Владимир Лялькин, студент 2 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 23 мая 2023 года
В данном докладе я поделюсь своей попыткой познакомиться с судьбой древних финикийских торговых городов — Тира и Сидона — в библейской перспективе, с акцентом на пророческие книги.
Историческая справка
На первом слайде зеленым выделен регион, в котором располагалась финикийская цивилизация. Тир и Сидон находились на ее юге. Для начала небольшая историческая справка:
Сидон (по-финикийски возможно “рыбный город”) был одним из крупнейших торговых центров древнего мира. Следы заселения на месте города прослеживаются с доисторических времен. Как и все финикийские города, во 2 тысячелетии до н.э. он находился под контролем египтян и с 13 века начинает обретать независимость. В годы предшествовавшие христианству часто был атакуем соседними народами: египтянами, филистимлянами, вавилонянами, ассирийцами, греками и в итоге, на рубеже эпох, римлянами
Тир — также финикийский торговый город (в переводе с финикийского “скала”). В папирусе XIII века до н. э. Тир упоминается как большой «город в море, к которому на кораблях подвозят воду и который богат рыбой более, чем песком». После разрушения Сидона в 12 века филистимлянами, Тир начал играть все большую торговую роль в регионе и, как и Сидон, стремился проводить независимую политику. Тиряне склонялись к союзам с Египтом и Израилем, и сопротивлялись попаданию под влияние Ассирии и Вавилона. В результате третьей митридатовой войны Тир переходит под контроль Рима в 64 году до н.э..
После распада Римской империи оба города были завоеваны арабами, в 12-13 веках были несколько раз последовательно захвачены и потеряны крестоносцами, а в 16 веке бывшие финикийские города были включены в состав Османской империи. После 1 мировой находились под контролем французов, а после 2 мировой и по сегодняшний день находятся в составе независимого Ливана под новыми именами: Сайда и Сур
В библейских текстах
Тир, Сидон и их жители часто упоминаются в Библии, особенно в Ветхом Завете, но все упомянуть в данном докладе не хватит времени, поэтому вне пророческих книг я остановился на нескольких моментах:
Первое упоминание Сидона в Библии встречается уже в 10 главе Бытия в родословии Ноя: Сидон назван сыном и первенцем Ханаана, внуком Хама, и пределы земли ханаанской отсчитываются от Сидона
В книге Иисуса Навина Тир и Сидон входят в жребий колена сынов Асировых, но сами города израильтяне взять не смогли, они сохранили независимость. В пророчестве своему восьмому сыну в 49 главе Иаков говорит: “Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства”. Такое обетование вполне соответствует будущей судьбе в том числе и финикийских городов. Также Сидон упоминается в обетовании Завулону
Интересная перекличка с обетованием Иакова хорошо показана в 3 книге Царств. В 5 главе 3 книги описывается “переписка” Хирама и Соломона. Царь Тирский Хирам посылал ресурсы и людей в помощь Соломону в постройке дворца и храма. Через двадцать лет после окончания строительства Соломон подарил Хираму двадцать городов, но Хираму они не понравились. В этом эпизоде уже видна щедрость царя Тира, его готовность сотрудничать с Израилем, но в отказе от подаренных городов можно проследить и наличие заносчивости, гордости
На 7 слайде я привел несколько других упоминаний Тира и Сидона. Я увидел такую закономерность, что Тир чаще упоминается в контексте богатства, успешной торговли, тогда как Сидон чаще вспоминается в контексте своего язычества и идолопоклонства. К примеру царица Иезавель, жена израильского царя Ахава, была дочерью сидонского царя. Она упоминается в нескольких главах в 3 и 4 книгах Царств, где она навязывала Израилю культы Ваала, Ашеры и конфликтовала с пророком Илией. А в книге Неемии осуждается, что тиряне торгуют в Иерусалиме в субботу, хотя укор скорее направлен израильтянам, которые это позволяют. В 82 и 86 псалмах Тир упоминается в одном ряду с языческими народами, окружающими Израиль. В Судьях также Сидоняне упоминаются вместе с язычниками.
Упоминания у Пророков
Перейдем к пророческим книгам, в которых обличается жизнь Тира и Сидона и говорится об их будущем. Пророк Захария обличает Тир и Сидон в бессмысленном накопительстве, говорит, что они накопили сокровищ как грязи и пыли. Ефрем Сирин толкует, что крепость Тира, которую этот город тут устроил — это надежда на свои собственные силы, которую Господь посрамит
Пророк Амос обличает работорговлю тирян, идущую в разрез с братским союзом, который они заключили. Возможно это допустимо понять в рифму мотива торгового промысла Тира, в рамках его стремлении к богатству. Распространенный инструмент людей, связанных с торговлей — обход правил ради получений большей выгоды
Тема работорговли продолжается и у Иоиля. Но тут уже говорится, что Тир и Сидон не просто торгуют с обманом, но продают сынов Иуды и Иерусалима в месть Господу. Богатство и тучность Тира и Сидона, которые описаны в предыдущих книга Ветхого Завета, теперь отличаются, как воровство богатства у Бога, и к тому же использование этого наворованного богатства, как ресурс в борьбе с Израилем
У пророка Исайи судьбе Тира и Сидона посвящена вся 23 глава. Хотя глава скорее пророчит о будущем, в ней есть и описание настоящего, из которого вытекают причины будущего разрушения. Исайя начинает пророчество Сидону с призыва устыдиться, то есть выйти из своего ослепленного гордыней состояния, а далее говорит, что “Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли”
Судьба Тира и Сидона однозначна у пророков — они будут завоеваны и разрушены. О времени осуществления пророчества критики говорят различно. Есть мнения, что пророчества Исайи относятся к нашествию на Финикию Сеннахирима царя Ассирии (в 701 г.), другие относят пророчество к более древнему времени – именно к осаде Тира Салмонассаром (727–722), оконченной при Саргоне, преемнике Салмонассара. Тир и Сидон были мишенью всю древнюю историю, поэтому озможно речь о более поздних временах. В 677 году до н. Э. Ассирийский царь Асархаддон захватил и полностью разрушил Сидон, после чего Тир стал главным городом Финикии. В 586 Навуходоносор начал осаду Тира, которая продолжалась 13 лет. Спасаясь от вавилонских войск, Тир перенесли на скалистый остров (в итоге на материке остались кладбище и развалины старого города, а новый Тир обнесли высокой стеной по всему периметру острова).
В 332 году в рамках войн с персами Александр Македонский начал осаду Тира, чтобы обезопасить свой тыл от персидского флота. Армия Александра соорудила насыпь к острову, с тех пор и до наших дней Тир остается полуостровом. После захвата города македоняне жестоко расправились с его защитниками — некоторые были распяты на крестах, другие проданы в рабство. Эта семимесячная осада вошла в анналы мирового военного искусства
Но поражение Тира и Сидона будет не окончательным, их наказание временно, у них есть будущее, которое описывает Исайя в конце 23 главы. При этом они не изменят в корне своего поведения, они скорее перестанут служить себе, а наконец-то начнут служить Богу
В книге пророка Иезекииля Тиру и Сидону посвящены целые 3 главы 26-28. И тут есть существенное отличие — Иезекииль несколько раз говорит, как будто в противоречие Исайи, что Тир и Сидон будут разрушены навеки
Ответ на это противоречие видимо лежит в 28 главе, где описывается состояние тирского царя, упивающегося своей красотой и мудростью. Его описание похоже на описание ангела, падшего из Эдема. Так и тирский царь упадет со своей высоты и никогда на нее не вернется. Феодорит Кирский к примеру предлагает понимать это пророчество в том числе в духовном смысле. Духовный Тир, упивающийся своим величием и бросающий вызов Господу, согласно Иезекиилю будет низвергнут и изгнан, а будущее Тира и Сидона, о котором пророчествовал Исайя, возможно в чем-то похоже на ту жизнь Сура и Сайды, которые мы видели на 2 и 3 слайдах
У евангелистов Матфея и Луки Тир и Сидон упоминаются, как города, которым на Суде будет легче, чем Галилее, в которой проповедовал Иисус:
Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.
У евангелиста Марка говорится, что и из этих городов в том числе шли люди к Господу, услышав о Его делах.
И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.
Возможно в этом можно провести параллель с Хирамом, который при всей своей заносчивости все таки признавал в Израиле народ Божий и Соломона его царем.
Еще есть упоминания в Деяниях: в Тире на протяжении недели жил апостол Павел.
Выводы
В Библии Тир и Сидон отличаются богатством, щедростью, признанием в Израиле народа Божьего, но со временем попадают под влияние языческих народов и начинают противоборствовать Израилю. В этом противоборстве их жители заработанное богатство приписывают своим заслугам и начинают надеяться с его помощью защититься от врагов, а иногда даже использовать его на борьбу с Богом. Они начинают перекладывать надежды и упование с Бога на себя. Но исходя из тех отрывков, которые нам сегодня удалось разобрать, даже и в этом состоянии для жителей этих городов вроде бы не все потеряно. В комментарии на отрывок из Иоиля о Тире и Сидоне, где Господь через пророка обращается к финикийским городам: “И что вы Мне, Тир и Сидон и все округи Филистимские? Хотите ли воздать Мне возмездие?” Феодорит Кирский вспоминает явление Господа Павлу по дороге в Дамаск — “Савл, что ты гонишь Меня?” Я предлагаю для возможного варианта понимания пророчества Исайи вспомнить судьбу апостола. Как Господь не стал переделывать характер Савла, а скорее перенаправил ту ревность, с которой Савл гнал христиан, на его миссионерство, так и финикийские города будут продолжать делать то, что они умеют, но не для себя, а для Бога. Опыт блудодействия с другими царствами может помочь в дипломатии, богатство от торговли можно тратить не только на себя, но и на тех, кто сегодня в нем нуждается. Свои таланты Тир и Сидон будет приписывать не себе, а благодарить за них Бога и служить ими не себе, а Господу