Когда Вы начали читать Библию, как Вы познакомились с этой книгой?
Начал я её читать в 1980 году. До этого я, конечно, знал, что Библия существует, но интереса особого до этого к ней не было. Когда же, в результате знакомства с о. Александром Менем, появился интерес к мировоззренческой модели, в которой существует Бог, вот тогда появился интерес и к Библии.
А с чего Вы начали её читать?
А с начала, — книжки читают с начала. Хотя, если говорить о Библии, то первая книга по предмету, которая что ли которая мне попалась, это книга о. Александра «Сын Человеческий», но Библию я начал читать с начала.
«Сын Человеческий» тогда ещё в самиздатовском варианте существовала?
В тамиздатовском. Уже был тамиздатовский материал, брюссельский. А я читал в самиздатовском — на печатной машинке отпечатанный.
Вы начали читать Библию, как это отразилось на Вашей жизни? Как повлияло на Вас?
Так получалось, что одновременно происходило чтение Библии и изменение моего мировоззрения. Это было связано со всякими размышлениями, разговорами, и чтением других книг. Помню, свою первую реакцию, я бы сказал, такого восхищения, от чтения Шестоднева, потому что, я же всё-таки по образованию физик, и когда я просто вчитался в первую главу, то был абсолютно восхищён, тем, что оказывается, за столько веков до появления физики вообще, можно было расписать такую точную модель космогенеза. Так что, очень часто для меня чтение Библии было источником удивления. Удивления и восхищения. Потому что я опознавал то, что по своему опыту, по своей жизни, я в принципе знал, но никогда, может быть, не формулировал для себя. И вдруг чтение Библии это всё ставило на свои места. Оказывалось, что это всё образует некую потрясающе цельную картину мира, в котором пространство и время работают одновременно. Есть большой, огромный мир — пространство, но есть история, есть движение этого мира во времени. И чтение Библии, размышление на эту тему приводили к появлению вектора, направленности, смысла. Есть начало и есть цель, есть устремлённость. Это всё делает жизнь стоящей.
Легко ли Вам давалось чтение Библии? Какие барьеры возникали? Как они преодолевались?
А до сих пор не легко. Барьеры? Есть барьеры, потому что всегда хочется, чтобы Бог был уютным, чтобы Бог был таким «добреньким» — по головке гладит и т.д. А Библия не позволяет такой картине Бога образоваться. Он действительно любит, Он действительно благой, но это не «добренький» Бог, это всё очень не просто, это трудно. Потому что нужно меняться самому. Если Бог такой, и Он такой и вчера и сейчас и всегда, то тогда меняться нужно самому, и это — трудно. Были, конечно же, (всегда были и сейчас есть) трудные моменты — кусочки Библии, которые трудны для интерпретации, которые просто трудно понять — что собственно имеется в виду. Здесь помогают всякого рода комментарии, помогает узнавание каких-то понятий, идущих от истории, от культуры еврейского народа. Книга, конечно, написана в контексте, и этот контекст нужно потихонечку узнавать. От этого становится легче что-то понимать. Совсем просто не становится никогда. Это понятно, потому, что, так или иначе, содержание этой Книги, если взять её всю в целом — за пределами человеческих возможностей.
Есть ли какие-то места Писания, к которым Вы чаще всего обращаетесь? И почему?
Да. Так получается, что первые главы Бытия для меня чрезвычайно важны, для всего моего мировоззрения. Меня Бог именно таким путём вёл — не начиная с Евангелия, а, начиная, всё-таки, с книги Бытия, и возвращение к этим главам, особенно ко второй и третьей, там, где проясняется смысл и замысла Божьего и всего, что происходит в мире, для меня это очень и очень важно. Здесь куча отправных точек для самых разных размышлений — о Библии, о Боге, о мире. Но, кроме того, есть любимые места, это очень легко видеть по моему старому экземпляру Библии, есть места, в которых страницы просто выпадают. Не просто затёрты, а выпадают. Вот это как раз начало книги Бытия, это первые главы Евангелия от Иоанна, это вторая глава Деяний — там, где очень часто оказываюсь, и, пожалуй, Послание к Ефесянам, оно как-то очень дорого для меня, хотя и другие послания Павла тоже. Часто перечитываю.
Существует ли на Ваш взгляд различие между чтением и изучением Писания?
Я не могу про себя сказать, что я изучаю Писание. Потому что, я не могу сказать, что для меня Писание — объект. Изучаем мы некий объект. Вот, я — субъект, и есть объект, который я изучаю. Для меня в чтении важно другое: это — встреча субъектов. Потому, что не я изучаю, а меня изучают. И что важнее всего, что после встречи с движением «Scripture Union», я действительно понял (до этого я это меньше осознавал), что чтение Писания — это молитва. Это общение с Самим Богом, и только в этом есть смысл. Читать — это выход на общение с Самим Богом, а не просто складывание букв в слова.
Приемлемо ли использование каких-нибудь методов при чтении Писания?
Так или иначе, всё, что мы делаем, можно назвать словом «метод». Если прежде, чем открыть эту Книгу, мы молимся, и когда закрываем эту Книгу — молимся, то можно считать, что это метод. А, кроме того, тот метод, который иногда называется индуктивным, т.е. метод, который идёт от простого к сложному, от поверхности к глубине, он мне тоже кажется очень полезным, потому что он дисциплинирует. Он дисциплинирует собственное мышление, собственный ход размышлений в процессе общения с Библией, не позволяет делать слишком резких скачков, не оправданных самим текстом. Так что вот этот метод, который идёт от наблюдения к более и более глубокому размышлению над текстом, мне, правда, представляется не просто полезным, но вполне продуктивным.
Вы долгое время занимаетесь катехизацией, и, естественно приучаете людей читать Библию. Какие советы Вы даёте самым начинающим читателям?
Самым начинающим… Есть несколько основных точек.
Первая — согласится на то, что Библия не обычная книга, а книга — богодухновенная, т.е. что в ней есть вечное божественное содержание, заключённое в определённую временную форму, идущую от человека. Это огромный методический совет, для всякого человека. Это — парадокс, в парадоксе человеку всегда трудно удержаться, но другого варианта нет. Ни одну из сторон нельзя забывать при этом. Это первый момент.
Второй момент — эта Книга не содержит тайного знания, и не надо пытаться его искать. Эта Книга написана для того, чтобы люди её понимали, а не для того, чтобы они её не понимали. В ней ничего зашифрованного нет. Есть что-то, что нам трудно понять, просто потому, что мы далеки по времени и расстоянию от тех людей, которые её писали. Но они хотели писать наиболее ясным способом то, что они хотели передать. Это второй момент.
И третий момент. Не надо бояться того, что что-то непонятно. Имеет смысл продолжать читать, потому что, чаще всего, на одной из последующих страниц, будет что-то такое, что разъяснит непонятное. Реже бывает, что это где-нибудь через 100-200 страниц, и совсем редко бывает, чтобы оставалось что-то непонятным после прочтения всей этой Книги в четвёртый или пятый раз.
С самого начала я нацеливаю людей на то, что в принципе, читая эту Книгу в первый раз понять её невозможно. Потому что, для того, чтобы понять каждый отрывочек в ней, нужно знать, что она говорит в целом. Она оказывается сама по себе необходимым для понимания контекстом. Каждый отрывок может быть понят только в контексте всей Вести. Поэтому, первый раз её и нужно читать в допущении того, что я пойму не очень много. Но я что-то в себя вложу, и в следующий раз, когда я по ней пойду, то, что я вложил (даже не поняв), начнёт работать, и оно начнёт открывать для меня, то, что я раньше не понимал.
И последний совет — это иметь в виду, что Библия цельна. Это не отдельные какие-то книги, не отдельные эпизоды, а это всё целиком описание на определённом языке отношений между Богом и человеком, разворачивающихся в истории и метаистории — в смысловом поле. И вот так к этому и нужно подходить. Важно для себя увидеть этот, как бы, «скелет» Благой Весть. Он существует, это — цепочка заветов. Потому что Бог работает с человеком через договор, через заветы. И вот, если увидеть эту цепочку, это срабатывает как ключик к чтению Писания. Тогда все эти эпизоды начинают навешиваться на этот «скелет», эту цепочку, и у каждого есть своё место, каждый показывает какую-то сторону отношений между Богом и человеком, в русле общего течения заветов. Это, правда, очень сильно помогает.
Наверняка Вам приходилось видеть, как меняется жизнь людей, жизнь прихода оттого, что люди начинают читать Библию. Что это за изменения, к чему приходят люди, когда они начинают читать Библию? Как это влияет на их повседневную христианскую жизнь, как это влияет на жизнь общины, на богослужение?
Тут, как бы сказать… Чтение Библии — не единственный способ христианской жизни. Здесь важна вообще встреча со Христом, важны, вообще, отношения с Богом; и Библия — это один из элементов этих отношений, одна из сторон этой самой встречи.
Если человек пытается выстраивать отношения с Богом только через чтение Писания, ничего разумного не получится, как у Козьмы Пруткова сказано: «специалист подобен флюсу — полнота его односторонняя», вот так и здесь. В духовной жизни всё должно быть гармонично, всё должно развиваться соразмерно друг другу. И просто специалисты в Библии не обязательно люди, жизнь которых была преображена Христом.
Так что здесь важны все составляющие жизни — и церковная жизнь, и общение с другими людьми, и, конечно, собственная молитвенная жизнь. Если всё это развивается правильно, и при этом не забывается познание воли Божьей в Книге книг, вот тогда действительно жизнь человека преображается. А вот как она преображается, это — совершенно непредсказуемая вещь и, опять таки, каждый раз остаётся только удивляться, потому, что в людях открываются такие способности и такие силы к совершению чего-то в своей жизни, чего от них заранее ожидать было невозможно.
Самое важное, что человек действительно начинает достаточно ответственно относится к своей связи с Богом, к познанию Его воли, не сваливает свою ответственность перед Богом на кого-то другого, какого-нибудь посредника или ещё кого-нибудь. Он идёт по пути взросления христианского и это обязательно выражается в чем-то, что можно увидеть со стороны, в каких-то изменениях человека. В целом — глаза другие. У человека меняются глаза, и это факт.