибо херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его.
Херувимы, а точнее, керубы, — статуи крылатых животных с телом льва и головою человека. На Ближнем Востоке это распространенный образ престола Божия, и керубы присутствовали уже в Скинии при Моисее.
8 И выдвинулись шесты так, что головки шестов видны были из святилища пред давиром, но не выказывались наружу; они там и до сего дня.
Священники, входящие в центральную часть Храма могли угадывать присутствие Ковчега, но не видели его целиком.
9 В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.
10 Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень;
11 и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.
Сам по себе ковчег – это ящик, в котором хранились святыни Исхода, с шестами для переноски. Важнее была его крышка, которая служила местом очищения грехов Израиля через кропление кровью, и местом Божьего Присутствия. Как и во дни Моисея, Бог явил свое Присутствие видимым образом (Исх. 40:35).
12 Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле;
13 я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки.
Царь с благоговением приносит плоды своих трудов Богу.
Сегодня храмы по-прежнему являются местом, где можно по-особому почувствовать Присутствие Божие. Это Присутствие укрепляет веру, изменяет внутреннее состояние, наполняет трепетом и радостью, — как Соломона.
Вместе с тем, после Воплощения Сына Божия и дарования Духа Церкви таким местом Присутствия может быть церковное собрание и даже отдельный верующий.
14 И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание Израильтян; все собрание Израильтян стояло, —
15 и сказал: благословен Господь Бог Израилев, Который сказал Своими устами Давиду, отцу моему, и ныне исполнил рукою Своею! Он говорил:
16 «с того дня, как Я вывел народ Мой Израиля из Египта, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых, чтобы построен был дом, в котором пребывало бы имя Мое; и избрал Давида, чтобы быть ему над народом Моим Израилем».
17 У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева;
18 но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце;
19 однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему».
20 И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа Бога Израилева;
21 и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской.
Соломон благодарит Бога за то, что удостоился чести стать строителем Храма, который мечтал построить его великий отец, герой Израиля.
Далее Соломон произносит молитву, которая рассчитана как на Бога, так и на слушающий народ.
22 И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу,
23 и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим.
24 Ты исполнил рабу Твоему Давиду, отцу моему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею.
25 И ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: «не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною».
26 И ныне, Боже Израилев, да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду, отцу моему!
Соломон начинает с провозглашения величия Божия, явленного как в твоении, так и в истории народа. Далее он просит подтверждения завета о престолонаследии, данного отцу.
27 Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил.
28 но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне.
29 Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Мое имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем.
30 Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй.
Соломон отлично понимает, что пребывание Бога в Храме – весьма условно, ибо Бог больше Храма, Бог больше творения, всех возможных сфер и измерений. Место настоящего обитания Бога – не здесь, а на небесах, в сфере духа.
И все же Соломон просит, чтобы этот храм был местом особого общения Бога и народа Израиля.
В соответствии с Законом, особенно с благословениями и проклятиями Второзакония, о которых мы читали (см. ссылки ниже) далее Соломон просит от Бога особого участия в судьбе народа.
31 Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей,
32 тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его.
Соломон просит Бога быть судьей в клятвах (Исх. 22:7-12, Числ. 5:11-31).
33 Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме,
34 тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их.
Поражение от неприятеля является следствием греха (см. Втор. 28:25), но покаяние и обращение к Богу все меняет. Один из потомков Давида, Езекия, будет именно так просить Бога в храме защитить его от ассирийцев, — и будет услышан (4 Цар. 19).
35 Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их,
36 тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие.
Засуха, особенно жестокая в регионе, где нет системы рек, является также проклятием Втор. 28:23-24, а примером Божьего милосердия будет являться случай Илии (3 Цар. 18).
37 Будет ли на земле голод, будет ли моровая язва, будет ли палящий ветер, ржавчина, саранча, червь, неприятель ли будет теснить его в земле его, [будет ли] какое бедствие, какая болезнь, —
38 при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему,
39 Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих:
40 чтобы они боялись Тебя во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим.
Соломон просит Бога снисходить к просьбам людей избавить от целого набора несчастий (см. Втор. 28:21,22,38), потому что ответ Божий укрепляет веру.
Соломон также напоминает каждому, что Бог отвечает не только на слова, но искренность сердца, и жизнь по путям Божиим.
41 Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, —
42 ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, — и придет он и помолится у храма сего,
43 услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил.
Случай с иноплеменником, который будет искать помощи истинного Бога, засвидетельствован обращением Немана сириянина (4 Цар. 5). Соломон не хочет, чтобы вера в Бога была частным достоянием лишь народа Израиля. Он мечтает о том, чтобы все народы земли знали имя Божие (т.е. призывали Его в своих молитвах).
44 Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему,
45 тогда услышь с неба молитву их и прошение их и сделай, что потребно для них.
Вся история воин Израиля, как до этого момента (в чем мы имели возможность убедиться), так и после – это наглядное свидетельство исполнения условий этого прошения.
46 Когда они согрешат пред Тобою, — ибо нет человека, который не грешил бы, — и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую;
47 и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: «мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны»;
48 и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему,
49 тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них;
50 и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним:
51 ибо они Твой народ и Твой удел, который Ты вывел из Египта, из железной печи.
Последнее, седьмое прошение, касается возвращения народа из плена (см. Втор. 28:36-37). Это прошение в два-три раза длиннее, чем предыдущие, и свидетельствует об особой важности темы.
Что же нужно, чтобы Господь возвратил милость к народу? Не что-то особое. Обращение народа всем сердцем к Богу (покаяние), и искренняя молитва к Нему.
И, можно сказать, что это касается всех людей, каждого из нас, в любой ситуации, всегда.
Иудеям в помощь предлагается обращение к Земле Обетованной, Иерусалиму, к Храму, т.е. к тому месту, где особо обитает Божье Присутствие. Христиане привязаны не к месту, а к Личности, и потому обращаются на Восток, откуда ждут Второго Пришествия Спасителя.
52 Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя,
53 ибо Ты отделил их Себе в удел из всех народов земли, как Ты изрек чрез Моисея, раба Твоего, когда вывел отцов наших из Египта, Владыка Господи!
Об этом особом призвании народа мы говорили, разбирая Исх. 19 главу.
54 Когда Соломон произнес все сие моление и прошение к Господу, тогда встал с колен от жертвенника Господня, [руки же] его были распростерты к небу.
55 И стоя благословил все собрание Израильтян, громким голосом говоря:
56 благословен Господь, Который дал покой народу Своему Израилю, как говорил! не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его, которые Он изрек чрез раба Своего Моисея;
57 да будет с нами Господь Бог наш, как был Он с отцами нашими, да не оставит нас, да не покинет нас,
58 наклоняя к Себе сердце наше, чтобы мы ходили по всем путям Его и соблюдали заповеди Его и уставы Его и законы Его, которые Он заповедал отцам нашим;
59 и да будут слова сии, которыми я молился пред Господом, близки к Господу Богу нашему день и ночь, дабы Он делал, что потребно для раба Своего, и что потребно для народа Своего Израиля, изо дня в день,
60 чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его;
61 да будет сердце ваше вполне предано Господу Богу нашему, чтобы ходить по уставам Его и соблюдать заповеди Его, как ныне.
Заключительная часть молитвы Соломона является благословением-хвалой Богу и пожеланием, чтобы Бог всегда был с нами, чтобы Он обращал к Себе наши сердца, чтобы все желали и могли ходить Его путями и соблюдать Его заповеди, и чтобы все народы познали Бога.
Насколько вселенский дух этой молитвы!
Соломон молится не о частном благополучии своей семьи (хотя он с этого начинает), не о внешних благах для Израиля (они подразумеваются), а о преданности сердца всего народа и возможности Богообщения для всего человечества.
Вероятно, не каждый день у верующего человека может быть такое дерзновение, такой масштаб видения. Но возвращаться к такому видению мира очень важно.
62 И царь и все Израильтяне с ним принесли жертву Господу.
63 И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы.
64 В тот же день освятил царь среднюю часть двора, который пред храмом Господним, совершив там всесожжение и хлебное приношение и [вознеся] тук мирных жертв, потому что медный жертвенник, который пред Господом, был мал для помещения всесожжения и хлебного приношения и тука мирных жертв.
65 И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, — большое собрание, [сошедшееся] от входа в Емаф до реки Египетской пред Господом Богом нашим; — семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней.
66 В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю.
Храм освящен, устроено празднование – и это действительно хорошо, и так и должно быть: искать Присутствия Божия, радоваться именно Ему. Тогда жизнь складывается иначе. Ну а если выпадаешь из этого, Соломон также сказал, что делать.
9: 1 После того, как Соломон кончил строение храма Господня и дома царского и все, что Соломон желал сделать,
2 явился Соломону Господь во второй раз, как явился ему в Гаваоне.
Бог откликается на молитву Соломона. Он всегда откликается, когда человек молится от искреннего сердца.
3 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.
Интересно, что не священники, не Соломон освящают Храм, а Бог его освятил и назначил пребывать Своему Имени (т.е. там призывание будет точно услышано).
4 И если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид, в чистоте сердца и в правоте, исполняя все, что Я заповедал тебе, и если будешь хранить уставы Мои и законы Мои,
5 то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как Я сказал отцу твоему Давиду, говоря: «не прекратится у тебя сидящий на престоле Израилевом».
6 Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им,
7 то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов.
8 И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?»
9 И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие».
Строительство Храма – это, конечно, хорошо. Но по-настоящему важна верность Богу. Если ее нет, и Храм не поможет.
К сожалению, как показала дальнейшая история, довольно скоро Храм стали использовать для каждения чужеземным богам, полагаться на него как на гарантию Божьего Присутствия, а заповеди Божии оказались в пренебрежении. Снова и снова Бог посылал пророков, напоминая о том, что главное — это жизнь, а не внешние формы. Но и правители, и простой народ оказывались глухи к обличениям. Во время одного из великих пророков, Иеремии, Храм был сожжен, а народ иудейский уведен в плен.