Татьяна Потапова, студентка 1 курса Колледжа «Наследие»
Доклад на Студенческой конференции 27-28 мая 2024 года
1. Актуальность
Когда мы читаем Евангелие от Иоанна, мы видим, как на его страницах разные герои встречаются со Христом. Он беседует с ними и каждому говорит что-то свое.
Тема индивидуальной проповеди в Евангелии от Иоанна заинтересовала меня именно разным подходом к разным людям. Я знаю, что Господь Сердцеведец. Это открывает мне, что Господь может найти слова к любому сердцу, открытому Ему. Я бы хотела научиться такой эмпатии, такому умению чувствовать собеседника. Тут и до любви недалеко — если я умею слушать и слышать и говорить лишь полезное другому, приводя его к мысли о Духе Святом, о Перерождении, о поклонении Богу в сердце.
С этой темой меня связывает ещё и личный вопрос. Это мое прошлое, как у Самарянки с ее мужьями, которые «ей не мужья». Меня очень сей факт сближает и почти роднит с этой женщиной. Никодим же похож на моего знакомого — умного и, можно сказать, гениального человека, большого труженика, который постоянно учится. Он умеет дискутировать, ораторствовать, всегда дает ссылки на разные цитаты из Библии, эрудирован. И да, он ответственный, и он большой начальник.Вроде как, я самарянка — проста, и мой путь до Христа короток. Он как Никодим — ищет. Большой умница, учитель, отяжелен опытом своих знаний и, как и мой знакомый, не может уверовать в стоящего перед ним Христа-вопрошает: «Ты ли это?» Для Христа же, эта разность и пропасть между ними не является непреодолимой.
Мне кажется, над этими текстами очень важно поразмышлять.Это пример диалога со Христом. Он может быть разным. Если Христос способен найти подход к каждому, Он может заговорить и со мной тоже. Так каким же я должен быть, чтобы это произошло? Какими должны быть мои качества, чтобы Он заговорил со мной?
Эти две беседы Христа могут научить нас не гнушаться разностей, не бояться быть умным или глупым. Церковь, как мать, чадолюбива — в ней есть место и Никодиму, и Самарянке. В ней есть возможность получить ответы на все вопросы, пить воду, стать источником для других, родиться заново, встретить Христа.
2. Работа с текстом
В первую очередь обращает на себя внимание то, что эти беседы индивидуальны. Это не проповедь к толпе. Они происходят с глазу на глаз.Индивидуальная беседа — это общение двух субьектов, личностей, миров, способность наладить между ними связь. Это мощный инструмент, позволяющий установить прямой контакт, получить информацию. Такая беседа может нести разный характер: беседа как диагностический метод, рыбалка, способ «закантачить». Большая возможность для эмпатии.
Собеседники Господу попадаются очень разные. Никодим — иудей, начальник, фарисей. Он представляется мне ученым мужем, бьющимся головой в поисках истины и не могущий уверовать. Верит, что знания и исполнение формул приведут к истине. Он искренне ждет Мессию, но боится ошибиться. Не имеет живой веры сердца.
Самарянка — живая, трепетная лань. Она не может опереться на себя, сразу признает Христа Учителем, когда Он говорит о ее жизни, и преклоняется пред Ним. Но при этом не боится спрашивать. Спонтанна, глупа, легкомысленна. Болтлива, беззлобна, доверчива. Смотрит во все глаза и внимательно слушает.
Как в этих беседах ведет Себя Господь? Создается ощущение, что Он читает «импульсные частоты сердца». Для Него всё как на ладони, но Он не использует это для навязывания, насилия и убеждений. Он ждет спонтанного отклика, настоящего, а не поверхностного интереса, честности, открытости, не предубежденности. Христос слушает деятельно и живо.
Если мы спросим, кто в беседах занимает активную позицию, то это будет, конечно, Господь. Но в каждом случае это проявляется по-разному.Никодим идет и спрашивает первый — сам! Иисус же перехватывает инициативу, даже укоряет: «Ты же учитель! А такого не знаешь!» Он учит Никодима. Самарянку Он вопрошает Сам. Она бы не посмела заговорить с Ним первой. Христос активен, однозначно, но активен в ответ на открытость, доверие и честность.
Христос похож на рыбака. Он закидывает крючки — для каждого свой. Он говорит с ними о них! Он говорит с ними на понятном для них языке, уважительно для их статуса. Он дает им информацию, интригу, тайну, загадку, и тут же доступность. Он дает им то, что они могут взять, они могут «загореться» — захотеть узнать, пойти за Ним, посмотреть самим. Он удерживает внимание собеседника тем, что полностью его понимает, читает, как раскрытую книгу,и при этомс ним на «одной волне».
На вопросы Никодима отвечает встречными вопросами: «А если Я буду говорить Вам о небесном? Этого ли не знаешь? Ты же учитель!» Господь говорит с ним загадками — вроде бы и отвечает, но прикровенно. Никодиму не понятно. Господь говорит с ним «высоким слогом», а Никодим «тупит».
Самарянке Он говорит: «Дай мне пить… Если бы ты знала…У тебя пять мужей, и этот тебе не муж…» Он открывается ей и говорит: «Вот Я перед тобой! Я Христос!» Мы видим её неподдельное удивление. Он говорит с ней так, что она слушает Его, открыв рот.
Все слова Никодима и Самарянки малы, по сравнению с тем, что Он им дает и раскрывает. Может быть, Он отвечает на незаданные вопросы? Как будтомногие вещи в этих беседах остаются за кадром. Мимика лица, чувства, их трепет и смущение перед Ним.… Их глаза, позы, движения навстречу или нет. Положения рук, губ, дыхание. Реакция тела, биение сердца. Горение сердца. Томление. Бессильные и беззвучные попытки сердца пробить стену непонимания слов Христа. Попытки понять своим земным примитивным умишком.
Иногда создается очень странное впечатление, словно на вопросы Никодима Христос отвечает Самарянке, хоть она его об этом и не спрашивала. Беседы наполнены какими-то логическими пируэтами, и мне не очень понятно, какая между ними связь. Построение диалога напоминает американские горки — только успей ухватиться за последовательную мысль. Видимо, Христос чудесно угадывает чувства собеседника и выстраивает диалог так, что второй открыт и распахнут навстречу. Может быть, поэтому мы и не можем понять эти беседы — они слишком личные.
А может быть причина в том, что понять Иисуса умом в принципеневозможно. Невозможно остановить Его и сказать: «Подожди! Я буду записывать, чтобы ничего не пропустить, чтобы попасть в Твое Царствие и чтобы родиться свыше!» Я могу лишь откликнуться сердцем на Его речь. Половина слов пройдет сквозь меня, как нейтрино — неуловимые космические частицы, которые проходят сквозь Землю и никак на нее не влияют. Но что-то внутри отзовется, и в сердце загорится — Это Он! Это Он!
С этого начинается путь, который проходит каждый слушатель Христа. И в этом пути слушатели меняются. Какие эмоции они переживают? Для Никодима это удивление, ощущение тупика, непонимание, уязвление, опять удивление, посрамление. Он пришел сомневающимся. Он противоречит вначале, понимает слова Христа как-то по своему, по мирскому, внешне. В процессе же уверовал. Он слушает укоры Христа, он молчит. Для Самарянки, наверное, удивление, интерес, жадность, посрамление, уязвление… Вначале она недоверчива, потом уязвлена, потом убеждена… Она задает наивные вопросы, и ее разговор с Господом самый длинный. Она верит и уже сама почти догадалась, кто Он.
В обеих беседах Господь ведет Своих слушателей от земного к небесному, от низкого к высокому, от человеческого к божественному. В этом я вижу их сходство. Обоим Христос постепенно открывает всё больше и больше, приводит в пример понятные им сравнения, уводит от приземленного. Оба этих пути приводят их к мысли, что это Христос!
3. Выводы
Христос — рыбак и обладатель фантастической эмпатии. Он испытывает искренний и сильный интерес и к Никодиму, и к Самарянке. Он учит меня видеть в другом человеке человека, уважать его, каким бы он ни был и кем бы он ни был. И вот это — видеть чужие эмоции, не путать их со своими — это выглядит, как настоящее чудо. Это сверхспособность — выстраивать диалог с любым человеком при условии эмпатии, способность понимать то, что чувствуют другие. Отсюда и везенье в «рыбалке» на человеков. В раскрытии им духовного. В увлечении за собой.
Мне кажется, секрет такого везенья именно в этом — уважение, эмпатия и субьектность. Вот я, ассоциировала себя с Самарянкой, а моего гениального знакомого с Никодимом. Однажды воскресным днем, по окончании Литургии я поехала на тренировку в бассейн и встретила там его. Вместо воскресной службы человек предпочел купание в бассейне, а ведь он постоянный прихожанин нашего прихода. Что же происходит с человеком, что он так меняет векторы своего направления? Мне было горько, но я подумала, что вот, в конце концов, Никодим взял да и выкупил тело Христа для погребения. А значит и моего знакомого и любого, Господь может привести к Себе — открыть в человеке веру, освободить от всякого умствования по поводу биохакинга мозга, йоги, митохондрий, правильного дыхания… Мое изначальное убеждение, что Богу проще привести к вере простеца, встало под сомнение. Думаю, такие ученые мужи — Никодимы, Богом наиболее ожидаемы в проявлении отклика к Нему. И я утвердилась во мнении, что рано или поздно, Господь обязательно приведет к Себе и моего знакомого-Никодима.
Мысли мои на протяжении многих недель Поста жила этим текстом и искала ответы: почему Христос так сказал? Что он хотел этим сказать? Я еле улавливала сходство в беседах. Более догадывалась интуитивно, а порой наталкивалось как на стену и впадала в полный ступор и непонимание. Тексты казались мне очень глубокими. Они вели и ведут все глубже и глубже. Через них я увидела себя. Свою наивность дилетанта. Как Никодим свою умность. Вот я сейчас, с наскока всё решу, и всё мне откроется. И как Никодим «чесала репу» в непонимании. Признала свою ограниченность, склонилась перед простотой и непостижимостью евангельских повествований. Поняла, что поверхностно не получится, нужно больше погрузиться в них. Как у глухонемого, который видит восход солнца, но не может восхититься словесно, а может лишь мычать. Так и я. Моё понимание этих текстов — немое. Не могу, но хочу научиться красиво говорить о этих бриллиантах увиденного внутри себя и внутри евангельского текста. Читать, размышлять, делиться с другими так, чтобы как Христос заинтриговать Никодима. Как Самарянку повести за собой к изучению Слова Божия и восхищению. А еще мечтаю непринужденно общаться с умными и более образованными, чем я, людьми и не бояться этого. Я почувствовала желание идти вперёд.
Захотелось славить Бога за Его дар — за вечность, за возможность углубляться в познании духовного. Господь Благ. Он дал мне жизнь. Он дал мне свободу, и Он уважает её. Уважает мою субъектность и мою волю. Он меня воспитывает, говоря со мною через все окружающее. Он ждёт моего горячего отклика. Ждёт меня и ночью, что я приду, таясь, как Никодим…. Ждёт и днем, у колодца, как простую наивную Самарянку… Он может дать мне примерить на себя как тот, так и другой образ. Он предельно честен в отношении меня, искренен и открыт. Ждет терпеливо, когда я захочу слушать и слышать, захочу вопрошать Его и говорить с Ним. Это очень важно.
Я благодарю Бога за то, что Он меня ждёт, терпит и понимает так, как никто никогда не мог меня понять, как бы я ни старалась объяснить. Он понимает и не торопит, ведь впереди вечность! Вечность, Карл! И я уверена, что это вечность с Ним! Что я вскормлена Им и приведена в лоно Церкви. Христос дает манну знаний и ждёт всходов моей любви к Нему.