Сегодня нам предстоит читать о чуде, которое являет власть Иисуса над природными стихиями и одновременно часто используется как иллюстрация к тому, что такое вера. Сюжет хождения по водам настолько известен, что стал даже обыгрываться в анекдотах. Но действительно ли мы понимаем всю глубину произошедшего?
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
Служение Иисуса требовало много сил. Видя, что ученики не справляются, Он отсылает их – чтобы они могли отдохнуть от скопления народа, а Сам остается восполнить Свои силы в молитве.
Одного известного проповедника как-то спросили, как ему удается так много успевать. Он ответил, что каждые три месяца удаляется в монастырь молчальников для того, чтобы восстановить свои силы. Иисусу общение с Отцом наедине было необходимо гораздо чаще!
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
Некоторые задаются вопросом, не для того ли Иисус отправил учеников, чтобы впоследствии явить им чудо – ведь Он знал о приближающемся шторме? Мне ближе, что Иисус таким образом учит их самостоятельности, вере, зрелой молитве – через испытания.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Бог – это Тот, Кто освобождает нас от страхов. Его Присутствие меняет самую безнадежную ситуацию.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
Порыв Петра – это движение любви. Несомненно, он ждал Господа, томился оттого, что был не с Ним. Помимо любви он проявляет здесь и великую веру, прося о невозможном с человеческой точки зрения. Эта вера – самое важное, что подвигает Бога творить чудо.
Петр не первый. Задолго до него псалмопевец молился: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую» (Пс.60:2,3). И был услышан.
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Петр испугался, когда перевел свой взгляд с Иисуса на ветер.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
Иисус не останавливает ветра, не утихомиривает море – но в глубине бури протягивает руку помощи. Хотя Иисус и укоряет Петра, но не оставляет. И так с Петром произойдет не единожды.
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
Это рассказ со счастливым концом. Ученики признают Иисуса Сыном Божиим, больные благополучно исцеляются. И только Петр оказывается как будто «антигероем» этого Евангельского текста.
Но на самом деле как раз он – образец верующего. Петр, колеблющийся, обуреваемый страхами, — но идущий к Господу.
«Есть два способа жить», — писала святая нашего времени мать Мария Скобцова. — «Совершенно законно и почтенно ходить по суше — мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только все время верить». (см. на Предании о том, как мать Мария это воплотила в своей жизни).
Вроде бы чудо – это чудо Господа. Но как много оно может сказать о нас самих. Есть ли область, где вам не хватает веры, чтобы сделать нужный шаг? Что может укрепить вас, исходя из сегодняшнего отрывка?
В комментариях Fb сестра Матрона привела цитату из Христоса Яннараса:
Один из отцов церкви, прп. Исаак Сирин, говорит нам довольно парадоксальную вещь, которую стоит знать: «Нет ничего более сильного, чем отчаяние». Надо по-настоящему пройти через отчаяние, чтобы достичь общения с Богом. Что это значит? Это значит, что нужно отчаяться во всем: в наших нравственных качествах, в наших добродетелях, в нашей церковной организации, даже если она вполне крепка и сильна, в нашем учении, в нашей действительно убедительной идеологии; во всем этом надо разочароваться! Надо по-настоящему пройти через смерть… и в этой ситуации смерти, полного отчаяния у нас остается только одна Личность: Христос. И если обратиться к Нему, встретишь либо Его, либо ничего. С этого момента начинается иной способ существования: возможность ходить по водам…»
(Христос Яннарас «Церковь – способ существования, сильный победить смерть»)
Иисус узнаёт о смерти Иоанна Крестителя, пытается удалиться от всех и помолиться. Однако непросто уединиться, если толпа народа жаждет найти тебя. Он уделяет им время, исцеляет больных, кормит людей, даёт им то, чего они от него ждут, Сразу после этого намеренно отправляет своих учеников в лодке на другой берег, чтобы никто не мешал, и удаляется от толпы. И только после этого, наконец, поднимается на гору, чтобы помолиться и поскорбеть об убитом друге.
В толкованиях я нашел 6 версий того, почему отправляет. В пособии по Марку перечислены все, и да, тут и скорбь, и любовь…