Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч. В этот раз поговорим о том, куда ведет путь Премудрости и путь глупости.
Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Глава 9:12-18
12 если ты мудр, то мудр для себя; и если буен, то один потерпишь.
13 Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая
14 садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города,
15 чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями:
16 «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она:
17 «воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен».
18 И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.]
Мужчина и женщина
Это не первое предостережение от общения с развратной женщиной в книге Притч. Напомним, что сексуальная жизнь для человека — всего лишь физиологическое измерение той полноты отношений между мужчиной и женщиной, которая называется супружеством. Она — непосредственная часть того, что в полноте приносит им обоим ту радость, которая в земной, природной жизни становится прообразом радости Царства Божьего. Нарушить седьмую заповедь означает разрушить эту полноту и украсть существенную её часть для сиюминутного удовольствия, которое не выйдет за пределы земного этапа пути человека. Такой разрыв и сведение жизни к части вместо целого всегда смертелен: ведь, в отличие от жизни во всей полноте, всякая часть её непременно и неизбежно конечна. Для того, чтобы жизнь по заповедям стала внутренней, а не только внешней реальностью духовной жизни человека, этому человеку нужна цельность. Не только потому, что в случае раздвоения вся данная Богом для пути сила уйдёт, как вода в песок, но и потому, что найти путь праведности можно лишь тогда, когда жизнь полна. Если от полноты останется часть, пусть и немалая сама по себе и даже значимая для человека, пути праведности в ней не найти. Поэтому здесь человека с пути праведности в целом сбивает женщина-соблазнительница.
Но в данном случае это не просто женщина-соблазнительница. Здесь она противопоставлена олицетворённой Премудрости как воплощение глупости и безрассудства, как та, которая сбивает с пути тех, кого Премудрость могла бы направить на истинный путь (ст. 13 – 17). Речь идёт уже не просто о нарушении одной конкретной седьмой заповеди, но о соблазне свернуть с пути праведности в целом. Это пересекается с темой верности Богу в Библии. Седьмая заповедь является в каком-то смысле отражением первой: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». (Книга Исход 20:2,3). У народа Израиля должен быть только один Бог, как у человека должен быть только один супруг или супруга. Поклонение другим богам, кроме Бога Израилева, тоже называется в Библии прелюбодеянием или блудом, а отношения Израиля с Богом сравниваются с браком. Особенно ярко эта метафора представлена в книге пророка Осии. Похожим образом и здесь речь идет о том, что либо человек верен Премудрости, либо его завлекает на свои пути глупость.
Чем заканчивается путь мудрости… и чем – путь глупости
Важно заметить, что понимание здесь пути праведности заметно отличается от обычных представлений о награде за праведную и наказании за неправедную жизнь, неважно, при жизни или после смерти. Мудрый человек мудр для себя, и буйный вредит лишь самому себе (ст. 12). Бог не награждает за хорошее поведение и не наказывает за плохое. Он открывает человеку путь, ведущий к полноте жизни с Ним, и человек сам волен выбрать или его, или другой путь, если другой понравится ему больше. А награда или наказание — всего лишь результат избранного пути. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», — говорит Господь Израилю и всем нам. (Книга Второзаконие 30:19). Можно было бы сказать, что человек сам награждает или наказывает себя, выбирая свой духовный путь. Но это всё же не совсем так: ведь путь праведности и исполнения заповедей немыслим без непосредственного участия Бога в жизни человека, идущего этим путём. Если же человек выбирает другой путь, он идёт этим путём уже сам, без Бога, и приходит туда, где Бога не найти.
Дорога, на которую зовёт развратная женщина, путь нарушения заповедей и жизни по своей воле заканчивается в шеоле, в преисподней, в царстве смерти, где пребывают тени умерших (ст. 18). Традиционные еврейские представления о посмертии не знали ничего подобного средневековому христианскому представлению о рае и об аде или древнеегипетскому представлению о полях Осириса и о полях Сета. После смерти все без исключения оказывались в мире теней, в царстве мёртвых, которое по-еврейски и называется шеол. Жизни там нет: то существование, которое ведут в шеоле тени умерших, жизнью можно назвать лишь с большой натяжкой. Это существование в состоянии, больше похожем на тяжёлый сон без пробуждения, в котором нет памяти о прошлой жизни, а сознание едва теплится. Поэтому и богообщение в шеоле невозможно: для того, чтобы общаться с Богом, нужно быть живым, нужно осознавать себя самого и Божье присутствие в своей жизни и в своём сердце (Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? (Псалтирь 87:11)). Тень в шеоле на такое не способна. Настоящая же встреча с Богом после завершения земного пути, как думали, происходит не в шеоле, а после того, как Бог выведет оттуда умерших в день всеобщего воскресения.
Избери жизнь
И поэтому переводчики Священного Писания Ветхого Завета на древнегреческий язык сочли нужным добавить к тексту еще один призыв не связываться с этой женщиной: [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни]. Святые отцы говорят, что самое главное — это не вступать во внутренний диалог с греховными помыслами. Если помысел говорит пойти и что-нибудь украсть — не надо с ним спорить, начинать внутренне рассуждать, что это плохо и почему плохо — потому что соблазнитель может оказаться хитрее и доказать нам, что в данном конкретном случае можно и украсть. Потому что, например, все воруют. Или потому что мы не себе, а больным детям. Поэтому нужно просто пропускать это все мимо внутренних ушей. И здесь сказано примерно то же самое — отскочи, не останавливай взгляда на ней. Не слушай ее. Пусть ее речи сладки как прелюбодеяние — если ты послушаешь их, ты обретешь смерть, окажешься в шеоле, где общение с Богом невозможно. Поэтому — проходи мимо для того, чтобы в твоей жизни царствовала жизнь.
И если образ развратницы становится здесь собирательным и отчасти символическим, и является неким прообразом Вавилонской блудницы, то образ Премудрости, уберегающей человека от шеола, становится символом жизни, противостоящей смерти.
Аудиозаписи семиров Владимира Владимировича Сорокина по книге Притч за 2011-2019 гг. доступны для прослушивания на портале «Предание»