Валентина Кирилюк, студентка 3 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 23 мая 2023 года
В этом году курсовую работу я решила вновь писать по Новому завету. Мне было предложено несколько тем на выбор, и я остановилась на теме: «Пребывание в Боге и Бога в нас» Эта тема меня давно волновала. Как быть с Богом, как быть к Нему поближе? Как мы должны жить, чтобы Бог пребывал в нас? Что для этого от нас требуется? Как Бог пребывает в людях? Какие изменения происходят в людях с помощью Божьей, если человек стремится посвятить свою жизнь Богу?
Вначале я взяла основной глагол темы «пребывать» и посмотрела все случаи его употребления по русскому синодальному переводу. Затем все выписанные стихи сгруппировала по под темам. Обратилась к толкованиям Святых отцов.
Особенности употребления глагола μένω
Обратившись же к первоисточнику – древнегреческому тексту Евангелия от Иоанна и посланиям Иоанна, я обнаружила, что древнегреческий глагол μένω употребляется несколько чаще. На русский язык же он переводится другим глаголом. Так в первой главе Евангелия от Иоанна стих 38 в синодальном переводе мы видим вопрос, обращенный к Иисусу: «Учитель, где живешь?» В древнегреческом: « ποῦ μένεις (Ιω.1:38), — «Где пребываешь» Этот глагол обозначает духовное объединение с Ним. Значение на древнегреческом намного богаче. И в 39 стихе мы видим синодальный перевод древнегреческого «и сами έμειναν» пробыли тот день. В древнегреческом же пребывали тот день с Иисусом, что есть пребывание их с Мессиею и последование за Мессиею. Такой же перевод этого глагола мы видим в стихах Ин.2:12; 4:40; 11:6. Еще один вариант перевода глагола μένω на русский язык – «оставаться» в стихах Ин.7:9; 9:41; 10:40; 11:54; 12:24;12:46; 19:31. Еще один вариант синодального перевода «находясь» в Ин.14:25
Обнаружила и обратные случаи, когда другой древнегреческий глагол переводится, как пребывать. Так в стихе Ин.14:6 мы видим древнегреческий глагол «ᾖ (Ιω.14:16) от глагола εἰμί.- быть , который переведен пребывать. То же мы видим в стихе Ин.15:11
Таким образом знания древнегреческого языка очень даже нам помогает глубже понять текст Нового завета.
Почему этот глагол так важен?
Что значит слово «пребывать»? Оно значит жить или находиться в чём-то или в ком-то. «Пребывать» значит быть, находиться или оставаться; поэтому пребывать во Христе значит быть или оставаться в Нем. Иисус Христос говорил Своим ученикам о том, насколько важно для них пребывать в Нём. Без пребывания в Иисусе Христе невозможно жить настоящей христианской жизнью, невозможно приносить плод для Бога, и невозможно спастись.
Это воссоединение Бога и Его высшего творения, человечества, с целью обретения вновь тесных взаимоотношений апостол Павел обозначает выражением «во Христе», а апостол Иоанн – «пребудьте во Мне».
Какие образы пребывания есть в Евангелии?
1.Пребывать — быть со Христом, оставаться. Остаются соХристом прежде всего Его ученики, как Его последователи. Ученики спрашивают: «Где Ты пребываешь, то есть живешь?» Ин1: 38 Ученики остаются, пребывают у Него тот день. Ин.1:39 Это время, посвященное Богу. Ученики смогли рассмотреть Миссию. Иисус говорит слово, находясь, пребывая с учениками. Ин.14:25.
Христос пребывает с народом. Иисус приходит с Матерью Своей, братьями и учениками и там пребывает несколько дней Ин.2:12. Господь пребывает два дня в Самарии Ин.4:40, в Галилее 7:9, потому что иудеи пылали яростью и Иисус не хотел идти на праздник явно. Господь остается за Иорданом Ин. 10:40, Иисус остается два дня, где находился, когда Ему сообщают о болезни Лазаря Ин. 11:6, божественный Учитель остается в Ефраиме, когда Его хотят убить Ин.11:54.
В значении оставлять в Ин.19:31 не оставить тел на кресте в великий день Пасхи, тем самым осквернить праздник.
Иоанн пребывает, то есть будет жить в Ин.21:22-23
2. Пребывание между Отцом и Сыном и Духом Божьим. Отец в Сыне (14:10,); Бог Отец и Бог Сын имеют одно и то же могущество и волю.
Дух Божий пребывает: а) на Сыне (Ин.1:32, 33); Дух избрал Иисуса Своим постоянным обиталищем. б) на учениках Ин.14:17, которые знают Его, но отчасти; а немного спустя Дух Святой сойдет на них и научит.
Христос же пребывает вовек Ин.12:34. Ибо и Писание упоминает вместе о смерти и о воскресении.
Сама Истина пребывает в нас вовек 2Ин. 1:2 Здесь истина может относиться: 1) к Господу Иисусу Христу. Он сказал: «Я есть …истина» (Ин 14:6); 2) к Святому Духу: «…Дух есть истина» (1Ин 5:6; см. Ин 14:16−17) или 3) к Библии: «…слово Твое есть истина» (Ин 17:17). Как не восхищаться тем, что все три истины поддерживают нас и пребудут с нами вовек!
3.Верующий пребывает во Христе, и Он в нас.
а) так как дал нам Духа Своего 1Ин. 4:13
Верующий, когда любит, как бы «втягивает» или впитывает в себя эту способность любить из Духа Святого и тот же Божий Дух вдохновляет верующих к исповеданию Христа (1-Иоан. 4:2). Дух, Который действуя в верующем, побуждает его к послушанию, свидетельствует, что этот верующий и Бог взаимно «пребывают» друг в друге.
б) если познали любовь Божью и уверовали в нее, пребываем в любви Его Ин. 15:9;1Ин.4:16
Это большая, необъятная, глубокая, безграничная, превыше всякого разумения любовь, которую человек никогда полностью не постигнет. Это означает, что мы должны принимать Его любовь и наслаждаться ею в своей жизни. Иоанн подчеркивает реальность опыта «взаимного пребывания», который доступен всем христианам, имеющим любовь.
в) если любим друг друга, любовь Его совершенна пребывает 1Ин 2:10; 1Ин 3:14;1Ин.4:12
Кто любит брата своего, т. е. каждого человека, с кем встречается или к кому имеет какое-либо отношение, любит ближнего своего по Духу Христову: тот во свете пребывает, — он знает учение Христово и истинно следует ему, и пребывает в общении со Христом, повинуясь водительству Духа Его. Евсевий (Орлинский)
В характерном для этого апостола слове «пребывает» выражена, как и в 1-Иоан. 2:5, идея «совершенной» Божией любви в верующих, что, по-видимому, должно означать, что эту любовь они испытывают во всей ее глубине и полноте Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда. (4:17).
г) Верующий в Сына Имеет жизнь вечную Ин.3:36;Ин.14:2
Ибо кто произвольно отступился от жизни, тот, как будет иметь ее, когда жизнь есть Христос? (Феофилакт Болгарский)
Веруйте в Бога, у Которого готовы для вас небесные обители, и в Меня, Который готов сделать всё, чтобы привести вас в сии обители.( Михаил Лузин)
д) Если исповедует Сыном 1Ин. 4:15
Исповедание (сравните 1:9; 2:23; 4:3) Иисуса как Сына Божия свидетельствует о совершенных взаимоотношениях исповедующего Его с Богом.
е) если соблюдает слово Его 8:31; 1Ин.2:14, тверды в своей вере. Ведь жизнь по евангельским заповедям исполняет человека Божественной силой, силой, которая все побеждает. Человек крепок и силен с Богом. Силен и непобедим с Богочеловеком Иустин (Попович)
ж) если пребудет в вас то, что вы слышали 1Ин.2:24
Человек становится христианином, если принимает Евангелие Святой Троицы, и остается христианином, если живет по нему и оно пребывает в нем. И посредством Евангелия в человеке пребывает и живет только Святая Троица. Иустин (Попович)
з) если соблюдает заповеди Ин. 15:10; 1Ин.3:24; Ин.14:23
Пребывать в Его любви: соблюдать Его заповеди. Богочеловек содействует человеку, и человек становится самостоятельной личностью, если всем своим существом он находится в Господе Иисусе Христе, если пребывает в Нем. Также и Господь Иисус Христос пребывает в человеке, не теряя ничего от полноты Своей Личности. Но это пребывание человека во Христе и Христа в человеке, это Богочеловеческое сожитие наступает и существует со Святым Духом и во Святом Духе. И Святой Дух дает человеку благодатные силы для этой жизни. Иустин (Попович)
Теперь, живя ещё на земле, человек принимает к себе в обитель Бога; после Бог возьмёт его в Свою обитель; последнее — необходимое следствие и условие первого. Михаил Лузин
и) поступает, как Он 1Ин.2:6
Поступать, как Он: в смысле — жить и действовать, и в жизни, и в действовании выражать такие внутренние свойства и качества, как и Христос. Михаил (Лузин) епископ
к) исполняет волю Божью 1Ин. 2:17
И воля Божия где выражена? В Богочеловеке Христе и в Его Евангелии. Следуя Евангелию, человек исполняется бессмертия, вечной жизни. Иустин (Попович)
л) пребывает, как ветвь на лозе Ин. 15:4
Мы пребываем в Христе, когда проводим время в молитве, читаем и соблюдаем Его слово, общаемся с Его народом и непрерывно сознаем наше единение с Ним. Поскольку таким образом мы поддерживаем с Ним постоянный контакт, мы сознаем, что Он также пребывает в нас и ниспосылает нам духовную силу. Ветвь может только тогда приносить плоды, когда пребывает на виноградной лозе.
м) имеет плод Ин.15:5;15:16;12:24
Сам Христос — виноградная лоза; верующие — ветви виноградной лозы. И само собой разумеется, что не ветвь живет для виноградной лозы, а поток жизни от виноградной лозы струится через ветви. Иногда мы просим: «Господи, помоги мне жить для Тебя». Было бы лучше просить: «Господь Иисус, живи через меня». Без Христа мы не можем делать ничего.
Плод может означать благодать христианской жизни, например: любовь, радость, мир и т.д. Или же это души, приведенные к Господу Иисусу Христу. Существует взаимосвязь между этими двумя видами плода. Только в том случае, если мы приносим первый вид плода, мы способны принести и второй.
Христос призывает нас оценивать любое явление, любое событие по тем плодам, которые оно приносит.
н) Тот, кто имеет дерзновение и не постыдится 1Ин. 2:28
Если будем поддерживать общение с Богом, то при встрече со своим Господом сможем говорить с Ним свободно и смело. Но, если пребывание верующего в Нем не будет твердым и уверенным, то ему прядется постыдиться, когда Христос снова придет. Иоанн развивает идею, что когда вера христианина проявляется в его жизни, то Сам Бог проявляется в ней.
Когда мы не пребывает в Боге?
а) не пребывает в учении Его. (2Ин.1:9)
Возможно, преступать учение — отвергать то, чему Библия учит о Христе. Бога можно познать только через Его Сына. «…Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин 14:6).
б) не имеет слова Его (Ин.5:38)
Вы не имеете пребывающего в вас слова Его, то есть повелений, заповедей, закона, Пророков. Не слушаясь Его, вы и не имеете Его, т.е. дара Его: он улетел от вас. Евфимий Зигабен
в) кто видит брата в нужде и затворяет сердце, не пребывает в любви Божьей 1Ин.3:17
Если всякий раз, когда подается самая незначительная милостыня, она подается Христу, неверно, чтобы кто-то предпочитал земное небесному и не ставил бы человеческое выше Божественного. Киприан Карфагенский
г) извергнется вон, как ветвь и засохнет Ин. 15:6
Из-за небрежности и жизни без молитвы такой верующий теряет общение с Господом. В результате он совершает грех, и его свидетельство разрушается. Из-за нежелания пребывать во Христе он извергнется вон, как ветвь, — не Христом, а другими людьми.
д) ненавидящий брата своего 1Ин 3:14;1Ин.3:15
Любовь прежде всего нас соединяет с Богом, Который есть источник все-жизни, но и с братьями, которые также вечны в Боге. Иустин (Попович)
Всякий, ненавидящий брата, не любящий брата есть духовный мертвец, неспособный к духовному оживлению, пока в сердце его не раскроется благодатию Божиею любовь к брату. Михаил (Лузин)
е) раб греха Ин.8:35; 9:41; 1Ин 3:6,9
Имеющие истинное наследие, как сыны, рождены от Отца небесного, и живут в дому Отца своего, как говорит Господь: «раб не пребывает в дому, сын же пребывает во век». Макарий Великий
«Грех остается на вас.» Ин.9:41 ваш грех есть не что иное, как грех упорства и ожесточенного противления Божественной истине, а такой грех непростителен, ибо это грех хулы на Духа Святого. Аверкий (Таушев) архиепископ
Грех держит человека в богоневедении, в нечестии. Это некая сила, которая уничтожает богоподобность человека, удаляет его от Бога Иустин (Попович)
Творя добродетели, человек “рождается” от Бога. Священные таинства и святые добродетели — это “семя Божие” в человеке, которое с возрастанием увеличивается и созревает Вся его воля и каждое его желание рождается, образуется, исходит от Бога и преображается в Божью волю и Божие желание. Иустин (Попович)
ж) остается во тьме Ин.12:46
Да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет во тьме заблуждения, во тьме греха. Евфимий Зигабен
Грех может привести к отпадению от Господа. Мы видим в Евангелии сребролюбивую душу апостола Иуды. Возможно, его мечты о власти и как это привело к отступлению от Господа. А ведь он получил те же дары, что и другие ученики. И это привело его во тьму заблуждения, тьму греха. Может отдалить от бога и излишняя самоуверенность, как мы видим это в случае с апостолом Петром. Бог показывает ему его слабость и тем самым дает апостолу урок на всю жизнь.
Как пребывать в Иисусе?
1. пребывая в учении 1Ин. 2:27;
Итак, если вы твердо храните у себя Духа Святого, которого вы приняли, то не имеете нужды, чтобы кто учил вас. Но как Этот Самый Дух научает вас всему, то в том и пребывайте, чему Он научил вас; ибо то, чему Он научил вас, истинно и неложно. Феофилакт Болгарский блаженный
2.Пребывая в преломлении хлеба Ин.6:27; 6:56
Это значит, что Господь пребывает в тех, кто достойно причащается Тела и Крови Его. Пребывать во Христе — это значит быть в самом тесном общении с Ним. Подобно этому, пребывать во Христе значит жить Его учением, проникнуться всецело Его Святой любовью, Его заповедями, проникнуться той любовью, которая побудила Его сойти с неба и нас спасти. Общение с Истинным Богом может, конечно, быть только духовным общением, общением любви. Если Господь Иисус Христос говорит, что и Он пребывает в тех, кого достойно причащает Он Тела и Крови Его, то это значит, что любовью Христовой озарится сердце такого человека, что наполнится сердце это Духом Святым — это будет глубокое и неразрывное общение любви. Узнаёт это по тому, что сердце его наполняется радостью, радостью, которой не знают люди, не живущие духом, узнаёт по тому, что любовь святая возрастает и возрастает в нем, что исполняет он заповеди Христовы. (Свт. Лука Крымский)
3. Пребывание в молитве Ин 15:7
Пребывание — секрет успешной молитвенной жизни. Чем ближе мы подходим к Господу, тем больше учимся думать Его мыслями. Чем больше мы узнаем Его через Слово Его, тем лучше понимаем Его волю. Чем чаще наши желания совпадают с Его волей, тем больше мы можем быть уверены в том, что Он ответит на наши молитвы.
Иоанн Богослов, как образец пребывания в Господе
Примером для нас является сам апостол Иоанн Богослов. Услышав призыв своего Учителя, он вместе с братом Иаковом незамедлительно последовал за ним.
Иоанна Христос возлюбил за беззлобную душу и совершенную прозрачность помыслов. Ученик всюду следовал за Спасителем, и никогда не оставлял его. Верный последователь, один из трех приближенных к Господу, возлежал рядом при Тайной вечере, присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе и, получив знак от апостола Петра, приблизился к Учителю, чтобы спросить имя предавшего его.
Иоанн Богослов не оставил любимого наставника и в те моменты, когда его вели связанным на суд беззакония, когда велись допросы в архиерейском дворе; последовал за Ним по Крестному пути. Сердце ученика сострадало мукам своего Учителя. Вместе с Девой Марией оплакивал мученическую смерть у подножия Креста. Мы видим истинное пребывание апостола с Христом. Пребывание и телом и душой. В момент сильнейшей скорби он услышал голос распятого Христа, поведавший ему, что Пресвятая Дева Мария «его мати». До успения Божьей Матери Богослов служил ей со всей преданностью, заботился и оберегал. Все эти годы Иоанн не покидал Иерусалим. После кончины и успения названной его Матери, он решил направиться в Ефес и другие города Малайзии для проповедования веры. Добравшись до Ефеса, Иоанн проповедовал людям языческой веры о Христе с истинной преданностью и заинтересованностью. Во время проповедей случались чудеса. Люди уверовали в Христа, вера укреплялась все сильнее. Мы видим пребывание апостола в слове Божьем и передаче, научении слову людей.
Апостол Иоанн Богослов называется апостолом любви, потому что он полнее других апостолов воспринял от Спасителя самую важнейшую, самую необходимую заповедь о любви и всех проще и яснее передал ее верующим. При жизни Божественного Учителя он любил Его особенною нежною, сыновнею любовью, а когда сделался руководителем жизни новообращенных им христиан, то самоотверженно любил своих чад духовных любовью братскою и отеческою. И в посланиях своих он поучает этой чистой и святой любви: «возлюбленные», говорит он, — «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7—8).
В последние годы его приносили на собрания верующих на носилках и здесь он произносил только: «дети мои, любите друг друга». А когда его спрашивали, зачем он так часто повторяет эти слова, то он отвечал, что в этих словах заключается весь закон. Учил он любить не на словах только, но и на деле, потому что любовь на словах, не оправдываемая делом, мало приносит пользы. «Дети мои!» говорит он: — «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоан. 3, 18). Не любя ближнего, и Бога нельзя искренно любить. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, котораго видит, как может любить Бога, Котораго не видит?» (1 Иоан. 4, 20).
Заключение
Всё, что мы можем сделать, чтобы пребывать в Иисусе Христе — просто принять это верою. Однажды люди спросили Иисуса: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Он ответил: «Веровать в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28-29). Суть веры — это способность принять то, что Бог сделал для каждого из нас через Иисуса Христа. Где нет принятия, нет веры. Просто вера в Бога ничего не даёт — написано, что и бесы веруют и трепещут. Но когда мы слышим Евангелие, узнаём и принимаем, тогда что-то начинает происходить.
Пребывать во Христе — это утверждаться, «пускать корни», укрепляться, чтобы стать стабильными, постоянными в Нём, независимо от того, что нас постоянно что-то атакует, ударяет со всех сторон.
Призыв к «пребыванию» во Христе часто неправильно понимают, как будто это какой-то особый и мистический опыт. Но Иисус ясно дает понять, что это, на самом деле, связано с рядом конкретных реальных моментов.
Во-первых, наш союз с Господом зависит от Его благодати. Вера своим источником имеет действие Божье, действие Духа Святого.
Во-вторых, союз с Христом означает быть послушным Ему, направить нашу волю и изменить наши привязанности.
В-третьих, верующий основывает свою жизнь на любви Христовой: простое послушание Ему является плодом и свидетельством любви к Нему (Ин. 15:10–14).
Наконец, мы призваны подчиняться очищению Божьему в тех обстоятельствах, с помощью которых Он отсекает всякую нашу неверность и неправедность, иногда даже всё неважное, чтобы мы могли пребывать во Христе с еще большей искренностью и любовью.
Один из важнейших аспектов пребывания – это сохранять свое сердце в покорности Богу. Здесь Иисус призывает каждого из нас к искреннему отречению и подчинению Богу. Мы становимся теми, кто пребывает во Христе, или теми, кто пренебрегает Им; теми, кто «собирает с Ним» или теми, кто «расточает» (Матфея 12:30
Наши смертные тела могут быть закупорены из-за грехопадения человека. Верующий не пребывает в Сыне, если не имеет слово Его, не пребывает в Его учении, затворяет сердце перед братом своим, находящимся в нужде, ненавидит брата своего, является рабом греха и остается во тьме. Тогда он извергается вон, как ветвь и засыхает. Но наш духовный человек освобождается благодаря постоянной и откровенной близости с Иисусом Христом
Как сказала Ханна Уитолл Смит: «Если только мы подчиним себя Господу и будем полностью доверять Ему, мы обнаружим, что наши души, как орлы, взмывают на крыльях в небесные обители во Христе Иисусе, где земные неприятности или скорби не имеют силы тревожить нас».
Господь говорил нам позволить Его Слову, – которое является живым! – поселиться внутри нас. Он говорил нам проводить время в нем, размышлять над ним, наполнять им свой разум и уста и дать ему возможность руководить всеми нашими действиями
Любовь — это возможность пребывать во Христе и привить к лозе других людей. Верующий во Христе, и ОН в нас, так как Христос дает нам Духа Своего, если мы узнали любовь Божью и пребываем в любви к Богу и соответственно любим и ближнего, тогда любовь Его совершенна пребывает.
Принесение нами плода является настолько необходимым для нашего утешения и блаженства, что наилучший аргумент для побуждения нас пребывать во Христе состоит в том, что иначе мы не можем приносить плод. Верующий пребывает в Сыне, если исповедует Христа Сыном, соблюдает Его слово, заповеди, исполняет Его волю, поступает, как Он. Если в нас пребывает то, что мы слышим, тогда мы будем иметь дерзновение и не постыдимся, будем нераздельно с Господом пребывать, как ветвь на лозе и принесем плод.
Пребывание во Христе необходимо нам для того, чтобы мы могли творить много добра. Кто постоянно упражняет себя в вере во Христа и в любви к Нему, кто живет Его обетованиями и водится Его Духом, тот приносит много плода, тот верно служит делу прославления Бога и содействует своей собственной пользе в день суда. Пребывание во Христе необходимо для того, чтобы мы могли творить всякое добро. Мы пребываем в Иисусе, если живем Его учением, проникаемся Его любовью, заповедями, пребываем в постоянной молитве, общении с братьями и сестрами, достойно причащаемся.