Наталья Аммосова, студентка 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27-28 мая 2024 года
Я бы хотела представить вашему вниманию обзорный доклад о том, как о. Александр Мень рассматривает в своих работах тему грехопадения . В первом докладе я расскажу о самом грехопадении, во втором – о надежде для человечества.
Отец Александр Мень был выдающимся пастырем и проповедником России ХХ века. Человек энциклопедических знаний и глубоко верующий, он умел доступным языком излагать сложные богословские истины и привел к вере многих людей. В своей работе я буду опираться на его труды «Исагогика», «Магизм и единобожие» и «Отец Александр Мень отвечает на вопросы».
О. Александр считал, что библейский Пролог – это духовная история начала мира и человечества, где события глубокой древности переданы языком образов, символов, наглядных картин.
1. Положение человека в мире
Священная История антропоцентрична: в книге Бытия человек призван владычествовать над природой (возделывать райский сад, властвовать над животными).
Человек – второй Творец после Бога. Ягве создает землю голой и пустынной, насаждает сад на Востоке, и человек должен возделывать и хранить его, он призван к бережному и творческому отношению к природе. Творение гармонично, но не окончено. Оно ждет человека-творца.
2. Мужчина и женщина
Библейское сказание указывает на одноприродность мужчины и женщины и освящает моногамный брак. Женщина создана не только как продолжатель рода, но в первую очередь как помощник мужчины, «соответственный ему» (Быт 2:18).
Мужчина и женщина сотворены как «одна плоть». Любовь полов – это «гармония одноприродных существ».
3. Эдемский сад и общение первых людей с Богом
Блаженство первых обитателей Эдема состояло в общении со своим Создателем. До Грехопадения люди могли непосредственно беседовать с Богом лицом к лицу.
После изгнания Адама и Евы из Эдема встреча с Богом стала восприниматься как страшное событие, несущее человеку гибель. (См. описания жизни Иакова (Быт 32:30), Моисея (Исх 33:20), Гедеона (Суд 6:22-23), Маноя (Суд 13:22), пророчество Исайи (Ис 6:5))
4. Древо Жизни и Древо Познания
В целом, образ священного мирового Древа, «с одной стороны, символизирует связь неба и земли, а с другой – все мироздание».
Древо Жизни символизирует единение человека с Богом, и это единение дает ему вечную жизнь. Это Древо ожидало человека и обещало не только вечную жизнь, но и приобщение к высшей мудрости.
«Добро и зло» (евр. тов вэ ра, хорошее и худое) – это идиома. Добро и зло – значит «все на свете». То есть Древо Познания добра и зла – это Древо Познания. Здесь познание означает не интеллектуальное знание, а приобщение, опытное знание.
Таким образом, Грехопадение – это «попытка человека «стать как Элогим», присвоить себе высшую власть над миром и его тайнами и сделать это независимо от Бога».
5. Кто такой змей?
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» – так описывает змея книга Бытия (3:1). Этот змей (евр. н`ахаш) – не обычная змея, а говорящее животное. Его внешний облик напоминает дракона на египетских и вавилонских памятниках: змей передвигается с помощью ног (ползать он был осужден позже).
Почему силы зла облечены в маску змея? Потому что эти образы были понятны читателям: змеи были почитаемы у языческих народов, окружавших Израиль.
- Древняя Месопотамия: мифы о драконах – противниках богов
- Эпос о Гильгамеше: змей похитил у богатыря траву вечной юности
- Сирия, Финикия, Крит: змей – атрибут культа плодородия
- Египет: бог земли Геб и богиня жатвы Рененут имели змеиный облик
Да и с самими змеями обитатели пустыни были знакомы не понаслышке. Поэтому змей – наиболее удачное олицетворение сил зла в Писании.
6. Корень Грехопадения
На слайде можно увидеть высказывания о сущности Грехопадения самого отца Александра и русского философа Бориса Вышеславцева.
«Грехопадение – это стремление человека поставить свою волю выше воли Творца». (Прот. А. Мень)
«Здесь торжество ложного антропоцентризма, эгоистического вожделения и ослепленной гордыни… Все должно служить одной цели: ДА БУДЕТ ВОЛЯ МОЯ». (Б. Вышеславцев)
«Желание «быть как Бог» отдалило человека от Источника Жизни и поработило его демонам и стихиям. Оно не только породило многобожие, но и вскормило магию…» (Прот. А. Мень)
Символика Книги Бытия обусловлена историческими условиями написания: речь идет о языческих культах народов-соседей Израиля. После завоевания Земли Обетованной «конкурентами» Ягве стали боги Ханаана – боги плодородия и Ваал Мелькарт (культ которого расцвет в Самарии во времена Илии). Имитационная магия этих культов обещала человеку владычество над стихиями и производительными силами.
«Плотское соединение с жрицами-кедешим, отождествлявшимися с богиней плодородия, обеспечивало, согласно сирийскому мифу, процветание земли». «Культовый миф так же, как и змей, обещает человеку уподобление божеству». (Прот. А. Мень)
«Соединяясь с кедешим, человек якобы становился сопричастен Ваалу; обряд воспроизводил брачные отношения богов, чтобы наделить людей их силой. … Образы сказания об Эдеме (запретный плод, женщина, змей, нагота и стыд) довольно прозрачно указывают на этот основной грех, который был угрозой израильской религии вплоть до времен вавилонского плена». (Прот. А. Мень)
7. Последствия Грехопадения
В книге «Магизм и единобожие» о. Александр приводит основные последствия Грехопадения, а в книге «Исагогика» дает их расширенный список. Основные последствия:
- Борьба со змеем. Поддавшись искушению, Адам оказался связанным неразрывными узами со своим искусителем. Он сам допустил вторжение в свою жизнь темного начала. После этого демонический соблазн и внутренняя борьба стали неразлучными спутниками человека. При этом в Библии говорится, что Змей будет поражаем в голову, а человек только в пяту. В этом толкователи видят пророчество о конечной победе Мессии над Змеем.
- Нарушение гармонии в отношениях людей между собой и между полами. «Культ Богини-Матери явился одной из первых форм поклонения твари. Именно он породил жестокую борьбу полов в эпохи матриархата и патриархата», – пишет о. Александр. Кроме того, люди стали чужды и «непроницаемы» друг для друга, они разобщены, хотя и не способны жить в абсолютной изоляции.
- Трагическая борьба человека с природой. «Потеряв связь с Духом, он стал бессильным и не знал уже больше путей к ее тайнам. Он стал вырывать их у нее для своих нужд, насиловать природу, отгораживаться от нее, в то же время страдая от разрыва с ней.»
- Смерть. Человек не умер сразу после нарушения заповеди, значит, в данном случае речь идет не о телесной, но о духовной смерти, то есть о грехе.
В книге «Исагогика» также указаны: - Пробуждение полового стыда.
- Утрата доверия к Богу.
- Лишение людей близости Божией.
Но смерть духовная не возобладала окончательно. Язычество со всеми своими заблуждениями и магической направленностью воли не смогло вытравить в человеке жажду Бога. Это показывает, что основа «Адамовой природы» не была полностью разрушена грехом. Человек стал ареной постоянной и ожесточенной борьбы тьмы и света. (Прот. А. Мень)
О надежде для человечества я расскажу во втором докладе. Спасибо за внимание!