Ирина Фишгойт, студентка 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 23 мая 2023 года
Иногда случаются чудесные совпадения. Такое в моей педагогической практике происходило не раз. Лет 16 тому назад то ли с 10, то ли с 11 классом мы читали стихотворение Осипа Мандельштама «Я по лесенке приставной…»
Приведу его целиком.
Я по лесенке приставной
Лез на всклоченный сеновал,-
Я дышал звезд млечных трухой,
Колтуном пространства дышал.
И подумал: зачем будить
Удлиненных звучаний рой,
В этой вечной склоке ловить
Эолийский чудесный строй?
Звезд в ковше медведицы семь.
Добрых чувств на земле пять.
Набухает, звенит темь
И растет и звенит опять.
Распряженный огромный воз
Поперек вселенной торчит.
Сеновала древний хаос
Защекочет, запорошит…
Не своей чешуей шуршим,
Против шерсти мира поем.
Лиру строим, словно спешим
Обрасти косматым руном.
Из гнезда упавших щеглов
Косари приносят назад,-
Из горящих вырвусь рядов
И вернусь в родной звукоряд.
Чтобы розовой крови связь
И травы сухорукий звон
Распростились; одна — скрепясь,
А другая — в заумный сон.
Какие-то строфы были понятны: мир хаотичен, абсурден, бессмыслен, в нём бесполезно искать гармонию:
И подумал: зачем будить
Удлиненных звучаний рой,
В этой вечной склоке ловить
Эолийский чудесный строй?
Но это, по всей вероятности, относится к миру людей, в Замысле, космическом пространстве и природном мире есть порядок и гармония.
Звезд в ковше медведицы семь.
Добрых чувств на земле пять….
Интересно четверостишие:
Не своей чешуей шуршим,
Против шерсти мира поем.
Лиру строим, словно спешим
Обрасти косматым руном.
Очевидно, здесь имеется в виду, что человек выпал из природной стройной системы. Единственный способ в неё попасть- «строить лиру», т.е. искать первозданную красоту в поэзии, музыке, творчестве, т.к. «обрасти косматым руном» всё равно не суждено.
Кстати сказать, у Мандельштама есть ещё одно стихотворение, где говорится об отпадении человека от природного мира. Это стихотворение «Ламарк». Приведу последние две строфы:
И от нас природа отступила —
Так, как будто мы ей не нужны,
И продольный мозг она вложила,
Словно шпагу, в темные ножны.
И подъемный мост она забыла,
Опоздала опустить для тех,
У кого зеленая могила,
Красное дыханье, гибкий смех…
Но вернемся к «сеновалу».
Дальше тоже понятно:
Из гнезда упавших щеглов
Косари приносят назад,-
Из горящих вырвусь рядов
И вернусь в родной звукоряд.
Желание вырваться из горящих рядов земной жизни можно только посредством поэзии, это единственный способ — вернуться «в родной звукоряд» — к стройности и красоте Замысла.
Но четверостишие
Распряженный огромный воз
Поперек вселенной торчит.
Сеновала древний хаос
Защекочет, запорошит…
Вызывало полное недоумение…
И тут случилось чудо! Буквально через несколько дней мы стали рассматривать картины Босха. На средней части триптиха «Воз сена» мы увидели «огромный воз» сена из стихотворения Мандельштама.
Когда я стала искать толкование этого образа, то в одном из альбомов Босха в предваряющей статье было сказано, что сено – это символ наслаждений и всех благ мира.
На центральной части картины «Воз сена» изображены представители самых разных сословий: бедняки, торговцы, жулики, воины, монахи, актёры, даже император и Папа Римский. Каждый жаждет урвать кусочек «счастья». Люди дерутся , попадают под колеса телеги, кого-то убивают, кто-то дожидается своего шанса… В нидерландском фольклоре существует пословица: «Мир – это воз с сеном, и каждый старается отхватить от него клочок побольше». Интересно, что во фламандском языке языке слово «hooi» означало одновременно и «сено» и «ничто».
На заднем плане художник изобразил благодатный пейзаж : горы, моря, реки , леса — но это совершенно пустое пространство, там никого нет, никто не замечает этой красоты, все беснуются возле телеги с сеном. А высоко в небесах, в облаке, мы видим Христа, который в бессилии разводит руками, и как- будто говорит: «Люди, я создал для вас эту прекрасную Землю! А вы что творите?»
Конечно, было очевидно, что стихотворение имеет прямое отношение к картине Босха, но нигде на это указание я найти не могла.
Только через несколько лет в одном из новых сборников Мандельштама было примечание, в котором говорилось (со слов Н.Я. Мандельштам), что в этом стихотворении он действительно имел в виду картину Босха «Воз сена».
Но самые большие трудности вызывало толкование последней строфы:
Чтобы розовой крови связь
И травы сухорукий звон
Распростились; одна — скрепясь,
А другая — в заумный сон.
И тут на помощь пришла Соня Шаталова, девочка, страдающая аутизмом, с выдающимися способностями. Она не говорила , но могла писать с поддержкой руки. У нее была своя оригинальная система представлений о душевном мире человека. Она писала стихи и даже могла читать мысли. Мы с ней занимались литературой.
Соня мгновенно объяснила смысл последней строфы, она вообще была замечательным толкователем стихов. «Травы сухорукий звон — это тот же вожделенный клочок мирских радостей и чтобы «вернуться в родной звукоряд», нужно скрепить кровь, и тогда соблазны станут сеном, бредом, заумным сном, превратятся в ничто».
Что же такое «горящие ряды», можно увидеть на внешней стороне створок картины.
По дороге, а это не что иное, как дорога жизни, идёт оборванный старик с котомкой за плечами. Вдоль его пути изображены сцены обыденной жизни: кого-то грабят, кого-то хотят убить, кто-то ни во что не хочет вмешиваться. На заднем плане – «холм справедливости» с виселицей и колесом для четвертованья. За стариком бежит маленькая собачка, которая норовит укусить его за ногу. Эта собачка — символ клеветы. Слева валяются на земле чьи-то обглоданные кости. Впереди ветхий мостик , который может рухнуть в любой момент. Тогда путь будет завершен. Так художник, видимо, представлял себе жизнь.
Возможно, оно совпало с «горящими рядами» Мандельштама.
Остался один неразрешенный вопрос.
У Мандельштама «Распряженный огромный воз…», а у Босха он вполне себе запряженный. В него запряжены демоны с рыбьими телами и человеческими ногами, которые тащат всю эту конструкцию вместе со всеми заинтересованными лицами в ад, где последние получат по заслугам. Так завершится круг справедливости, которой нет в земной жизни, но как есть в волшебных сказках: честные и добрые, на пути которых возникали тяжелые испытания, будут жить долго и счастливо, а лживых и жестоких ждет ужасный конец.
А что же у Мандельштама? Справедливости нет и не будет: «сеновала древний хаос защекочет, запорошит». Спасение только в том, чтобы пренебречь мирскими благами и вернуться в «родной звукоряд».
Напоследок всё-таки хочется сказать , что концепция «Воза сена» Босха не совсем справедлива, она, безусловно, содержит назидательный смысл и предостережение: «Люди, не гонитесь за благами мира сего, иначе окажетесь в Аду». Ад представляет собой пространство, погружённое в огонь и мрак, населенное чудовищными химерами, которые истязают грешников.
Но куда же попадают праведники? Их на картине нет. Всё человечество, толпящееся возле воза с сеном следует одной дорогой в Адские узилища.
Рай в прошлом. Врата Рая после изгнания Адама и Евы охраняет херувим с мечом обращающимся. Казалось бы, печальная, бессмысленная, безнадёжная история, если бы не одно НО. Это Но — праздничный, яркий колорит, в котором выдержана вся картина. Именно гармоничное, насыщенное, яркое сочетание цветов свидетельствует о великом смысле, заложенном в мироздание и о счастливом завершении этого проекта, несмотря на своеволие, гордыню, жадность и глупость людей.