Рассылка «Как читать Библию». Письмо второе
Друзья! Снова приветствую вас и предлагаю второе письмо из серии «Как читать Библию». Сегодня мы поговорим о важности вопросов при чтении Св. Писания.
Наблюдайте, как вы слушаете (Лк. 8:18)! Иисус часто повторяет эту фразу своим ученикам, народу. А как я слушаю?
Я просто радуюсь тому, что нахожусь в толпе слушающих, и утешаю себя тем, что принадлежу к этим людям? Или я еще задумываюсь над тем, что говорится, как это относится ко мне?
Я занят своими мыслями, ищу подтверждения тому, что уже знаю, и готов повторять заученные истины? Или я готов взглянуть на текст Писания так, будто вижу его впервые, с удивлением младенца?
Я вообще понимаю, о чем говорится? Все-таки нас разделяют несколько тысяч лет с культурой Библии, и полтора столетия с языком переводчиков Синодального текста…
Важность вопросов
Попытка понять текст начинается с постановки вопросов. «Смотрите же, сколько нам нужно бдительности не только для того, чтобы разрешить недоумения, но и для того, чтобы узнать, что требует решения. Немаловажное ведь дело и суметь найти недоуменные вопросы» (свт. Иоанн Златоуст). От того, насколько глубокие вопросы задает человек, становится понятно, на каком уровне он может понять этот текст.
Грустно, если вопросов нет. Как-то к священнику подошел человек и говорит: «Батюшка, скажите мне, что мне делать в духовной жизни?» Священник ответил: «Это вы — спрашивающий», — то есть у тебя должен родиться вопрос прежде, чем я смогу тебе что-то сказать. И со Св. Писанием точно также. На выездных семинарах И.Я. Грица задача заключалась в том, чтобы, получив комментарий, проработав его дома вместе с текстом Писания, приехать и задавать проблемные вопросы. И даже ранжировали: простой вопрос, хороший вопрос, очень хороший вопрос.
Итак, чтобы понять Св. Писание и связать его с собственной жизнью, важно ставить тексту вопросы, обеспечивать диалогичность. Хотя у нас как бы и есть ответы в тексте, мы их можем не замечать; только в диалоге рождаются смыслы.
Я хочу предложить вам три варианта постановки вопросов.
Три варианта вопросов
1-ый вариант самый простой (вопросы на факты, смысл и связь с нашей жизнью).
2-ая группа вопросов расширяет первую, но вопросы в этой группе дополнительные, их задавать стоит тогда, когда есть силы, время и желание.
3-ий вариант отличается четкой структурой, и при этом он практически ориентирован. Для тех, кто только начинает читать Св. Писание самостоятельно, этот вариант наиболее предпочтителен.
Вам не нужно пытаться запомнить все эти вопросы. Попытайтесь уловить общую мысль – остальное приложится.
Факты, смысл, применение
Самый простой способ постановки вопросов получил название индуктивного чтения. Он позволяет убедиться, что вы верно прочли текст (1), стараетесь понять его смысл (2) и применить к собственной жизни (3).
На первом этапе вы разбираетесь с фактами. Выделяете ключевые слова и фразы, пытаетесь пересказать текст, проверяете, верно ли вы понимаете слова и выражения, представляете себе ту реальность, которая за этим стоит. Что мы знаем о том или ином персонаже сегодняшнего чтения? О том или ином понятии? Где еще об этом говорится? Что означает то и это слово? Если в тексте идет какое-то перечисление, хорошо бы попытаться воспроизвести подробности, сравнить их.
Далее вы задаетесь вопросами о смысле. Что это значит? Почему так сказано? Каков смысл в происходящем?
И, наконец, как вам это применить. Бывают ли в моей жизни подобные ситуации? Кем я вижу себя в этой истории? Какие выводы мне нужно сделать?
Дополнительные вопросы
Далее, вы можете поставить дополнительные вопросы (второй вариант).
- Параллельные места и контекст. «Где и что еще говорится об этом в Библии?» «Что это слово, термин означает в этом послании, во всех текстах этого автора, во всей Библии?» «Как ближайшие главы помогают понять этот отрывок?»
- Связь с Преданием Церкви. «Где используется этот отрывок в богослужении, и почему?» «Как это место толкуют отцы Церкви?»
- Христологическое прочтение. «Где в этом тексте можно увидеть указание на Христа?»
- Экзистенциальное прочтение. «Где я вижу себя в этом отрывке?»
- Связь с практикой жизни. «От чего мне следует уклоняться? Чего искать и делать?» «В каких случаях для меня это исполнимо?»
- Связь с молитвой. «Как можно молиться этим псалмом? О чем вам хочется помолиться сейчас, когда мы прочли и разобрали этот текст?»
Структурированный план
Может быть, вам больше понравится следующий план:
- Помолитесь, чтобы Бог помог вам понять прочитанное.
- Прочитайте текст.
- Подумайте над прочитанным, задайте себе несколько вопросов:
- О ком и о чем идет речь в этих стихах?
- Чему учит этот текст о Боге Отце, Господе Иисусе Христе и Святом Духе?
- Происходит ли нечто подобное в наши дни, или это относится только к библейским временам?
- Есть ли здесь пример для подражания, повеление к действию или, возможно, предупреждение?
- Имеется ли здесь обетование?
- Какую истину открывает для меня сегодня Бог из прочитанного, что Он хочет сказать мне через этот отрывок?
- Какой стих мне следует запомнить?
- Если есть время, найдите другие отрывки Писания, которые могут помочь лучше понять прочитанное, обратитесь к комментариям.
- Помолитесь. Просите Бога указать, в чем Вы должны раскаяться, как верить и быть послушным, как благодарить и прославлять Его, выскажите Богу свои просьбы.
- Примените. Как вы можете практически применить прочитанное?
- Поделитесь. Чем из того, что вы сегодня прочли, вы можете поделиться с другими людьми?
Практика: начало Евангелия от Марка
Попробуем перейти к практике. Возьмем для примера Мк.1:1-8. Прочтите этот текст.
1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
► Попробуйте поразмышлять над этим отрывком, позадавать вопросы. Лучше, если вы будете вести записи. Потрудитесь над текстом, не читайте дальше, пожалуйста. Минимум пять минут, лучше — больше. Попробуйте из тех вопросов, что у вас получились, отобрать действительно полезные, важные вопросы.
Получилось?
Проверка
Для сравнения предлагаю вопросы, которые возникали у других читателей. Может быть, они помогут и вам немного глубже поразмышлять над отрывком.
- Что означает слово Евангелие? Это только книга? Если есть начало Евангелия, есть ли у него конец?
- Что означает «Сын Божий»? Можно ли сказать, что все люди, или все христиане являются «детьми Божьими»?
- Кого цитирует Марк в самом начале? Зачем?
- Почему это Евангелие начинается не с родословной или детства Иисуса, а сразу с проповеди Иоанна Крестителя? Чем она так важна?
- Каким был Иоанн? А это важно, что он в пустыне? Можем ли мы чему-то от него научиться?
- Что означают образы, которые использовал Иоанн в своей проповеди: приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему?
- Он говорит о покаянии. Как это соотносится с нашей жизнью?
- Как понять выражение «крестить Духом Святым»?
- Где еще говорится об Иоанне Крестителе? Как эти параллельные места (например, Лк. 1:5-25, 57-80, Лк. 3:1:19) помогают нам понять служение Иоанна Крестителя?
- Мы слышим слова Отца и видим действие Духа Божия. А как в нашей жизни действует Отец, Дух Святой?
- Об Иисусе говорится как о Сыне возлюбленном. А как я отношусь к Иисусу? Как к нам относится Бог?
- Интересно, почему Иисуса Дух направляет в пустыню для искушения?
- В чем заключалось содержание проповеди Иисуса?
- Какие два необходимых действия с нашей стороны ожидает Сам Спаситель, и почему?
- За что я могу быть благодарным в связи с этим отрывком?
► Попробуйте прочесть другие библейские отрывки, используя разные способы постановки вопросов. Будет интересно, какой из способов вам больше понравится.
Если я не нахожу ответов?
А если я прочел отрывок, увидел, что не понимаю сказанного, и никакие вопросы не помогают, — спросите вы, — что делать?
У вас есть три пути.
Если сказанное кажется вам очень важным, стоитв первую очередь молиться о просвещении.
Также вы можете углубляться в анализ текста (мы будем говорить об этом позднее), смотреть разные толкования, или спросить более знающих людей.
Но если это сейчас для вас не кажется критически важным, иногда имеет смысл просто читать дальше, в надежде, что станет понятнее, когда вы увидите данный фрагмент в контексте целого.
О важности целостного видения Библии мы будем говорить в следующий раз, и даже предложим вам несколько вариантов того, как можно увидеть эту целостность.
Спасибо, что дочитали письмо! В следующий раз я дам адрес почты, куда вы сможете направлять свои вопросы, замечания и предложения.
Этот текст хорошо дополняют:
И.Я. Гриц. Удивление как основа преподавания
В.С. Стрелов. О изучении Писания в раннем монашестве
В.С. Стрелов. Вопросы при чтении Писания (методика для ведущих)
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1Тим.4:16)