Рассылка «Как читать Библию». Письмо третье
Друзья, я снова приветствую вас!
Сегодня мы поговорим о важности целостного видения Библии, и о том, как рассматривать поступки отдельных ее героев.
Мы также затронем вопрос о том, как увидеть себя в контексте этой большой Истории.
Трагическая амнезия современного христианства
Представьте себе человека, страдающего провалами в памяти. Он, может быть, хорошо помнит детство, но вот подростковый возраст – опыты дружбы и предательства, первая влюбленность, решение выбрать профессию – остаются вне его сознания. Он живет с супругой, но не помнит, ни как они познакомились, ни как прошел первый год совместной жизни. Да что там, он даже не помнит, как появились дети! В следующем году ему обещана новая должность, о которой он мечтал и где он сможет по-настоящему реализовать себя, — но он совершенно забыл об этом, и раздумывает, не бросить ли надоевшую работу. Назовете ли вы такого человека счастливым?
В такой ситуации дезориентированности оказывается немало современных верующих.
Если о творении мира читали практически все, то у многих еще не было возможности вникнуть в Пятикнижие, книги Судей, Царств. Это означает, что первые встречи с Богом, обетования и требования Завета, годы трудной проверки отношений будто прошли мимо них. Когда у них возникают трудности, на пример кого опереться, что вспомнить?
Другие еще не погружались в Писания (Притчи, Псалмы, книги Екклезиаста, Иова и др.). Жизнь, опыт, молитвы, мудрость и ошибки прежних поколений остаются вне поля их зрения. Начинать все с чистого листа, конечно, смело, — да вот только зачем повторять чужие ошибки?
Третьи не знают, с какой стороны подступиться к пророкам – и в результате у них нет твердого основания для надежды.
Евангелие слышали в том или ином виде практически все – но насколько хорошо оно усвоено, если его фундамент, Ветхий Завет, отсутствует? Как часто христиане не дотягивают в практической жизни до норм Ветхого Завета, фантазируя, что живут в «свободе и любви» Завета Нового!
Многие верующие и хотели бы полноты жизни во Христе, — но они не вполне знают, что это такое, ведь жизнь первохристианской Церкви, с ее радостями и проблемами, описанная в Деяниях и Посланиях, часто им неизвестна.
Может быть, лучше у нас обстоит с будущим? Да нет, Апокалипсис – это книга, которую никогда не читают в церкви, — гордо заявят вам некоторые. Пусть это и не точно (по уставу должны бы читать Постом), — но был ли у вас шанс в подробностях узнать, о чем же там говорится, какое будущее нас ждет?
Это касается всех христиан. Если у православных христиан на место Писания часто становится Предание (или даже предание с маленькой буквы, а до самой Библии руки не доходят), то у протестантов вместо целостного видения Библии часто можно встретить лоскутное одеяло из любимых цитат и тем.
Потеря целостного видения ведет к печальным последствиям для жизни верующих (пропадает интерес, начинаются сомнения в вере) и всей Церкви (видение важнейших вопросов становится узким, местечковым, слишком человеческим, лишается Божьей перспективы).
Я не ожидаю, что вы прочтете всю Библию за неделю до следующего письма. Более того, это могло бы иметь и отрицательный эффект! Чтение без углубления нередко приводит к тому, что складывается ошибочное, но стойкое впечатление: «Библия – скучная книга, рассказывающая о жестоких людях, устаревших ритуалах, и довольно своенравном Боге». За двадцать лет в Церкви я встретил только одного человека, который уверовал, просто последовательно читая Библию без комментариев, — и несколько тех, кто разочаровались в Библии как Слове Божием от такого «галопа по европам».
Вместо этого предлагаю познакомиться с двумя обзорными лекциями об иудаизме и зарождении христианства. Это поможет вам ориентироваться в Писании и видеть картину целиком. Я надеюсь, это также укрепит ваше желание познакомиться с не читанными пока книгами (по завершении этой рассылки я предложу несколько конкретных способов, как это лучше сделать).
Постепенное развитие Откровения
Представленное в лекциях видение может быть существенно обогащено и детализировано, если вы начнете исследовать развитие Библейского Откровения. В конце письма я приведу рекомендуемые материалы.
В частности, становится ясно, что Бог постепенно открывает свою волю человечеству: одному поколению дается одно, другому – прибавляется, одному праведнику Бог открывается так, другому – иначе, и есть рост каждой личности в индивидуальном постижении Бога. Пророки дополняют сказанное в Пятикнижии, а книги Писаний часто являются комментарием к пророкам; интересно прослеживать, как меняется видение в течение жизни больших пророков или ап. Павла.
Гигантский скачок – Воплощение Сына Божия, пример Его жизни. Он – главное Откровение, Он – Истина в прямом и единственном смысле. После Него начинается новая жизнь.
Как оценивать поступки героев Библии?
Дочитав до Христа, у некоторых возникает желание всех мерить Его мерой. И тогда значение Ветхого Завета принижается, а герои Ветхого Завета рассматриваются как какие-то «неполноценные» праведники. Но Нового Завета не было бы без Ветхого; Новый Завет не заменяет Ветхого, а дополняет Откровение. И нельзя требовать от ветхозаветных людей, чтобы они мыслили и поступали как новозаветные святые. Духа на них не было, Христа они не видели, — они только ждали и надеялись.
Впрочем, не надо впадать и в противоположную крайность, и думать, что все поступки героев Ветхого Завета – раз они герои — Богом однозначно одобряются.
Жизнь, поступки любых людей библейской традиции стоит рассматривать а) в свете Закона б) в динамике; а если говорить о Христе, то в) отмечая моменты, когда они дорастают до Его уровня.
Это означает, что нужно хорошо ориентироваться в заповедях Закона, чтобы представлять, персонаж действует по заповеди или нарушает ее. Лучше видеть за библейскими героями не «икону», а живого человека, со своими взлетами и падениями – так они станут нам ближе и понятнее. Если праведник нарушает заповеди и поступает просто безрассудно – надо разбираться, почему он так себя ведет, но не надо оправдывать глупости! (Это станет яснее, если вы, например, прочтете историю Иеффая).
Часто толкователи действовали иначе. Они пытались дать идеальный образ праведника, оправдать все его неблаговидные проступки, а его врагов очернить. В результате получались схемы, а не живые люди. И конечно, если кто-то из героев Библии действует выше Закона, это роднит Его с Самим Законодателем и Судьей – такие моменты также хорошо видеть.
Иначе говоря, я бы предложил читать Писание через двойные линзы: Закона и Христа. Закон устанавливает норму, ниже которой просто нельзя. Христос дает тот пример, к которому мы можем только стремиться [1]. И чтобы нам понять волю Божию, нам нужен и Ветхий, и Новый Завет, причем во всей полноте, без исключений.
[1] Конечно, я несколько упрощаю ситуацию. В самом Ветхом Завете существуют разные этапы отношений с Богом, разные Заветы. В Новом Завете есть большая разница между христианами из иудеев, знающих Закон, и христианами из язычников, которые подчас не понимают самых азов праведной жизни. У каждого – свой старт. Что для одного будет прорывом, для другого – естественной нормой жизни, или даже падением. Но подробнее об этом можно говорить только после хороших курсов Введения в Ветхий Завет, в Новый Завет.
Библейская история для меня, и я в ней
В этой теме остался нераскрытым еще один важный вопрос. Как увидеть себя в контексте этой целостной библейской истории?
«Творение – Падение – Закон — Обетование – Евангелие спасения – Миссия Церкви – Новое небо и Новая земля» — так можно обобщенно представить ее этапы. В чем-то это похоже на обобщение Символа веры. Если Символ веры – квинтэссенция и ключ к догматике, то единое видение библейской истории — ключ к толкованию трудных вопросов Библии и согласованию Библии и жизни. Как это работает?
- Читая о творении, личностно проживая эти тексты, мы убеждаемся в благости сотворенного мира и можем хвалить за него; осознаем, что Тот, Кто сотворил нас, может и сейчас изменить нас и нашу жизнь.
- В падении мы узнаем себя, видим возможные преткновения, и перестаем надеяться лишь на свои силы. Эта часть Библейских повествований объясняет, почему наш мир не идеален: в этом виноват вовсе не Бог, а воля человека.
- Закон и история народа Божия указывают пути жизни; это зеркало, которое являет нам самих себя. Мы можем также найти себя, свое место в мудрости Притч или молитве Псалмов.
- Размышляя об обетованиях пророков, мы укрепляемся в вере в Мессианство Иисуса и одновременно обновляем свою надежду – то, чего так не хватает современному миру.
- Евангельская история спасения приближает нас к Сыну Божию, открывает спасение по вере в Его искупительные страдания. Это – ясный портрет Того, в Кого мы верим, и пример нам. Каждый может найти во Христе все, чего только можно искать в Друге, Наставнике, Брате.
- Читая о жизни ранней Церкви, мы видим, какой может быть жизнь христианина – в страданиях, но и в радости Духа, в борьбе за святость, в братстве и служении миру, учимся применять свою веру к повседневности.
- Наконец, размышления о Новом небе и новой земле показывают неокончательность всего, что мы знаем в этом мире, и дает надежду: все подлинно дорогое нам не погибает, будет нам возвращено, и откроется такое, о чем мы даже не можем мечтать.
Любая часть истории спасения может вести нас к вере, может вести к Встрече. Нам нужно научиться так читать разные части Библии, чтобы видеть себя ее участником, чтобы Библейская история стала нашим большим контекстом жизни, а наша собственная история стала частью истории библейской.
В этом письме не было практических заданий, но я надеюсь, что вы прочтете лекции об иудаизме и зарождении христианства.
И если сегодня мы рассматривали Писание на макроуровне, то в следующий раз мы спустимся на микроуровень и будем говорить о инструментах, помогающих в анализе конкретных текстов – начиная с переводов и заканчивая комментариями.
Вы можете поделиться своим мнением о рассылке, задать вопрос, написать замечания и предложения.
Этот текст хорошо дополняют:
А.И.Черняк. Библейская катехизация (10 аудиолекций)
Л.Буйе. О Библии и Евангелии
Читая Божественное Писание, уразумевай, что сокрыто в нем собственно для тебя; а все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15:4). Преп. Марк Подвижник
Спасибо Вам большое! Поняла, что так больше нельзя. Но как вставить неторопливое изучение Библии в суетную жизнь(((