Несколько лет назад для лагеря ОДП меня просили подготовить вопросы к притчам, которые собирались читать в лагере. Ведущие не обязательно должны были следовать этим вопросам, скорее, это было им в помощь, если обсуждение стопорилось. Текст притч и вопросов прилагаю ниже.
Лк. 15:1-10
1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.
2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
3 Но Он сказал им следующую притчу:
4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?
5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,
9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.
10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.
- Вам случалось терять что-то ценное?
- Все ли понимают такие слова, как «мытари», «грешники», «фарисеи», «книжники», «драхма»?
- Было ли так в вашей жизни, что с вами кто-то отказывался дружить, презрительно к вам относился? Как вы различаете между теми, с кем дружить, а с кем нет? Вы сами кого-то презираете?
- А вы бы на месте пастуха оставили стадо в пустыне ради одной овцы? Если бы оставили, то почему?
- Кто в этой притче пастух, кого он оставляет, и ради кого? (Эту притчу можно понимать двояко: Бог оставляет небеса, ангелов, чтобы спасти человечество, или Богу важен каждый человек)
- Что же получается, быть праведником хуже, чем быть грешником, а потом покаяться? А существуют ли такие люди, которые не имеют нужды в покаянии?
- Зачем Иисус рассказывает эту притчу?
Мф. 20:1-16
1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
- Сколько раз хозяин нанимает работников?
- Понимаете ли вы, в какое время он нанимал каждых из них? (чему соответствует 3 часа, и пр.)
- Почему хозяин нанимает новеньких еще и еще?
- Как бы вы себя чувствовали, если бы вам дали столько же, сколько и не работавшим?
- Есть ли в этой притче надежда, и для кого она?
- Что значит последний стих? Кто в нашей жизни первый (в государстве, в Церкви)… А кто последний?
- Справедлив ли хозяин виноградника? Или это как-то иначе называется?
Мк. 12:1-12
1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу — принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
- Давайте представим себе, что нужно, чтобы вырастить виноградник и сделать вино. Сколько это все стоит. И вот вас обкрадывают работники. Как бы вы себя чувствовали?
- Какой народ в этой притче подразумевается под виноградником?
- Кто эти виноградари?
- Кто здесь слуги хозяина? Можете ли привести примеры пророков, с которыми так и поступали?
- А сын?
- Кто в итоге стал заниматься виноградником Божиим после того, как убили сына?
- Камень во главе угла – это либо замковый камень свода, либо тот, от которого начинают строительство. При чем здесь это?
Ин. 15:1-6
1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
- Кто в этой притче кто?
- Давайте с вами представим, как растет культурное дерево. Ему нужна почва, удобрения, свет, влага. А что нужно нам, чтобы расти в жизни с Богом?
- Обрезка – это неприятно. Но если его ветку не обрезать от лишнего, на дереве будет очень мало плодов – все уйдет в маленькие ветки.
- Через что очищается человек? Можем ли мы сами себя очистить? Ну, например, когда сделаете что-то не то? Когда совесть мучает? А если она молчит, то всегда ли все в порядке, как это проверить?
- Что нужно, чтобы приносить христианский плод? Как вы думаете, в чем должны быть наши плоды?
- Есть ли в этой притче предупреждение?
Ис. 5:1-7
1 Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы,
2 и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
3 И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим.
4 Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
5 Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем,
6 и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
7 Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; [ждал] правды, и вот — вопль.
- Понимаете ли вы слова этой притчи: утучненной, точило, тернии и волчцы, Саваоф?
- Что же здесь подразумевается под образом виноградника?
- О чем рассказывается в этой песне? Чем дикие ягоды отличаются от добрых гроздьев?
- Что будет, если не в пустыне не будет дождя?
- Как этот текст осуществился в истории Иудеи? (сначала избрание, дарование земли, а потом плен)
- А как у нас сейчас? Этот текст к нашему времени как-то относится?
Лк. 16:1-13
1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Разные варианты толкования притчи.
Разные объяснения:
- Управитель всего лишь снял лишние проценты, восстановил статус-кво, не сделал ничего противозаконного,
- Он, конечно, поступил плохо, но был похвален не в целом, а именно за свою пронырливость, хитрость, – «что догадливо поступил» (ср. «Ну ты и хитрец!»), и мы также по-своему должны быть хитры, находчивы для получения Царства,
- Это была его единственная возможность не умереть с голоду, и он поступил как евреи, бежавшие из Египта, как в фильме «Побег из Шоушенка»,
- Хозяин – это сам Бог, и расточая его имение, а не тратя на себя, управитель наконец-то стал поступать верно, не судя других, а передавая это Богу, поэтому и был похвален.
Разные уровни, на которых можно понять эту притчу:
- Буквальный уровень: надо делиться деньгами, оно неправедное, потому что, по большому счету, все богатство в этом мире повреждено грехом (в поте лица будешь есть хлеб – откуда богатство?),
- Это богатство – не только деньги, но разные наши таланты, в т.ч. и здоровье, и познание Бога (оно неправедное, т.к. даром, не заработано),
- Некоторые «сыны света» (аналогия с иессеями) считают, что послужить могут только своей духовностью, должны самосовершенствоваться – а ты иди, служи материальным, простыми делами, не думай, что это неважно, мы можем сделать кучу полезного,
- Приобретайте друзей – это заповедь, и не надо в этом сомневаться, а надо подходить к людям, делать что-то для них, общаться талантами, не думая, что это какой-то подхалимаж, попытка «купить» расположение,
- Ученики не имели денег, но имели духовные дары (а именно им говорит Господь) – надо их использовать,
- Мы получаем духовное образование – как мы его применим?
Примеры – ученый, который занимался редкими языками, и под конец жизни понял, что надо делиться, а не просто копить научные знания, иначе просто дело погибнет, и стал преподавателем; о. Георгий, который расточил свое богатство-здоровье и потенциал ученого, но зато получил награду Бога – обитель и благодарную память духовных чад; Сам Господь Иисус, который отдал себя полностью, но приобрел Церковь.
Обнищаете – либо буквально, просто раздав все подчистую, либо оказавшись там, где деньги не значат ровным счетом ничего.
Ваше – это еще только будет, сейчас – как проверка, а будет больше (Притчи 3:9-10), и будет настоящее, более подлинное, иного качества – духовные дары (в ближайшем будущем и в будущей жизни), но только если мы правильно употребим то, что есть сейчас.
Вопрос. 1. А как мы можем приобретать себе друзей? И что в нашем случае богатство неправедное?
Мф. 25:14-30
14 Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
- О чем эта притча?
- Сколько человек получило задание от Господина? Как они справились с ним?
- Что дается тем, кто приобрел столько же? Еще больше денег?
- Разумно ли поступил человек, просто сохранивший сокровище?
- Какими словами характеризуется этот раб в притче?
- А у вас есть свои таланты? Как вы их используете?
- Какой главный талант, данный нам Богом?
- почему притча так странно заканчивается – про уши?
Лк. 12:42-48
42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?
43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —
46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
- Домоуправитель – кто это? Может, вспомнить из фильмов.
- Верный и благоразумный – попробуйте определить, что означают эти слова, подобрать синонимы. А кто такие неверные?
- Какая участь ждет разных рабов, и за что?
- Интересно, а можно ли узнать волю Господина?
- Интересно, как это относится к нам? У нас есть Господин? А хлеб, которым мы можем делиться? А что такое здесь обозначает пить и напиваться?
- Где главное предложение в этой притче?
Мф. 22:1-14
1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их].
7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14 ибо много званых, а мало избранных.
- Вам нравится бывать на праздниках? А знаете ли вы, что такое царский пир?
- Как вы думаете, кто царь в этой притче? А рабы его? (Раб Мой Израиль)
- Царь зовет впоследствии добрых и злых, что это означает? А вы кого бы хотели позвать на его месте?
- Что означает здесь брачная одежда? (В пророчестве Исайи, 1 глава говорится: «16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. 19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».)
- О чем предупреждает эта притча в последнем стихе?
Лк. 18:1-8
1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
- О чем эта притча?
- Что такое унывать?
- Что такого удивительного сделала эта вдова, что попала в притчу?
- Как вы думаете, что можно ответить на 7 стих? А на 8?
- кто такой Сын Человеческий, и когда Он придет?
Смысл этой притчи Сам Господь поясняет в первом стихе – должно молиться и не унывать. Все дальнейшее является комментарием на эту мысль, наглядным ее представлением, чтобы лучше запомнить.
Притча построена на контрасте: судия неправедный сравнивается с благим Богом: даже если вы, будучи злы, вынуждены отвечать на просьбы, то во сколько раз лучше поступит Бог!
Должно молиться – звучит как заповедь, повеление. Выполнение заповеди – это не то, что может зависеть от нашего настроения, желания, и пр. Это долг, обязанность, и горе, если ты ее не выполняешь. Неслучайно молитва в монашеской традиции сравнивается с пролитием крови: она требует столько же сил. Молитва не может быть заменена другим делом, поскольку под молитвой подразумевается предстояние перед Всевышним, общение с Ним. Этого нельзя заменить даже интеллектуальной деятельностью по постижению смысла Его Писания или творческой деятельностью по продолжению Его Творения.
Какой должна быть молитва, согласно этой притче?
- молиться и не унывать – молитва должна быть бодрой, рождаться в бодром духе,
- день и ночь – это не метафора, молитва действительно становится постоянной, мы видим это, к примеру, из псалмов Давида, из жизни Самого Господа,
- молитва избранных описана как вопль.
Молитве противостоит уныние. Уныние может выражаться в ропоте, но чаще проявляется как разочарование, слабость, безнадежность. Следует заметить, однако, что в данной притче Господь говорит не столько об унынии, порожденном внутренними проблемами (на них вообще неполезно застревать), а об унынии из-за грядущей скорби (см. предыдущую 17 главу).
Докучливая вдова не склонна к унынию, она целеустремленно и терпеливо добивается своей цели. Нам ли унывать, роду избранному, царственному священству, народу святому, людям, взятым в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет? (1Пет.2:9) Почему же у нас нет такой молитвы – бодрой, молитвы-вопля, а часто бывает уныние?
- мы слишком погружены в себя, свои проблемы, до Бога нам далеко,
- у нас двоящиеся мысли (Иак. 1:8), т.е. мы сами не уверены, хотим ли просимого,
- мы свыклись с неправдой этого мира и своей собственной неисправностью, они нас не задевают,
- нам безразличны другие, мы не замечаем их проблем,
- в общем-то, хорошо, что мы не всегда вопием к Богу – обычно это признак великих испытаний, в которых невозможно находиться постоянно.
Однако даже когда молитва является воплем, Господь почему-то медлит. Классический ответ на это – некоторые вещи, усиленно нами просимые, будут нам неполезны. Но глубже смотрит тот, кто говорит, что искать нужно не даров, а Самого Господа. Он не хочет быть просто источником благ, Он хочет диалога.
Именно этим объясняется то, что для сравнения выбран именно такой образ – судии неправедного, можно ведь было выбрать и что-то более благообразное. Вспоминаются жизнеописания святых – Антония Великого и Силуана Афонского. Оба они молились за мир и о прощении своих грехов, но видели, что в мире по-прежнему много непорядка, зла, а грехи пребывают, и это подвигло одного обращаться к Богу с недоумениями, и получить голос свыше, а второго возопить: «Ты неумолим!», и увидеть живого Христа. Пока они искали справедливости, ответа не было. Однако именно тогда, когда они обратились к Нему Самому, стали искать Его, и произошла Встреча, – только тогда сердце их успокоилось.
В контексте сказанного становится понятными слова Господа: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Придя – это может относиться к Его земной жизни, и ко второму пришествию, и к нашему времени, когда Он постоянно стучит нам в сердце (Откр. 3:20), ходит по миру в одежде странника. Придя к нам, найдет ли Он веру в то, что Он есть, что мы Ему небезразличны, что Он силен нам помочь? Найдет ли Он веру именно как жажду встречи с Ним?
Лк. 11:5-9
5 И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
6 ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
7 а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
- Когда вам что-то хочется от родителей, что вы делаете? А что вам удалось так получить?
- До эпохи электричества люди ложились спать с наступлением темноты. Тогда «В полночь» – это когда?
- Друг дает в итоге. А как вы думаете, Бог даст?
- Чего бы вы попросили у Бога?
- Чего стоит искать в жизни? Связано ли это с Богом?
- Куда Иисус постоянно зовет войти Своих учеников?
Что нового вы узнали из притч? Как это приложить к своей жизни? Может быть, было бы проще все сказать «делай так, а так не делай»…? Какая притча из прочитанных вам больше всего понравилась?
1 комментарий