Продолжаем публиковать заметки В.В. Сорокина на книгу Притч. В прошлый раз мы говорили о болтливости, откуда она берется и куда ведет человека. А сегодня, как продолжение этой же темы, мы обсудим и другие виды невоздержанности, которые легко могут превратить жизнь человека в ад…
Книга Притчей Соломона, сына Давидова, глава 23:15-35
15 Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце;
16 и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое.
17 Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
18 потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
19 Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь.
20 Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
21 потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище.
22 Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.
23 Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.
24 Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем.
25 Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя.
26 Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои,
27 потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь;
28 она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 [И скажешь]: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Алкоголь и другие зависимости
При чтении сегодняшнего отрывка порой начинает казаться, что сын, к которому обращено отцовское наставление, как минимум, доставлял своим родителям некоторые проблемы: не случайно в наставлениях снова и снова звучит тема пьянства и разврата. Да и слова о том, что ещё не всё потеряно, что будущее у сына, которого наставляет отец, ещё есть (18. потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна), заставляют задуматься. Особенно в контексте упоминаемых здесь же грешников, которым отец призывает сына не завидовать, а пребывать лучше в страхе Божьем (17. Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем).
Описания пьянства и пьяного разгула особенно красочны (20. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: 21. потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. 29. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? 30. У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. 31. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32. впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33. глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, 34. и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. 35. И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал.). Особо упоминается даже вино с приправами (ст. 30): такое вино было на Востоке и в древнем Израиле в частности весьма популярно среди заправских пьяниц, в него добавляли специи, придававшие вину пряный вкус и одновременно усиливавшие его опьяняющее воздействие. Такое вино пили не просто для удовольствия, но для того, чтобы напиться и забыться. Вряд ли можно сомневаться, что в жизни человека, стремящегося утопить эту самую жизнь в вине, не всё благополучно.
Роль вина как того, что помогает человеку забыться, а не искать решение проблем, может исполнять что угодно. Например, сладкое, когда все неприятные эмоции человек заедает пирожным. Или интернет – когда человек в плохом настроении уходит в соцсети. Или компьютерные игры… Да вообще что угодно, за чем человек прячется от себя и от своей жизни, чем он себя опьяняет, является эквивалентом алкоголя.
Разврат и насилие — норма нашей жизни?
Где вино, там и разврат (27. потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь; 28. она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников): выпивка и случайные связи со случайными женщинами, о которых наутро не всегда вспомнишь, да и вспоминать не хочется — вещь, известная во все времена. Противопоставляется такой жизни, кроме страха Божия, всё те же уже нам встречавшиеся множество раз мудрость (хокма), наставление (мусар) и умение различать (бина) (19. Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. 23. Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума); в Синодальном переводе мусар названо учением, абина — разумом. Только так, мудростью, умением различать и знанием, можно построить свой дом (3. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, 4. и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом; в Синодальном переводе знание названо умением). А злом и насилием нельзя построить ничего (1. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, 2. потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их).
Казалось бы, речь идёт о вещах очевидных, и постоянное повторение очевидного может показаться ненужным и чрезмерным, как будто автор хочет донести до читателя мысль, и без того вполне ясную. Но ведь нередко случается, что как раз именно наиболее очевидные вещи оказываются не так уж легко исполнимыми. Даже к злу и к насилию люди прибегают не так редко, как им самим кажется. Зачастую речь идёт о том, что называется обычно бытовым насилием, оно вошло в быт и не воспринимается как нечто чрезвычайное, но ведь именно здесь корень той преступности, которую уже невозможно не замечать.
Бытовое насилие – это не только избиение жены мужем. Бытовое насилие вообще можно разделить на физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Порка ребенка, швыряние в члена семьи тяжелым предметом, пощечины, побои– все это привычное в некоторых семьях бытовое физическое насилие. Угрозы дать по шее и вообще угрозы, унизительные прозвища, крики, шантаж, запрет видеться с друзьями – это привычное многим эмоциональное насилие. Принуждение к интимным отношениям против воли, к сожалению, часто встречается и в семьях. Это сексуальное насилие. Экономическое насилие — контроль над финансовыми и прочими ресурсами семьи, выделение жертве денег на «содержание», вымогательство, принуждение к вымогательству. Очень многое из этого считается нормой в нашей жизни, существует даже поговорка «бьет – значит любит», которой оправдывается всё, что угодно. На всем этом дом не построишь, семью не созиждишь. Построить так можно только маленький ад для себя и для близких.
А о пьянстве и бытовом разврате, случайных и не очень случайных связях нечего и говорить: многие искренне уверены, что жизнь без этого невозможна, она просто не бывает и не может быть другой.
Выход из ада
Всё, описанное выше — симптомы серьёзной духовной болезни, имя которой звучит довольно безобидно: духовной расслабленности. В наши дни, когда слово «напрягаться» стало обозначать состояние тягостное и нежелательное по определению, любая расслабленность может показаться скорее приятной и желанной, чем опасной. Лучше расслабиться и получать удовольствие, чем напрягаться — так, наверное, думает большинство. Но ведь жизнь не предполагает полной расслабленности, она немыслима без тонуса, а значит, без напряжения. Труп расслаблен полностью, но при этом он коченеет и становится каменным. Только внутренний тонус позволяет мышцам не быть сведёнными непрерывной судорогой. Не обладая тонусом, не расслабишься. Всё это в полной мере относится и к духовной жизни.
Духовная жизнь — это в первую очередь отношения: отношения с Богом, отношения со Христом, отношения с другими людьми. А отношения по определению динамичны. Они требуют воли, внимания, интереса. И ответственности тоже. Всё перечисленное невозможно, если человек духовно полностью расслаблен, если у него отсутствует воля. И свой дом без волевого усилия не построишь, ведь дом — это семья в первую очередь. Безвольный муж в семье означает её конец, безвольная жена — бесконечные проблемы. Воля нужна и для того, чтобы не пить, а искать решение проблем, и для того, чтобы воздержаться от ругани, шантажа и побоев. А если «духовно расслабляются» оба… Тогда остаётся лишь молиться, чтобы в такой семье не было детей: по крайней мере, хотя бы не будет расти в такой «семье» новых духовно и нравственно искалеченных людей. Или молиться о том, чтобы этому человеку простились грехи и он мог начать все сначала.
Отношения с Богом начинаются нередко по Божьей инициативе, Он часто первым протягивает руку человеку. Но чтобы отношения с Ним упрочились, в них должен активно включиться сам человек. Иначе невозможны ни мудрость, ни полноценное духовное различение, ни знание. Да и сама мысль о пути кажется тогда чем-то странным и непонятным. Не случайно в народе пьяниц и развратников издавна называли беспутными. Не потому даже, что они ничего не знают о пути, а потому, что не в состоянии целенаправленно двигаться куда бы то ни было, пока не перестанут быть тем, что они есть. Нарушение заповеди, отказ от мудрости, духовного различения, от пути праведности — не какой-то иной, альтернативный путь. Это просто беспутье, отсутствие дороги, блуждание без смысла и цели, хотя поначалу человеку, отказавшемуся от пути, всё перечисленное может показаться подлинным освобождением, а его новое состояние — «sex, drugs and rock-n-roll» — полной свободой. И лишь потом он понимает, что его новая свобода — это свобода от подлинной радости и от полноты Божьей жизни. А в конце концов и от жизни вообще. Именно поэтому отец сегодня уговаривает нас всех жить по-Божьему. «Потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна.»
Аудиозаписи семиров Владимира Владимировича Сорокина по книге Притч за 2011-2019 гг. доступны для прослушивания на портале «Предание»