Андрей Грицаенко, студент 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 23 мая 2023 года
Господи благослови! Дорогие братья и сестры, хочу привлечь ваше внимание к трудам святителя Димитрия Ростовского, к основному его труду которому он посвятил более 20 лет своей жизни. Это 12 томов житий святых им составленных.
Он нам сообщает о важности книг и писаний вообще. Житие преподобного Нестора летописца (память его 27 октября по ст.ст.) он начинает словами:
Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известий о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение. Но Бог, сохраняющий в людях память о своих чудесах, в какое захочет время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитав начертанное ими, могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей, Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное для нас, и тем вызвал у нас благодарение Богу.
А в конце 17 века Господь явил подобного Нестору летописцу описателя в Малороссии, отца Димитрия (Туптало), епископа Ростовского, потрудившегося в написании, переводе, составлении и компилировании житий святых православной церкви. Полностью название его книг звучит так: “Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского”. Книги эти представляют из себя изложение жизнеописаний, подвигов святых, людей причисленных к лику святых, составленных в порядке календаря. Содержание, оглавление каждого тома выглядит не в привычном для нас виде, по ходу написанных глав с указанием номеров страниц. Само оглавление именуется “Алфавит святых коих жития и памяти помещены в сей книге”. В майском томе первым в этом алфавите стоит Аверкий мученик, 26 дня страница 723, а последним — Ферапонт священномученик, 27 дня, 730-я страница. И так во всех 12 книгах. В некоторых томах имеются приложения, вынесенные за пределы календарных дат, в основном касаемые Пасхальных праздников и связанных с ними переходящих днях памяти. Так, в апрельском томе есть сказание о Входе Господнем в Иерусалим, большой раздел о Страстях Христовых, Воскресении, и явлениях Господа по Его Воскресении в течение 40 дней. В майском томе — приложения о Вознесении Господа и Пятидесятнице. И есть еще некоторые примечания и приложения в других томах. В сентябрьском томе имеется обширное предисловие ко всему изданию, посвященное началу почитания святых.
И еще расскажу о самих книгах. Я имею счастье пользоваться репринтным изданием, выпущенным в 1997 году издательством Свято-Пафнутьев-Боровского монастыря, напечатанным с издания 1902-1907 годов, с ятями и обширными вставками на церковнославянском. Почти все цитаты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, а их там много, а также тропари и кондаки святых приводятся по церковнославянски и набраны соответствующим шрифтом. Большинство статей снабжены изображением святых, качество изображений соответствует развитию полиграфического производства начала 20 века.
Тексты написаны современным языком, на котором говорили и писали в конце 19 века, и понятном и привычном нам для чтения сегодня. Святитель Димитрий епископ Ростовский современник Петра Первого, и написанное им должно сильно отличаться от современного русского литературного языка. Значит авторский текст подправлен, адаптирован и редактирован, не могу судить в какой мере, не читал оригиналы житий святых святителя Димитрия образца 18 века. Вероятно многое потеряно при правке, упущено, сложное упрощено а простое усложнено. И не встречается — мне не встретились здесь милые фразы обращенные к читателю, которые мы слышали в лекциях Ильи Яковлевича Грица. “В летописи этой изложено так, в летописи другой написано по другому, есть и еще в третьей летописи, А ТЫ, БОГОЛЮБИВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ, ПОТЩИСЯ ИЗБРАТИ ДЛЯ СЕБЯ ЛУЧШЕЕ.”
В предисловии к сентябрьскому тому находим такие слова:
Жития святых представляют богатую сокровищницу, из которой всякий может брать все, что нужно для преуспеяния в жизни духовной.
Итак, из чего состоит это издание. Если брать в количественном отношении, то тут такая картина. Примерно половина всего материала это жития мучеников первых веков христианства. Читать про мучения тяжело. Это смерть, издевательство, принуждение принести жертвы богам и отречься от своей веры, насилие, кровь, пытки, убийство множеством способов. Мучения, мучения, мучения… Но и венец в конце, и чудеса во время мучений, и чудеса посмертные.
Кроме житий мученических есть жития преподобных, исповедников первого тысячелетия нашей эры. Очень подробны жития апостолов-евангелистов, Божией Матери, святых родителей Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, первых мучеников христианских — архидиакона Стефана, Тавифы самарянки, Лонгина сотника, мученика Климента папы Римского — ученика апостолов Петра и Павла, мученика Антипы Пергамского упомянутого в Откровении Иоанна Богослова, мученика Игнатия Богоносца.
Значительную часть занимают жития Праотцев и Ветхозаветных Пророков. Никто из них не пропущен. Я не читая еще книги Ветхого Завета, по книгам Димитрия Ростовского узнавал жития Ноя, Иова, Авраама, Исаака и Иакова, Иосифа Прекрасного (так именуется здесь сын Иакова проданный братьями в Египет в рабство), Моисея, Аарона, Финееса, Иисуса Навина, судей Израильских, Давида и Соломона, и всех великих и малых пророков Израиля.
Следующие будут мужи первых веков монашества, с приставкой великие. Антоний, Макарий, Пахомий, Онуфрий, Арсений и другие не менее великие мужи… Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской, Симеон столпник, Спиридон Тримифунтский, и любимый нашим народом святитель Николай Чудотворец, епископ Мир Ликийских, которого празднование 2 раза в году, Никола зимний и Никола летний.
Есть много житий женщин, в утешение всему женскому роду; преподобных, мучениц, монашествующих. Среди них сонм женщин подвизавшихся в мужском образе, например преподобная Феодора/Феодор.
И самое малое по объему место занимают русские святые, и еще меньше святые сербские и грузинские. Первые русские святые — князья мученики Борис и Глеб, Михаил князь Черниговский и болярин его Феодор, преподобные Антоний и Феодосий Печерские — основатели Киево-Печерского монастыря, Нестор летописец, преподобная Евфросиния Полоцкая, князья Петр и Феврония Муромские (очень короткое житие, в нем нет сказочных атрибутов — змея, агрикова меча, только повествование о том как они жили благочестиво, были гонимы жителями Мурома и позваны вернуться обратно, в старости приняли монашество и умерли в один день и похоронены в одном гробе), святой князь Александр Невский, князь Даниил Московский, митрополиты Московские и Киевские Петр, Алексий, Иона, Филипп, наконец преподобные Сергий Радонежский, Пафнутий Боровский, Иосиф Волоколамский (ныне именуемый Волоцкий), Феодор архиепископ Ростовский, Стефан епископ Пермский, и еще полная горсть святых, митрополитов, князей, монахов Смоленских, Угличских, Владимирских, Ростовских, монахов Киево-Печерских, мужей Христа ради юродивых. Последние по времени святые, жития которых помещены в этих книгах — это русские святые 15,16 веков.
Житие самого святителя Димитрия составлено через 50 лет после его кончины, бывшей в 1709 году. И оно тоже есть в этой книге. И есть дивные моменты в этом житии. О том как Митрополит Димитрий сподобился утешения и укрепления от святого мученика Ореста. Отец Димитрий сам трогательно описывает это событие.
В 1685 г. в Филиппов пост, – пишет святой Димитрий, – в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лег отдохнуть не раздеваясь, и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, лицом веселым ко мне вещающего этими словами:
– Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал.
Это изрек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, сквозь во внутренность проходящую, сказав:
– Это мне железом прожжено.
Потом, открыв правую по локоть руку, показал рану на самом против локтя месте, и сказал:
– Это мне перерезано.
При этом видны были перерезанные жилы. Также и левую руку открывши, на таком же месте такую же указал рану, сказал:
– И то мне перерезано.
Потом, наклонясь, открыл ногу и показал на сгибе колена рану, также и другую ногу до колена открывши, такую же рану на том же месте показал и сказал:
– А это мне косою рассечено.
И став прямо, взирая мне в лицо, промолвил:
– Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал.
Я, против этого ничего не смея сказать, молчал и мыслил в себе: кто этот есть Орест, не из числа ли пяточисленных (13 декабря)? На эту мою мысль святой мученик ответствовал:
– Не тот я Орест, иже от пяточисленных, но тот, его же ты ныне житие писал.
Видел я другого некоего важного человека, за ним стоявшего, и казался мне также некий мученик был, но тот ничего не сказал. В то самое время учиненный к заутрени благовест пробудил меня, и я жалел, что это весьма приятное видение скоро окончилось.
– А что это видение, – прибавляет святой Димитрий, записав его спустя более трех лет, – я недостойный и грешный истинно видел, как написал, а не иначе, это под клятвою моею священническою исповедую: ибо все оное как тогда совершенно памятовал, так и теперь помню.
И также замечателен последний день и кончина святителя. Когда он больной позвал певчих к себе в келью и просил их петь ему. Потом всех отпустил кроме одного.
По окончании пения, отпустив певчих, святитель удержал одного из них, Савву Яковлева, любимого им, усердного переписчика его сочинений. Святой Димитрий начал рассказывать ему о своей жизни, как он проводил ее в юности и в совершеннолетнем возрасте, как молился Богу и Пречистой Его Матери и всем угодникам, и сказал: «И вы, дети, молитесь так же». Потом благословил певчего и, провожая его из келии, поклонился ему едва не до земли и благодарил его за усердие в переписке. Видя, что архипастырь так смиренно и необычно провожает его и так ему низко кланяется, певчий содрогнулся и с благоговением сказал:
– Мне ли, владыка святой, последнейшему рабу твоему, ты так кланяешься?
На это святитель с тою же кротостью отвечал:
– Благодарю тебя, чадо!
Певчий горько заплакал и удалился. После этого святой Димитрий приказал служителям разойтись по своим местам, а сам заключился в особенную комнату, как бы желая отдохнуть, и наедине предался усердной молитве к Богу. Утром служители вошли в эту комнату и нашли святителя скончавшимся на коленях, в положении молящегося. Так молитва, услаждавшая жизнь святителя, сопровождала его и к смерти.
Закончим про содержание. Совсем мало, на одной руке пальцев хватит чтобы сосчитать святых “житие коих помещено в сих книгах” после Петровского времени, в Синодальный период, когда почти перестали канонизировать. Самое значительное из них это житие святого Серафима Саровского, канонизация которого произошла в 1903 году, когда именно это издание начало выходить в свет.
И еще есть несколько замечательных статей о явлении икон Божией Матери в русской земле в 14,15 веках. Толгская и Тихвинская иконы, эти святыни пришли на Русь и явились по воздуху. Явились они из угасающей Византии. Матерь Божия покидала гибнущую империю. Подобным образом иконы в конце первого тысячелетия сами уходили из Рима и через некоторое время являлись в Царьграде и на Афоне.
И в завершение обзора мои любимые святые, известные и неизвестные широко, о которых узнал из 12 томов. Это праведный Филарет милостивый, Пафлагонянин, память 1 декабря ст.ст. (Далее все даты памяти по старому стилю, как приведено у святителя Димитрия.), мученик Иаков Персянин, 27 ноября, мученица Евфимия Всехвальная, Халкидонская (2 раза в год празднуются дни ее памяти. 16 сентября и 11 июля. Страдания мученицы, и почти детективные события связанные с похищением и возвращением ее мощей, происходившие в течение более 200 лет. Также известна история о явлении ее в 70-е годы 20 века Афонскому монаху Паисию. У Бога все живы!), святитель Иоанн Златоуст. 13 ноября, 27 января, и 30 января (последняя дата — Собор трех святителей, по его житию следовало бы снять фильм, короткий сериал, был бы интересен всем интересующимся этим временем), преподобный Феодосий Печерский, строитель Киево-Печерского монастыря, ученик преподобного Антония (Память 3 мая. Особенно умиляют чудеса с умножением хлебов, муки, масла, что являет собой повторение чудес пророка Илии. И у многих святых живших в разное время были такие чудесные умножения запасов еды и питья), Святой Спиридон Тримифунтский, 12 декабря, мученик Трифон, 1 февраля, преподобный Марк Фрачесский, 5 апреля (Есть это житие в книгах писателя Сергея Нилуса. “Как жил ты один на этой горе отче? — первые 60 лет было очень тяжело.” Он спросил пришедшего к нему — а есть ли еще в мире люди, которые скажут горе ввергнись в море и она ввергнется, и тут кусок горы начал движение в море. Марк воскликнул — стой гора на месте! я для примера это сказал), 40 мучеников Севастийских, 9 марта, семь отроков Ефесских, проспавших в пещере около 200 лет, а для них прошло времени одна ночь. Заснувших во время гонений, а восставших от сна в дни когда Православие утвердилось в государстве, память 4 августа, и три отрока еврейских в пещь огненную в Вавилоне сходивших, во времена вавилонского пленения (из книги пророка Даниила. Память их 17 декабря, вместе с пророком Даниилом), и Раифские отцы, монахи избитые пиратами (Преподобные отцы, в Синае и Раифе избиенные, память 14 января. Было 2 избиения монахов в одной местности с промежутком в несколько десятков лет, случившиеся в один день. Это первое житие мной прочитанное, после которого много лет эти книги я в руки не брал).
К стыду своему должен признаться что книги эти у меня дома простояли без прочтения больше 15 лет. Но с какого-то момента по случаю я взял ноябрьский том и прочел жития пришедшиеся на тот день, и начал читать эти тома иногда наращивая иногда сбавляя темп. Невозможно прочитывать все подряд каждый день долгое время, не укладывается, все смешивается в один ком. Поэтому читал их пунктиром. И испытал радость сделав годовой круг в чтении, когда стали попадаться уже знакомые святые!
Друзья, любите святых Божиих! Узнавайте про них, читайте, общайтесь с ними читая их жития. Молитесь им. Узнавайте святых, имена которых вы получили в крещении. Учите им тропари и кондаки, как требовал от учеников школы в Югославии отец Иоанн Максимович, будущий епископ Шанхайский. Узнайте своих святых.
И узнавайте святых нового времени, о тех про кого не написано в книгах святителя Димитрия. Святых 18 века — Святителей Иоасафа Белгородского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, блаженной Ксении Петербургской, 19 и 20 веков — святого Иоанна Кронштадтского, преподобных Старцев Оптинских, святителей Феофана Вышенского и Игнатия епископа Кавказского (Брянчанинова), равноапостольных свт. Иннокентия Иркутского, свт. Германа Аляскинского, свт. Николая Японского, исп. Луки Крымского, свщмч. Серафима Чичагова, составившего летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, прп. Серафима Вырицкого, блаженной Матроны Московской, и царственных мучеников — семьи императора Николая.
Если серьезно, то святые — это наши друзья. Это фронтовики, защищавшие веру, погибшие на войне, в сражении. И стоящие стеной, и защищающие нас сегодня. Так или почти так говорит в одной передаче епископ Василий (Родзянко), “Преосвященнейший послушник” (так названа глава в книге “Несвятые святые”, посвященная епископу Василию).
Святитель Николай Сербский (Велимирович), пишет в одном письме.
“Братья мои, читайте Священное Писание прежде всего. Ваша грамотность послужит вашей погибели, а не спасению, если читаете все, кроме Священного Писания. Сразу же после Священного Писания читайте Жития святых, то есть жизнеописания святых подвижников и подвижниц Православной Церкви. Все книги мира сего не способны вдохнуть в человеческую душу ту силу, то утешение и ту усладу, которое приносит Священное Писание и Жития Святых.”
При этом чтение житийной литературы не должно отменять и заменять чтение Святого Писания. Одно чтение подводит к другому.
Один батюшка сказал, что каждое житие святых воплощает в себе какую-то цитату из Евангелия. Святые это те, к кому по слову апостола Иоанна приходит Господь с Отцом Его и обитель у него сотворяют. Кто любит меня тот соблюдет слово мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:23).
И дела которые творил Господь и верующий в Него сотворит, “и больше сих сотворит (Ин 14:12). Удивительно, Господь дает святым, преподобным, любящим Его и верующим в Него творить дела Свои и творить больше сих дел! Жития святых изобилуют исцелениями от болезней. Хромые ходят, слепые прозревают, мертвые воскресают. Все как в Евангелии. И мертвые в житиях святых воскресают, это не частое явление, но и нередкое. Святые творят дел больше чем Господь сотворил за Свое служение на земле. Ему не жалко. Творите люди!
На примере одного жития можно показать как бисер Слова Божия рассыпан по всему тексту, пронизывает всю эту историю. И незнакомые цитаты из Писания хочется узнавать, открывать книги, находить и прочитывать их самому. 13 февраля по ст.стилю день памяти преподобного Мартиниана, инока Палестинского, жившего в 4-5 веке.
Там есть момент когда дьявол через блудницу искушал этого инока, много лет живущего в пустыне. Одна женщина из ближайшего города поспорила на деньги, что совратит этого монаха, пришла к нему в келью под видом странницы, сказала что заблудилась в пустыне, и святому пришлось ее впустить. При этом:
…воздев руки к небу, блаженный Мартиниан воззвал:
– К Тебе, Господи, возношу душу мою (Пс.24:1). Не попусти мне впасть в искушение и сделаться рабом льстивого диавола. Но сохрани меня в час сей и покрой от навета врага, ибо Ты благословен во веки.
Помолившись, он открыл двери, ввел в келлию ту женщину и, разведя огонь, предложил ей обогреться, затем принес финиковых плодов, которые сорвал с дерева, стоящего недалеко от его келлии, дал ей их и сказал:
– Женщина! ешь, и грейся здесь у огня, утром же с миром оставь мою келлию.
Женщина в комнатке в притворчике переоделась в красивое, вышла и начала приступать к святому. При этом говорила слова из Писания в защиту брака между мужем и женой. И слова ее были убедительны! Только при этом словами этими взывали ко блуду. Вот ее речь полностью.
– Я из Кесарии Палестинской; я много слышала о тебе, о твоей красоте, и сердце мое воспылало любовью к тебе. Я совершила такой далекий путь ради тебя. К чему твое воздержание, к чему удручать тебе свое тело столь строгим постом. В каких книгах нашли вы, чтобы ни пить, ни есть, ни жениться. Разве не сказал Апостол Павел: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр.13:4). Кто из пророков лишился Царствия небесного лишь за то, что имел жену? Разве великий и дивный Енох не был женат? А он взят на небо и не вкусил смерти даже до сего дня (Быт.5:24; Евр.11:5). Праотец Авраам имел трех жен, и был наречен даже другом Божиим; мало того, он даже сподобился принять в своей сени Самого Бога в трех Лицах (Быт.18). Был женат и Исаак, сей прообраз Христа (Быт.24:67). У Иакова были две жены и две наложницы, а он мог бороться с Ангелом и удостоился зреть Божию славу (Быт.22). Великий Моисей, верховный пророк и служитель Божий, разве не был женат (Исх.2)? А ведь он беседовал с Богом, освободил народ Еврейский от тяжкого рабства иноплеменников и сподобился небесного царства. Также Давид, прочие пророки и святые мужи имели законных жен, чад – и все они водворяются в Небесном Царствии.
Говоря так, грешница старалась смутить святого и поколебать его; она хватала его за руки и начала увлекать святого к погибели.”
Святой делал вид что согласился, и вышел на минутку из келии. Развел костер из веток и встал в огонь, и обгорал сильно. И говорил себе:
– Что, Мартиниан, хорош ли сей временный огонь? приятно ли сие мучение? если можешь ты его вытерпеть, то тогда и приступи к сей жене. Она, или диавол чрез нее, приуготовит для тебя вечный огонь. Нет, виновна не она, а диавол, внушивший ей сию мысль…
После сего он начал воспевать: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» (Пс.72:1–2).
Видя cиe, жена удивилась, как святой, ради спасения своего, сам подверг себя огненному пламени. И сама она вспомнила о своих согрешениях и воспрянула духом, как бы пробудившись от сна. Она сорвала свои одежды и все украшения, бросила их в огонь и, облекшись снова в бедное рубище, упала к ногам святого Мартиниана и просила прощения у него, и просила наставить ее на путь истинный. Святой послал ее в Израиль – Иди в Вифлеем, отыщи там святую деву, по имени Павлу, которая построила там святую церковь. Пришедши к ней, расскажи ей всё случившееся и спасайся у нее.
И опять сказал слова из Писания:
— Смотри, не возвращайся назад: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лук.9:62).
Далее святой Мартиниан когда через несколько месяцев вылечился от ожогов, покинул свою келию, пошел к морю, нашел корабельщика и упросил доставить его на необитаемый неприступный остров чтобы поселиться там. Увидев будущее место своего обитания он воспел псалом. Благословив корабельщика, он вошел на скалу и стал воспевать:
Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс.39:2).
Псалмами он защищался на этом скалистом острове когда дьявол воздвиг на него огромную волну угрожая смыть святого в море. Говорил искусителю:
– Напрасно ты, немощный и окаянный, трудишься: не устрашат меня твои козни, не смутят меня твои ковы. Я уповаю на Господа моего Иисуса Христа и именем Его посрамлю тебя.
Сказав сие, блаженный начал воспевать: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» (Пс.68:2).
И до смерти своей святой Мартиниан переменил еще несколько мест своего жительства и подвижничества. И говорил так:
– Не знаю, что мне делать? Враг не оставляет меня ни в горах, ни в пустынях. Не оставил он меня и на море. Но я должен всегда носить в сердце слова евангельские: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф.10:23).
Сказав сие, блаженный начал переходить из одного места в другое, из одного города в другой и говорил так:
– Бегай, Мартиниан, чтобы тебя не постигла напасть.
Странствуя так, он в два года посетил сто шестьдесят четыре города и, наконец, пришел в Афины, где и упокоился мирно, закончил свое земное поприще. А нам в назидание оставлено его житие, все прошитое- пронизанное Святым Писанием, в научение и наставление. Аминь и Богу Слава!
Примечание. Ссылка на Жития святых святителя Димитрия на сайте азбука. Они там сгруппированы по дням календаря. Искать очень удобно.