Небольшое размышление — о том, что нужно и не нужно делать с Преданием, чтобы понять Писание.
Автор — аспирант Общецерковной аспирантуры свв. Кирилла и Мефодия, занимается сирийскими отцами, училась в Колледже и сейчас преподает авторский курс «Патристическая экзегеза» (медленное, вдумчивое знакомство с отцами, их методом, примеры их чтений).
Для того чтобы правильно понять Писание, нужно взять все Предание в целом, не одну его какую-то часть, одного святого отца, одно мнение, мнение одного учителя — древнего или современного — и размахивать им как знамением (или как палкой, как дубиной), и кричать, что вот, мы-то поняли Писание, а вы – нет. Уже в самом этом действии есть знак, что вы ничего не поняли. Вы не проникнулись Писанием, вы не проникнулись Преданием.
Чтобы понимать Писание, нужно взять все Предание в целом. Это не значит, что мы должны вложить его всего себе в головы. Это невозможно (хотя некоторые продвинутые могли бы к этому приблизиться). Это значит, что мы должны вложить его образ к себе в сердце. Оно должно отпечататься у вас на сердце.
Для это совсем может и не нужно читать толкований. Я говорю страшную вещь: не нужно читать толкований. Иногда, чтобы понять Писание, не нужно читать толкований. Или так бывает часто. Наверное, у всех бывает по-разному. Конечно, толкования — это часть Священного Предания. Но ведь и они — только лишь часть Предания, а не оно само целиком. И ими тоже можно размахиваться как дубиной. Или как флагом. И объявлять войну другим. И раскалывать, разделять Церковь Христову, и нарушать Его заповедь о единстве. И тем самым — не-исполнять Писание, не понять его.
Чтобы взять все Предание целиком, нужно, с одной стороны, его хорошо знать. Хорошо быть с ним знакомым. Нужно не просто много читать, ведь Предание — не библиотека. Нужно также много слушать, много слышать, много думать, много жить. Много общаться. Много слушать других. Много слушать разных наставлений. Разных проповедей. Не обязательно толковательских. Можно других: поучительных, огласительных, обличительных, вдохновляющих, проповедей на праздники, на дни памяти святых и т.д. Много разного. Нужно быть знакомым с разным опытом разных людей вокруг себя. Разных людей на приходе, в общине. Знать, как жили христиане раньше, как живут сейчас. Уметь слушать качественно. Т.е. то, что говорят, а не то, что хочется услышать. Слушать и слышать. Читать как написано. Слушать как сказано. Больше слушать, меньше говорить. Как говорит один мой знакомый регент: больше слушать, тише петь, — вот, что требуется от новичка. Слушать как поют другие. Пусть новоначальные будут больше слушать, как поют другие.
Предание — это не библиотека. Поэтому я и говорю, что может быть, и не нужно читать толкований. Их можно слышать. В здоровой среде люди на приходе живут Преданием. Оно составляет их жизнь, их мысль. Они составляют его жизнь и его живую мысль в современном мире. Жизнь Духа Святого в Церкви — это и есть жизнь Предания.
В здоровой среде Предание проповедуется с амвонов. В нездоровой среде проповедуется часть предания. Часть может быть разной — либеральной, консервативной, но она все равно часть, и она все равно радикальна. И только тут начинаются ереси. Когда берется часть. Берется часть и выдается за полноту истины. И уже никому невдомек, что это только часть. И кто-то уже готов пролить кровь или сжечь другого за эту часть, думая, что это вся полнота…
Ведь за полноту истины не сжигают. И не сжигали. Полнота истины не даст это сделать. У нас только одна полнота истины — Христос. И за Него сжечь могли лишь неверные, лишь язычники. Но в Церкви никто никого не сжигал, насколько я помню. И вообще — кажется, я заговариваюсь — как кто-то в Церкви может кого-то сжечь или хотя бы забросать тухлыми яйцами? Не наводит ли вас это на мысль, что эти люди уже давно не в Церкви? Что эти люди не поняли Писания, что эти люди не взяли Предания в целом.
Чтобы понять Писание, нужно взять Предание в целом. То есть нужно взять самый его дух. Дух Святой. Нужно, чтобы печать дара Духа Святого была на вас. Чтобы Дух мудрости и разумения был с вами, в вас. Нужно жить в Церкви, друзья.
Нужно жить в Церкви. Это не просто формальные: всенощная под воскресенье, литургия, исповедь, причастие, крещение детей, воскресная школа, венчания и отпевания. Нужно много жить. Нужно не проспать жизнь. Не проспать первые годы в церкви. Нужно много слушать. Так получилось, что автор этих размышлений первые пять лет в церкви очень много слушал, много разного. Даже больше слушал, чем читал. Рядом были учителя, которых можно было слушать. И только после лет пяти он начал говорить, но сразу понял, как ему не хватает слов. Поэтому больше слушайте, меньше пойте. И еще больше слышьте.
И еще больше живите. Чтобы больше жить, нужно изменяться. Не правда ли, до прихода в Церковь (в частности, до крещения) мы не очень-то живы? Чтобы жить, нам нужно умереть. Нам нужно измениться через смерть. А где мы встретим то, что убьет нас после нашей смерти в крещении? Что убивает нас постоянно? Только Священное Писание и есть тот мечь, который карает нас. Это хворостина, которая наставляет нас… И вот, мы возращается к тому же (это вечный замкнутый круг): чтобы понять Писание, нужно взять Предание в целом, чтобы взять Предание в целом, нам нужно жить в Церкви, а для этого, нам нужно больше читать Писание, нам нужно больше его понимать.
Чтобы понять Писание, нужно взять Предание в целом. То есть, как минимум, его нужно взять с разных сторон. Не только со стороны толкований (и не столько). Но и со стороны оглашения (читай: «катехизации, которую нужно пройти»), со стороны поучительных проповедей (читай: «нужно слышать, что говорят, а не зевать по сторонам»), со стороны богослужебных песнопений (читай: «службу нужно знать, на ней не нужно впадать в сомнамбулическое состояние, нужно следить за ней по текстам, которые сейчас доступны»). Со стороны аскетической литературы, догматической, поучительной, житийной, со стороны церковной истории, литургики, патрологии (на уровне любителя), со стороны, наконец, библеистики, а не только толкований. Священное Писание сложно даже теми древними и незнакомыми нам реальностями, незнание которых может привести к неправильным выводам (порой эти реальности касаются самого текста Писания, т.е. на уровне текстологии, филологии и литературоведения). Чтобы понять Писание «как написано», нужно учесть и это.
Вы скажете, что все это возможно только для специалиста? Нет, совсем не обязательно. Я знаю много мирян, которые понимают Писание. Они просто умеют слушать. Они много слушают. И много слышат. Они живут в Церкви, они берут Предание в целом. Стремяться взять его, охватить его. Стремяться узнавать его. В разных видах. Я вижу одних и тех же людей. Они приходят на группу изучать Писание. Они приходят на лекции изучать службу. Они читают в группах святых отцов. Они приходят петь в народном хоре. Они записываются на катехизацию. Я уверена, открой мы в храме курсы древнегреческого языка, чтобы читать Писание в оригинале, мы увидели бы там кого-то из них.
Может быть, эти миряне не знают всего вышеперечисленного. Но они стремятся узнать. Эта постоянная настроенность на слушание. На рост. Это прекрасно.
Настроенность на слушание, какой бы твой церковный возраст ни был, это всегда смирение. Настроенный слушать никогда не берет часть, ту часть, которой он уже владеет. Он никогда не возьмет ее как оружие, как дубину, чтобы поколотить того, кто думает иначе, кто что-то делает иначе, понимает иначе. Кто, наконец, просто завладел другой частью Предания. С другого конца. (О, давайте для мира в Церкви будем брать Предание в целом!)
В каком-то смысле никто из нас не владеет Преданием в целом. У нас у всех есть разные части. Но мы должны стремиться охватить его, даже больше — стать им. Для этого — будем слушать друг друга. Больше слушать, тише петь.
2 комментария
Добавить комментарий
Для публикации комментариев Вам необходимо авторизоваться.
Сначала не понял, почему в таком стиле, потом вспомнил старого любимого Пеги http://predanie.ru/pegi-sharl-charles-peguy/book/88358-izbrannoe/ Я прав?
Мне очень понравилась статья. Узнавать новое, что бы этим жить, а не из любознательности. Слышать — это вершина. Для начала хотя бы прислушиваться к чужому опыту.