Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч. В прошлый раз говорили о покаянии. Сегодня разговор пойдет о своенравии — об основной причине всего, о чем мы позже раскаиваемся. Почему своенравие искажает отношения с Богом и с людьми? Как оно связано с одеждой? А главное: как освободиться?
Книга Притчей Соломона, сына Давидова, главы 17:17-28, 18:1-5.
17:17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
21 Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется.
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
24 Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.
25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.
18:1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение.
4 Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.
5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
(Притч. Главы 17:17-28; 18:1-5).
Отделение — причина всех греховных проблем
Предлагаемый нам сегодня Церковью отрывок содержит важное указание на причину всех проблем в духовной жизни человека. Эта причина — разделение, отделение человека от Бога (1. Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного). В Синодальном переводе этот человек назван «своенравным», но соответствующее еврейское слово означает именно отделившегося, живущего самого по себе. Можно говорить и о своенравии: в этом же афоризме сказано, что отделившийся ругается в ответ на все советы, «восстаёт против всего умного», как передаёт соответствующий текст Синодальный перевод.
Налицо разделение с людьми, противопоставление себя всем, кто пытается дать человеку полезный совет. Однако такое духовное состояние обычно предполагает противопоставление себя не только людям, но и Богу. Человек зачастую не хочет слушать никого: ни Бога, ни людей; но в его отношения с Богом заглянуть сложно или вовсе невозможно, а отношения к людям и их советам видны сразу. Такая позиция, порой принципиальная — я, мол, сам по себе, сам всё знаю про себя и про свою жизнь — и отделяет человека не только от людей, но и от Бога.
В этом и заключена главная проблема падшего человека — проблема изоляции от Бога и от других людей, причём изоляции осознанной и целенаправленной. Конечно, во многом это связано с тем, что падший человек остро осознаёт собственную несостоятельность, в том числе и в контексте поставленных им самим перед собой задач. Однако в этом он не хочет признаться ни себе, ни другим, ни Богу.
Грехопадение и смысл одежды
В рассказе о грехопадении не случайно говорится о том, что, вкусив с древа познания, человек, когда его глаза открылись, первым делом увидел собственную наготу (7. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. (Книга Бытие 3:7)). Сексуальная стыдливость занимает здесь не первое место — в древности нагота и сексуальность ассоциировались далеко не всегда. Для древних одежда была в первую очередь защитой, а во вторую — показателем социального положения. Отделившись от Бога, человек сразу же озаботился и тем, и другим, хотя прежде, до падения и, соответственно, до разделения нагота его не пугала (25. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Книга Бытие 2:25)).
Показателем социального положения одежда является и сейчас и каждое сообщество вырабатывает свои нормы и ранги. Недаром говорится, что «по одежке встречают» — это проявление все того же стремления относиться к людям с лицеприятием, отделяя тех, кто одет хорошо, «правильно», от тех, кто одет не так. В разных сферах это будет проявляться по-разному. В среде офисных работников в рубашках и галстуках с презрением посмотрят на толкиениста, зато в среде неформалов человек в пиджаке не будет пользоваться уважением. Люди отметят и по-разному отнесутся к человеку, одетому с иголочки в брендовые вещи и к бездомному в грязной одежде.
Такой подход критиковал апостол Иаков:
1. Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица. 2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, 3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, — 4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?» (Послание Иакова 2:1-4).
Разделённость, превозношение и ссоры
В состоянии разделения с другими другой человек является угрозой или конкурентом, но никак не помощником. Полноценность падший человек определяет исходя из того, в какой мере он может обойтись без других и без Бога. Однако, поскольку обычно каждый человек нуждается в других, в человеческих сообществах неизбежно встают типичные вопросы падшего мира о статусе и об иерархии. Для человека, живущего полноценной духовной жизнью, они не актуальны. Живые отношения с Богом дают ему достаточную защищённость, а вопрос о статусе в этом случае просто не имеет смысла. Падшему человеку жизнь с Богом кажется часто совершенно несообразной, а порой и просто непереносимой, и он готов лучше дрожать от страха при мысли о собственной незащищённости и страдать от комплексов собственной неполноценности при мысли о своих способностях и возможностях, не поступаясь притом своей независимостью.
Что же утешает человека в таком положении? Ответ нетрудно найти в стихе 2, где о глупом говорится, что он не любит знание, а любит демонстрировать своё сердце ((2. Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум; в Синодальном переводе речь идёт об уме, но в оригинале упоминается именно сердце). Под «знанием» же подразумевается твуна, способность к различению, свойственная мудрым. Для такого различения нужны немалые духовные усилия, воля человека должна быть направлена на это в первую очередь. Но у глупца она направлена на другое: на демонстрацию себя. Это не всегда самолюбование, но всегда самоутверждение. Глупец стремится в первую очередь очертить собственное пространство, куда не будет доступа посторонним, подчеркнуть собственную уникальность, заставить уважать себя и считаться с собой — словом, как говорится в таких случаях, занять своё место в мире и в обществе. Духовно такая позиция разрушительна, и не только потому, что человек занимает (как минимум, в своей собственной жизни) место Бога. Разрушительна она прежде всего потому, что человек тем самым отказывается от естественного, определённого ему Богом пребывания в потоке собственной жизни.
Человек, разделенный с другими людьми и с Богом непрестанно стремится с кем-то поссориться и занять место в иерархии повыше (19. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения). Состояние ссоры, разделенности естественно для него. Он ставит себя выше других, что выливается в презрение к окружающим (3. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение). Впрочем, поиск более высокого места приводит такого человека к унижению, и Христос учит нас поступать по-другому:
«8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. 10. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». (Св. Евангелие от Луки 14:8-11)
Реки воды живой
Книга Притч не случайно называет источником мудрости бегущий поток, а слова, её выражающие, сравнивает с глубокими водами (4. Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток). Жизнь — действительно поток, бегущий сквозь человека, в котором одновременно таинственным образом пребывает сам человек. На языке Библии этот поток называется душой. От человека зависит, даст ли он войти в свою душу Духу Святому, Который назван в Евангелии от Иоанна водою живою (14. кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Св. Евангелие от Иоанна 4:14)), — говорит Христос. Если человек занят этим, ему некогда искать неизвестно чего на краю земли: ведь подлинная мудрость всегда рядом, с нами и внутри нас (24. Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли). За ней не надо гоняться, её не надо никому доказывать, она не нуждается в интеллектуальных обоснованиях. Зато она даёт жизнь — с Богом и в полноте.
Аудиозаписи семиров Владимира Владимировича Сорокина по книге Притч за 2011-2019 гг. доступны для прослушивания на портале «Предание»