Сегодняшнее чтение посвящено передаче служения. Приходит время, когда прежний руководитель должен уйти, а на него место приходит новый лидер. Откуда он появляется? Как ему действовать? Он может быть совсем другим человеком. Перед ним могут стоять другие задачи. Как ему обрести уверенность в том, что нужно делать? Мы посмотрим только ключевой момент призвания Иисуса Навина на служение, но прежде все же кратко перечислим основные факты его биографии[1] до настоящего момента.
- Впервые он упомянут как глава народной армии (Исх. 17).
- Далее он помогает Моисею в скинии собрания (Исх. 33:11), служит ему и Богу. Он всецело предан Моисею и даже чересчур ревностно охраняет авторитет Моисея как пророка (Числ. 11).
- Его имя по рождению – Осия (Хошеа, спасенный). Перед тем, как послать его разведчиком в Ханаан, Моисей переименовал его, добавив букву йод (Иехошуа, Иешуа – арам., Иисус – греч.). Новое имя означает: «Ягве спасает», или «Спасение Господне». Так Моисей благословил своего ученика Божьей защитой и одновременно предсказал, что именно через него осуществится Божий замысел – спасти Израиль, введя его в Землю обетованную.
- Сын Навина был одним из двух мужей, кто не потворствовал панике после посещения Ханаана, но надеялся на помощь Божию в завоевании земли. Его ключевое качество — повиновение Господу (Числ. 32:12), и он готов действовать, когда Бог говорит, даже вопреки «здравому» смыслу.
- Решение об Иисусе Навине принимал не Моисей, а Сам Господь. Моисей вопрошал Господа о преемнике, и Сам Господь указал ему на Иисуса как наделенного Духом Божиим. Через возложение рук он был посвящен на служение перед всем обществом (Числ. 27) и получил дар премудрости.
1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:
Подчеркивается, что Моисей – раб Божий. Это не унижение, а почетный титул. Ведь иначе можно быть рабом людей, рабом греха… А Иисус, сын Навина, — служитель Моисея. Он никогда не претендовал на лидерство, держался в тени наставника, почитая честью служить ему – и именно его избирает Господь.
2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:
4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.
Обращаясь к Иисусу Навину, Бог повторяет обещания, данные не только Моисею, но и самому Аврааму (см. отрывки 007, 017, 018).
5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.
6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;
Бог обещает Иисусу Свое Присутствие, и трижды повторяет: Будь тверд и мужествен. А потом это повторит и народ. Меня научили, что если Бог говорит единожды, это уже важно. Дважды повторяет – чтобы не было никаких сомнений, что это от Него. А трижды – значит, это – первостепенной важности.
Один из комментаторов предлагает такое понимание «будь тверд и мужествен». Тверд – т.е. верен Богу, Завету, мужествен – по отношению к врагам.
7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
Иисус Навин не «законодатель», как Моисей, он – военачальник. Но важно, что ему, военному вождю, предписано изучать не учебники стратегии, а Закон. И это очень понятно. Война, военное мышление может сделать человека твердым, даже жестоким – как это мы не раз видели в истории (и, кстати, как это было с фараоном). А руководителю нужно оставаться при этом милостивым к бедным и слабым, нежным к супруге и детям, справедливым ко всем, и послушным Богу. Изучение Закона позволяет научиться мудрости, т.е. различению путей, когда и как поступать.
9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.
10 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал:
11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы придти взять землю, которую Господь Бог [отцов] ваших дает вам в наследие.
В Писании всегда различали простой, буквальный, — и полный смысл, связанный с прообразами, с нравственными наставлениями. Попробуем так и прочесть этот текст.
«Три дня», — говорит Иисус, — «И ваша жизнь изменится. Приготовьтесь. Впереди вас ждет богатое наследие, но вам придется потрудиться, чтобы овладеть им».
Эти слова о трехдневной готовности вполне приложимы к апостолам.
Эти слова о наследии, за которое придется воевать (с самими собой, с непониманием тех, кто не захочет видеть нас по «ту сторону», с Иисусом), касаются и нас.
12 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал:
13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию;
14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им,
15 доколе Господь не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца.
Часть народа уже осела в Заиорданье, но Моисей оставил их там с условием, что они помогут завоевать Ханаан (Числ. 32). Кажется, здесь очевиден духовный принцип: ты не можешь быть спокоен и отдыхать, пока твои братья не устроены, в опасности. Помоги – и потом наслаждайся покоем.
16 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем;
17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем;
18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!
Даже очень мудрому и сильному руководителю важно знать, что ему доверяют и благословляют. Только в этом случае он сможет хорошо выполнять служение, на которое поставлен. Что же говорить о простых смертных? Ропот и критика может только ожесточить и сделать мстительным. Нужно искать другие пути. Отсюда в Законе принцип: Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси. (Исх. 22:28).
Сегодня мы читали о передаче служения от Моисея Иисусу Навину. Так, постепенно, поколение за поколением, реализуется Божий замысел. И мы включены в Божии обетования, в Его историю, в историю Его народа. Но видите ли вы в этом свое место?
[1] Чтобы составить эти основные факты биографии, я воспользовался электронным поиском по Библии. Рекомендую и вам освоить одну из программ: Biblequote или продвинутую BibleWorks на PC, MyBible на Android. Раньше для этой цели служили Симфонии. Проверить свои выводы хорошо по словарям, например, по самому простому Библейскому словарю Э.Нюстрема и более современному Библиологическому словарю прот. А.Меня и Православной Энциклопедии.