Эта дерзновенная попытка стихотворного размышления над Первосвященнической молитвой Господа (Ин. 17) вдохновлена удивительной книгой Жана Ванье «Войти в Тайну: Размышления о Евангелии от Иоанна»1, которая также написана в форме белого стиха. Многие темы и мысли взяты оттуда, другие — из творений древних и новых святых, так что у данного «опыта» — коллективное авторство.
***
Отче! Пришел час.
Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. —
Слава Отца — это Его Сын, а слава Сына — Отец;
Они «гордятся» Друг Другом,
Совершенно забывая Каждый о Себе,
Если только можно говорить об этих тайнах человеческим языком.
Похвала Отцу — такой Сын,
Который идет спасти человека путем самоотдачи,
Через Свою Кровь и Плоть,
Пролитую и «разломленную» за нас, ставшую Хлебом —
Бог стал маленьким кусочком у меня во рту…
И вот теперь Сын просит у Отца прославить Его
Как Человека
И в Его лице прославить и обожить
Всю человеческую природу.
Так как Ты дал Ему власть над всякою плотью,
Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную,
«Да узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:5; Лк. 3:6).
Каждый из нас призван к спасению,
Вечной жизни —
Руки Христа открыты.
Они простерлись на Кресте, чтобы объять всю тварь —
Руки Человека, Одного из нас —
Чтобы и мы так же обнимали духом всякого ближнего и дальнего.
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога,
И посланного Тобою Иисуса Христа.
Это простая истина, но понять ее не так просто:
Знать Бога, знать Его лично, но не только —
Быть в единстве со своими братьями и сестрами, быть в Церкви,
«В общении святых», чтобы через это общение открывался Христос.
Он Сам будет молить об этом Отца
Чуть дальше. Мы знаем Бога
Не только как Абсолют, как непостижимый Океан Бесконечного, —
Мы знаем Его человеческий Лик — Иисуса.
И вот Иисус молит, чтобы мы увидели Его славу, а в ней —
Прекрасный замысел о каждом из нас.
Чтобы жизнь вечная перетекала от Него к нам,
Как сок течет от ствола к ветвям и гроздьям (Ин. 15:5–6).
Жизнь вечная — это знать Иисуса,
А знать Его — значит непрестанно глядеть на Него,
Созерцать Его, прилепляться к Нему
В сердечном безмолвии, в молитве,
А также видеть Его во всем творении
И особенно в человеке — каждом встречном.
Отцы пустыни говорили: «Кто видел брата своего — тот видел Бога своего», —
Они постигли тайну Христову,
Обитающую во всяком ближнем.
Но это возможно только через чистоту сердца,
Постоянную молитву, постоянный труд
Возделывания своего сердца
И служения ближнему.
Я прославил Тебя на земле, совершил дело,
Которое Ты поручил Мне исполнить;
И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою,
Которую Я имел у Тебя прежде бытия мира, —
Славой Крестною. Преподобный Максим Исповедник
говорит, что кто познал таинство Креста — узнал все тайны,
принцип, по которому устроен мир[1]
и кенотическое бытие Святой Троицы.
Мы не можем понять этого, не можем говорить об этом,
И лишь с удивлением слышим это страшное слово:
«Любовь Отца — распинающая,
Любовь Сына — распинаемая,
Любовь Духа — торжествующая славою Крестною»2.
Ученики, как и мы, не могут вместить все это,
Превосходящее их способность понести —
И когда Иисус в Гефсимании будет молиться до кровавого пота,
Они заснут тяжелым дурманящим сном.
Но тем не менее, Иисус рад:
Я открыл Имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира…
Открыть Имя — значит предоставить доступ
В тайные уголки самого существа носителя имени.
Поэтому ни Иаков, ни Моисей еще не могли познать подлинное Имя Бога — они бы сгорели в Огне Божества — еще не было Иисуса,
Который вводит нас в тайну сердца Отца
Через Свой Крест, через Свои Плоть и Кровь, являя:
«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,
Дабы всякий верующий в Него
Не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Это самая суть любви Отца…
И затем Иисус уверяет:
Все мы были «в мысли Отца»,
Как писал мученик Игнатий Богоносец[2].
…Они были Твои, и Ты дал их Мне,
И они сохранили слово Твое.
Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им…
Обратим внимание: Иисус говорит только те слова, которые слышал у Отца,
И творит только то, что видел Отца творящим (ср.: Ин. 5:19).
Так и совершенные ученики Христа
«Ничего не говорят от себя,
Они говорят только то, что дает им Дух» —
По словам одного из них3.
Нам нужно стремиться слышать
Таинственные глаголы Святого Духа, нашего Утешителя,
Безгласно произносимые в душе,
И ходить по Его словам,
Ибо так совершится слава Иисуса в нас.
О таких людях и молится Иисус —
О тех, кто приняли, и уразумели истинно, что Я изшел от Тебя,
И уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю:
Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне,
Потому что они Твои.
Мы — Его! Какая радость — это знать,
Особенно в скорбях, которые лишь доказывают,
Что и мы тоже несем Его крест,
Причащаемся ему.
Мы можем смело говорить: «Твой есмь аз, спаси мя!» (Пс. 118:94) —
Здесь и любовь, и смирение,
И уверенность в Отце, и сознание своего греха
И своей нужды в спасении.
В жизни будущего века
Останется только «твой есмь аз» — больше не будет «спаси мя»,
Потому что «Бог утрет всякую слезу с очей их» (Откр. 7:17, 21:4).
Но полноту познания и совершенства
Предваряет полнота причастности Кресту —
Большая или меньшая.
«Чем больше любовь, тем больше страданий душе,
Чем горячее любовь, тем пламеннее молитва,
Чем совершеннее любовь, тем святее жизнь»4.
Теперь понятно, почему Христос говорит:
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
А ведь Он это говорит об учениках, которым еще только предстоит
Пройти через свой личный крест, прославить Иисуса,
Проповедовать о Нем по всему миру
И запечатлеть свою весть мученической кровью.
Пока же они лишь слушают дух Его слов,
Не понимая их подлинный смысл.
Через несколько часов они разбегутся, жалкие и смятенные,
И оставят Его одного…
А Он говорит: «Я уже прославился в них».
Это надежда для нас.
Христос пророчески зовет каждого из нас в Свою славу.
Он уже видит в каждом полноту совершенства
И Он может нас в нее привести — Он сильнее нашего греха,
Нашей трусости, наших страхов и привязанностей,
Даже нашего противления Ему.
Для Него каждый из нас — единственный, неповторимо прекрасный.
И для Марии, Матери Его
Мы тоже прекрасны,
Как короли и королевы — так Она восхищается нами,
Когда мы молимся и творим дела любви.
Это действительно прекрасное зрелище —
Как радуга, как северное сияние,
Это радость и ликование Господа,
Всех Ангелов и небожителей,
Всех святых — наших друзей,
Которые ждут нас там и болеют за нас.
Но вот Иисус от небесной славы
Переходит мыслью в наше земное существование
С его трудностями и искушениями.
Так всегда бывает, если духовность подлинная —
Иисус сходит с Фавора и встречает одержимого мальчика-эпилептика
И убитого горем отца… (Мк. 9:17–18)
Святой молится — и потом идет совершать дела любви:
Чистить картошку, помогать инвалиду.
Так, мать Тереза чистила туалеты,
«для экзорцизма», как она говорила, —
Чтобы изгнать из себя всякий дух гордости,
самодовольства и превозношения.
Итак:
Я уже не в мире, но они в мире,
А Я к Тебе иду, Отче Святой! Соблюди их во Имя Твое,
Тех, которых Ты Мне дал,
Чтобы они были едино,
Как и Мы.
Когда Я был с ними в мире,
Я соблюдал их во Имя Твое;
Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил
И никто из них не погиб, кроме сына погибели,
Да сбудется Писание.
Иисус соблюл всех Своих, кроме тех,
Кто сами выбрали стать сынами погибели —
Безумная и трагическая судьба…
Когда ученики были с Иисусом,
Он Сам был их единством,
Их любовью,
Их братским единением.
И все это росло в них постепенно, через конфликты и трудности (ср.: Мк. 10:41).
Теперь же Иисус оставляет учеников,
И единство должно поддерживаться чем-то другим…
Кем-то Другим — Духом-Утешителем,
Который действует во взаимной любви христиан[3].
Именно поэтому, чтобы открыть Духу вход,
Чтобы дать Ему действовать
И подготовить к этому учеников,
Иисус молится:
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире,
Чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.
Радость совершенная исходит только от Духа Святого,
От ликования и общения с Ним,
А радости земные гложут сердце
И пробуждают в нас тоску по небесной отчизне5:
Суррогат не может заменить подлинное.
Но и в наши человеческие радости
Может прийти и исполнить Господь,
Как Он пришел на брак в Кану Галилейскую.
Я передал им слово Твое,
И мир возненавидел их, потому что они не от мира,
Как и Я не от мира.
Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла;
Они не от мира, как и Я не от мира.
Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина.
Раньше Иисус уже сказал: «Вы уже очищены через слово,
Которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3).
Слово Божие очищает и озаряет ум
Истинами о Боге, о нас самих
И об отношениях с Ним. Но надо еще,
Чтобы это Слово проникло в сердце
И оттуда освятило «руки и ноги» —
Все наши поступки, всё поведение, мысли и слова.
И тогда возможно то, о чем дальше говорит Иисус:
Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир;
И за них Я посвящаю Себя,
Чтобы и они были освящены истиною.
Христос отдает Себя,
Отдает каждую часть Своего тела на биение, пытки и распятие —
Чтобы все в нас освятилось, омылось Его Кровью —
Буквально всё.
Не о них же только молю,
Но и о верующих в Меня по слову их:
Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне,
И Я в Тебе,
Так и они да будут в нас едино, —
Да уверует мир, что Ты послал Меня.
Вот центр Евангельской Вести.
Вот цель нашего существования.
Единство всего со всем, и всех со всеми
Так, как едины Отец, Сын и Святой Дух.
Это единство недостижимо человеческими средствами,
Оно не совершается ни в обществе, ни в группах, ни в структурах,
Даже в церковных структурах, ибо все это порождено «землей».
Единство Отца и Сына
Может «зажечь» в нас
Только Дух Святой, Сила единения
Во Святой Троице и во всей вселенной.
Он «священнотайне» действует в душе6.
Дух есть Дух единства.
И мы молимся о том,
Чтобы Отец дал нам Дух откровения к познанию Его (ср.: Еф. 1:17)
И Его Тройческого единства,
И Дух молится о том же
Воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26).
Этими воздыханиями полнится все творение,
Вселенная
И наше сердце, втайне от себя самого.
Ибо все творение ожидает откровения славы сынов Божиих (Рим. 8:19),
То есть тех, кто через следование Христу
Приведет в единство все существующее
К эсхатологическому пиру Царствия.
То, что не смог совершить Адам,
Миссия, от которой он отпал через грех —
Она теперь совершается в нас Христом, в Духе Святом
По благоволению и любви Отца.
Апостол Павел умоляет: «примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20),
Говорит о служении примирения,
Возложенном на учеников Христа.
Для единства необходимо примирение.
Быть может, особенно остро это ощущается сейчас,
Когда мир разорван войнами и социальными конфликтами.
Но мир не приходит иначе, как от Бога —
Это внутреннее состояние. Сначала нужно умириться сердцем,
И тогда мир сам будет распространяться вокруг нас:
«Примирись с собою, и примирятся с тобой небо и земля»7.
Всегда есть искушение
Подменить действие Бога человеческими средствами.
Если бы они приводили к миру, Христос бы не молился Отцу
Столь напряженной и заветной молитвой, звучащей как завещание,
Но направленной в вечность, в эсхатологическое «ныне».
Только если между учениками Христа будет единство,
Мир уверует, «что Ты послал Меня».
На нас огромная ответственность…
Люди должны увидеть в нас новое качество жизни, новые отношения.
Но это все останется громкими словами,
Если мы не будем ежедневно примиряться с родными, прощать обиды,
Открывать сердце тому, кто рядом с нами,
Его проблемам и нуждам,
Его «крику», его израненности,
Его красоте и его радости…
И обретать единство с самими собой в глубокой молитве,
Познавая в ней Того, Кто есть единство.
И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им:
Да будут едино, как Мы едино.
Единство — высшая слава для Бога и Его сынов и дочерей,
Высшее осуществление человеческого призвания.
Святой Ириней Лионский писал, что «слава Божия — человек живущий,
А жизнь человека — это видеть Бога»8.
Можно прибавить, что это еще и человек «единый»
Со своим ближним и с Богом,
Со всем творением,
Ибо только в этом Жизнь,
Когда мы познаём Его и друг друга,
Подобно тому, как сами познаны (1 Кор. 13:12).
Мы становимся едиными друг с другом,
Вкушаем чуть-чуть от этого единства,
Когда видим очами сердца
Триединого Бога,
Отца, Сына и Святого Духа,
И то, как Они любят Друг Друга.
Видеть это, созерцать это, ликовать об этом —
И будет блаженством будущего века.
Потому-то Иисус молится об этом для нас:
Он хочет, чтобы мы были счастливы…
Чтобы мы видели друг друга…
Видели славу друг друга.
Отсюда слово «ликование»: видеть лик брата или сестры,
Озаренный Божественным Светом.
Нет большей радости.
…Брачный пир Агнца (Откр. 19:7) — это причастие
Всех — Христу и друг другу,
Диалог каждого с каждым9,
Единение каждого со всеми
В Боге.
Но для этого придется учиться видеть славу в уничижении,
Победу — в поражении,
Красоту — там, где, кажется, нет ни вида, ни величия (Ис. 53:2),
Христа — в инвалиде, алкоголике,
Проститутке, наркомане10
И, что, может быть, еще сложнее —
В глубинах собственной израненной
И даже изуродованной души,
Которую Он видит прекрасной и совершенной…
Там, где никто ни на кого не похож11,
Где обитает нетленная Красота Его творения.
Я в них, и Ты во Мне;
Да будут совершены воедино, и да познает мир,
Что Ты послал Меня и возлюбил их,
Как возлюбил Меня.
«Совершены воедино»: единство требует роста
Вопреки нашим страхам и неуверенности,
Защитам, которыми мы закрываем нашу хрупкость,
Вопреки греху, наконец,
Который вносит сплошные «расколы» и «ереси»,
Когда каждый отгораживается от другого
единственно «правильной» позицией.
Действием Бога, Его благодати
Все это исцеляется.
Через взаимообмен дарами
И действие в свою меру каждого члена,
Согласно своему призванию,
Церковь получает приращение
для созидания самой себя в любви и единстве (ср.: Еф. 4:16).
Отче! Которых Ты дал Мне,
Хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною,
Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне,
Потому что возлюбил Меня прежде основания мира.
Единство приводит «туда, где Он»: к славе
Ликующего, искрящегося, бесконечного и живого,
Никогда не прекращающегося
Общения Отца и Сына.
Войти в Их общение… вот наше наследие (ср.: Еф. 1:11,18).
Стоять там рядом с Иисусом
Как Его младшие братья и сестры,
Которых Он возвысил до Себя,
И на которых Отец смотрит любящим взором —
Как на усыновленных и удочеренных
Жертвой Христовой,
И действием Святого Духа
Приведенных в единство.
Отче праведный! И мир Тебя не познал,
А Я познал Тебя, и сии познали,
Что Ты послал Меня —
Познали через свое единство,
В котором открывается любовь Отца и Сына.
И Я открыл им Имя Твое и [еще] открою,
Да любовь,
Которою Ты возлюбил Меня,
В них будет, и Я в них.
Нам нужно еще и еще познавать Его Имя,
То есть Его Самого и то, какова Его любовь.
Иисус обещает нам открывать ее больше и больше,
Чтобы мы,«укорененные и утвержденные в любви,
Могли постигнуть со всеми святыми,
Что́ широта и долгота, и глубина и высота(четыре перекладины Креста. — Г. В.),
И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову,
Дабы нам исполниться всею полнотою Божиею»(Еф. 3:18–19).
Это больше, чем мы можем себе представить (ср.: Еф. 3:20),
Он сделает это,
Но нам нужно Его попросить…
Молиться, молиться и молиться,
Дух молитвы — это дух единства,
А действуя и рассуждая внешне,
Мы ничего не решим.
Господи! Созидай в нас единство,
И дай нам понимание Твоей Молитвы…
Чтобы она вошла в нашу плоть и кровь,
В сердце и разум…
Будем повторять Его Имя,
Имя Иисуса,
Чтобы через Него познать Отца и Сына…
Господи Иисусе Христе, Боже наш,
любви Творче и благим Дателю,
давый нам, рабом Твоим, любити друг друга, якоже Ты нас возлюби,
да единою любовию уединени суще,
Тебе молимся и хвалу Тебе возсылаем…
яко Ты еси Любы наша,
и Тебе славу возсылаем,
со Безначальным Ти Отцем,
и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом,
ныне и присно и во веки веков. Аминь12.
1 Ванье Ж. Войти в тайну. Иисус в Евангелии от Иоанна. Вера и Свет, 2013. 384 с.
2 Ср.: Филарет (Дроздов), свт. Слово в Великий Пяток 1816 г. // Интернет-ресурс: http://www.pravoslavie.ru/34748.html.
3 Беседы великих русских старцев. Преподобный Силуан Афонский. Духовные беседы. Интернет-ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy-velikih-russkih-startsev/25.
4 Софроний Сахаров, архим. Духовные беседы. Беседа 18: Путь к богоподобию. Интернет-ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/dukhovnye-besedy/18.
5 Акафист «Слава Богу за все», кондак 2.
6 Слова из древнейшего христианского гимна «Свете Тихий», входящего в состав вечерни: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне».
7 Слова прп. Исаака Сирина // Интернет-ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/put-bogopoznanija/2.
8 Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Книга IV, гл. XX, 5, 7. Интернет-ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/protiv-eresej/4.
9 Виктор (Мамонтов), архим. Молитва как диалог // Виктор (Мамонтов), архим. Господь — Пастырь мой // Интернет-ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamontov/gospod-pastyr-moj/3_4.
10 Мать Тереза. Кто для меня Иисус // Интернет-ресурс: http://motherteresa.ru/mother-teresa/prayers/who-is-jesus-for-me.
11 Слова из книги брата Роже из Тэзе «Нет большей любви».
12 Молитва перед целованием мира из Литургии по древнерусскому (дониконовскому) чинопоследованию.
[1] «Познавший таинство Креста и Гроба (Господня) познаёт и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие». Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и домостроительстве. Сотница 1, 66. Интернет-ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/glavy_o_bogoslovii_i_domostroitelstve_voploscheniya_Syna_Bojiya/.
[2] «Ибо и Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа». Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам // Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. C. 101.
[3] А. С. Хомяков: «Церковь есть благодать Святого Духа, подаваемая взаимной любви христиан».