«Притчи 8. Желательная дисциплина» — одиннадцатая глава из книги Эллен Дэвис «Общение с Богом».
Привычки сердца
(предисловие к IV части)
Библейская теология конкретна, а не умозрительна. На каждой странице авторы Библии поднимают сугубо практический вопрос о том, что нам нужно делать каждый день, чтобы жить в тесной и благополучной связи с Богом. Четвертая часть этой книги показывает, как тексты Ветхого Завета трактуют повседневные правила нашей жизни с Богом. Это не то, что мы обычно считаем религиозными правилами (например, поститься раз в неделю или во время Великого поста), какими бы полезными они ни были. Скорее, как только мы начинаем читать с духовным вовлечением, становится очевидно, что Ветхий Завет побуждает нас к определенным привычкам сердца и разума, которые «работают» в наших отношениях с Богом. Это побуждает нас культивировать контркультурные привычки, такие как стремление к уединению, или раскаяние в своих грехах, или возношение хвалы Богу; новые склонности, такие как поиск чистого удовольствия от общения с Богом, или обращение к Богу не столько для того, чтобы говорить, сколько для того, чтобы слушать. Я не скажу, что эти привычки облегчают общение с Богом (библейские авторы никогда этого не утверждают), но они углубляют наше соучастие и делают его более полезным для наших душ.
Книга Притч
Мудрецы древнего Израиля представляли себе мудрость как женщину, чье публичное поведение было, по меркам их общества, до крайности агрессивным. В Притчах 8 она занимает свою позицию у городских ворот, места, где уличные торговцы продают свой товар; где уличные проповедники устанавливают коробки из-под мыла; где учитель вешает дранку, надеясь набрать несколько учеников в свой испытывающий трудности учебный дом. Временами сама Мудрость звучит как продавец или проповедник с коробкой, но в основном она звучит как учитель — то есть учитель старой школы, который прямо обращается к своим потенциальным ученикам:
К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда.
(SYNO 8:4-5)
На самом деле она очень похожа на моего школьного учителя латыни — тоже учителя старой школы, который с радостью не терпел дураков. И все же я бы не сказал, что мистеру Кунлу недоставало заботы о нас, даже сострадания. Мы узнаем сострадание по его плодам, и он глубоко повлиял на мою жизнь. У него я научилась подчинять свой разум дисциплине. Он научил меня этому не потому, что был строгим (хотя, видит Бог, он был таким), а потому, что он взрастил во мне желание. Я желала язык, которому он учил. Благодаря латыни я увидела возможность войти в то, что казалось мне чрезвычайно расширенным миром, миром с большим количеством измерений, чем я могла обнаружить в своем маленьком городке, в школьном окружении.
Суть в том, что мистер Кунл смог привить мне интеллектуальную дисциплину, потому что научил меня желать того, чего я раньше не хотела. Это, я думаю, то, что делает каждый великий учитель, включая и прежде всего саму Леди Мудрость. Примечательно, что израильские мудрецы изображали мудрость как женщину, и, временами, эта Леди Мудрость представляет собой отчетливо соблазнительную фигуру, хотя она никогда не бывает мягкотелой. Тем не менее, она — фигура, созданная для того, чтобы пробуждать желание в молодых мужчинах, а именно в учениках израильских мудрецов. Но если мы прислушаемся к ней, то она также может помочь нам, трезвенникам пост-подросткового возраста, желать того, чего мы сейчас не желаем или желаем недостаточно: дисциплины мудрости. Послушайте ее:
Примите учение моё, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; (SYNO 8:10)
Дисциплина Мудрости редка и ценна, но трудна, даже сложнее, чем изучение латинских парадигм. Итак, чтобы пробудить в нас острое желание к ее дисциплине, леди Мудрость говорит с нами на языке любви и страстного желания:
Тех, кто любит меня, люблю и я…
дарую своим возлюбленным реальное наследство. (8:17, 21)
Мудрецы представляют «ее» как высшую по желательности:
Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. (SYNO 8:11)
Эротический язык, который вызывает в памяти Леди Мудрость, может быть эффективной уловкой, чтобы заставить подростков учиться, но это нечто большее. Это источник подлинного религиозного прозрения. Используя язык любви и желания, мудрецы предупреждают нас о скрытой, но существенной связи между тем, чего мы хотим, и тем, что мы можем узнать. Эти две вещи всегда связаны, к добру это или к худу. Через святое желание мы действительно можем обрести то, что Израиль называл мудростью, то есть истинное, реалистичное знание Бога, самих себя и мира. Но мы также можем растратить наше желание впустую, обратив его на вещи, которые нас недостойны. Или, возможно, мы желаем вещей, которые хороши сами по себе, но это не те вещи, которые Бог хочет дать нам сейчас. Таким образом, наше желание, которое призвано приблизить нас к Богу, вместо этого устанавливает барьер между Богом и нами самими. Ибо желание никогда не бывает духовно нейтральным. Это либо обостряет наше восприятие, так что мы можем увидеть что-то из того, что Бог видит в нас и в мире, либо искажает наше видение. Бесчисленными тонкими способами неправильное желание искажает наше понимание данной нам Богом ситуации в мире. Другими словами, неправильное желание лишает нас мудрости и, таким образом, часто постепенно приводит нас к страданию.
Эта связь между желанием и мудростью настолько фундаментальна для нашей природы, что она подчеркивается в начале Библии, в третьей главе книги Бытия. Эта связь лежит в основе того, что мы называем «грехопадением», которое (вопреки тому, что мы могли бы подумать) имеет прямое отношение к желанию и не имеет ничего общего с сексом. Эдемский сад был местом, где первые человеческие создания могли обрести мудрость: Эдем был местом полной близости с Богом, а это единственное условие для того, чтобы стать мудрыми. День за днем они могли бы становиться мудрее и выше ростом, совершая эти прогулки с Богом «во время прохлады дня» (Бытие 3:8). Но им не терпелось поумнеть, поэтому они выбрали быстрый и грязный метод, рекомендованный змеем. И библейский рассказчик показывает нам этот момент выбора глазами Евы. Библия очень редко сообщает нам, о чем кто-то думает; обычно мы слышим только то, что они говорят или делают. Но сейчас мы стоим рядом с Евой и видим в точности то, что она видела в тот роковой момент:
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; (Бытие SYNO 3:6)
«Не возжелай».
Нечестивое желание приводит к искаженному восприятию себя, мира и Бога. Ева и Адам поели, и их глаза действительно открылись (Бытие 3:7), но они больше не видели благости ситуации, в которую Бог поместил их. Вместо этого они увидели свою наготу, бедность своего положения. Теперь они видели в Боге того, от кого нужно прятаться. Каждый из них огляделся в поисках виноватого.
История Адама и Евы — это не история о чем-то, что произошло однажды, давным-давно. Как и любой правдивый миф, это история о том, что происходит с женщинами и мужчинами даже сейчас, снова и снова. Неправильное желание отделяет нас от Бога. Оно затмевает нам благость ситуаций, в которые Бог поместил нас. Оно отделяет нас друг от друга. Мы действительно можем чему-то научиться, следуя неправильным желаниям, но слишком часто то, что мы узнаем о мире и о самих себе, ожесточает нас. Из этой нисходящей спирали неправильных желаний и горьких знаний Леди Мудрость стремится освободить нас. Как и каждый великий и требовательный учитель, она просит нас дисциплинировать наши глаза, чтобы мы могли смотреть на мир по-новому и иметь новый набор желаний. Святая Мудрость просит нас совершить энергичный акт переосмысления, чтобы мы могли ясно увидеть, что знание о Боге прекраснее золота, что мудрость лучше рубинов или любого другого наслаждения, на котором мы могли бы остановить свой блуждающий взор.
Когда же мы станем мудрыми?
Для нас истинным мерилом нашей мудрости никогда не будет средний балл, которого мы жаждем, ученая степень, подходящая работа, книга, принятая в престижной прессе. Нет, мы будем мудрыми, когда будем желать сердцем, душой, разумом и силой только того, чего Бог также желает для нас — и ничто другое не принуждает нас и даже не привлекает наш блуждающий взгляд. Попробуйте представить это:
- Я стану мудрым, когда моя жадность исчезнет. Когда я откажусь от своей нынешней практики потреблять гораздо больше благ этого мира, чем мне нужно, когда мои глаза не будут задерживаться на предмете, произведенном в потогонном цехе страны с деградирующей окружающей средой и экономикой на грани, — тогда я буду мудрым.
- Я буду мудрым, когда мое сострадание будет чистым. Когда сплетня умирает от пренебрежения в моем сознании, и ни одно слово жгучей критики не слетает с моих уст; когда я искренне желаю исцеления моей преследовательнице, а не ее унижения; когда я испытываю чистую радость от благословения, которым наслаждается другой — тогда я буду мудр.
- Я буду мудр, когда моя любовь будет постоянной, так что я никогда не буду смотреть пренебрежительно на тех, кто зависит от моей любви, и ни на кого не буду смотреть с неверным желанием.
- Я буду мудрым, когда буду алчущим и жаждущим праведности, когда я действительно увижу свои таланты, энергию и ресурсы такими, какими их видит Бог: как средства не для поддержки моего собственного положения, а для укрепления слабых, утешения удрученных, наделения силой тех, чьих жизней касается моя.
Когда то, что я желаю больше всего
на свете, — это общество Бога,
пришествие Христа,
утешение Святого Духа,
тогда я буду мудрым.
Большинству из нас предстоит пройти долгий путь, и поклонение может помочь нам на этом пути. Ибо именно в акте богослужения церковь неуклонно обновляет себя в дисциплине мудрости. Богослужение — это энергичный акт изменения порядка наших желаний в свете горячего желания Бога о благополучии всего творения. В песнях и молитвах мы выражаем святые желания, хотя, возможно, еще не ощущаем их в глубине души. Мы раскаиваемся в нечестивых желаниях, которые все еще разъедают нас, а через нас — других. Мы еще не мудры, но мы принимаем участие в богослужении, чтобы через Священное Писание мы могли изучить то, что желает Бог для этого стенающего, но наполненного благодатью мира, и в молитве мы могли расти и меняться, пока сами не загоримся подобным желанием.
Перевод подготовила Елена Чистякова, студентка 3 курса Колледжа «Наследие». На русском языке публикуется впервые.