В прошлый раз мы читали о тайном помазании Давида на царство, его победе над Голиафом, и о том, как царь Саул начинает видеть в Давиде конкурента.
Давиду пришлось бежать от Саула и стать лидером для людей, недовольных политикой царя. При этом он помогает народу в борьбе против филистимлян, которые активизировались на фоне междоусобицы в Израиле. В это время сложено немало псалмов, где звучит глубокая скорбь невинно преследуемого человека. Несколько раз Давиду выпадала возможность уничтожить Саула, но он на это не пошел, почитая Саула как помазанника Божия. Взаимоотношения Давида и Саула, партизанские действия Давида — большая и интересная история. Когда же Саул и Ионафан погибли в битве с филистимлянами, Давид смог подняться над личными обидами и искренне оплакивать их.
1 И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы — кости твои и плоть твоя;
2 еще вчера и третьего дня, когда Саул царствовал над нами, ты выводил и вводил Израиля; и сказал Господь тебе: «ты будешь пасти народ Мой Израиля и ты будешь вождем Израиля».
3 И пришли все старейшины Израиля к царю в Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне пред Господом; и помазали Давида в царя над Израилем.
4 Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился; царствовал сорок лет.
Это – уже публичное признание Давида царем. Народ заключает завет с Давидом – по-видимому, вассальный договор, согласно которому они обязуются верно служить ему, а он – защищать и заботиться о людях. Во свидетели Завета призывают Господа.
5 В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою.
Хеврон – это город в Иудее, в северной земле колена Иудина, из которого происходит и сам Давид. Он царствовал там, пока в северной части Израиля оставались потомки династии Саула. Когда же и Север присягнул верностью Давиду, пришлось искать город-столицу, равноудаленную от всех политических сил. И он, укрепившись, принимает решение взять Иерусалим, город посередине севера и юга, на тот момент принадлежавший иевусеям.
6 И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдет сюда Давид».
7 Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов.
8 И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом [Господень].
Взятие Сиона – это отдельная история. Еврейский текст предполагает несколько вариантов понимания: «Всякий, кто хочет сразить иевусеев, пусть захватит источник/крюк/копье, ибо Давид ненавидит этих слепых и хромых». То ли нужно было подкопать город и зайти по водному тоннелю (к этому склоняются археологи), то ли взобраться на башню снаружи, используя крюки (это чтение ближе 1 Пар. 11:6). Как бы то ни было, город, считавшийся неприступным, оказался во власти Давида.
9 И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри.
10 И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф [был] с ним.
11 И прислал Хирам, царь Тирский, послов к Давиду и кедровые деревья и плотников и каменщиков, и они построили дом Давиду.
Как мудрый политик Давид заключает мирные взаимовыгодные договоры с теми, кто готов признать Израиль, и воюет с теми, кто претендует на его территории.
12 И уразумел Давид, что Господь утвердил его царем над Израилем и что возвысил царство его ради народа Своего Израиля.
Господь утвердил… ради народа. Давид может забываться, грешить, но это понимание, что он поставлен Богом не для себя, а ради народа, будет у него всегда (см., напр., 2 Цар. 24:17).
13 И взял Давид еще наложниц и жен из Иерусалима, после того, как пришел из Хеврона.
Гарем – принадлежность царского двора на Востоке. Но следование этому обычаю принесло Давиду немало горя впоследствии.
14 И родились еще у Давида сыновья и дочери. И вот имена родившихся у него в Иерусалиме: Самус, и Совав, и Нафан, и Соломон,
15 и Евеар, и Елисуа, и Нафек, и Иафиа,
16 и Елисама, и Елидае, и Елифалеф.
Похоже, что это перечисление имен дается здесь ради одного единственного имени – Соломон.
17 Когда Филистимляне услышали, что Давида помазали на царство над Израилем, то поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид и пошел в крепость.
Предание относит к этому времени составление второго псалма (Пс. 2).
18 А Филистимляне пришли и расположились в долине Рефаим.
19 И вопросил Давид Господа, говоря: идти ли мне против Филистимлян? предашь ли их в руки мои? И сказал Господь Давиду: иди, ибо Я предам Филистимлян в руки твои.
20 И пошел Давид в Ваал-Перацим и поразил их там, и сказал Давид: Господь разнес врагов моих предо мною, как разносит вода. Посему и месту тому дано имя Ваал-Перацим.
21 И оставили там [Филистимляне] истуканов своих, а Давид с людьми своими взял их.
22 И пришли опять Филистимляне и расположились в долине Рефаим.
23 И вопросил Давид Господа, И Он отвечал ему: не выходи навстречу им, а зайди им с тылу и иди к ним со стороны тутовой рощи;
24 и когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское.
25 И сделал Давид, как повелел ему Господь, и поразил Филистимлян от Гаваи до Газера.
С филистимской угрозой при Давиде было покончено. Этот народ, владевший секретом выплавки железа, лишился своего преимущества, поскольку Давид, живя в изгнании, узнал технологию, и, воцарившись, овладел горными рудниками моавитян, чтобы самому делать железные орудия.
Но нужно было продолжить укрепление единства Израиля. Ковчег Завета, святыня, должен быть не в частном владении, а перенесен в столицу, и именно там должно быть устроено служение Богу.
6: 1 И собрал снова Давид всех отборных [людей] из Израиля, тридцать тысяч.
2 И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах.
3 И поставили ковчег Божий на новую колесницу и вывезли его из дома Аминадава, что на холме. Сыновья же Аминадава, Оза и Ахио, вели новую колесницу.
4 И повезли ее с ковчегом Божиим из дома Аминадава, что на холме; и Ахио шел пред ковчегом.
5 А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.
Это было настоящее празднование, которое, однако, омрачилось из-за того, что ковчег не несли на плечах левиты, как того требовал закон (Числ. 7:9), но его повезли на быках. Это пренебрежение привело к трагическим последствиям.
6 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его.
7 Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.
8 И опечалился Давид, что Господь поразил Озу. Место сие и доныне называется: «поражение Озы».
9 И устрашился Давид в тот день Господа и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню?
Сегодня трудно это понять: человек хотел сделать лучше, но был уничтожен. И его ли это вина? Не вина ли это законоучителей, не обративших внимание на неправильный способ обращения с Ковчегом? Я в недоумении. Могло ли статься, что отец Озы не призвал левитов к ковчегу, потому что считал его как бы своей собственностью, тем, чем он волен распоряжаться, и из-за этого пострадал его сын? Но это только гипотеза.
Впрочем, аналогом святости ковчега в наше время служит Евхаристия и сам народ Божий, Тело Христово. И ап. Павел свидетельствует, что те, кто небрежно относится к братьям и участию в Евхаристии, могут болеть и даже умереть (1 Кор. 11:27-30)
10 И не захотел Давид везти ковчег Господень к себе, в город Давидов, а обратил его в дом Аведдара Гефянина.
11 И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его.
12 Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов.
13 И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна.
14 Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод.
15 Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками.
16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.
17 И принесли ковчег Господень и поставили его на своем месте посреди скинии, которую устроил для него Давид; и принес Давид всесожжения пред Господом и жертвы мирные.
18 Когда Давид окончил приношение всесожжений и жертв мирных, то благословил он народ именем Господа Саваофа;
19 и роздал всему народу, всему множеству Израильтян, как мужчинам, так и женщинам, по одному хлебу и по куску жареного мяса и по одной лепешке каждому. И пошел весь народ, каждый в дом свой.
Это настоящее празднование, и Давид здесь – не царь, а прежде всего ликующий верующий. Он снимает верхнюю парадную одежду и остается в льняном халате как простолюдин. Он счастлив принести жертвы всесожжения, выражающие всецелую преданность Всевышнему, и мирные жертвы, отражающие настроение благодарности, хвалы, совместного празднования. Он счастлив разделить со своим народом праздничную трапезу и благословить народ Именем Божьим.
20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему на встречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!
21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;
22 и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.
23 И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.
Мелхола… Это дочь Саула, которую Давид полюбил и ради нее совершал подвиги. И она сама однажды спасла его, потому что любила. Но когда Давид был вынужден бежать от Саула, она не стала ждать, вернулась в дом отца, а общение с таким человеком даром не проходит. Для нее царь – это господин, который должен быть выше простых смертных. Но кто в таком случае для нее Бог? И кто она сама, попрекающая мужа?
Расплатой стало то, что у нее не было детей. Счастье семьи так легко разрушить глупыми, необдуманными словами!
7: 1 Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его,
2 тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром.
3 И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою.
4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану:
Подчеркивается разница между советом мудрого и откровением. Здесь это – противополжные вещи.
5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания,
6 когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии?
7 Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: «почему не построите Мне кедрового дома»?
Здесь – два вопроса. Первый: а достоин ли Давид построить Храм. Второй: а нужен ли этот храм самому Богу.
8 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля;
9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.
10 И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде,
11 с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.
Бог напоминает Давиду, что это не царской милостью Бог обретет лучшее жилище, а, напротив, Божьей милостью устраивается дом Давида.
Впрочем, Давид получил и другое откровение: Бог запретил ему строить Храм, потому что он пролил много крови. Только мирный человек может строить дом Божий (1 Пар. 22:7-10).
12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
13 Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.
14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих;
15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим.
16 И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки.
17 Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду.
Это – пророчество о Соломоне, но одновременно – завет о Христе, ведь только Его царство оказалось вечным.
С этого времени Израиль, а после разделения Иудейское царство, терпели любых царей из рода Давида, в надежде, что через них придет обкщанное благословение народу Божию. Но исполнился этот Завет в Сыне простого плотника.
18 И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!
19 И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!
20 Что еще может сказать Тебе Давид? Ты знаешь раба Твоего, Господи мой, Господи!
21 Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все это великое рабу Твоему.
22 По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.
23 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести [его] Себе в народ и прославить Свое имя [и] совершить великое и страшное пред народом Твоим, который Ты приобрел Себе от Египтян, изгнав народы и богов их?
24 И Ты укрепил за Собою народ Твой, Израиля, как собственный народ, на веки, и Ты, Господи, сделался его Богом.
25 И ныне, Господи Боже, утверди на веки слово, которое изрек Ты о рабе Твоем и о доме его, и исполни то, что Ты изрек.
26 И да возвеличится имя Твое во веки, чтобы говорили: «Господь Саваоф — Бог над Израилем». И дом раба Твоего Давида да будет тверд пред лицем Твоим.
27 Так как ты, Господи Саваоф, Боже Израилев, открыл рабу Твоему, говоря: «устрою тебе дом», то раб Твой уготовал сердце свое, чтобы молиться Тебе такою молитвою.
28 Итак, Господи мой, Господи! Ты Бог, и слова Твои непреложны, и Ты возвестил рабу Твоему такое благо!
29 И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим, ибо Ты, Господи мой, Господи, возвестил это, и благословением Твоим соделается дом раба Твоего благословенным во веки.
Эта молитва как будто записана непосредственно, безо всякой литературной обработки. В ней – весь Давид: простой, непосредственный, искренний, не думающий о себе, а думающий о детях, о народе, о Боге. Нет смысла даже подробно сравнивать отношения с Богом у Саула и Давида – все ясно. Для Давида Бог – это не «твой Бог», а «Господи мой, Господи».
Господи, благослови и нас, читающих про раба Твоего Давида, также искренне и просто молиться Тебе и быть верными Тебе.