Рассылка «Как читать Библию». Письмо первое
В Библии содержатся удивительные обещания тому, кто будет ее читать:
- Это очистит и поможет победить грех. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. (Ин.15:3) В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. (Пс.118:11)
- Это принесет радость и счастье, даст сладость душе. Повеления Господа праведны, веселят сердце,… они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота (Пс.18:9,11)
- Это даст мудрость и подготовит к служению Богу. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:16,17).
- Это изменит жизнь. Слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. (Ис.55:11)
Но как приступить к чтению, с чего начать? Что делать, если читать Писание скучно? Какой перевод Библии самый лучший? Есть ли у каждого текста «самое правильное» толкование? Читать Писание и молиться – можно ли это совместить? Есть ли в Библии ошибки?
Я, Владимир Стрелов, приветствую вас, и попробую поразмышлять об этом в нашей рассылке.
Как изучают Библию? Подход верующего
В школе на уроках литературы Библию проходят как памятник древней письменности или сборник нравственных поучений. Ученые используют ее как источник в исследованиях Древнего мира. В прежние времена на Библии строили систему научных знаний о происхождении Вселенной, жизни и человечества.
Но верующий человек видит в Библии нечто большее. Она для него – Священное Писание. В ней звучит Слово Божие. Это означает, что, читая Библию, можно услышать Самого Бога – без каких-либо посредников. А, услышав голос, можно ответить.
Так и происходит Встреча с Богом через Священное Писание, завязываются отношения. Чтение Библии меняет все. Углубляется понимание жизненных целей. Не сразу, но со временем меняются отношения: отношения с Богом становятся более живыми, нешаблонными, близкими, с людьми – более подлинными, сердечными. Исправляется жизнь. Возрастает надежда.
► Уделите несколько минут тому, чтобы поразмышлять (лучше с бумагой и карандашом), как вы до сих пор искали волю Божию в своей жизни? Есть ли у вас трудности в чтении Св. Писания? Как вам кажется, как нужно читать Библию, чтобы действительно извлечь нечто ценное для себя и встретиться с Богом, случалось ли это в вашей жизни?
Практические советы апостола Иакова
Брат Господень Иаков дает советы, как подготовить себя к чтению и пониманию Священного Писания (Иак. 1:21-27):
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
К чтению, слышанию Слова Иаков советует подготовиться – отложить нечистоту и остаток злобы. На практике мы можем перед чтением Писания попросить Бога очистить нас от всякой скверны плоти и духа, и передать Ему суд над всем, по поводу чего мы переживаем (в том числе и над самими собой, чтобы оставить размышления о себе и обратиться к Слову).
Далее Иаков рекомендует стать кроткими. Это означает особый настрой, отношение. Почти всегда нам требуется время, чтобы внутренняя буря утихла, и мы смогли стать тихими, внимательными. Кротость как отношение означает послушание, покорность голосу Божию (вспомните «укрощенных» зверей). И здесь важно решить для себя: буду послушен, и если что-то услышу, выполню – да поможет мне Бог.
Читать это Слово следует не между делом, шутя, а с благоговением, как то, что может спасти наши души (соответственно, если читать неверно, можно душу и погубить).
В это слово нужно «вникать» и «пребывать» в нем. Вникать – это больше, чем просто взглянуть. Это означает читать, пока не найдешь «драгоценную жемчужину», то, что согреет душу, даст ответы, или, наоборот, поставит серьезный вопрос. О том, как вникать, мы подробнее поговорим позже. Обратим внимание еще на «пребывать» — т.е. постоянно думать о прочитанном, запоминая и возвращаясь к этому в течение дня.
Слово Божие как зеркало: оно показывает нам самих себя без прикрас. И наши таланты, и наши слабости, все наши установки становятся видны из того, как мы реагируем на то или иное место в Библии. Сегодня человек обращается к психологии, чтобы узнать себя, — и это неплохо; но мы забыли, что Слово позволяет также увидеть себя со стороны, причем – через призму взгляда Божия.
Но Слово – это не только про меня сегодняшнего. Оно содержит в себе закон свободы, т.е. наставления, которые ведут к свободе, и это – про будущее. И если человек идет по этому пути, оно делает нас блаженными, т.е. дает счастье от ощущения того, что пути наши угодны Богу.
Чем же заканчивается верное чтение? Готовностью исполнять то, что открылось.
В наставлениях отцов и учителей Церкви вы найдете ровно то же: помолившись, читать немного, но много размышлять, прилагая к себе, и уж что стало понятно, стараться исполнить.
Рекомендую вам прослушать беседу И.Я. Грица о чтении Писания. В выступлении сказано гораздо больше!
Спасибо, что вы дочитали это письмо! В следующих выпусках мы рассмотрим ряд тем, которые будут сопровождаться практическими заданиями:
- Что отличает верующего человека в его подходе к Священному Писанию.
- Роль вопросов в исследовании Писания.
- Целостное видение Библии и наше место в Библейской истории.
- Разные переводы, контекст и специальные инструменты: параллельные места, симфония, карты, словари, комментарии.
- Выделение разных уровней смысла, от буквального к духовному, неисчерпаемость Откровения.
- Молитвенное чтение Священного Писания.
- Человеческий фактор: культура, личность автора, адресат, жанры.
- Как не уставать читать Слово Божие.