Николай Дорохов, студент 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27-28 мая 2024 года
Кто такой Мессия?
Под словосочетанием «Мессианская традиция» обычно понимаются религиозно-мифологические представления иудаизма об идеальном царе эсхатологических времен; Спасителе, приносящем с собой новое, исправленное состояние всего мирового бытия.
Мессия является персонифицированным воплощением сотериологической идеи.
В ветхозаветных текстах слово «Машиах» (древнеевр. מָשִׁיחַ ) означает «помазанный елеем» и употребляется применительно к царям, священникам и даже к иноземному царю Киру. Как обозначение грядущего Избавителя это слово впервые употребляется в апокрифической «Книге Еноха», написанной, по мнению ученых, во времена Ирода Великого.
Однако, вера в грядущего Избавителя формировалась постепенно именно на основе канонических ветхозаветных текстов. Не все пророчества представляют перед нами конкретную личность Мессии, но, понимаемые в более широком контексте, рисуют перед нами картину грядущего обновленного состояния человечества, которое со временем сформируется в представление о Царстве Божием, во главе которого Богом будет поставлен Помазанник – Мессия.
Ранняя иудейская экзегеза
Библейский рассказ о грехопадении помогает нам понять всю трагическую историю человечества и его теперешнее состояние. Он открывает нам, что зло вошло в мир по вине человека, нарушившего Завет с Богом (Быт 2:16-17). В жизнь человека вошли болезни, страдания и скорби, он стал смертным. Не только человек, но и весь окружающий его мир изменился в результате грехопадения. Изначальная гармония между Богом и человеком, человеком и его ближним, человеком и тварным миром нарушены.
Но Божественный замысел о человеке не изменился: человек по-прежнему предназначен к обожению, только теперь уже оно не в его силах – необходим Спаситель, Который примирит человека с Богом. Об этом таинственно возвещает Бог, обращаясь к змею с проклятием в момент изгнания Адама и Евы из рая: «…Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт 3:15).
Итак, эпоха Ветхого Завета была временем ожидания Искупления.
Избирая Авраама, Бог дарует ему обетование: «И благословятся в семени твоем все народы земли» (Быт 22:18).
Валаам, которого царь Моава Валак позвал, чтобы проклясть израильтян, вместо этого произносит благословение Израилю, обещая благоденствие и победу над врагами: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города.» (Числ 24:17-19).
Во время Исхода евреев из Египта Господь заключает Завет с еврейским народом. Евреи входят в Землю Обетованную как некий Рай, где упразднены проклятия, изреченные Адаму. Это земля, в которой Израиль «без скудости будет есть хлеб свой и ни в чем не будет иметь недостатка» (Втор 8:9) при условии сохранения Закона, данного Господом Моисею на горе Хорив.
Израиль призван осуществить Царство Божие на земле; оно ему завещано, и потому со спасением дома Иакова связано дело Божие на земле и спасение мира.
В этих пророчествах древняя иудейская и христианская экзегеза видит постепенное формирование традиции ожидания Спасителя, который избавит Израиль и все народы от катастрофических последствий грехопадения.
В царе Давиде воплотились религиозные и политические чаяния Израиля о богоугодном, верном и справедливом царе.
В 7-ой главе 2-й Книги Царств передаются слова пророка Нафана царю Давиду о династии, которая произойдет от него. «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном … И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар 7:12-16).
В этих стихах царь предстает Божиим ставленником, Бог называет его Своим сыном, обещает ему вечную власть и победу над врагами. С этого момента начинается традиция отождествления мессианской власти с властью потомка царя Давида.
Образ Мессии у письменных пророков
Особым этапом становления мессианизма является эпоха деятельности пророков-писателей.
Исследование формирования мессианских представлений в данный период затрудняется отсутствием каких-либо внебиблейских источников для изучения данной темы.
В качестве же библейских источников были исследованы книги пророков Амоса, Осии, Протоисайи (1-39 главы), Михея, Софонии и Иеремии.
Пророки эпохи Первого Храма обличали свой народ в неверности Господу, Богу Израиля, попрании его Закона, неверности Завету, естественным следствием чего было наступление катастрофы, постигшей Израиль и Иуду: боевые действия, голод, разрушение городов, Храма, изгнание в плен. Потомки Адама нарушили Завет. Но Бог останется верным своим обещаниям и не оставит Свой народ.
«Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Мих 7:20).
Через семьдесят лет Господь посетит и исполнит Свое доброе слово об Израиле, чтобы возвратить их в Землю Обетованную (Иер 29:10). Он прострет руку Свою и соберет остаток народа Своего, рассеянных сыновей Иудиных и сыновей Израилевых от четырех концов земли (Ос 1:11; Ис 11:11-12; Мих 2:12; Мих 4:6; Соф 3:19; Иер 3:14; Иер 31:10).
Пленники будут возвращены в землю свою (Ам 9:15; Ос 14:8; Иер 3:18; Соф 3:20; Иер 29:14; Иер 50:19) и «поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Ис 27:13) и «застроят опустевшие города и поселятся в них…» (Ам 9:14).
Возвращение из Плена сравнивается с Исходом из Египта (Ос 2:15; Ис 11:15-16; Мих 7:15).
«Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»; но: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их»: ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их» (Иер 16:14-15; также 23:7-8).
Пророки описывают будущее восстановление Израильского царства (Мих 4:8; Иер 30:18-20; Иер 31:12-14).
«В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние» (Ам 9:11).
И «будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить…» (Ос 1:10).
Израиль подчинит и другие народы (Ам 9:12; Ис 11:14; Мих 5:6).
В это время будет восстановлена связь человека с Богом, Господь будет обитать среди Своего народа (Соф 3:17) наступит время истинного Богопочитания.
Люди не будут более обращаться к идолам (Ос 2:17; Ос 14:9; Ис 30:22).
Господь простит и изгладит беззакония людей Своих (Мих 7:18-19; Иер 50:20), отвратит гнев Свой от них (Ос 14:5).
«Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис 9:2).
Восстановление отношений народа с его Богом описываются как восстановление брачного союза (Ос 2:16; Ос 2:19-20) или как усыновление: «будут говорить им: «вы сыны Бога живаго» (Ос 1:10).
«Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня» (Ис 4:3-4).
Видимым образом над Сионом явится слава Господня (Ис 4:5-6).
«И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его!» (Ис 25:9).
«Земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море» (Ис 11:9).
Смиренный и простой народ будет уповать на имя Господне (Соф 3:12). Он услышит их молитвы, народ взыщет и найдет Бога своего (Иер 29:12-13).
Обетование Нового Завета
Наивысшей точкой развития идеи восстановления истинных отношений с Богом является пророчество Иеремии о заключении Нового Завета:
«Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более» (Иер 31:33-34).
Как Синайский завет был кульминацией исхода спасения, так новый завет станет кульминацией спасения Израиля от последствий грехопадения.
Не только Израиль и Иуда, но с ними вместе и все народы поклонятся Господу (Ис 11:10; Ис 19:18-25; Ис 25:6-7; Мих 4:1-2; Мих 5:3; Мих 7:12; Иер 3:17), будут призывать имя Его и служить Ему единодушно (Соф 3:9).
Примечательно в данном случае пророчество Исаии о горе Господней:
«И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» (Ис 2:2-3).
На земле воцарится прочный мир (Ос 2:18; Ис 9:5; Ис 11:9; Мих 4:3).
«И перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 2:4).
Наступит гармония между человеком и тварным миром.
«И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле…» (Ос 2:18).
В писаниях пророков перед нами предстает картина преображения всего тварного мира, обильного плодородия земли, отсутствия засух, мира между людьми и животными, напоминающими нам райское состояние (Ам 9:13; Ос 2:21-22; Ос 14:8; Ис 30:23-26; Ис 35:7).
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис 11:6-8).
Будут исцелены физические недостатки:
«Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки» (Ис 35:5-6).
У пророков Осии и Исаии есть пророчества о победе над смертью и воскресении мёртвых:
«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос 13:14).
«Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь» (Ис 25:8).
«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряни́те и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26:19).
Первое упоминание о личности Мессии, потомке Давида, как о главе нового послепленного общества Израиля, появляется у пророка Осии:
«И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Израиля!» (Ос 1:11).
«После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни» (Ос 3:5).
Наиболее полно среди пророков эпохи Первого Храма личность Мессии описана у Исаии.
В 734 г. до Р.Х. через пророка Исайю Господь дарует знамение царю Ахазу, готовящемуся к обороне в связи с нападением на его царство Рецина, царя Арама и Факея, царя Израиля (Ис 7:1; 2 Пар. 28:5).
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Ис 7:14-16).
Исаия предсказывает рождение Младенца, имя которого Еммануил, т.е. «С нами Бог». Знамение имеет пророческое значение. Бог пошлет Царя, преемника Давида, чтобы спасти Свой народ. Даже если Исаия, говоря о знамении, предсказывает в данном месте рождение Езекии, сына Ахаза, это предсказание имеет в то же время и более широкое мессианское значение: торжественный тон пророчества и имя «Еммануил» указывают, что Исаия прозревает в этом царственном рождении нечто гораздо большее, чем современное историческое событие – особое действие Бога, устанавливающего мессианское царство.
«Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис 9:6-7).
Исайя благовествует о рождении Спасителя. Имена называют Его божественные и человеческие свойства, подтверждая что Он — воистину Еммануил.
«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис 11:1-5).
Пророк видит в своем пророческом созерцании, как подымается росток из срубленного дерева – дома Давидова и как этот росток становится могучим деревом – Владыкою земли и Основателем на земле царства Божия. Будучи по своему телесному происхождению потомком Иессея и Давида, этот Владыка владеет всею полнотою даров Духа Божия. В силу этого Он будет справедливым Судиею – Правителем своего царства, воздающим каждому праведный суд.
Будущий владыка Израиля родится в Вифлееме и произойдет от древнего рода, как и Давид; «от дней древних» в расширенном смысле толкуется как «от дней вечных», указывая на предвечное существование Мессии.
«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир» (Мих 5:2-5).
И произойдет это, когда наступит полнота времен и все братья Израиля вернутся к нему. Может быть, пророк имел в виду знаменитое пророчество Исаии о рождении Младенца от Девы, провозглашенное приблизительно на тридцать лет ранее.
Так же и у пророка Иеремии мы видим пророчества, где говорится, что Бог «восставит Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь оправдание наше!» (Иер 23:5-6; Иер 33:15-16).
«Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева» (Иер 33:17).
Здесь повторяется обетование о верности Бога Завету с Давидом о непрерывности его династии и со священниками из колена Аарона о «завете священства вечного» (Числ 25:13). В надлежащее время Бог возвратит Давиду настоящего потомка праведную «Отрасль», буквально «Росток» или «Побег». Этот потомок Давида «будет производить суд и правду на земле». Именно этих качеств не хватало современному Иеремии царю Седекии, чье имя означает «Господь – оправдание». Когда воцарится муж из дома Давида, наступит спасение для Иудеи.
«И будут служить Господу Богу своему и Давиду, царю своему, которого Я восстановлю им» (Иер 30:8-9).
Заключение
Итак, в эпоху Первого Храма Мессия – это прежде всего законный царь Израиля, вернувшегося из рассеяния, потомок Давида, помазанный на Царство, который установит справедливую власть в Иудее.
Но уже в предвидении пророков этого периода, мы можем наблюдать эсхатологические черты этого Царства: восстановление преображение тварного мира, прочный мир на земле, победу над смертью и воскресение мертвых. Мессианизм приобретает вселенский характер: спасение, данное Израилю, распространится на все народы, которые поклонятся Богу на горе Его.
Таковы, по свидетельству библейских книг, мессианские чаяния пророков эпохи Первого Храма.
Список использованной литературы:
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. – М.: Российское Библейское общество, 2008.
- Введение в Ветхий Завет. Под ред. Эриха Ценгера (Серия «Современная библеистика»). – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008.
- Брюггеман Уолтер. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. Серия «Современная библеистика». – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009.
- Сикре Хосе Луис. Введение в библейское пророчество / Пер. с исп. (Серия «Современная библеистика»). – М.: Издательство ББИ, 2024.
- Сергей Аверинцев. Собрание сочинений / Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. – К.: ДУХ І ЛІТЕРА, 2005.
- Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. – СПб.: «Издательство Олега Абышко»; «Университетская книга – СПб», 2009.
- Протоиерей Александр Мень. Исагогика. Ветхий Завет. – М.: ИД «Жизнь с Богом», 2021.
- Протоиерей Александр Мень. В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 5: Вестники Царства Божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации. – М.: ИД «Жизнь с Богом», 2010.
- Протоиерей Александр Мень. Библиологический словарь. Т. 2. – М.: ОАО «Иван Федоров», 2002.
- А.К. Волнин. Мессия по изображению пророка Исаии. Опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исаии о лице Мессии. – К.: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1908.
- The Messianic Idea in Israel. Joseph Klausner, Ph.D. Translated from the Third Hebrew Edition by W.F. Stinespring, Ph.D. – New York: The Macmillan Company, 1955.