Лариса Климова, студентка 2 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 26 мая 2022 года
Иллюстрация вверху: Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды», 1303-1305 гг.
Евангельский сюжет о предательстве и об аресте Христа известен всем. Он любим художниками всех времен, и по-разному изображается в соответствии с историческими и культурными реалиями разных эпох. Очень часто на картинах, повествующих об этом событии, изображается также Петр, вознесший меч и повергающий на землю одного из стражников. Джотто, Дуччо, Альтдорфер изображают эту сцену по-разному и одновременно очень похоже. Петр защищает своего любимого учителя, он разъярен и решителен, он так понятен нам в своем справедливом гневе, но Христос останавливает его и запрещает ему действовать таким образом. Человеческая правда и представление о справедливости отступают перед требованием Бога сложить оружие и умирить гнев. Понятные логические схемы опрокинуты, высший закон любви и прощения оказывается в основе мироустройства, именно он способен развязать все узлы и победить всех демонов зла и насилия.
Этот сюжет описан в Евангелии от Матфея, в главе 26, в Евангелии от Марка, в главе 14, в Евангелии от Луки, в главе 22. Лука сообщает также об исцелении раба Христом, а Матфей четко описывает реакцию Христа, предостережение и запрет.
Учителя Церкви и исследователи Нового Завета дают свои интерпретации этого сюжета. Иоанн Златоуст воспринимает запрет Христа как заповедь и пишет: «Имея такие примеры, я не говорю: умрем за врагов, – хотя требовалось бы и это; но так как мы крайне немощны, то я говорю пока: не будем по крайней мере завидовать друзьям, не будем ненавидеть благодетелей; не говорю пока: станем благотворить злодеям, — хотя сильно желал бы и этого; но так как сердце ваше грубо, по крайней мере не будем мстить. Почему же вы действуете иногда совершенно противно заповедям?» (1).
Ориген в отсечении правого уха раба видит символический смысл, считая, что правое ухо еврейского народа отсечено из-за его злобы и неприятия Христовой истины (2).
Василий Великий упоминает об отлучении от причастия воинов и извержении священников из сана для всех, взявших меч и сотворивших убийство, ссылаясь на назидание Христа Петру, взявшему в руки меч (3).
Архиепископ Охридский, Феофилакт Болгарский указывает на значение отсечения уха для иудеев, которые больны непослушанием: «Этим указывается на то, что иудеи были люди непослушные, непокорные и невнимательные к Писаниям. Иначе, если бы они имели уши, внимающие Писаниям, они не распяли бы Господа славы» (4).
О нелогичности невинного страдания и о его величии пишет святитель Филарет Гумилевский: «Наша плоть не любит страдать и наш плотский ум не умеет переносить неправды оскорбляющей. Величие неповиннаго страдания непонятно, недоступно человеческой немощи». Святитель Филарет также вспоминает стих из книги Бытия: «Вси бо приемшии нож ножем погибнут. Каждый кто также не справедливо употребит меч, как Петр, не может ожидать себе другаго, кроме погибели от меча. Проливаяй кровь человечу, вместо ея его пролиется кровь (Быт. 9:6.). Таков закон правосудия Божия. Мщение за зло, допускаемое без права на мщение, вызывает против себя новые удары мщения» (5).
О непротивлении злу в контексте толкования сюжета с Петром архимандрит Лев Жилле пишет: «Выбор не в том, сражаться или не сражаться, а в том, сражаться или страдать и страданием победить. Сражения приносят видимые победы, но в них нет ничего, кроме тщеславия и иллюзии, ибо высшая реальность – это Иисус. И эта реальность утверждается страданием того, кто не противится злому. (…) Пацифизм слаб и призрачен? Нет, в нем есть нечто опаляющее и победное» (6).
В Евангелии от Иоанна упоминается имя раба «Малх». Блаженный Августин обращает наше внимание на то, что имя «Малх истолковывается как «тот, кому предстоит царствовать» (7).
И святитель Иоанн Златоуст, и епископ Кассиан (Безобразов) (8), и святитель Кирилл Александрийский (9) признают правоту Петра с человеческой точки зрения при попытке защитить Христа от нападения и отомстить нападающим. Но евангельская уникальность именно в этом и проявляется, что истинное совершенство идет вразрез с обычным мировым порядком.
Весть о воскресении Христа потрясающая, но не менее потрясает в Евангелии весть о необходимости прощения. Это некий взрыв, опрокидывающий все законы мироздания, и рывок, дающий возможность перейти на другой уровень бытия. Мне кажется, именно эта весть делает христианство несоизмеримым ни с чем другим в мире. Мы знаем мировые религиозные практики, помогающие человеку найти свой путь в жизни, обрести гармонию с собой и с окружающими, избавиться от суеты и гнева. Но христианство вообще о чем-то другом, и этим оно ломает сердце человека и возрождает его.
Если человек или государство воображают о себе, что они – христиане, эта глубинная, стержневая сущность христианства помогает через любовь взаимодействовать с другими. Способность прощать освобождает человека и выводит его из тупика.
Епископ Каллист (Уэр) писал: «Если только мы сможем заставить себя простить – если мы сможем хотя бы захотеть простить, – тогда мы окажемся в том, что Псалтирь называет «пространством» или «местом свободы». Прощение означает освобождение из тюрьмы, в которой все двери заперты изнутри. Только через прощение мы можем войти в то, что св. Павел называет «свободой славы детей Божьих» (Рим. 8:21)» (10).
Литература
- Иоанн Златоуст, Опыт изучения Евангелия св. Иоанна Богослова. Том 2. С-Пб.: Изд. И.Л. Тузова, 1887. С. 143. https://jesus-portal.ru/truth/ioann-zlatoust-evangelie-ot-matfeya/beseda-79/
- Ориген, Комментарии на Евангелие от Матфея 103. GCS 38/2:224.
- Василий Великий, Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Третье каноническое послание святаго отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийския, к Амфилохию епископу Иконийскому.
- Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея. https://bible.by/fater/40/26/51/ https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/14
- Филарет Гумилевский, Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Часть 2. Беседа 4 (34).
- Архимандрит Лев Жилле, Монах Восточной Церкви. Иисус очами простой веры. Никея, 2019. — С. 140-143
- Блаженный Августин Иппонский, Трактат на Евангелие от Иоанна 112.5. Cl. 0278, 112.5.4. Толкование на Евангелие от Иоанна. Перев. проф. Тюленева В.М. Рассуждение 112. М. Сибирская благозвонница, 2020. — Т.2. С.665-666
- Епископ Кассиан (Безобразов), Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Электронное издание. С. 114
- Кирилл Александрийский, святитель, Толкование на группу стихов: Ин: 18: 11-11 «Толкование на Евангелие от Иоанна». Часть 3-я. Книга одиннадцатая. Глава XII. «О том, что по природе одно есть Сын со Своим Отцом Богом, хотя и говорит, что как бы в качестве благодати Он принял это единобытие с Отцом».
- Каллист (Уэр) https://incommunion.org/2013/10/01/kallistos-forgiveness