Книга судей следует определенному образцу. Народ забывает о Боге – усиливаются трудности – народ вопиет к Богу – Бог посылает избавителя – на некоторое время все приходит в порядок – народ снова забывает о Боге.
Предыдущие главы рассказывают о том, как с помощью нескольких судей, в том числе женщины-судьи Деворы, происходила эта борьба, причем удалось победить хананеев, противника, который был многочисленнее и имел лучшую военную технику (железные колесницы – все равно что танки против пехоты).
И все же, когда современный человек читает книгу Судей, часто ему непонятно, как столь жестокие страницы оказались в священной книге. Но если бы мы поставили себя на место угнетаемого народа, чьих женщин лишают девственности, детей уводят в рабы, чью собственность отбирают, у нас было бы меньше вопросов. Речь шла о выживании.
Победив хананеев, израильтяне на этом и «успокоились». Должны ли они были создать армию, по образцу хананейской, и продолжить наступательную войну Иисуса Навина, или хотя бы укрепить оборону? Или Сам Бог бы смирил бы врагов, если бы люди принесли всеобщее покаяние и уничтожили идолов? Чтобы узнать это, было необходимо искать гласа Божия. Но нигде в тексте мы не видим, что в народе живет эта жажда по Слову Божию. К Богу они относятся как ко внешней силе, необходимой исключительно в трудностях.
И на смену постоянным угнетателям приходят кочевники.
1 Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет.
2 Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления.
3 Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них;
4 и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла.
5 Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее.
Сбывается одно из проклятий Второзакония – о саранче, правда, не в буквальном, а в переносном смысле. Как после налета саранчи не остается ничего, — так и после этих кочевников. Те, у кого была возможность, прятали имущество в горные пещеры. Сегодня известны целые подземные города с камерами для запасов и цистернами для воды. Но у многих израильтян такой возможности не было, и они голодали.
6 И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу.
7 И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян,
8 послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства;
9 избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их,
10 и сказал вам: «Я — Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете»; но вы не послушали гласа Моего.
В ответ на вопль израильтян Бог отвечает упреком: Я столько сделал для вас, — а вы чтите ли свою часть Завета?
Но Бог на этом не останавливается. Если они только лишь возопили к Богу (а не просто ропщут, критикуют власти или священство), значит, уже не безнадежно.
11 И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян.
Пшеницу обычно вымолачивают на гумне с помощью осла. То, что Гедеон украдкой сам выколачивает пшеницу в маленьком бассейне для производства вина, наглядно показывает масштаб бедствий.
12 И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!
13 Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян.
Ангел обращается к Гедеону так, как видит Гедеона Бог: муж сильный. И прибавляет: Господь с тобою. И то, и другое – абсолютная правда.
Но для Гедеона это звучит как горькая насмешка. Он не видит ни действия Бога в настоящее время, ни про себя не может сказать, что чувствует себя сильным (ст. 15).
14 Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя.
О какой силе говорится? Физическая сила, с которой тот молотил зерно? Или сила гнева и горечи, которую нужно перенаправить на мадианитян? И все же Гедеон, знакомый с историей Моисея, должен был задуматься, услышав эти слова, и неслучайно он затем просит о знамении.
15 [Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший.
16 И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека.
17 [Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною:
18 не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего.
19 Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил.
То, что говорится об опресноках, указывает: дело происходит в Песах, праздник освобождения, и отец Гедеона только что должен был рассказывать о чудесах Исхода. Также можно видеть параллель с гостеприимством Авраама (Быт. 18).
20 И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал.
21 Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его.
22 И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу.
23 Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь.
24 И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой.
Гедеон увидел знак, что его жертва принята (ср. Лев. 9:24), но при этом испугался. И снова, к в случае с Авраамом, Агарью, и многими другими, звучит: «Не бойся». Оставь страхи, доверься Мне. Мир тебе (шалом леха).
25 В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем,
26 и поставь жертвенник Господу Богу твоему, на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь.
27 Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью.
28 Поутру встали жители города, и вот, жертвенник Ваалов разрушен, и дерево при нем срублено, и второй телец вознесен во всесожжение на новоустроенном жертвеннике.
29 И говорили друг другу: кто это сделал? Искали, расспрашивали и сказали: Гедеон, сын Иоасов, сделал это.
30 И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем.
31 Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник.
32 И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его.
Решимость Гедеона проверяется через то, готов ли он уничтожить жертвенник Ваалу и священное древо Астарты. Маленькая хитрость (сделать все ночью) не помогла, и о том, что он разрушил жертвенник и поставил новый, узнают все. Хотя весь народ оказывается против Гедеона, ему сохранена жизнь. Отец же, который руководил раньше культом Ваала, ведет себя, будто он настоящий единобожник, и даже несколько насмешничает над ваалом. И через это обращение отца, и через сохранение своей жизни Гедеон начинает узнавать, как действует Господь. Имя его меняется, свидетельствуя о том, что он – соперник ваалу, гроза язычеству.
33 Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли [реку] и стали станом на долине Изреельской.
34 И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним.
В Ветхом Завете Дух Божий временами сходит на человека, внушая ему смелость и давая силы для исполнения какой-либо миссии. Но это как бы внешнее воздействие не делает человека совершенным, не обязательно дает ему мудрости. Это особенно видно во второй период жизни Гедеона, и в случае Иеффая. Только после Пятидесятницы Дух будет действовать иначе, изнутри общаясь с духом человеческим, преображая христиан, уподобляя их Сыну Божию.
35 И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им.
36 И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты,
37 то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты.
38 Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды.
39 И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса.
40 Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса.
Гедеон дважды просит знамения. Некоторые толкователи видят в этом маловерие Гедеона, мне же кажется, что он хочет исключить возможность ошибки, неправильного понимания воли Божией.
7: 1 Иероваал, он же и Гедеон, встал поутру и весь народ, бывший с ним, и расположились станом у источника Харода; Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине.
2 И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»;
3 итак провозгласи вслух народа и скажи: «кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада». И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось.
Для Бога это не война на поражение мадианитян. Это борьба за души самих израильтян. Важно, чтобы они поняли: это Бог одержал для них победу.
Первый «фильтр» соответствует Втор. 20:8: «И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце».
4 И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: «пусть идет с тобою», тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: «не должен идти с тобою», тот пусть и не идет.
5 Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить.
6 И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду.
Одни пили жадно, двумя руками с колен, забыв о бдительности. Другие пили терпеливо, одной рукой, которая использовалась как язык собаки; другая рука была на оружии. Последних и повелел оставить Бог для битвы. Но дело здесь не только в качествах людей, а и в том, что такого количества людей совершенно недостаточно для победы.
7 И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место.
8 И взяли они съестной запас у народа себе и трубы их, и отпустил Гедеон всех Израильтян по шатрам и удержал у себя триста человек; стан же Мадиамский был у него внизу в долине.
9 В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои;
10 если же ты боишься идти [один], то пойди в стан ты и Фура, слуга твой;
11 и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому [полку] вооруженных, которые были в стане.
12 Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря.
13 Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался.
14 Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан.
15 Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский.
Зная страхи Гедеона, Господь дает ему знамение через сон и его истолкование от самих противников. Он убедился, что противник боится, и решает использовать этот страх.
16 И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники.
17 И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте;
18 когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: [меч] Господа и Гедеона!
19 И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их.
20 И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона!
21 И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство.
22 Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы.
Это нельзя даже назвать битвой. Как и в случае с падением Иерихона, происходит нечто совершенно удивительное. С испуга бывшие союзники начинают убивать друг друга, и в панике они бегут.
23 И созваны Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за Мадианитянами.
24 Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них [переправу через] воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили [переправы] [через] воду до Бефвары и Иордан;
25 и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве и преследовали Мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан.
8:1 И сказали ему Ефремляне: зачем ты это сделал, что не позвал нас, когда шел воевать с Мадианитянами? И сильно ссорились с ним.
2 [Гедеон] отвечал им: сделал ли я что такое, как вы ныне? Не счастливее ли Ефрем добирал виноград, нежели Авиезер обирал?
3 В ваши руки предал Бог князей Мадиамских Орива и Зива, и что мог сделать я такое, как вы? Тогда успокоился дух их против него, когда сказал он им такие слова.
Гедеон оказывается кротким человеком, и не усиливает конфликт. Он находит слова, которые позволяют ефремлянам сохранить свое достоинство: «вы смогли убить кровожадных мадиамских князей по прозвищу Ворон и Волк, что мы по сравнению с вами!» Не так, увы, будет поступать следующий судья Иеффай.
4 И пришел Гедеон к Иордану, и перешел сам и триста человек, бывшие с ним. Они были утомлены, преследуя [врагов].
5 И сказал он жителям Сокхофа: дайте хлеба народу, который идет за мною; они утомились, а я преследую Зевея и Салмана, царей Мадиамских.
6 Князья Сокхофа сказали: разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам войску твоему давать хлеб?
7 И сказал Гедеон: за это, когда предаст Господь Зевея и Салмана в руки мои, я растерзаю тело ваше терновником пустынным и молотильными зубчатыми досками.
8 Оттуда пошел он в Пенуэл и то же сказал жителям его, и жители Пенуэла отвечали ему то же, что отвечали жители Сокхофа.
9 Он сказал и жителям Пенуэла: когда я возвращусь в мире, разрушу башню сию.
10 Зевей же и Салман были в Каркоре и с ними их ополчение до пятнадцати тысяч, все, что осталось из всего ополчения жителей востока; пало же сто двадцать тысяч человек, обнажающих меч.
11 Гедеон пошел к живущим в шатрах на восток от Новы и Иогбеги и поразил стан, когда стан стоял беспечно.
12 Зевей и Салман побежали; он погнался за ними и схватил обоих царей Мадиамских, Зевея и Салмана, и весь стан привел в замешательство.
13 И возвратился Гедеон, сын Иоаса, с войны от возвышенности Хереса.
14 И захватил юношу из жителей Сокхофа и выспросил у него; и он написал ему князей и старейшин Сокхофских семьдесят семь человек.
15 И пришел он к жителям Сокхофским, и сказал: вот Зевей и Салман, за которых вы посмеялись надо мною, говоря: разве рука Зевея и Салмана уже в твоей руке, чтобы нам давать хлеб утомившимся людям твоим?
16 И взял старейшин города и терновник пустынный и зубчатые молотильные доски и наказал ими жителей Сокхофа;
17 и башню Пенуэльскую разрушил, и перебил жителей города.
Безусловно, жители Сокхофа и Пенуэла поступили не по-братски, и проявили безразличие к делу Божию. Но был ли вправе так поступать сам Гедеон? У меня ощущение, что он действует как раз не по воле Божией, а по собственному произволу. Очень быстро от неуверенности он переходит к самоуверенности, так и не дойдя до уверенности в Боге.
18 И сказал Зевею и Салману: каковы были те, которых вы убили на Фаворе? Они сказали: они были такие, как ты, каждый имел вид сынов царских.
19 [Гедеон] сказал: это были братья мои, сыны матери моей. Жив Господь! если бы вы оставили их в живых, я не убил бы вас.
20 И сказал Иеферу, первенцу своему: встань, убей их. Но юноша не извлек меча своего, потому что боялся, так как был еще молод.
21 И сказали Зевей и Салман: встань сам и порази нас, потому что по человеку и сила его. И встал Гедеон, и убил Зевея и Салмана, и взял пряжки, бывшие на шеях верблюдов их.
Гедеон осуществляет право кровной мести, но при этом забирает украшения с верблюдов. Авраам в аналогичной ситуации погнушался брать что-то себе от язычников (Быт. 14:22-24).
22 И сказали Израильтяне Гедеону: владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки Мадианитян.
23 Гедеон сказал им: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами.
Гедеону не было сказано, что он должен стать царем, и он отвергает предложение – на словах. Но при этом он собирает дань – минимум 20 килограмм золота.
24 И сказал им Гедеон: прошу у вас одного, дайте мне каждый по серьге из добычи своей. (Ибо у [неприятелей] много было золотых серег, потому что они были Измаильтяне.)
25 Они сказали: дадим. И разостлали одежду и бросали туда каждый по серьге из добычи своей.
26 Весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было тысяча семьсот золотых [сиклей], кроме пряжек, пуговиц и пурпуровых одежд, которые были на царях Мадиамских, и кроме [золотых] цепочек, которые были на шее у верблюдов их.
27 Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его.
Гедеон делает ефод, предмет одежды первосвященника, через который можно узнавать волю Божию. Неизвестно, имел ли ефод особые свойства, приносились в доме Гедеона регулярные жертвы, но сказано точно: народ начинает ходить к нему на поклонение. Видимо, пример хорошо обеспеченного отца-жреца не прошел даром. Это не вполне язычество (чтится Бог Единый), но очень близко к тому (священная реликвия уводит людей от заповеданного Богом поклонения в Скинии).
28 Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона.
29 И пошел Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своем.
30 У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен.
31 Также и наложница, жившая в Сихеме, родила ему сына, и он дал ему имя Авимелех.
Гедеон поступает как настоящий князек: заводит себе гарем, одного из внебрачных сыновей даже называет Авимелехом (сыном царя). Собственно, это – прелюдия к трагедии, которая разыграется дальше, в девятой главе, но которую мы читать в этот раз не будем.
32 И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой.
33 Когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов и поставили себе богом Ваалверифа;
34 и не вспомнили сыны Израилевы Господа Бога своего, Который избавлял их из руки всех врагов, окружавших их;
35 и дому Иероваалову, [или] Гедеонову, не сделали милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю.
Как вы думаете, почему к концу жизни Гедеон так изменился?
Почему народ так легко вернулся к прежним заблуждениям?
Что о борьбе с трудностями, врагами можно сказать, исходя из этого отрывка?
Что можно сказать об отношениях с Богом? Не напоминает ли вам цикличность духовной жизни Израиля современную жизнь от исповеди до исповеди? Если да, то может ли жизнь быть другой?