Я каждый день прихожу и к друзьям, и в Церковь, и к священникам знакомым, ко всем, к кому могу, я прихожу с вопросом – а, как же мне жить? На самом деле, я прихожу с ним к Богу. На этот вопрос мы попытаемся с вами сегодня ответить, вспоминая все, о чем мы говорили на протяжении этих лекций. Мы уже наработали тот язык, который мы с вами одинаково понимаем. Когда мы говорим какие-то слова, понимая их одинаково, это сразу становится замечательным условием того, чтоб мы шли дальше вместе. Попробуем сегодня пройти вместе наше последнее занятие – ответ на этот важнейший для всех нас вопрос.
Мы с вами с самого начала говорили, что вопрос о том, как нам жить, не бессмыслен, потому что если есть Бог, тогда появляется смысл у нашего бытия. У нашего бытия появляется какая-то цель, задача, то есть во всем этом можно искать какое-то направление для нашего движения. Можно искать, что соответствует тому, что Бог о нас задумал, что не соответствует, пытаться этого избежать. Это означает, что имеет смысл искать ответ на этот вопрос – как нам жить сейчас, завтра и каждый день. И мы с этого с вами начинали.
Божий ответ на проблему страдания
Мы с вами постепенно проходили по Библии, по истории роста человечества к Богу, по истории откровения – того, как Бог открывался людям, по истории израильского народа и истории спасения, по всем этим этапам мы проходили с вами вместе. И во всем этом нам открывался Бог, как Тот, Кто действительно нас любит, замысел Которого о нас действительно благ. Его замысел о нас заключается в том, чтобы мы входили в полноту жизни, в самую настоящую полноту, в такую полноту, какая есть у Него, в полноту бытия Пресвятой Троицы, туда, где нет границ пространства и времени, где нет смерти, где страдание – это только то, что входит в понятие любовь.
Причем, в полноте бытия Троицы любовь настолько совершенна, что страдания уже нет. Самое сильное страдание, которое возможно в человеке, оттого что он сталкивается с неполноценностью любви, своей и других людей. От этого самое большое страдание в человеке. Внутри Пресвятой Троицы полнота любви такова, что там невозможно различить кто Отец, кто Сын, кто Дух Святой, там единство такое, что в этом уже нет страдания.
Когда Бог сотворяет нас, когда Он нас включает в орбиту Своей любви, и когда Он сталкивается с нашей нелюбовью, тогда Бог страдает, и мы с вами говорили о страдании Бога оттого, что мы Его не любим. И возрастая к Нему, проходя путь возрастания к Богу, возрастания в любви, мы все больше и больше отвечаем Богу взаимностью на Его любовь. И тем самым настолько, насколько мы входим в бытие Пресвятой Троицы, настолько мы входим в жизнь, в которой нет страдания.
Наше страдание связано с неполноценностью любви, страдание Бога связано с недостаточностью нашей любви. Чем больше мы входим в присутствие Божие, тем меньше страдания в Боге, потому что это значит, что мы отвечаем любовью, и тем меньше страдания нашего. И это и есть Божий ответ на проблему страдания. Страдание снимается Божьим присутствием, полнотой любви. Не боль уничтожается, боль вполне может быть, но боль перестает быть страданием, если через эту боль мы ощущаем единство с кем-то другим. Таким образом, все, что способствует нашему росту в любви, способствует и решению проблемы страдания и нашего, и всех других людей. Наполняясь Духом любви, Духом мира, который посылает нам Бог, мы изменяем ситуацию вокруг себя. Вокруг нас люди начинают замечать зернышко настоящей жизни, настоящей любви, присутствия Божьего. И душа человеческая всегда откликается на это.
Истина в Самом Иисусе
Бог сотворил нас для Себя, сотворил нас по образу и подобию Своему. Это значит, что наш дух ищет полноты любви, той любви, которая есть в Боге, и не успокоится, и не перестанет страдать до тех пор, пока не достигнет этой полноты. Бог призывает нас, принимает ответ наш на Его призыв, и посылает нам благодать Свою в ответ на этот ответ. И по этой благодати происходит наше возрастание к Нему. Это открывалось и в Ветхом завете, где Бог совершал Свое спасение народа израильского для того, чтобы в этом народе смог Он затем открыться во всей полноте в Иисусе Христе. Бог совершает Свое спасение для всех нас в Сыне Своем, Который принимает смерть за наши грехи для того, чтобы искупить нас, избавить нас от рабства греху, чтобы мы стали свободными и в этой свободе смогли принять любовь Божию. И Сын, воскресая из смерти, приводит нас, соединившихся с Ним в Его смерти, в полноту новой жизни. И восходя в вознесении Своем в бытие Пресвятой Троицы, Он ведет нас за Собою. Таким образом, именно Сын Божий, пришедший во плоти Иисус Христос становится для нас путем к полноценному бытию. Он становится для нас настоящей жизнью, потому что именно через Него мы все приобретаем, и в Нем мы видим ответ на то, как нам жить, что нам делать в этой жизни, который и называется словом «истина». Все это как бы теория, о которой мы с вами на протяжении лекций говорили.
«Что нам делать» – это некорректный вопрос
А теперь практика. Так, что же нам делать? Это самый обычный человеческий вопрос: что же мне делать? К Иисусу приходили с таким вопросом, и Он отвечал – известно, что делать, исполняй заповеди. Но я же не могу их исполнить, не могу. Да, правильно, не можешь, Бог может исполнить. Значит, вопрос «что мне делать» поставлен не очень правильно, потому что весь смысл новой жизни в том, чтобы не я ее делал, а чтобы ее делал Бог. Весь смысл новой жизни в том, чтобы она совершалась во мне, но Богом, об этом мы с вами говорили. И праздник Пятидесятницы – это праздник реального события, наполнения людей Святым Духом, постоянным и действенным присутствием Божиим.
Бог, как и обещал, входит внутрь человека для того, чтобы в нем совершать эту новую жизнь. И каждый из нас, принимая в чине крещения таинство миропомазания, принимает Духа Святого. Каждый из нас – это сосуд, вмещающий в себя Божье присутствие. Бог присутствует в каждом из нас, действует в каждом из нас настолько, насколько мы Ему позволяем. Таким образом, наша задача становится – позволять Ему. Что нам делать? Позволять Ему. Именно в этом смысл того, что говорит Иисус – отвергнись себя и следуй за Мной (Мк.8:34).
Что значит – «отвергнись себя»?
Что значит – отвергнуться себя? Во мне есть Другой, Совершенный и действующий. Если я действую сам, если я Ему действовать не позволяю, я сам, тогда жизнь, совершающаяся во мне, это жизнь ветхого человека, жизнь старая. Если я отвергаюсь себя, тем самым я позволяю действовать Ему. Как говорил Иоанн Креститель, отвечая своим ученикам, – мне надлежит умаляться, а Ему расти (Ин.3:30). Он говорил о Христе. Так же и нам: Богу в нас надлежит расти, а нам умаляться.
Ответ на вопрос «что нам делать» в этом смысле оказывается парадоксальным: ничего. Ничего не делать самим, ничего не делать без участия Бога. Причем не так, что я уже надумал что-то, решил, уже знаю, что я буду делать, и я уже решивший обращаюсь к Богу, говорю Ему – дай мне на это сил, Ты теперь благослови. Это будет называться «я действую, испросивши Божью помощь».
Зачем нужно непрестанно молиться
Но речь о другом. Речь идет о том, чтобы дать возможность действовать Богу. Для этого обращаться к Богу нужно не после принятия решения, а до. Когда апостол Павел говорит в парочке своих посланий замечательные слова – молитесь непрестанно (1Фес.5:17), он это и имеет в виду. У нас каждый момент жизни — это момент выбора, момент принятия решения, и нам имеет смысл обращаться к Богу для того, чтобы решение было принято правильное, а не после его принятия. Поэтому непрестанная молитва – это наша обращенность к Богу в каждую секунду нашей жизни, готовность принять от Него, что Он считает нашей жизнью, какой должна быть наша жизнь в этот самый момент времени, сию секунду.
Об этом же говорил преподобный Серафим Саровский. Это великая фраза, которую нужно помнить и буквально повторять себе каждый день. Он говорил о том, что цель, сущность христианской жизни – это стяжание Духа Святого, то есть постоянная обращенность к Богу, чтобы Он продолжал наполнять нас Духом Святым, чтобы Дух Святой все больше, больше действовал в нас, и это Дух мирный. И он говорил о том, что, если мы принимаем этот дух мира, вокруг нас спасаются тысячи. Это еще одна формулировка того, как нам жить.
Что означает – «возьми крест свой»?
Можно еще дать несколько опорных моментов. Мы услышали слова – отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной (Мк.8:34) – то, что говорит Иисус. Что такое отвергнись себя, мы проговорили. Возьми крест. Это мы сейчас воспринимаем очень легко, мы сразу начинаем понимать это фигурально. А прежде всего, необходимо понять, что это выражение означает буквально. Крест – это орудие казни, позорной и очень мучительной. И человек, приговоренный к этой казни, должен был нести свой крест к месту казни. Иисус еще задолго до Своего креста это говорил уже своим ученикам – возьми крест свой и следуй за Мной. Следование за Христом – это не уход от проблем, не уход от боли, от страданий. Это не значит спрятаться от тягот этого мира, но значит войти в него, войти вместе со Христом, принимая, как Он, страдания, как соучастие в искуплении мира, как соучастие в спасении нас самих и всего мира. Принятие того тяжелого, что совершается с нами в жизни, как нашего пути со Христом.
Не в том дело, что там, в загробье, будет рай и будет вознаграждение, нет. Помните, мы с вами говорили о заповедях блаженства, и там постоянно говорилось о том, что блаженства уже здесь. Если мы идем этим Христовым путем, то блаженства уже оказываются здесь, блаженства оказываются, несмотря на страдания, несмотря на боль, несмотря на крест. Присутствие Христа, присутствие Бога, радость соединения с Ним оказывается тем, что гораздо сильнее, чем страдания креста. Крест оказывается не тем, что нас наказывает, а тем, что нас выводит из смерти. Крест – это орудие победы над грехом и смертью. И поэтому крест взять на себя – не мука мученическая, а радость спасения.
Есть замечательная притча о том, как человек услышал, что Господь говорит ему – возьми крест свой и следуй за Мной. И он обратился к Господу – слушай, а где у Тебя тут кресты, чтобы мне выбрать, где там мой крест? И Господь его послал как бы в комнату, полную крестов, и он ходит и выбирает. Этот пощупал – ой, тяжелый, вот этот – ой, совсем тяжелый, нет. Ходит, выбирает, выбирает, вдруг он нашел такой маленький, небольшой, взял, ну, вроде возможно. – Можно, я вот этот возьму? Господь ему говорит – Я тебе именно этот и предназначил.
Господь дает крест по силам, не бойтесь откликнутся на Его призыв. То страдание, которое выпадает нам на долю, если мы предстоим пред Богом, оно всегда посильно, не нам, но нам с Богом. Оно посильно, если мы не просто берем на себя крест и его волочем, а если мы следуем за Христом. Это третья составляющая того, что говорил Иисус – отвергнись себя, возьми крест и следуй за Мной. Если мы при этом следуем за Ним, тогда оказывается в нас возможность идти, не падать постоянно под тяжестью креста, но идти.
Что такое этот крест? Не надо думать, что это что-то только одно. Вот, у меня муж пьяница, это мой крест. Конечно, крест, но не только это. Многое другое в жизни тоже крест, важно только воспринять это как крест. Воспринять этого мужа пьяницу не как проклятье от Бога мне посланное, но как то самое орудие моего спасения, потому что если на этом кресте явится любовь Христова во мне, то это и будет означать спасение. Крест – это то, на чем проявляется любовь. В жизни каждого из нас крест может быть таким проявлением любви. Как мы относимся к тому, что выпадает на нашу долю? Не Бог посылает нам страдания, но они приходят, а мы можем их воспринять как крест, и тем самым как орудие спасения нас и мира, если только следовать за Христом.
Как это возможно – всегда радоваться и благодарить?
Вторая модель, о которой мы уже говорили, Павловы слова непрестанно молитесь. Он говорит еще больше – всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите (1Фес.5:16-18). Он, что, обращался к людям, у которых в жизни нет никаких страданий, нет никакой боли? Почитайте эти послания, он там про все это говорит и увещевает людей, как им воспринимать страдания, которые выпадают на их долю. И, вместе с тем, он говорит эти слова – всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите.
Когда мы с вами говорили о богослужении, мы говорили о том, что центр нашей христианской жизни как членов православной Церкви – это Евхаристия, это молитва благодарения. Один знакомый христианин однажды мне сказал такую замечательную вещь. Ясно, что человек грешный, это плохо. Что противоположно этому, к чему нам стремиться? Человек безгрешный, но это нонсенс, таких не бывает. Почитайте Писание, там много про это сказано, безгрешных не бывает, безгрешен только Господь. Тогда что же? Человек хвалы, человек благодарности – вот, что противостоит человеку грешному.
Грех – это самость, это эгоизм, работающий во мне, эгоцентризм, я – главный, а у меня в жизни все не так, как я хочу. И отсюда ползет ропот, и это всегда ропот на Бога – Ты все сделал не так, я бы сделал так, как нужно. Всегда что-то такое – кто виноват, Ты виноват. Всегдашняя позиция человека грешного – ропот против Бога. Противостоит этому человек, принимающий Бога, соглашающийся на Него, отвечающий Богу благодарностью, хвалой, прославлением. Это то, что противостоит греху, то, к чему мы можем быть направлены каждую секунду нашей жизни. И тогда наша жизнь в молитве и благодарности становится той самой жизнью, в которой положительное намного сильнее, чем негатив. И поэтому мы можем всегда радоваться. Поэтому десятая заповедь блаженства – радуйтесь и веселитесь (Мф.5:12) – становится для нас нашим домом родным.
Как жить в правильной системе координат
Есть еще один способ ответа на вопрос «как нам жить». У Владимира Соловьева есть небольшая работа «Духовные основы жизни». Вот, что я хочу сейчас оттуда вытащить для вас. Правильно жить – это значит находится в правильном положении в той системе координат, которая описывает наше существование. Система координат, в которой одна ось – это наши отношения с Богом, вторая ось – наши отношения с людьми, окружающими нас, и третья – это отношения с окружающим нас миром.
Человек реализуется в отношениях, человек сам по себе никто и ничто, он реализуется в отношениях. Это потому, что Бог сотворил нас по образу и подобию Своему, Он есть Троица – живые отношения. Точно так же и мы, мы – единый человек во множественности людей, потому что Он сотворяет нас как мужчину и женщину, как единство разных. Во всех смыслах, куда не поглядишь, окажется, что человек – это существо, реализующееся в отношениях, в отношениях с Богом, со своим Творцом, в отношениях с себе подобными, потому что это и есть человек, и в отношениях с миром, со всем остальным творением. Потому что человек призван к тому, чтобы этот мир взращивать и сохранять.
Итак, правильная позиция по отношению к этим трем координатам. Владимир Соловьев говорит о том, что этим трем осям координат соответствуют три вида деятельности человека, в которых эти отношения реализуются. Отношения с Богом — это молитва. Отношения с людьми – на уровне отношений лучше всего это описывается словом любовь. На самом деле, все правильные отношения описываются словом любовь, но какой вид деятельности за этим может быть? Владимир Соловьев называет слово милостыня. И за этим словом милостыня он числит не только то, что мы мелочь какую-то нищему бросили, а действенную милость. Это наша направленность в отношениях с другими людьми на то, чтобы отдавать, раздавать то, что у нас есть.
И отношения с окружающим нас миром, со всем остальным творением. Опять правильнее всего – любовь. Понятно, что мы ответственны за все творение, мы его должны преображать к полноте бытия в Пресвятой Троице. Мы должны вместе с собой поднимать этот мир к Богу, как Христос поднимает нас. Все это так, но деятельность-то здесь какая? И Соловьев находит еще одно замечательное слово из практики – пост.
Проблема наших отношений с окружающим миром, как они есть сейчас, в том, что мы хищники. Не в том дело, что мы едим мясо, но в том, что мы, действительно, хищники. Мы не взращиваем и не сохраняем, а пожираем окружающий нас мир. И в этом есть что угодно, но только не любовь. Слово пост в этом смысле очень многозначно, очень много в себя вбирает. Но в смысле отношений с природным миром это в первую очередь самоограничение, ограничение своих потребностей, своих желаний скорее, постановка над своими желаниями чего-то более высокого, духовного, волевого решения, соответствующего воле Божией. Воля Божья – взращивать и сохранять, наше желание – пожирать. Я поставлю волю Божию выше своего желания, и это и будет означать пост.
Речь идет не о том, чтобы это были среды и пятницы, или Великий, Рождественский, Успенский, Петров, и так далее. Это то, где нам Церковь просто помогает каким-то образом хоть какое-то время нашей жизни посвятить посту. Но речь идет не об этом, речь идет о нашей установке в жизни по отношению к окружающему нас миру: укроти, укроти свою похоть, вот, что здесь стоит, и тогда ты позволишь миру расти. Позволить ему расти.
Очень важно, и об этом Соловьев хорошо пишет, что это вещи не взаимозаменяемые. Большая-большая молитва не искупает недостаток милости, и они вместе не искупают недостаток поста. И все это вместе должно быть в гармонии, соответствовать друг другу. Если мы попытаемся наложить на себя крутейший пост на всю жизнь – всю жизнь буду пить только воду и кусочек хлеба в день, и все, и больше ничего – ничего хорошего с нами не произойдет, потому что мы забыли о двух остальных составляющих нашей жизни. Мы забыли об отношениях с Богом, мы забыли об отношениях с людьми. Я сделал это ради себя любимого, я себя так сейчас укрощу, я забыл при этом обо всех остальных. Все, таким образом мы можем взрастить только одну свою гордыню, больше ничего. Но когда мы пытаемся гармонично сочетать в себе эти три вида деятельности – молитву, отдачу того, что у меня есть, другим, это не обязательно деньги, может быть, труднее всего отдавать другим время. А на самом деле наша жизнь, здешняя жизнь – это и есть время, отдать наше время другим. И пост как некоторое отвержение себя, чуть-чуть попытаться себя приглушить, умалить. Все три вещи вместе. Это еще одна модель.
К свободе призваны вы, братья
Я вам сейчас даю несколько вариантов ответа на этот вопрос. Я думаю, что вы легко видите какие-то общие вещи во всех этих вариантах ответов. Никакого конкретного наполнения, такого вот – ага, жить по-христиански, по-евангельски – это значит, я с утра встал, сделал это, это, взял это, отнес туда, столько-то дал тому-то, не ел этого, не ел того, отказался от этого, от этого и помолился так-то. Нет, жизнь так не устроена. К свободе призваны вы, братья (Гал.5:13) – написано в Писании. Где Дух Господень, там свобода (2Кор.3:17). Творчество – это всегда свобода, а мы призваны к творческому проживанию нашей жизни. Без этого мы опять рабы, мы рабы какого-то другого закона, какого-то другого правила, но рабы. Мы сами себя тогда низводим с человеческой высоты на уровень животных, которые живут по закону инстинктов.
Нет. Всякий ответ на вопрос «как жить» обязательно будет очень общим. Он будет предлагать некоторые принципы, даже не правила жизни, а принципы. А задача каждого из нас в огромной широте, в огромной свободе этих христианских принципов находить для себя конкретное решение, Божье решение в каждый момент нашей жизни, стяжать Духа Святого, быть в отношениях с Богом каждую секунду. Хорошо.
Четыре составляющие христианской жизни – церковные таинства, молитва, Писание и отношения с людьми
Еще один вариант ответа. Все варианты, что я вам рассказываю, для меня самого очень значимы. Но то, что я вам буду рассказывать сейчас, может быть, для меня оказалось самой лучшей, самой пригодной формулировкой. Эту формулировку я впервые услышал от отца Александра Меня. Потом с огромным удивлением и удовольствием я обнаружил фактически эту формулировку в книге Деяний апостольских (Деян.2:42).
Итак, что это такое. Суть нашей жизни в том, чтобы ее принимать от Бога, чтобы Он Сам приходил и в нас совершал эту жизнь. Значит, наша задача – принимать Бога всеми возможными способами, какие только Он нам дает.
Вопрос: какие способы Он нам дает, в каких местах Он нам Себя оставил? И отец Александр предлагал такую модельку стола на четырех ножках. Эта картинка мне очень помогает жить. Представим себе стол. Если у стола четыре ноги одинаковой длины, он стоит хорошо и устойчиво. Если у него только три ноги, он тоже стоит, но покачивается. Если у него две ноги, то он уже падает. Если у него все четыре ноги, но разной длины, он опять стоит плохо. Значит, речь идет о некоем единстве, равновесии этих четырех ножек, четырех направлений, четырех основных путей, которыми Бог нам Себя оставил. Не надо воспринимать это как всеобъемлющую схему, по этой схеме все и происходит – Бог себя в четырех ножках и оставил. Нет, конечно. Не случайно в Писании сказано – Дух дышит, где хочет. Его присутствие может быть везде, всегда. Но есть четыре момента, о которых Господь особенно нам говорит. И сейчас их мы с вами и разберем.
Церковные таинства
Первое – это церковные таинства. Мы с вами говорили, каждое таинство – это встреча с Богом по Его обещанию. Мы разбирали, какие это таинства, и говорили о том, что центр жизни православного христианина – это таинство Евхаристии, где все таинства Церкви как бы сходятся в одно. Это особое место, особое событие, в котором мы встречаемся с Богом, принимаем Бога, Бог наполняет нас для следующих шагов в нашей жизни. Мы можем при этом ничего не ощутить, никаких мыслей новых не услышать в себе. Но Бог входит в нас и Духом и Телом, и пребывает в нас, и наша жизнь уже не такая, как была до этого. Каждая новая Евхаристия – это возобновление в нас Нового Завета, это все большее наполнение нас Божьим присутствием, каждый раз все ближе наше соединение с Богом.
Процесс этот во времени бесконечный, но время не бесконечно, для каждого из нас этот процесс во времени заканчивается нашей физической смертью. Но вслед за этим мы все равно приходим в конец времен, в ту самую вселенскую Евхаристию, о которой мы с вами говорили. Это соединение с Богом, процесс нашего врастания в полноту бытия Божьего продолжается. Смертью ничего не завершается, мы говорили об этом. Итак, это первая «ножка стола», первый канал, которым Бог спускается в нашу жизнь.
Молитва как общение с Богом
Какой еще, как вы думаете? Конечно, наше общение с Богом, молитва. По сути дела мы призваны к тому, чтобы молитва была непрестанной. Значит, это не только такое специфическое действие – вот я открыл молитвослов и тем самым я молюсь, а вот я его закрыл, и я уже не молюсь. Нет. Мы говорили о том, как Господь тем, как Он жил в Назарете, наполнил Своим присутствием обыденную человеческую жизнь. Мы можем воспринять пребывание Христа в нашей обыденной жизни как Его пребывание в Назарете. Он не совершает никаких чудес, но Он присутствует, это Его присутствие в нашей обыденной жизни. Наше постоянное пред Богом, наше ощущение Его постоянного присутствия, наша нацеленность на Него, наше сопоставление всего, что мы собираемся сделать с Его существованием в нашей жизни – это есть тоже разновидность молитвы. Кроме того, есть молитва пения, молитва молчания, слушания, молитва созерцания, молитва размышления, столько вариантов молитвы! Все, что мы делаем в жизни, может быть претворено в молитву, в общение с Богом.
Писание как Слово Божие
Третья составляющая. Где нам еще Бог Себя оставил? В Слове, конечно же. Сколько раз сказано о Христе, что Он есть Слово Божие во плоти. Понимаете, что такое Слово Божие? Слово Божие, которое нам открывается через Писание – это тоже важнейший канал. Я вам приведу слова Ломоносова о том, что Бог оставил нам две книги – в одной Он нам явил Свое величие, а в другой Свою волю. Первая книга – это природа, а вторая книга – это Священное Писание. Если мы хотим знать, что Бог говорит нам сегодня, чего Он хочет от нас сегодня, то у нас есть слово Божие. Мы верим, что в этой книге есть слово Божие.
Мы говорили о том, как Господь сравнивает слово Божие с хлебом. Когда Его искушает сатана и предлагает Ему камни обратить в хлеб, чтобы насытиться, Иисус говорит, Он цитирует слова из Ветхого Завета, – не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, из уст Божиих исходящим (Мф.4:4). Это и есть слово, исходящее из уст Божиих. И если хлеб нам нужен на каждый день, мы разбирали молитву «Отче наш», то и этот хлеб, хлеб жизни, хлеб духовный нам тоже нужен на каждый день.
Мы с вами говорили о том, как читать эту книгу. Ее можно читать очень по-разному. То, как мы ее с вами прочитали за эти лекции, это было очень быстро для того, чтобы узнать, что она вся в целом говорит, что это все в целом. Но в этой же книге сказано – все Писание боговдохновенно и назидательно (2Тим.3:16). Все Писание нам полезно для жизни, не какие-то отдельные кусочки, которые мы с вами прочитали, не отдельные отрывочки или стихи, а все Слово. Мы призваны к тому, чтобы читать Слово Божие все, и это требует нашего времени. Если мы хотим, чтобы Слово стало хлебом в нашей жизни, значит, мы должны дать часть жизни для слышания этого Слова.
Как читать Священное Писание
Наша задача не читать буковки, а слышать через этот написанный текст голос Божий. Для этого нам необходимо быть нацеленными на это, не просто глазами водить по строчкам, но чтобы наше сердце приготовилось к тому, чтобы слышать голос Божий. А для этого нам необходимо испросить этого у Бога. Это не просто чтение Писания, это кусочек общения с Богом. В молитве мы больше говорим, а в этом общении с Богом мы больше слушаем. Но это общение с Богом, это тоже разновидность молитвы. И поэтому молитва обязательно должна участвовать в нашем процессе чтения.
Молитва перед началом чтения
Прежде, чем мы открываем книгу, нам следует обратиться к Богу с просьбой, чтобы Он Духом Своим Святым наполнил нас, чтобы Он прочистил уши сердца нашего. Без Него мы творить не можем ничего, поэтому мы обращаемся к Нему с тем, чтобы это было не без Него, иначе это будет впустую.
Итак, начинается наше чтение с молитвы. Затем мы можем прочитать какой-то кусочек. Но какой по объему кусочек? Если мы прочитаем очень много, то оно в нас не задержится, мы просто не сможем это обнять мозгами своими, да и сердцем своим тоже не примем. И огромное количество слов Божиих останется втуне, войдет в одно ухо и вылетит в другое. Кусочек должен быть посильный для нас, но и не очень маленький. Представьте себе, если я прочитаю одну фразу, а на следующий день другую фразу, потом третью, как вы думаете, сколько времени мне понадобится, чтобы прочитать Библию? Правильно, жизни не хватит. И никогда не знаешь, что именно тебе хочет сказать Господь.
Какой отрывок брать для чтения
Еще один момент. Если мы читаем одну фразу, то мы ее выдираем из контекста. А Бог никогда не говорит одной фразой. Всегда важна ситуация, в которой что-то сказано, всегда важно, какие слова предшествуют, какие слова после этого. То есть, кусочек должен быть достаточно большой. Опыт показывает, что из любого, достаточно большого, кусочка Писания можно извлечь для себя всю радостную весть, всю благую весть. Все благовестие Христово из любого достаточно большого кусочка Писания можно извлечь. Причем, оно будет преломлено именно в таком виде, который будет важен для моего сегодняшнего состояния. Это удивительная вещь, но это факт.
Но для того, чтобы это произошло, нужно, чтобы мы подходили к слову с уважением к нему: кусочек достаточно большой. При этом не сегодня отсюда, завтра отсюда, а послезавтра оттуда, но стараться идти последовательно для того, чтобы не утерять то, что было вчера, и потом связать это с тем, что будет завтра. Бог открывает Себя в истории, и эту историю того, как Бог Себя открывает, нам и излагает Библия. Поэтому нам важно идти последовательно.
Нужно чередовать Ветхий Завет и Новый Завет
Понятно, что есть некоторые психологические закономерности. Если мы слишком долго сидим на каких-то книгах Ветхого Завета, то мы просто устаем, у нас ушки в трубочку сворачиваются, и мы уже совсем обо всем забыли. Это не очень правильно, потому что по-настоящему Ветхий Завет для нас открывается только в свете Христовом, в свете Нового Завета. Поэтому имеет смысл, прочитав достаточно большой кусок из Ветхого Завета, вслед за этим вернуться к Новому Завету, прочитать что-то из Евангелия, какие-то послания, потом снова вернуться к Ветхому Завету – держать в балансе Ветхий и Новый Завет. Это очень важно для нас, для нашей жизни.
Не надо думать, что только Евангелие важно для нас, нет. Всё Писание боговдохновенно. И если Евангелие, в котором достаточно много вполне жестких слов, сказанных для нас, но все-таки в целом оно говорит нам о любви, о прощении, о примирении с Богом, и тем самым оно очень умягчает наше сердце, то Ветхий Завет очень сильно говорит о грехе, о суде, об ответственности. И нам очень важно держать обе эти вещи в балансе. Потому что, с одной стороны, мы приняли Духа Святого, и мы идем к Богу, но, с другой стороны, мы люди грешные. Такова христианская жизнь, таков парадокс нашей жизни. Мы одновременно причастны святости Божией и причастны греховной падшей природе человеческой, которая искуплена Христом, но мы входим в это искупление. Мы спасены Христом на кресте, но мы входим в это спасение. Процесс нашей жизни содержит в себе обе эти стороны этого парадокса. Поэтому нам очень важно знать и о том, что Бог нас прощает, потому что без этого иначе мы прокляты, и жить нам незачем, но, с другой стороны, мы призваны помнить о том, что Бог праведен, Бог свят, и грех с Ним несовместим. Поэтому слова Ветхого Завета имеют отношение к нам. Мы призваны себя судить по заповедям Ветхого Завета, помня о том, что хотя мы и не дотягиваем, но Бог прощает нас.
Отношения с людьми
И еще один момент. Наши отношения с другими людьми. Удивительное дело, мы так хотим, чтобы мы примирились с Богом, чтобы Он нас простил, чтобы жизнь вечная уже с нами была, но мы становимся совершенно непримиримыми по отношению к другим людям. Других людей мы начинаем бить со всей жестокостью Ветхого Завета – ах, вы такие-сякие. У пророков очень хорошо это написано – какие «такие-сякие». А к себе любимому мы начинаем смягчаться – вот, Он же там говорит о прощении, о том, что вот, возлюбил Я вас. Всё наоборот.
Новый Завет – это для нас учебник отношения к другим людям, Ветхий Завет – учебник отношения нас к нам самим. Себе поблажки давать не стоит, а другим прощать и прощать. Сколько раз прощать, до семи ли раз в день? – спрашивает апостол Петр. Не до семи, а до седмижды семидесяти, – говорит Господь (Мф.18:21-22). Это значит почти пятьсот. Слово семь означает полноту, а семь раз по семьдесят – это значит просто всегда. Каждый раз прощать, и прощать, и прощать.
Как размышлять над текстом
Что еще важно. Важно не просто пробежаться глазами по тексту, но понять, что здесь сказано. Это определенный процесс, размышление над текстом – это очень серьезная вещь, в ней должна быть определенная последовательность. Если с самого начала я буду думать – что же тут такое для меня, я сейчас в таком состоянии, значит, вот это для меня, а это не для меня – я начинаю с себя, я главный, а там уже, что Он мне скажет.
Наоборот. Слово Божие нужно поставить на первое место. В первую очередь надо попытаться понять, что это Слово говорит самом по себе. Меня нет. Что в нем сказано вообще, к кому Господь обращается, кому Он рассказывает эту притчу? Какие реалии стоят за этими словами, если это притча? Если это проповедь, к кому она обращена, чего Он хочет от этих людей? Все время искать контекст, в каком контексте происходит то, что происходит, то, что прочитали. Тогда мы ставим на первое место слово, именно то, что в нем самом сказано.
Когда мы поняли эту ситуацию, и что Господь хочет сказать тем людям, тогда мы начинаем понимать, что же там действительно сказано. Тогда мы можем искать, а что это означает для меня. Иначе мы все перевернем, мы все будем понимать с точностью до наоборот. Тому тьма примеров, я сейчас не буду приводить, это на каждом шагу встречается. Если мы поняли, что Он говорит вообще, тогда мы можем попытаться послушать, что здесь означает это для меня.
И после этого очень важно не закончить на этом, а принять некоторое решение, попытаться приложить то, что я услышал, к своей жизни сегодняшнего дня, именно сегодняшнего. Не с понедельника начну, а с сегодняшнего дня, потому что завтра мне будет сказано что-то новое, я что-то другое прочитаю, мне будет сказано что-то еще. Но это слово мне на сегодняшний день. Что в моей жизни должно сегодня измениться, может быть, вот на столечко?
Молитва по завершении чтения
И когда мы это для себя нашли, после этого мы опять обращаемся к Богу с молитвой, потому что, во-первых, я мог все понять неправильно, и мне необходимо, чтобы Бог сказал, так я понял или не так. Если это так, то правильное я принял решение или нет? И если правильное, то пусть Он его благословит, пусть Он даст силы на совершение того, что должно совершиться в моей жизни. А если нет, то тогда нет. Молитва, в которой мы предоставляем Богу возможность поправить нас, где мы не правы, и наполнить Своими силами, Своим присутствием то, что мы услышали правильно. Вот, каков способ наших отношений с текстом, со словом Божиим.
Как организовать чтение Писания
Здесь есть некоторое подспорье для всех нас. Всегдашний вопрос – что читать, с чего начинать, с какого места в Библии? И так далее. Мы говорили о годичном круге богослужения в Церкви, и есть точно так же годичный круг чтения Писания. Церковь на каждый день предлагает, как правило, два кусочка из Священного Писания – кусочек из Деяний или Посланий апостольских и кусочек из Евангелий. По размеру это как раз то, что нам на каждый день нужно. Так за год прочитывается практически весь Новый Завет.
Есть в этом цикле одна недостача – в нем нет Ветхого Завета, почти совсем. Только за время поста прочитываются куски из книг Бытия, Притч и пророка Исаии, и довольно много в молитвенном круге читаются псалмы. Это все из Ветхого Завета, что в этом цикле читается. Тем не менее, этот цикл тоже очень полезный, на каждый день есть что прочитать, есть через что Богу к нам обратиться. Патриархия издает календари, и там есть на каждый день какое-то чтение. Если в этот день происходит богослужение в храме, то именно эти кусочки в храме и читаются. Там есть варианты, когда на некоторые дни падают несколько кусочков, и тогда священник вправе выбрать, что именно из этого читать. Но именно так дело обстоит: что в календаре указано, то в случае богослужения в церкви и читается. А если вы не пошли в этот день на богослужение, или просто в этот день нет богослужения в храме, что тогда с этим текстом делать? Читать самим, читать дома.
Календари таскать с собой не очень удобно, и поэтому я делаю такие карточки. Эта табличка на четыре месяца, просто больше не вмещается. Она складывается очень легко, вкладывается в Библию, постоянно с вами, нашли свободное время, где-то с утречка, открыли, прочитали, все хорошо. По календарю православной церкви эти чтения здесь и приведены. Внизу указания каких-то праздников, которые на эти месяцы падают.
Что здесь еще важно. То, что я вам проговорил про последовательность работы с текстом, здесь коротеньким текстом написано, как бы шпаргалка, напомнить о том, как мы работаем с текстом. Пример молитвы. Для молитвы нам всегда полезно что-то как образец молитвы и что-то для сосредоточения нас. Икона – замечательный способ сосредоточения нашего. И в каждой такой карточке я помещаю икону для того, чтобы нам было проще молиться. И всегда есть страничка, какие-то слова кого-то из святых отцов о чтении Писания, как его читать, насколько это полезно, зачем это, такого рода свидетельства наших учителей христианской жизни, нас ободряющих на нашем пути.
Кроме того, есть еще один вариант – карточка на год, и в ней уже не по церковному кругу. Эта последовательности чтения рассчитан так, чтобы за пять лет прочитать всю Библию. Здесь в равновесии поддерживается Ветхий и Новый Завет. Большие куски книги отобраны таким образом, чтобы они более или менее соответствовали целой теме года. Например, тема второго года чтения – это тема освобождения, поэтому здесь читается книга Исход, Евангелие от Луки и так далее. Это просто некоторое подспорье для того, как именно читать. Это «третья нога».
Еще об отношениях с людьми. Общинность
Где «четвертая нога», подумайте. Помните, Господь говорит удивительные слова – то, что вы сделали одному из малых сих, вы сделали Мне (Мф.25:40). Помните такое? Что это значит? Люди. Бог оставляет нам Себя в других людях. Мы говорили о Пятидесятнице, где каждый из апостолов видел схождение Святого Духа на другого. И мы с вами точно знаем, что в каждом из нас Бог присутствует, не только во мне, но и в другом. Даже если человек не крещеный, не член церкви, тем не менее, он сотворен по образу и подобию Божию. Значит, в нем обязательно какое-то Божье подобие есть. Вот, где еще Бог, и наши отношения с другими людьми – это наши отношения с Богом. Именно поэтому Господь говорит, что есть первая заповедь любви к Богу и вторая подобная ей – люби ближнего (Мф.22:37-39). Это вторая половинка той же самой заповеди, Бог оставляет нам себя в людях. Таким образом, четвертый канал нашего общения с Ним – это общение с другими людьми, любовь к людям.
Мы говорили, что речь идет не о любви к человеку, который за тридевять земель, или к тому, кто жил за двести пятьдесят лет до меня. Это само собой, но речь не об этом. Труднее всего любить того, кто сейчас в этот момент перед тобой, с кем ты лицом к лицу. Но когда мы встречаемся с человеком лицом к лицу, мы встречаемся лицом к лицу со Христом, Который может в этом человеке быть в ужасно загнанном состоянии. Он может страшно страдать, все это так, но Он там есть.
Речь идет о реализации любви в наших отношениях с людьми. Не вообще некоторый настрой на любовь, но реальные отношения с реальными людьми, не с вымышленными людьми, не с теми, с кем у нас нет никаких отношений, а с теми, кто сейчас рядом в нашей жизни. Построение отношений любви с теми, кто рядом. Мы говорили о том, что это нам невозможно, невозможно человекам, но это возможно Богу. Конечно же, если мы попытаемся сами своими силами выращивать эту «ногу», у нас ничего не получится. Но если мы в молитве общаемся с Богом, если мы принимаем Его в таинстве, если мы слышим Его голос через Писание, тогда для нас что-то здесь становится возможным.
Отношения какого рода должны быть между нами, что об этом говорит Господь? Он говорит – любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин.13:34). И еще что Он говорит – теперь вы уже братья и сестры, потому что Мой Отец становится вашим Отцом. У вас общий Отец, значит вы братья и сестры. Отношения семейного типа – братья и сестры. Мы призваны к тому, чтобы те, с кем мы в реальных отношениях находимся, чтобы они были нашими братьями и сестрами, именно такова Церковь. Мы с вами говорили о том, как начиналась Церковь, в каких отношениях, где все общее, где единая душа, единое сердце – всё вместе. Это называется обычно словом община.
Все слова очень сильно исторически скомпрометированы. И если мы вспомним российскую историю предреволюционную, мы увидим, как слово община скомпрометировано земскими общинами. На самом деле, это был один из способов эксплуатации одних другими, там какие-то вещи были хорошие, но, все-таки, вещь эта была достаточно скомпрометирована. Речь идет не о том, что было в истории России, речь идет о призыве Христовом, чтоб мы были братьями и сестрами. Невозможно это человекам, но это возможно Богу. И именно это и становится главной заповедью, которую нам дает Господь – любите друг друга, вот этот невозможный уровень, Он нам его задает.
Вот эти четыре составляющие – таинства, молитва, Слово и общинность, отношения с людьми, реальные отношения с реальными людьми. В четвертом пункте заложены любые дела милосердия, потому что это реализация любви в нашей повседневной жизни. Здесь же заложена наша совместность в спасении. Не случайно Господь всегда обращается к нам во множественном числе. Мы говорили о том, почему в молитве «Отче наш» множественное число, мы говорили о том, что задача Божия – спасение всего человека, а без одного единственного человек уже не полный. Дело спасения, которое совершает Бог, это спасение всех. Наши отношения любви – это и есть наше участие в этом спасении всех. Более того, нет ничего более могущественного в нашем свидетельстве о Боге, чем наша любовь друг к другу. Люди летят на настоящую любовь как мотыльки на огонь, и если они видят в нас реально действующую любовь друг к другу, они приходят в Церковь, приходят к Богу. Они начинают задаваться вопросом – как это возможно, мне невозможно, а им возможно, почему? Потому что они христиане, потому что Христос посреди, потому что это Он совершает эту любовь, хочешь – приходи. Вот суть проповеди Евангелия, к которой призваны мы все, вот великое поручение, которое нам дается – идите и научите все народы. Чем мы можем поделиться? Просто знанием о том, что Христос существовал? Об этом уже в школах учат. Нет, совсем не в этом дело. Мы можем поделиться не просто тем, как Он жил две тысячи лет назад, а тем, как Он жив в нас сейчас, а жив Он в нас сейчас в наших отношениях.
Как может реализовываться эта общинность? Самыми разными способами. В первую очередь, на семейном уровне, потому что эти люди действительно братья и сестры, или отцы, матери, дети, те, кто уже Богом соединены в маленькую церковь, маленькую общину. И реальная любовь Божья в этих отношениях, в первую очередь.
Плюс к этому, вы поставлены жизнью в ситуацию очень многих общений, и ваша задача – поддерживать любовь в этих отношениях. Но, у вас огромное количество отношений с людьми, которые не знают Христа. И здесь очень не просто давать любовь, когда вы совсем не ощущаете никакой взаимности, когда вы не чувствуете единства в вашем мироощущении, мировоззрении, во всем, что для вас центр вашей жизни. Это безумно трудно, и одному человеку это практически непосильно, когда человек один. Но, есть другие люди, откликнувшиеся на зов Христа, есть другие христиане, которых Бог тоже приводит в отношения с вами. И в этих отношениях вы можете расти, возрастать в любви, и тогда вы сможете являть эту любовь к другим.
Это могут быть самые разные группочки. В нашем приходе очень многие люди, кроме того, что они встречаются на богослужении, встречаются еще раз в неделю в каких-то маленьких группочках по десять-двенадцать человек для того, чтобы молиться вместе, почитать слово Божие, обсудить, что Бог говорит, как-то поделиться жизнью своею. И в этих взаимосвязях стараться расти в доброжелательстве друг к другу, в принятии другого таким, какой он есть, в уважении друг к другу, в том, что является любовью на уровне действия. Помогать друг другу, у всех разные обстоятельства бывают. Это помощь может быть и материальная, а может быть только молитвенная, может быть психологическая, какая угодно. Люди могут друг другу помогать, и в таких группочках они могут это делать.
Важно то, что эти группки никогда не замыкаются на себя, они открыты, люди открыты к миру. Это не какое-то объединение, которое стремится «закуклиться» – нам здесь хорошо, а вы все провалитесь. Нет, это открытая к другим людям группа, которая может принимать в себя новых людей, только-только приходящих в Церковь, делиться с ними тем, что уже накоплено, теми дарами Духа, которые уже в этой группочке есть.
Группа – это очень благодатное место, община – это чаша, которая принимает дары Духа. Мы говорили о том, что Господь сотворяет Церковь как единство разных людей. И группа, община – это такая микро-реализация этого церковного принципа, где люди могут слышать голос Божий. Если я зашумлю, если я не слышу, то я могу услышать это от другого, другой может в этот момент находиться в лучшем духовном состоянии. Он что-то услышал, он мне сказал, и оказалось, что это то, что нужно мне. Поэтому так важно читать слово Божие вместе. Это всегда оказывается гораздо более продуктивно, чем в одиночку. Это не значит, что совместное чтение заменяет личное. Нет. Личное чтение по-прежнему должно быть, но совместное чтение дополняет это очень могущественно.
Совместная молитва в группе
Совместная молитва, мы об этом говорили. Господь говорит – где двое согласятся просить об одном во имя Мое, будет дано Отцом небесным (Мф.18:19). Ему так важно согласие двоих молиться об одном, для Него так важна общинная молитва, что Он обещает совершенно невообразимую вещь: согласитесь молиться об одном, будет исполнено. Настолько Ему важно реализация любви в ваших отношениях. Молитва – это самый интимный уровень нашей жизни, и если мы согласны поделиться с кем-то другим этим нашим интимным уровнем, так для него открыться, вместе с ним попросить что-то самое сокровенное, что у нас есть, это и есть наша любовь, наше доверие к другому, открытость.
Здесь может быть больно. Другой человек может по неуклюжести, даже не по злобе, а по неуклюжести может зацепить для вас что-то очень дорогое, и вам будет больно. Но благодать Божия, которая дается в общину, настолько превыше всего, что можно согласиться и на эту временную боль ради вечных даров, которые дает Господь.
Мы говорили уже, когда мы приходим вместе на богослужение, когда мы в таинстве у одной чаши, в одной евхаристической молитве оказываемся с теми, кого мы знаем, с кем мы вместе проживаем жизнь, проблемы которых мы знаем, когда мы приносим жизнь за себя и за других в молитве Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся, мы приносим не каких-то абстрактных людей, рядом стоящих или отсутствующих, но мы приносим конкретные вещи, которые мы знаем об их жизни. Тогда гораздо полнее в нас самих звучит молитва Евхаристии, все для нас становится в христианской жизни полнее.
Как жить по Евангелию? Быть в принятии Божьей благодати
Итак, эти «четыре ножки» не только сами по себе важны, но ни одна из них невозможна без других, и они взаимно дополняют и обогащают друг друга, эти наши пути богообщения, пути принятия Бога. Эта модель, это описание жизни по Евангелию для меня самого кажется самым драгоценным, самым действенным. В книге Деяний апостольских, где говорится о первой Церкви, там одним предложением, одной фразой сказано, что ученики пребывали в научении апостольском, в общении, в преломлении хлеба и в молитве (Деян.2:42). Вот это оно и есть. Это описание во 2-й главе Деяний апостольских, когда только-только приняли Духа Святого. Мы говорили об этих золотых днях Церкви, когда Церковь явилась как невеста Христова, в которой любовь Божия совершается в полноте.
Жизнь по Евангелию есть стяжание Духа Святого, есть предоставление себя – своего тела, своей души, своего разума, воли, всего, что относится к уровню духа – для Бога. Мы подставляем себя под Божью благодать, мы призваны быть приёмниками Божьей жизни. И именно таким образом мы участвуем в Божьем спасении и нас, и всего мира. Что нам делать? Специфически, ничего. Что нам делать? Быть приёмниками Бога, быть в общении с Богом через таинства, молитву, слышание Слова и деления своей жизни с другими людьми. Это деление чрезвычайно важно – чем больше отдаешь, тем больше способен получить. Вот это жизнь по Евангелию.
Из этого тогда будут вытекать все остальные вещи, исполнение заповедей Ветхого Завета, потому что не я буду их исполнять, а Бог, Которого я приглашаю в свою жизнь. Из этого будет вытекать выполнение тех совершенно умопомрачительных нравственных максим, которые мы слышим в Нагорной проповеди, потому что Сам Господь, Который их всех исполнил, Он в нас и совершает это. Но мы принимаем Бога всеми возможными способами, какие только Он открывает. При этом, не «с черного хода», Он говорит об этом. Он говорит о том, что Он – дверь. Враг перелазит инде (Ин.10:1-2), где-то там, перелазит через забор. Есть какие-то обходные пути добраться до какой-нибудь мудрости, и в соответствии с этой мудростью поступать. Я нахожу знание скрытое, тайное, и в соответствии с этим знанием я поступаю. Это опять «я», это катастрофа, все оккультные пути, вся эта шамбала, дребедень – все это попытка с какого-то «черного хода» пробраться к мудрости.
Не в этом дело. Источник мудрости – Дух Святой, Который нам ниспослан. Его не нужно добывать какими-то оккультными средствами, ничего этого не нужно. Его не нужно зарабатывать, Его не нужно откапывать. Он есть, и Он готов в любую секундочку дать всю полноту своей мудрости, в нас совершающейся, в нашей жизни. Нечего тут добывать. Задача совсем не в том, чтобы нам быть мудрее. Задача в том, чтобы сила Божия в нашей немощи совершалась (2Кор.12:9). Не убегать от немощи к силе, чтобы мне стать сильным, а понимать, что всякая настоящая сила есть только у Бога, и Ему вся честь и слава во мне самом, в нашей жизни.
Поймите, жизнь по Евангелию – это не исполнение правил, законов, ритуалов. Жизнь по Евангелию – это принятие Бога. При этом вот так можно изложить эти пути, как это в нашей жизни может совершаться, или так, или так, или по Соловьеву, или по книге Деяний и отцу Александру Меню, или по тому, как Господь говорит – отвергнись, возьми крест и следуй (Мф.16:24). Все это разные способы изложения одного и того же – принятия Бога в свою жизнь.
Принимаем мы чем? Верой. Верой какой? Доверием. Доверием к тому, что это правда, что Он обещал – так оно и есть, что Он действительно благ. Если Он действительно обещал, что Он будет в нас совершать правильные вещи, праведные, то так оно и будет. Доверие позволяет нам пребывать в надежде, в уповании. Доверие и вера – это просто уверенность в том, что Бог свят, и Свои дела святости не оставит. Именно в этом для нас источник оптимизма. Не дурацкого оптимизма, что все к лучшему в этом мире. Не все к лучшему в этом мире, совсем нет, не все хорошо в этом мире. Дуракам нас Господь не призывает быть, конечно же, нет. Есть вещи, которые плохи, и наша задача с ними не соглашаться и им противостоять. Но не в том дело, чтобы взять ружье и копье и со всем этим бороться, нет. Речь о том, чтобы позволить Богу, Который ведет эту настоящую битву на духовном уровне, чтоб Он ее совершал через нас, совершая в нас дела благие. Дела добрые, если совершаются в нас, тогда совершается победа над миром. Не борясь с негативом, а взращивая позитив – вот наш способ действия в мире. Конкретно? Нет, не конкретно. И ничего конкретного не будет, потому что конкретность превращает вас в рабов, а общий принцип благодатного действия Божьего вас освобождает, он позволяет вам жить в свободе.
Если вы услышали это, то у вас есть замечательная возможность с сегодняшнего дня попытаться что-то такое в своей жизни делать. Что делать? А ничего. Попытаться принимать через Слово, через молитву, через таинственную жизнь, через встречи с другими людьми. Все очень просто. За всей этой простотой стоит колоссальная глубина любви Божией, но из этой глубины вырастает что-то очень простое, вот и все.